Олигополия, ее основные признаки и типология моделей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить олигополию и ее проявление в нынешнее время.
В связи с поставленной целью задачи будут следующими:
1. Определить основные признаки олигополии и стратегии взаимодействия фирм-олигополистов.
2. Изучить модели олигополии.
3. Определить эффективность использования теории игр при моделировании стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
1. Основные признаки олигополии. Стратегии взаимодействия фирм – олигополистов……………………………………………………………………...4
2. Модели олигопол……………….…………………………………….....12
3. Использование теории игр при моделировании стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии…………………………………
4. Экономическая эффективность олигополии. Роль неценовой конкуренции в определении рыночной доли фирм …………………………….23
Заключение……………………………………………………………… ...29
Библиографический список……………………………………………….31

Файлы: 1 файл

Тема 19.docx

— 82.21 Кб (Скачать файл)

         Фирмы без труда осознают, что такой исход является результатом, как ограниченности отраслевого спроса, так и их собственного поведения. Если фирмы и могут воздействовать на спрос, то их возможности в этом отношении крайне ограниченны (суверенитет потребителя). Но они располагают свободой в выборе модели своего поведения. Осознавая взаимозависимость между собственным поведением и рыночным результатом этого поведения, фирмы становятся заинтересованными в координации своих действий. Целью такой координации является достижение наилучшего с точки зрения действующих на отраслевом рынке фирм равновесного состояния.

         Выбор того или иного типа стратегии, равно как и форм реализации каждого из них, зависит от тех объективных условий, которыми характеризуется конкретный отраслевой рынок, и от рыночной ситуации, в которой находятся фирмы. В то же время существуют факторы, которые препятствуют выработке всеми фирмами единой стратегии поведения. Во-первых, фирмы могут занимать разные конкурентные позиции на рынке. Во-вторых, они могут различаться по своему финансовому положению. В-третьих, фирмы могут ставить перед собой разные цели. Все это является причинами того, что фирмы могут избрать разные конкурентные стратегии. Поэтому единой точки рыночного равновесия, к которой стремятся фирмы, для олигополистических рынков не существует, а фирмы одной отрасли могут взаимодействовать и как монополисты, и как конкурирующие фирмы. Следовательно, не существует и единой теории олигополии.

         Таким образом, можно сделать выводы, что олигополия является самой распространённой формой рыночной структуры. Она имеет как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны фирмы-олигополисты имеют достаточно финансовых ресурсов для внедрения в производство новых технологий. А с другой - они, в отличии от фирм-монополистов не поддаются контролю со стороны государства, при этом могут вступать в сговоры, что влечет за собой неполноценное использование ресурсов и неудовлетворение потребитель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ

 

         Ввиду многообразия предположений олигополистов в отношении реакции соперников на свое поведение выделяют различные модели стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии.

1. По степени дифференциации продукции различают:

         ·однородную (классическую) олигополию - отрасль, производящую стандартизированную продукцию (сырье, материалы);

         ·дифференцированную (неоднородную) олигополию - отрасль, производящую товары субституты, дифференцированную продукцию (автомобили, компьютеры)

2. По виду стратегической переменной, относительной которой делаются предположения о реакции конкурентов:

         · ценовая олигополия, в которой предположения делаются относительно цены;

         · количественная олигополия, в которой предположения делаются относительно величины выпуска.

3. По степени взаимозависимости олигополистов различают:

         · некооперативную олигополию, в которой участники не зависят друг от друга и вступают в стратегическую игру;

         · кооперативную олигополию, в которой участники зависят друг от друга и вступают в явный или неявный сговор [2,с.64].

4. По совокупной рыночной доле четырех ведущих фирм выделяют:

         · плотную (компактную) олигополию, четыре ведущие фирмы которой покрывает 60% рынка и в результате чего их сговор возможен;

         ·неплотную (простую) олигополию, четыре ведущие фирмы которой покрывают до 40% рынка, в результате сговор невозможен;

         Но все же все модели делятся на два больших класса. Первый - олигополия без сговора, в которых каждая фирма, ориентируясь на действия конкурентов, самостоятельно максимизирует прибыль, управляя собственной ценой и объемом поставок продукции. Второй класс моделей - олигополия со сговором, когда фирмы пытаются в целях повышения собственной прибыли найти кооперативное решение.

         Для начала  рассмотрим модели олигополии без сговора. Важной предпосылкой, определяющей конкретный вид модели олигополии без сговора, является стратегическая переменная. Если олигополисты принимают решение об объеме выпуска продукции, то модель представляет количественную олигополию. Если олигополисты принимают решение о цене - ценовую олигополию.

