Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 23:18, контрольная работа
Литература, которая рассматривает проблемы рынка ценных бумаг, обширна, при этом преобладающая часть изданий посвящена характеристике ценных бумаг. Операции же с ценными бумагами рассматриваются лишь в отдельных статьях и брошюрах. Между тем, ценные бумаги — это и инструмент привлечения средств, и объект вложения финансовых ресурсов, а их обращение — сфера таких весьма рентабельных видов деятельности, как брокерская, депозитарная, регистраторская, трастовая, клиринговая, консультационная.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основные виды операций с ценными бумагами……………………………..5
2. Эмиссионные и инвестиционные операции…………………………………..9
3. Брокерские и дилерские операции…………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….22
Задача……………………………………………………………………………..23
Список литературы………………………………………………………………24
Следует отметить, что местные органы власти вышли на фондовый рынок несколько позже центрального правительства (а именно в 1992 году)4 и статус их несколько ниже. Местная администрация может в обеспечение ценных бумаг предложить лишь муниципальную собственность — жилищный фонд, ликвидность которого ограничена. Поэтому эмитент должен прибегать к «колокольчикам и свисткам» — предоставлению налоговых или арендных льгот, выпуску доходных облигаций и т. д.
Негосударственные структуры при выпуске ценных бумаг могут пользоваться поддержкой органов власти различных уровней, которые либо выступают гарантами по этим ценным бумагам, либо устанавливают налоговые льготы и т. д.
Акционерные общества,
относящиеся к
Акционерное общество, возникшее в результате приватизации как эмитент, характеризуется низкой доходностью, информационной закрытостью, неопределенностью экономических перспектив и малой предсказуемостью показателей. Для того, чтобы завоевать рынок, помимо инвестиционной привлекательности акций необходима техническая доступность реестра для инвесторов и профессионалов рынка.
Совсем по-другому выглядит «место под солнцем» на отечественном рынке ценных бумаг, а точнее, здесь средства инвесторов отвоевывали компании, никогда и не предполагавшие вставать на трудный путь реального инвестирования — производительного использования собранных средств. Сколько же «колокольчиков и свистков» было навешено ими, причем не на выпускаемые ценные бумаги (которые, следует заметить, в большинстве подобных компаний таковыми и не являлись), а прямо на уши инвесторов. В результате деньги многих инвесторов ушли с отечественного фондового рынка вместе с исчезнувшими эмитентами. Капитал стал редок и труднодоступен при его мобилизации с помощью эмиссии ценных бумаг.
Такая ситуация на российском рынке ценных бумаг создает определенные трудности для эмитентов, причем даже для тех из них, за которыми стоят высококвалифицированные инвестиционные проекты. Поэтому процесс конструирования новых выпусков ценных бумаг становится не только наукой, но и искусством. К подготовке товара (ценных бумаг) целесообразно привлекать специалистов — инвестиционных консультантов, которые, как правило, используют различные новации для того, чтобы сделать ценную бумагу привлекательной для инвестора.
Однако существуют общие правила, применяя которые можно достигнуть определенных успехов на отечественном фондовом рынке:
Среди эмитентов корпоративных ценных бумаг лидируют банки. Это объясняется тем, что банковский бизнес остается даже в кризисный период наиболее прибыльным, а в условиях выпуска и обращения ценных бумаг, жестко регламентируемые Центральным Банком РФ, позволяют банкам по надежности (статусу) занимать второе место после государственных ценных бумаг. Поскольку установлено, что в 1999 году коммерческие банки должны довести свои уставные фонды до 5 млн. экю, можно предположить, что их статус как эмитента будет гарантировать банковским ценным бумагам достаточно высокий рейтинг. Частные предприятия, как эмитент могут выпускать только долговые ценные бумаги (в основном векселя).
Эмиссионные операции с ценными бумагами, которые в целом можно характеризовать как пассивные, т. е. направленные на привлечение ресурсов, которые эмитент может использовать для осуществления производственных инвестиций, а также в иных активных операциях путем их размещения на фондовом и валютном рынках. Поэтому успешная эмиссионная деятельность является основой для инвестиционной деятельности того или иного хозяйственного субъекта и во многом определяет ее масштабы. Причем в целом эффективность эмиссионных операций определяется не только тем, сколько ресурсов и на каких условиях удалось привлечь, но и тем, какой доход приносит их размещение.
Подойти к оценке инвестиционной привлекательности фондовых инструментов можно двояко. Во-первых, с точки зрения их рыночной конъюнктуры, исследуя динамику курсов. Во-вторых, рассматривая инвестиционные характеристики ценной бумаги, отражающие финансово-экономическое положение эмитента или отрасли, к которой он принадлежит и т. д.
