Олигополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:54, реферат

Описание работы

Олигополия – это рыночная структура, характеризуемая наличием на рынке нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов. Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия. Верхний предел условно ограничен 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции.

Содержание работы

Введение
1.Понятие олигополии
2.Становление олигополии
3.Олигополия как модель рыночной структуры
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

экономика кр.docx

— 30.33 Кб (Скачать файл)

          

 

 

 

 

 

 

           Башкирский институт физической культуры

 

 

 

 

Факультет: Тренерско-Преподавательский___________________________

Специальность: Физическая культура и Спорт _______________________

группа 302______________________________________________________

Контрольная работа по:  Экономике_______________________________

На тему: Олигополия____________________________________________

Студента 3 курса__________________________________________________

Старовойтова Александра Эдуардовича______________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Содержание

 

 

 

Введение

1.Понятие олигополии

2.Становление олигополии

3.Олигополия как модель рыночной структуры

Заключение

Список  литературы

 

 

 

                                                    Введение

 

За последние  десятилетия усиление конкуренции  отмечено фактически во всем мире. Еще  не так давно она отсутствовала  во многих странах и отраслях. Рынки  были защищены и доминирующие позиции  на них были четко определены. И  даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.

Рост  конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей. Рынок любого товара или услуги имеет  свои особенности, не меняющиеся, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление  она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая  оценки динамики или интенсивности.

Сегодня ни одна серьезная компания не может  обойтись без конкуренции. Несмотря на разнообразные методы и формы  конкурентной борьбы, каждая фирма  пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного  успеха.

Нужно постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.

Рынок стимулирует предприятия к решительным  действиям в овладении новыми методами хозяйствования, перестройке  своей деятельности. В условиях рынка  предприятие является главным объектом хозяйствования, независимым товаропроизводителем, экономическое пространство для  которого практически неограниченно, но всецело зависит от умения работать безубыточно, адаптируясь к условиям изменяющейся экономической среды.

 

                                       1.Понятие олигополии

 

Олигополия  – это рыночная структура, характеризуемая  наличием на рынке нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие  рынки, на которых сосредотачивается  от 2 до 24 продавцов. Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия. Верхний предел условно ограничен 24 хозяйствующими субъектами, так как  с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции.

По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигополии подразделяются на плотные и разряженные. К плотным олигополиям условно относят такие отраслевые структуры, которые на рынке представлены 2-8 продавцами. Структуры рынка, которые включают более 8 хозяйствующих объектов, относят к разряженным олигополиям. Подобного рода градация позволяет по-разному оценивать поведение предприятий в условиях плотной и разряженной олигополии. В первом случае в силу весьма ограниченного числа продавцов возможны различного рода сговоры в отношении согласованного их поведения на рынке, тогда как во втором случае это практически невозможно.

Исходя  из характера предлагаемой продукции, олигополии можно подразделить на ординарные и дифференцированные. Ординарная олигополия связана с производством и предложением стандартных продуктов. Многие стандартные продукты выпускаются в условиях олигополии – это сталь, цветные металлы, строительные материалы. Дифференцированные олигополии формируются на основе выпуска продуктов многообразного ассортимента. Они характерны для тех отраслей, в которых имеется возможность разнообразить производство предлагаемых товаров и услуг.

Уровень плотности олигополистической структуры  рынка измеряется количеством предприятий  в той или иной отрасли и  их долей в совокупных продажах отрасли  в рамках национальной экономики. Таким  образом, варьируя количеством предприятий  можно определить степень концентрации производства, а следовательно, и предложения в исследуемой отрасли общественного производства.

В то же время следует подчеркнуть, что  было бы неосмотрительно ориентироваться  на масштабы только национальной экономики. Олигополистические структуры могут  формироваться как на региональном, так и на местном уровне хозяйствования. Так в силу специфики возможностей потребления готового бетона на локальных  рынках (района, небольшого города) также  формируются олигополистические структуры, равным образом как и на региональном уровне в сфере предложения, например кирпича.

Однако  на каком бы уровне мы ни рассматривали  олигополии, не следует забывать о  двух важных моментах: межотраслевой  конкуренции и импорте продукции. Сила олигополии уменьшается под  воздействием предложения продуктов  предприятиями других отраслей, которые  обладают приблизительно одинаковыми  с продукцией олигополистов потребительскими свойствами (например, газ и электроэнергия как источник тепла, медь и алюминий как сырье для изготовления электропроводов). Ослаблению олигополии содействует и импорт аналогичных товаров или их заменителей. Оба эти фактора могут способствовать формированию более конкурентных структур по сравнению с чисто отраслевыми рыночными структурами.

