Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:54, реферат
Олигополия – это рыночная структура, характеризуемая наличием на рынке нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов. Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия. Верхний предел условно ограничен 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции.
Введение
1.Понятие олигополии
2.Становление олигополии
3.Олигополия как модель рыночной структуры
Заключение
Список литературы
Башкирский институт физической культуры
Факультет: Тренерско-Преподавательский___
Специальность: Физическая культура и Спорт _______________________
группа 302___________________________
Контрольная работа по: Экономике_____________________
На тему: Олигополия____________________
Студента 3 курса_________________________
Старовойтова Александра Эдуардовича___________________
Введение
1.Понятие олигополии
2.Становление олигополии
3.Олигополия как модель рыночной структуры
Заключение
Список литературы
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.
Рост
конкуренции сдерживался
Сегодня ни одна серьезная компания не может обойтись без конкуренции. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.
Нужно постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.
Рынок
стимулирует предприятия к
Олигополия – это рыночная структура, характеризуемая наличием на рынке нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов. Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия. Верхний предел условно ограничен 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции.
По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигополии подразделяются на плотные и разряженные. К плотным олигополиям условно относят такие отраслевые структуры, которые на рынке представлены 2-8 продавцами. Структуры рынка, которые включают более 8 хозяйствующих объектов, относят к разряженным олигополиям. Подобного рода градация позволяет по-разному оценивать поведение предприятий в условиях плотной и разряженной олигополии. В первом случае в силу весьма ограниченного числа продавцов возможны различного рода сговоры в отношении согласованного их поведения на рынке, тогда как во втором случае это практически невозможно.
Исходя из характера предлагаемой продукции, олигополии можно подразделить на ординарные и дифференцированные. Ординарная олигополия связана с производством и предложением стандартных продуктов. Многие стандартные продукты выпускаются в условиях олигополии – это сталь, цветные металлы, строительные материалы. Дифференцированные олигополии формируются на основе выпуска продуктов многообразного ассортимента. Они характерны для тех отраслей, в которых имеется возможность разнообразить производство предлагаемых товаров и услуг.
Уровень плотности олигополистической структуры рынка измеряется количеством предприятий в той или иной отрасли и их долей в совокупных продажах отрасли в рамках национальной экономики. Таким образом, варьируя количеством предприятий можно определить степень концентрации производства, а следовательно, и предложения в исследуемой отрасли общественного производства.
В то же
время следует подчеркнуть, что
было бы неосмотрительно
Однако
на каком бы уровне мы ни рассматривали
олигополии, не следует забывать о
двух важных моментах: межотраслевой
конкуренции и импорте
В основе
исторической тенденции образования
олигополий лежит механизм рыночной
конкуренции, который с неотвратимой
силой вытесняет с рынка слабые
предприятия путём либо их банкротства,
либо поглощения и слияния с более
сильными конкурентами. Банкротство
может быть вызвано как слабой
предпринимательской
Процессы
поглощения и слияния позволяют
существенно увеличить свои доли
продаж на соответствующем рынке. Рост
рыночной власти нескольких корпораций
делает бессмысленной ценовую
Другим существенным фактором формирования олигополистических структур рынка является стремление предприятий реализовать эффект масштаба производства. В процессе совершенствования техники и появления новых технологий оптимальные размеры производства достигли таких масштабов, которые стали существенным препятствием для вхождения в отрасль новых предприятий. Эти препятствия связаны как с ограниченностью финансов, достижением низких издержек производства, так и более рациональным использованием ресурсов несколькими хозяйствующими объектами, нежели многими конкурентами с незначительными объемами производства.
3.Олигополия как модель рыночной структуры
Распространенность
олигополии. Олигополия является одной
из самых распространенных структур
рынка в современной экономике.
В большинстве стран почти
все отрасли тяжелой
Немногочисленность и крупные размеры фирм. Наиболее заметная черта олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм. Не следует, впрочем, думать, что компании можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монопольной конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.
Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько крупнейших фирм (в разных странах за точку отсчета принято от 3 до 8 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции.
Оценивая
значение олигополистических структур,
необходимо отметить, во-первых, неизбежность
их формирования как объективного процесса,
вытекающего из открытой конкуренции
и стремления предприятий к достижению
оптимальных масштабов
Положительная
оценка олигополистических структур связывается,
прежде всего, с достижениями научно-технического
прогресса. Действительно, в последние
десятилетия во многих отраслях с
олигополистическими
Негативная оценка олигополий определяется следующими моментами. Это прежде всего то, что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а следовательно можно ожидать таких же отрицательных последствий, как и при рыночной власти монополиста. Олигополии путем заключения тайных соглашений уходят из-под контроля государства и создают видимость конкуренции, тогда как на самом деле стремятся извлечь выгоду за счет покупателей. В конечном счете, это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества