Определение эффективных стратегий развития банка с помощью SWOT-анализа (на примере ОАО «СБЕРБАНК»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 00:58, статья

Описание работы

В данной статье приводится анализ ОАО «Сбербанк» с помощью методики SWOT для определения эффективных стратегий, выявления сильных и слабых сторон и рассмотрения возможностей и угроз для организации, которые помогут реализовать стратегические цели своего развития.

Файлы: 1 файл

SWOT- анализ сбербанк.docx

— 35.73 Кб (Скачать файл)

Определение эффективных стратегий развития банка с помощью SWOT-анализа (на примере ОАО «Сбербанк»)

 

DEFINITION OF EFFECTIVE STRATEGY OF DEVELOPMENT OF BANK BY MEANS OF SWOT ANALYSIS (ON THE EXAMPLE OF JSC SBERBANK)

 

Блюденова Л.Е.

Научный руководитель: Горбунова С.В., к.э.н.

ФБГОУ ВПО «Югорский государственный  университет»,

г. Ханты-Мансийск

Blyudenova L.E.

Scientific adviser: Gorbunova S. V., Candidate of Economic Science,

 FBGOU VPO "Ugra State University"

Khanty-Mansiysk

 

В данной статье приводится анализ ОАО «Сбербанк» с  помощью методики SWOT для определения эффективных стратегий, выявления сильных и слабых сторон и рассмотрения возможностей и угроз для организации, которые помогут реализовать стратегические цели своего развития.

 

JSC Sberbank analysis is provided in this article by means of SWOT technique for definition of effective strategy, identification strong and weaknesses and consideration of opportunities and threats for the organization which will help to realize strategic objectives of the development.

 

Современный этап развития банковской системы характеризуется  некоторой стабилизацией и умеренным  развитием после нескольких пережитых  системных кризисов. Коммерческие банки  выполняют разнообразные функции  и вступают в сложные взаимоотношения  между собой и другими субъектами экономики, осуществляя кредитные, расчетные, вкладные и иные операции. Вместе с тем, банковская деятельность подвержена многочисленным рискам, недооценка которых может привести к сбоям  в работе и банкротству кредитных  организаций, нанесению ущерба их клиентам и акционерам.

В таких условиях целесообразно  обратиться к традиционной, но очень  эффективной  методике SWOT-анализа, которая помогает определить сильные и слабые стороны организации, выявить возможности и угрозы и определить эффективные стратегии: стратегии использования сильных сторон организации для реализации возможностей; стратегии преодоления имеющихся слабостей за счет реализации имеющихся возможностей; стратегии использования силы для преодоления угроз; стратегии избавления от слабости для преодоления нависших угроз.

В качестве объекта анализа был взят ОАО «Сбербанк» (далее – Сбербанк).

Сбербанк – современный  универсальный коммерческий банк, удовлетворяющий  потребности различных групп  клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и стран СНГ. Учредителем и основным акционером Сбербанка России является Центральный банк Российской Федерации, владеющий 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. Другими акционерами Банка являются международные и российские инвесторы. [1]

В ходе анализа внешней  и внутренней среды Сбербанка  по состоянию на конец 2012 года мы выявили его сильные и слабые стороны.

Сильные стороны: универсальный характер банка; единая разветвленная филиальная сеть (более 19 тыс. отделений), охватывающая всю территорию страны; развитая инфраструктура и технологии массового обслуживания, что позволило Сбербанку стать лидером крайне перспективного рынка кредитования населения (доля на рынке потребительского кредитования - 40%, ипотечного - свыше 60%); относительно низкие издержки обслуживания населения, как следствие экономии от масштаба; «раскрученность» бренда Сбербанка как крупнейшего банка страны, высокое доверие со стороны населения; стабильный рост финансовых показателей - в 2010 году чистая прибыль банка увеличилась почти в 8,5 раз по сравнению с предыдущим годом, достигнув рекордного показателя 183,6 млрд. рублей. При этом активы банка увеличились на 20,3% - до 8,5 млрд. рублей; улучшение качества прибыли банка вследствие увеличения доли более стабильных источников дохода (главным образом кредитование физических и юридических лиц); и др.

Из этих сильных сторон образуются конкурентные преимущества Сбербанка: главный кредитор национальной экономики России; широчайшая филиальная сеть на территории России (более 19 000 отделений); активная экспансия на рынке банковских услуг СНГ (расширение присутствия на каждом национальном рынке до 5 %); признанный на мировой арене авторитетный участник международных структур всемирного банковского сообщества, выход на международные рынки (Индии и Китая); высокий рейтинг надежности от ведущих рейтинговых агентств (BBB по версии Fitch, Baa1 по версии Moody's); и др.

