Финансовые
махинации в оффшорных зонах
способны дестабилизировать мировую
финансовую систему. Противостоять
им предполагается путем ликвидации
в этих юрисдикциях особого
банковского режима, помогающего
сохранять полную анонимность
вкладчиков, введение единых банковских
стандартов и создание единой
мировой системы связи между
банками и инвестиционными компаниями.
Единая компьютерная программа
связи позволит автоматически
выявлять подозрительные транзакции,
блокировать их и доводить
необходимую информацию до следственных
органов. Так, по данным ФБР, каждый десятый
доллар на банковских и инвестиционных
счетах оффшорных зон принадлежит преступным
группировкам.
Учитывая важность данной проблемы,
как на национальном, так и
на межнациональном уровне, в
апреле 1998 года Базельский комитет
по банковскому контролю и Международная
организация контроля по ценным бумагам
(IOSCO) разработали совместное заявление,
содержащее 6 основных принципов:
- сотрудничество и обмен информацией
между контролирующими органами должны
быть свободными и не встречать препятствий
как внутри страны, так и за ее пределами;
- эффективному контролю подлежат
все банки и компании, работающие с ценными
бумагами, включая контроль над их капиталами;
- особых мероприятий по контролю
требуют финансово-промышленные группы
(холдинги), разрозненные географически
или функционально;
- достаточный капитал должны
иметь все банки и компании, работающие
с ценными бумагами;
- контроль над рынками, прозрачность,
целостность, обеспечиваются соответствующей
отчетностью и открытостью операций ;
- процесс контроля необходимо
постоянно поддерживать и совершенствовать.
Сегодня
повышенное внимание, уделяемое
международным сообществом оффшорным
зонам, объясняется тем, что с
помощью средств, хранящихся в
них, коммерсанты осуществляют экспортно-импортные
операции без уплаты соответствующих
пошлин. Средства на счетах в
«налоговых гаванях», не подпадающих
под налогообложение, рассматриваются
всеми оффшорными территориями
как «исключенная собственность».
Этим и объясняются огромные
прибыли бизнесменов, осуществляющих
сделки через оффшорные зоны.
При
проведении любых финансовых
операций следует помнить, что
самое ценное в мире – это
информация. Обобщая мировой опыт,
можно сделать вывод, что сегодня
существует три места, где в
том или ином виде накапливается
информация о финансовой деятельности
компании, которую можно получить
в соответствии с местными
законами. Это страна регистрации
компании; банки, где открыты счета
компании; страна осуществления
хозяйственной деятельности.
Коммерческие
компании, банки, и всемирные организации,
использующие глобальные телекоммуникационные
и транспортные линии, нуждаются
в обмене коммерческой и финансовой
информации на международном уровне.
Обмен информацией важен не только для
инвесторов, общественности, но и для юрисдикций,
заботящихся о своей репутации. Примечателен
опыт Кипра, который обязывает все зарегистрированные
в этой юрисдикции компании публиковать
годовой финансовый отчет, проводить ежегодный
аудит, иметь зарегистрированный офис
и т.д.
В настоящее
время оффшорные территории находятся
на переднем крае экспериментов
в области налогового, корпоративного,
инвестиционного, страхового, трастового,
лизингового и банковского законодательств.
Будущее оффшорных схем будут
строиться не только на внешнеторговых
контрактах, но и на лизинговых,
трастовых, комиссионных, страховых
и других договорно-правовых формах
осуществления сложных коммерческих
сделок.
В современном
оффшорном бизнесе сформировались
разнообразные модификации оффшорных
форм деловой активности. Все
более актуальной становится
возможность создания не только
отдельных оффшорных фирм, но
и схем, включающих в себя как
оффшорные, так и неоффшорные фирмы.
Для финансового
обслуживания такой группы предприятий
целесообразно создание оффшорных
банков, трастовых, финансовых и
других компаний.
3.2. Особенности оффшорного
сбора в Республике Беларусь
Список оффшорных зон в Республике
Беларусь утвержден Указом Президента
Республики Беларусь от 25.05.2006 №353 в редакции
от 21.01.2011 №31. В этот список входят 51 оффшорная
зона в различных частях мира, с которыми
резиденты РБ могут осуществлять внешнеэкономическую
деятельность:
Княжество Андорра
Антигуа и Барбуда
Содружество Багамских
Островов
Барбадос
Белиз
Бруней-Даруссалам
Республика Вануату
Ангилья
Бермудские Острова
Британские Виргинские
Острова
Монтсеррат
Гибралтар
Британская территория
в Индийском океане (Острова Чагос)
Южная Георгия и Южные Сандвичевы Острова
Теркс и Кайкос
Острова Кайман
Гренада
Республика Джибути
Доминиканская Республика
Макао (Аомэнь, Китайская Народная Республика)
Республика Коста-Рика
Острова Кука (Новая
Зеландия)
Ниуэ (Новая Зеландия)
Республика Либерия
Княжество Лихтенштейн
Республика Маврикий
Остров Лабуан (Малайзия)
Мальдивская Республика
Республика Маршалловы
Острова
Республика Науру
Антильские острова
(Нидерландские)
Республика Панама
Остров Мадейра (Португальская
Республика)
Княжество Монако
Независимое Государство
Самоа
Республика Сейшельские
Острова
Федерация Сент-Кристофер
и Невис
Сент-Люсия
Сент-Винсент и Гренадины
Королевство Тонга
Виргинские Острова
(Соединенные Штаты Америки)
Пуэрто-Рико (Соединенные
Штаты Америки)
Штат Вайоминг (Соединенные
Штаты Америки)
Штат Делавэр (Соединенные
Штаты Америки)
Остров Кергелен
Французская Полинезия
Республика Островов
Фиджи
Демократическая Социалистическая
Республика Шри-Ланка
Ямайка
Центр международного
бизнеса "Ингушетия", г.Назрань, Республика
Ингушетия
Республика Черногория.