         Модель Курно. Описывает некооперативную количественную одновременную игру олигополистов. Основная предпосылка заключается в том, что каждая фирма олигополистов стремится максимизировать свою прибыль, исходя предположения о том, что ее соперники сохранят текущий уровень производства[6, с.65,].

         Курно рассматривал рынок однородного продукта с двумя продавцами. Как в условиях чистой конкуренции, при однородной олигополии оба продавца должны установить единую цену: в противном случае покупателя может найти лишь продавец, предлагающий более низкую цену [7, с.313].

         Пример. Допустим, что на рынке действуют две фирмы: X и Y Как будет определять фирма X цену и объем производства? Помимо издержек они зависят от спроса, а спрос, в свою очередь, от того, сколько продукции выпустит фирма Y. Однако что будет делать фирма Y, фирме X неизвестно, она лишь может предположить возможные варианты ее действий и соответственно планировать собственный выпуск.

         Поскольку рыночный спрос есть величина заданная, расширение производства фирмой Y вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы X.

Функция реакции Курно - кривая показывающая, какой объем продукции будет поставлять на рынок один дуополитс при каждом заданном объеме продукции, поставляемом другим дуополистом [7, с.315] .

         Однако фирмы могут и не действовать по принципу лидер-ведомый, а одновременно принимать решения об установлении объемов продаж. В этом случае каждая фирма должна предложить, сколько товара выставит на продажу другая фирма. Обозначим Q10, Q20 - ожидаемые объемы продаж фирм. Если фирма 1 выпустит количество товара Q10, она ожидает, что фирма 2 выпустит количество товара Q20и наоборот. Таким образом функции реакции обеих фирм можно представить как Q1= f(Q20) (кривая А), Q2= f(Q10)(кривая В) (рисунок 2.1).       Выбор оптимального объема производства должен удовлетворять системе указанных двух уравнений реакции фирм. Это равновесие (Курно) показано в точке пересечения кривых функций реакции [8, с.149].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 Равновесие в ситуации дуополии при одновременной игре с некооперативной стратегией установления объемов производства

(модель Курно)

                                     Модель ассиметричной дуополии Штекельберга (модель лидерства       по

объему выпуска) описывает некооперативную количественную последовательную игру дуополистов [6, с.67]

Основные предпосылки:

         · отрасль производит однородный товар: отличия продукции разных фирм пренебрежимо малы, а значит, покупатель при выборе, у какой фирмы покупать, ориентируется только на цену;

        · фирмы устанавливают количество производимой продукции, а цена на неё определяется исходя из спроса;

         · существует так называемая фирма-лидер, на объём производства, которой ориентируются остальные фирмы.

         В модели Штекельберга фирма-лидер понимает, что ведомый будет реагировать на ее действия. Задача лидера выбрать такой объем производства и продаж, чтобы максимизировать собственную прибыль, но при этом необходимо учитывать реакцию ведомого. При выборе объема продаж Q1 общий отраслевой объем продаж составит Q1+Q2, где Q2=f(Q1) (рис 2.2).     Равновесие по Штекельбергу: фирма 1 (лидер) выбирает такой объем производства, чтобы кривая реакции фирмы 2 (ведомого) коснулась максимально низкой изотропной кривой фирмы 1 (точка х на рис 2.2)[8, с. 146].

Рисунок 2.2 Равновесие в ситуации дуополии при последовательной игре с некооперативной стратегией установления объемов продаж ( модель Штекельберга)

Рассматривая равновесие по Бертрану мы видим, что фирмы могут устанавливать цены на товары, оставляя определение объема продаж рынку. Так как фирмы не знают, а лишь предполагают действия конкурентов, то для победы  на рынке они будут снижать цену до предельно низкой, в крайнем случае – до уросня предельных издержек.

Рыночные цены, близки издержкам, могут устанавливаться в условиях олигополии не только при одновременной стратегии установления цен, но и при последовательной игре. «Ценовая война» - это цикл последовательных уменьшений цен конкурирующими фирмами. Каждый продавец желает увеличить свою долю на рынке, или даже завоевать весь рынок, снижая цену. Однако его конкуренты зачастую думают так же. Война цен продолжается до тех пор, пока не упадет до уровня средних издержек, или до уровня предельных издержек. В равновесии оба продавца назначат примерно одинаковую цену: P=AC=MC, т.е. отрасль придет в состояние близкое к совершенной конкуренции.

