Оценки справедливости и эффективности конкурентного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

целью курсовой работы является оценки справедливости и эффективности конкурентного рынка.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность конкурентного рынка.
2. Проанализировать виды конкуренции.
3. Провести оценку эффективности и справедливости различных форм конкурентного рынка.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Именно циклическое чередование позиций фирм-олигополистов позволяет им сбалансировать свои интересы и фактически выступать единым фронтом против антимонопольных механизмов.

В реальной действительности имеются между олигополистами существенные расхождения как в издержках, так и б эластичности спроса на их продукцию, кроме того они могут намечать различные целевые установки, что обуславливает далеко нерыночное их поведение. Кроме того, в рамках тайных соглашений, которые фактически блокируют ценовую конкуренцию, могут развиваться неценовые формы конкуренции, сопровождаемые предоставлением скрытых скидок и дополнительных услуг, улучшением форм обслуживания клиентов, обеспечением наилучшим после сбытовым обслуживанием. [13, с. 26]

Оценивая значения олигополистических структур, необходимо отметить, во-первых, неизбежность их формирования как объективного процесса, вытекающего из открытой конкуренции и стремления предприятий к достижению оптимальных масштабов производства. Во-вторых, несмотря как на положительную, так и негативную оценку олигополии в современной экономической жизни, следует признать объективную реальность их существования. Положительная оценка олигополистических структур связывается прежде всего с достижениями научно-технического прогресса. Действительно, в последние десятилетия во многих отраслях с олигополизированными структурами достигнуты значительные успехи в развитии научно-технического прогресса (аэрокосмическая, авиационная, электронная, химическая, нефтяная промышленность). Олигополии обладают значительными финансовыми ресурсами, а также заметным отличием в политических и экономических кругах общества, что позволяет им с той или иной степенью доступностью участвовать в реализации выгодных проектов и программ, финансируемых нередко из общественных фондов. Небольшие конкурентные фирмы, как правило, не обладают достаточными средствами для не привлекательных стимулов при реализации имеющихся разработок. Негативная оценка олигополии определяется следующими моментами.

Это прежде всего то, что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а следовательно, можно ожидать таких же отрицательных последствий как и при рыночной власти монополиста. Но, если монополизированный рынок оказывается под контролем и регулируется государством, то олигополия получает возможность заключения тайных соглашений и тем самым уходит из-под контроля государства и создает видимость конкуренции, тогда как на самом деле стремиться извлечь выгоду за счет покупателей. В конечном счете, это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества.

Другим отрицательным моментом может служить то, что несмотря на значительные финансовые ресурсы, сосредоточенные в олигополистических структурах, большая часть новых продуктов и технологий разрабатываются независимыми изобретателями, а также небольшими и средними фирмами, осуществляющими исследовательскую деятельность. Однако технологическими возможностями практической реализации достижений науки и техники, производства и рынка на основе разработок мелкого и среднего бизнеса, который обладает достаточным капиталом для их технологической реализации.

В целом, когда обращается внимание на оценку эффективности олигополии, то отмечается, что последние нередко заинтересованы в сдерживании научно-технического прогресса, так как они не будут спешить внедрять появившиеся «новинки» до тех пор, пока не будет достигнута максимизация прибыли на ранее вложенный крупный капитал. Такая политика препятствует моральному износу как машин и оборудования, так и технологий и продуктов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

С учетом вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Конкуренция в рыночной экономике, претерпев заметные изменения  за последние десятилетия, продолжает  играть не менее заметную роль  в экономическом развитии, чем  в прошлом веке, сохраняя важнейшее  место в экономическом механизме. Сохранение конкурентных и монопольных сил в экономике ныне таково, что позволяет считать современный капитализм не в меньшей мере конкурентным, чем монополистическим. Рынок, конкурентный механизм, закон стоимости обеспечивают поддержание основных народнохозяйственных пропорций, стимулируют товаропроизводителей, «вымывают» неэффективные звенья. Силы конкуренции действуют в сторону усиления воздействия всех факторов экономической эффективности, ведущих к обеспечению динамического равновесия спроса и предложения при общем повышении эффективности всего производственного процесса.

В силу своего стихийного характера конкуренция, особенно при условии ее полного господства на рынке, может вызвать побочные отрицательные экономические и социальные последствия. Однако в целом можно утверждать, что конкуренция с ее жесткими законами – главный двигатель современного прогресса.

2. При любой системе экономических  отношений в области некоторых  видов деятельности всегда сохранится  государственная собственность (оборонная  промышленность, энергетика, коммуникации, транспорт, связь, космос, информатика и использование стратегических ресурсов - здесь везде необходимо сильное государственное регулирование), а значит, и монополия.