В Республике Беларусь
субъекты хозяйствования, которые осуществляют
ВЭД с использованием оффшорных механизмов,
должны платить оффшорный сбор. Объектами
взимания оффшорного сбора являются любые
перечисления денежных средств резидентом
Республики Беларусь нерезиденту Республики
Беларусь, зарегистрированному в оффшорной
зоне, а также иному лицу по обязательству
перед этим нерезидентом и на счет, открытый
в оффшорной зоне. Плательщиками оффшорного
сбора являются юридические лица и индивидуальные
предприниматели Республики Беларусь
- резиденты Республики Беларусь. Кроме
того, объектом оффшорного сбора является
исполнение обязательств в неденежной
форме перед нерезидентом Республики
Беларусь, зарегистрированным в оффшорной
зоне, т.е. сбор взимается не только за
платежи, но и за товарообменные операции;
операции, связанные с проведением взаимозачетов;
сделки с использованием ценных бумаг
и денежных инструментов.
И наконец, под оффшорный
сбор подпадает переход в соответствии
с законодательством имущественных прав
и (или) обязанностей в связи с переменой
лиц в обязательстве, сторонами которого
выступают резидент Республики Беларусь
и нерезидент Республики Беларусь, зарегистрированный
в оффшорной зоне. Так, например, если в
порядке, разрешенном законодательством
Республики Беларусь, резидент уступает
право требования нерезиденту, зарегистрированному
в оффшорной зоне, то первый обязан уплатить
оффшорный сбор.
Оффшорный сбор не
взимается:
государственными органами
и государственными организациями, подчиненными
Правительству Республики Беларусь, в
соответствии с обязательствами Республики
Беларусь перед международными организациями
по межгосударственным и межправительственным
договорам;
в целях возврата юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями
кредитов, займов и процентов за пользование
ими, а также ранее полученных от нерезидентов
Республики Беларусь средств по иным основаниям
в соответствии с законодательством или
договором;
за товары, ввезенные на территорию
Республики Беларусь до вступления в силу
Указа № 104 от 12.03.2003 г.;
за работы (услуги), выполненные
(оказанные) до вступления в силу Указа
№ 104, с которых не взимался оффшорный
сбор.
По решению Президента
Республики Беларусь оффшорный сбор может
не взиматься в иных случаях.
Оффшорный сбор уплачивается
в республиканский бюджет резидентами
Республики Беларусь до перечисления
денежных средств в иностранной валюте,
в которой осуществляется платеж, или
в белорусских рублях по курсу Национального
банка по ставке 15%:
от перечисляемых нерезидентам
Республики Беларусь, зарегистрированным
в оффшорных зонах, сумм денежных средств
или от сумм, перечисляемых на открытые
в этих зонах счета, на дату их перечисления;
при неденежной форме исполнения обязательств в соответствии с законодательством перед нерезидентами Республики Беларусь, зарегистрированными в оффшорных зонах, исходя из цены договора на дату исполнения этих обязательств резидентами Республики Беларусь;
при переходе в соответствии
с законодательством имущественных прав
и (или) обязанностей в связи с переменой
лиц в обязательствах, сторонами которых
выступают резидент Республики Беларусь
и нерезидент Республики Беларусь, зарегистрированный
в оффшорной зоне, исходя из цены договора
на дату перемены лиц в обязательствах,
предусмотренных этим договором.
При неденежной форме
исполнения обязательств или переходе
в соответствии с законодательством имущественных
прав и (или) обязанностей в связи с переменой
лиц в обязательствах оффшорный сбор уплачивается
не позднее дня, следующего за днем исполнения
обязательств или перемены лиц в обязательствах. Оффшорный
сбор относится на финансовые результаты
деятельности резидентов Республики Беларусь. Банки
осуществляют перевод денежных средств,
с которых взимается оффшорный сбор, только
после уплаты резидентом Республики Беларусь
данного сбора. При установлении фактов
перевода банком денежных средств, с которых
взимается оффшорный сбор, до уплаты резидентами
Республики Беларусь данного сбора на
банк налагается штраф в размере 15% от
перечисленной суммы денежных средств.