 

 

                                 2.Становление олигополии

 

В основе исторической тенденции образования  олигополий лежит механизм рыночной конкуренции, который с неотвратимой силой вытесняет с рынка слабые предприятия путём либо их банкротства, либо поглощения и слияния с более  сильными конкурентами. Банкротство  может быть вызвано как слабой предпринимательской активностью  руководства предприятия, так и  воздействием усилий, предпринимаемых  конкурентами против определенного  предприятия. Поглощение осуществляется на основе финансовых операций, направленных на приобретение того или иного предприятия  либо полностью, либо частично скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала. Это отношение между  сильными и слабыми конкурентами. Слияние, как правило, носит добровольный характер. Хотя подобного рода централизация  капитала и производства может быть экономически вынужденной, как выбор  третьего из двух зол: либо полная утрата самостоятельности, либо изматывающая экономическая война.

Процессы  поглощения и слияния позволяют  существенно увеличить свои доли продаж на соответствующем рынке. Рост рыночной власти нескольких корпораций делает бессмысленной ценовую конкуренцию, которая может превратиться в  «войну» цен и привести к истощению  всех ее участников.

Другим  существенным фактором формирования олигополистических структур рынка является стремление предприятий реализовать эффект масштаба производства. В процессе совершенствования техники и  появления новых технологий оптимальные  размеры производства достигли таких  масштабов, которые стали существенным препятствием для вхождения в  отрасль новых предприятий. Эти  препятствия связаны как с  ограниченностью финансов, достижением  низких издержек производства, так и более рациональным использованием ресурсов несколькими хозяйствующими объектами, нежели многими конкурентами с незначительными объемами производства.

 

 

                   3.Олигополия как модель рыночной структуры

 

Распространенность  олигополии. Олигополия является одной  из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти  все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.

Немногочисленность  и крупные размеры фирм. Наиболее заметная черта олигополии состоит  в немногочисленности действующих  на рынке фирм. Не следует, впрочем, думать, что компании можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. В  олигополистической отрасли, как и  при монопольной конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.

Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько крупнейших фирм (в разных странах за точку отсчета принято от 3 до 8 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции.

 

 

                                                Заключение

Оценивая  значение олигополистических структур, необходимо  отметить, во-первых, неизбежность их формирования как объективного процесса, вытекающего из открытой конкуренции  и стремления предприятий к достижению оптимальных масштабов производства. Во-вторых, несмотря как на позитивную, так и на негативную оценку олигополий в современной экономической  жизни, следует признать объективную  неизбежность их существования.

Положительная оценка олигополистических структур связывается, прежде всего, с достижениями научно-технического прогресса. Действительно, в последние  десятилетия во многих отраслях с  олигополистическими структурами  достигнуты значительные успехи в развитии науки и техники (космическая, авиационная, электронная, химическая, нефтяная промышленность). Олигополия обладает огромными финансовыми  ресурсами, а также заметным влиянием в политических и экономических  кругах общества, что позволяет им с той или иной степенью доступности  участвовать в реализации выгодных проектов и программ, финансируемых  нередко из общественных фондов. Небольшие  конкурентные предприятия, как правило, не обладают достаточными средствами для реализации имеющихся разработок.

Негативная  оценка олигополий определяется следующими моментами. Это прежде всего то, что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а следовательно можно ожидать таких же отрицательных последствий, как и при рыночной власти монополиста. Олигополии путем заключения тайных соглашений уходят из-под контроля государства и создают видимость конкуренции, тогда как на самом деле стремятся извлечь выгоду за счет покупателей. В конечном счете, это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества

 

                                    Список литературы

 

  1. Иохин В.Я. Экономическая теория. Учебник.–М.: Юристъ, 2005. – 861 с.
  2. Микроэкономика. Теория и российская практика/Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова.– М.: ИТД «Кио Рус», 2004.– 544 с.
  3. Мэнкью Н.Г. Принципы экономики. – СПб.: ПитерКом, 1999.– 784 с.
  4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики М: Норма 2003. – 82с.
  5. Экономика. Учебник. Под ред. А.И. Архипова, 2006. – 792 с.
  6. Экономика. Учебник/Под ред. А.С. Булатова.–М.: Издательство БЕК, 2002. – 816 с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Олигополия