В этих условиях прибыльность и повышение эффективности во всех цивилизованных странах объявлены главными целями деятельности государственного предпринимательства. Поэтому многие государства превратились в непосредственных организаторов производства в ведущих отраслях научно-технического прогресса. Они уже не доверяют частному капиталу освоения новых, приоритетных сфер деятельности, которые могут стать структурообразующим фактором для национальной экономики.

3 «Чистого» рынка как такового  нет ни в одном государстве. Об этом свидетельствуют сформировавшиеся  в развитых странах современные модели рыночных отношений. Их хозяйственный механизм, как правило, представляет собой некий конгломерат рыночных и не рыночных систем (разумное соотношение государственного планирования и рыночного механизма), тесно взаимодействующих между собой через многочисленные регулирующие государственные институты, социальные, правовые и культурные модифицирующееся тенденции, идеологию и правосознание.

Особое значение имеет государственная политика стимулирования конкуренции товаропроизводителей. Опыт таких стран, как Великобритания, Франция, Германия, показал, что экономическая эффективность гораздо в большей степени зависит от конкуренции, чем от природы права собственности. На нынешнем этапе развития мирового сообщества общепризнанной целью трансформации социально-экономических систем считается достижение приемлемого компромисса между экономической эффективностью и социальной справедливостью. В условиях переходного периода попасть в означенную зону достаточно сложно. Главная причина здесь в структурной неравномерности существования самого мирового сообщества, систем пространственного, ресурсно-технологического, социально политического и природно-биологического состояния. Поэтому на Западе уже давно весьма осторожно относятся ко всяким целенаправленным, резким трансформациям экономики и общества, так как в этом случае ход дальнейшего движения страны по пути интеграции в международное экономическое пространство, как правило, имеет ограниченную предсказуемость.

Надо помнить, что под рынком подразумевается не цель, а лишь средство достижения эффективности производства более высокого порядка для повышения уровня и качества жизни всех слоев общества. И уж никоим образом - не деформацию экономики и государства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Архипов, А.И. Экономика / А.И. Архипов, А.Н. Нестеренко, А.К. Большаков. - М: Проспект, 1998. - 406 с.

2. Гальперин, В.М. Микроэкономика / В.М. Гальперин, СМ. Игнатьев, В.И. Моргунов. - СПб.: Питер, 1994. - 523 с.

3. Злотников, Л.К. Экономическая политика: анализ и альтернатива: сборник докладов / Л.К. Злотников, В.М. Шлындиков. - Минск: Бестпринт, 1999. - 75 с.

4. Кураков, Л.П. Экономическая теория: учеб. пособие/ Л.П. Кураков. -М.: Пресс-центр, 1998. - 418 с.

5. Макконелл, К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконелл, С.Л. Брю. - М.: Республика, 1992. - 834 с.

6. Маршалл, А. Принципы экономической науки/ А. Маршалл. - М.: Прогресс, 1993. - 742 с.

7. Осокин, А. Монополистом быть можно. Злоупотреблять нельзя/ А. Осокин, Н. Хорошавина //Коммерсанть. - 1995. - №34. - С. 23-28.

8. Пайдиев, Л. Социальная защита - конкурентоспособность отечественной экономики/ Л. Пайдиев // Экономист. - 1994. - №5. - С. 14-21.

9. Пиндайк, Р. Микроэкономика/ Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. - М.: Дело, 2000. - 537 с.

10. Портер, М. Международная конкуренция/ М. Портер. - М.: Международные отношения, 1993. - 250 с.

11. Фишер, С. Экономика/ С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. - М.: Дело, 1993.-647 с.

12. Хейне, П. Экономический образ  мышления/ П. Хейне. - М.: Дело, 1992.-157 с.

13. Чемберлин, Э.Х. Теория монополистической  конкуренции. Реориен-тация теории  стоимости/ Э.Х. Чемберлин. - М.: Иностранная  литера-тура, 1959. - 195 с.

14. Шерер, Ф. Структура отраслевых  рынков/ Ф. Шерер, Д. Росс. - М.: Инфра-М, 1997. -405 с.

15. Эванс, Дж. М. Маркетинг/ Дж.М. Эванс, Б. Берман.- М.: Владос, 1993. - 578 с.

16. Эдвин, Д. Микроэкономика/ Д. Эдвин. - СПб: Питер, 1994. - 593 с.

17. Камаев, В.Т. Экономическая теория / В.Т. Камаев. - М.: Владос. -2004. - 592с.

18. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория  и практика/ А.Ю. Юданов. - М.: Академия, 1998. - 281 с.


Информация о работе Оценки справедливости и эффективности конкурентного рынка