Как уже упоминалось, основным субъектом и организатором эмиссинной операции является эмитент. Характер же инвестиционной операции во многом определяется типологией инвестора. Типология инвесторов определяется отношением к источнику дохода, уровню доходности операции, времени инвестирования и риску. Рассматривая инвесторов в соответствии с данными критериями, можно выделить следующие типы инвесторов:
Вышеприведенная классификация не является единственной: инвесторов можно классифицировать по ряду признаков. Наиболее значимым из них можно считать их статус, т. е. инвесторы могут быть индивидуальными (физические лица), институциональными (коллективными) и профессионалами рынка.
Если основным эмитентом на рынке ценных бумаг является государство, то основным инвестором, определяющим состояние фондового рынка, — индивидуальные инвесторы, т. е. население, использующее свои сбережения для приобретения ценных бумаг с целью получения дополнительных доходов. Имея ограниченные возможности в получении дохода от активных операций с ценными бумагами, индивидуальный инвестор, как правило, консервативен или умеренно-агрессивен.
Юридические лица — предприятия, корпорации, основная деятельность которых не связана с рынком ценных бумаг и которые не имеют лицензии на право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в качестве посредников, но приобретающие ценные бумаги от своего имени и за свой счет, составляют группу институциональных инвесторов.
Позиция корпоративных инвесторов двойственна. С одной стороны, предприятие эмиттирует ценные бумаги с целью привлечения финансовых ресурсов, а с другой — ищет прибыльное размещение своих временно свободных денежных средств. Соотношение этих направлений деятельности предприятий зависит от совокупности макро- и микроэкономических факторов. Особенно наглядна роль корпоративного инвестора в современных условиях. Спад производства и сокращение финансирования собственного производства побуждают предприятия к вложениям в государственные ценные бумаги (в основном в ГКО). По типологии данные инвесторы — либо стратегические, либо консервативные, либо умеренно-агрессивные.
Следует отметить,
что инвесторами могут
Особую группу инвесторов, работающих на фондовом рынке, составляют пенсионные фонды, страховые компании и другие институты, занимающиеся накоплением и размещением денежных средств в различные финансовые активы с целью получения дохода. В то же время профессиональные участники рынка ценных бумаг, занимающиеся депозитарной и регистраторской деятельностью, не могут совмещать ее с инвестиционной.
Несомненно агрессивными, а зачастую и изощренными инвесторами выступают и профессионалы фондового рынка, осуществляющие весь комплекс операций на нем, но лишь в том случае, если они вкладывают собственные средства в ценные бумаги.
Если началом эмиссионной операции следует считать регистрацию проспекта эмиссии, то началом инвестиционной операции — введение заявки в процесс торговли ценными бумагами. Для этого необходимо использовать существующие механизмы введения заказов на покупку и заказов на продажу в процессе торга.
Под брокерской деятельностью согласно ст.3 Закона «О рынке ценных бумаг»5 понимается совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре.
Брокер – профессиональный посредник на рынке ценных бумаг. В отличие от дилера, совершающего сделки купли-продажи от своего имени и за свой счет, брокер осуществляет эти операции в интересах клиента. Покупка ценных бумаг для собственных целей для него имеет второстепенное значение.
С юридической точки зрения сделка с ценными бумагами имеет свою специфику в зависимости от того, как действует брокер: как поверенный (по договору поручения) или как комиссионер (по договору комиссии).
Согласно договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия, прежде всего сделки; доверителя (клиента). Стороной этих сделок становиться клиент, и именно у него, а не у брокера возникают соответствующие права и обязанности. Расчеты по сделке, в которой брокер выступает поверенным, осуществляются его клиентом со счета собственника в реестре или депозитарии (при продаже ценных бумаг) или с расчетного счета в банке (при покупке ценных бумаг).
По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитета) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Договор комиссии, как и договор поручения, представляет собой юридическое оформление посреднических услуг: одно лицо (брокер) действует за счет и в интересах другого лица (клиента) по его поручению. Однако брокер-комиссионер заключает сделку с третьим лицом от своего имени – следовательно, именно он приобретает права и обязанности по сделке (даже если клиент-комитент и назван в сделке). При этом права собственности на вещи, купленные брокером для его клиента, возникают у клиента; если клиент дал брокеру поручение продать ценные бумаги, то он остается их собственником до момента продажи, а затем право собственности на них возникает непосредственному покупателя. Деньги полученные от продажи ценных бумаг, опять-таки признаются принадлежащими клиенту; брокер может лишь удерживать из них причитающееся ему вознаграждение.
Брокеру-комиссионеру не нужна доверенность: он не выступает представителем своего клиента, а действует от своего имени. Его полномочия определяются договором комиссии, но третьим лицам о них знать не обязательно.
Если брокер-комиссионер заключил сделку на более выгодных условиях, чем предусмотрено договором, то дополнительная выгода по умолчанию делиться поровну с клиентом-комитентом. В договоре может быть предусмотрена и любая другая схема распределения этой выгоды.
Особенность российского
фондового рынка до осени 1997 г. Состояла
в фактическом запрете
Информация о работе Операции с ценными бумагами в Российской федерации