Ситуация жесткой ценовой конкуренции между олигополистами выгодна потребителям, однако обычно недолговечна. Во-первых, фирмы стремятся вступить в сотрудничество, чтобы увеличить прибыль; а во-вторых, если одна из воюющих фирм сильнее другой, она может выиграть борьбу и стать монополистом на рынке [8, с.152].

         Сговор - это тайное или явное соглашение между олигополистами с целью максимизации совокупной прибыли отрасли, раздела рынка, установление согласованных цен. Его формы картель и лидерство в ценах.

         Картель - это сговор олигополистов о разделе рынка и поддержании цен на продукцию или ресурсы для ее производства с целью максимизации совокупной прибыли отрасли или завоевания лидерства по объему продаж.

         Лидерство в ценах - это ситуация в отрасли, при которой одна из фирм- олигополистов устанавливает цену, максимизирующую ее прибыль, а остальные фирмы- олигополисты следуют за ней, выбирая объем производства, который при заданной цене позволяет максимизировать их прибыль[6, с.65]

         Однако если все фирмы, соперничая друг с другом, будут снижать цены, то рыночная цена упадет и всем продавцам будет хуже, чем было при сговоре, хотя, и покупатели, и общество в целом от этого только выиграют.    Таким образом, возможность совместных действий в целях максимизации общей величины прибыли в отрасли, приводит олигополистов к попытке сговора. Если им это удастся, то отрасль будет напоминать монополию. Однако возможность для каждого продавца увеличить свою долю в отраслевой прибыли с помощью не основанного на сговоре, но предполагающего соперничество поведения может привести некоторые фирмы к отказу от сговора или вынудить их разорвать договорные соглашения.

         Таки образом можно сделать вывод о том, что выбор модели взаимодействия фирм на отраслевом рынке зависит от многих факторов. Во-первых, выбор модели поведения фирм зависит от их численности. В условиях дуополии практически неизбежным становится сговор. Взаимодействие в модели с ограниченным числом участников чаще всего заканчивается результатами, близкими к равновесию Курно. Во-вторых, существенную роль в выборе модели поведения имеет критерий, используемый собственником для поощрения руководителей фирм. Когда контрактные отношения предусматривают применение собственником штрафных санкций за увеличения объема продаж, будет формироваться модель взаимодействия фирм, максимально отличающаяся от модели Бертрана, а объемы продаж будут выбираться с учетом поддержания заданности цен и прибылей. Если же в качестве критерия оценки работы и поощрения высшего менеджмента принимается объем продаж, то фирмы будут склонны к модели взаимодействия по Бертрану. Причем в такую модель взаимодействия будут вовлечены даже те фирмы, где система поощрения строится на основе иных критериев.

 

 

 

ГЛАВА 3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ ИГР ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИРМ В УСЛОВИЯХ ОЛИГОПОЛИИ

       Часто отмечают, что в действительности олигополия - это игра характеров - игра, в которой так же, как в шахматах или в покере, каждый игрок должен предугадать действия соперника - его блеф, контрдействия, контрблеф - настолько, насколько это возможно.

         Теория игр занимается анализом стратегического взаимодействия субъектов, она используется как для анализа действий отдельных людей, так и действий фирм. Предположим, что существует только две фирмы, у которых есть только два возможных варианта поведения. Допустим, дуополисты имеют лишь два варианта поведения - установить высокие цены на свой товар, или установить низкие цены. Каждый из вариантов приведет к различным объемам прибыли обеих фирм (таблица 3.1).

 

Фирма 2

Низкая цена

Высокая цена

 

Фирма 1

Низкая цена

2 2

3 1

Высокая цена

1 3

2 2


Таблица 3.1  Платежная матрица игры с доминирующей стратегией

          В столбцах таблицы указаны исходы игры при двух возможных вариантах поведения фирмы 2, в строках - исходы при возможных вариантах поведения фирмы 1. Соответственно, в четырех ячейках показаны объемы прибылей для каждой из фирм в случаях разных вариантов поведения. Если фирма 1 установит высокую цену, а ее конкурент установит низкую, то фирма 1 потеряет часть рынка, и получит одну денежную единицу прибыли, а фирма 2 - три денежных единицы прибыли и наоборот. Таким образом, что бы ни делала фирма 2, для фирмы 1 выгодно устанавливать низкую цену товара - это и называется «доминирующей стратегией» [9, с.208].

Информация о работе Олигополия, ее основные признаки и типология моделей