Однако у Сбербанка  на сегодняшний день есть и слабые стороны: относительно высокая стоимость фондирования по сравнению с западными конкурентами, связанная с преобладанием наиболее "дорогих" срочных частных вкладов в структуре пассивов банка; относительно высокий уровень операционных расходов (в 2010 г. отношение операционные расходы / активы составили примерно 6,5% при среднем уровне для крупнейших восточноевропейских банков 3,5-4%); низкая рентабельность инвестиций в рублевые гособлигации, имеющие отрицательную реальную доходность. Так, доходность к погашению наиболее "длинных" ОФЗ не превышает сейчас 7,5% годовых при инфляции в 2010 году на уровне 8,8%; и др.  

Анализ факторов внешней  среды деятельности ОАО «Сбербанк» позволил выделить факторы:

1. Благоприятные: укрепление курса рубля (Сбербанка - крупнейший инвестор в рублевые активы, в частности, в рублевые гособлигации);  рост реальных доходов населения (по данным Росстата в 2010 году - на 4%, в 2011 - на 3-5%, соответственно, будут увеличиваться сбережения населения, в том числе вклады физических лиц в Сбербанк); ожидаемый рост рынка кредитования населения (вероятно сохранение лидирующей доли Сбербанка на этом рынке на фоне довольно низких ставок по кредитам по сравнению с конкурентами (за счет более дешевого фондирования)); поддержка государства (владельцем контрольного пакета (свыше 50%) акций Сбербанка по-прежнему является государство); ожидаемое повышения инвестиционного рейтинга России крупнейшими международными рейтинговых агентствами (Сбербанк -  крупнейший институциональный инвестор в российские рублевые и валютные гособлигации). 

2. Неблагоприятные: присоединение России к ВТО (должно привести к дальнейшей либерализации рынка финансовых услуг, в частности, к снижению барьеров для прихода иностранных банков на российский рынок, крупные зарубежные банки могут стать прямыми конкурентами для Сбербанка); прогнозируемый рост стоимости заимствований на международных финансовых рынках (вследствие возможного перехода ФРС от "стимулирующему" к "нейтральному" или "агрессивному" уровню процентных ставок, соответственно, вероятно увеличение стоимости фондирования); снижение маржи (как результат обострения конкуренции в банковском бизнесе, угроза снижения рентабельности банковской деятельности); включение Сбербанка в систему страхования банковских вкладов на общих основаниях (вероятно приведет к частичной потере конкурентного преимущества, связанного с госгарантиями по вкладам в Сбербанке).

Построим матрицу SWOT для Сбербанка, куда поместим наиболее значимые для целей стратегического развития банка возможности, угрозы, сильные и слабые его стороны (табл.1).

 

Таблица 1 – Матрица SWOT для Сбербанка

 

Возможности:

1.Кредитование физических  лиц: расширение рынка потребительских  кредитов. 

2.Кредитование юридических  лиц, инвестирование: рост инвестиционной  активности предприятий.  
3.РЦБ: перспективы работы на расширяющемся РЦБ. 

Угрозы:

1.Региональные банки:  развитие региональных банков.  
2.Рискованность: высокие темпы роста не только объемов кредитования, но и рискованности  
данных операций.  
3.Экономический кризис: его негативное влияние на российскую экономику. 

Сильные стороны:

1.Работа с клиентами:  опыт массового обслуживания  клиентов, обширная клиентская база.  
2.Персонал: высокий профессиональный уровень  
сотрудников, хорошо развитая корпоративная культура. 

3.Репутация банка: кредитный  рейтинг инвестиционного уровня, высокая репутация банка. 

Стратегия обновление продукта Стратегия дифференциации-индивидуализации

Стратегия развития рынка  Стратегия лидерства в издержках

Слабые стороны:

1.Управление: консерватизм  системы и управления, высокий  уровень бюрократизации.  
2.Организационная структура: масштабность, громоздкость структуры. Невозможность принимать оперативные решения в филиалах.  
3.Кадровая политика: текучесть кадров на низших должностях.

Стратегия диверсификации

Стратегия фокусирования 

Стратегия интеграции

Стратегия наилучшей стоимости 


 

По результатам анализа  определяем эффективные стратегии, которых должен придерживаться Сбербанк для достижения стратегических целей  своего развития:

1. Стратегии роста:

- стратегия обновления  продукта: формирование полнофункциональной  многоканальной системы обслуживания  клиентов и изменение структуры  транзакций за счет перевода  большей части операций в автоматизированные  каналы продаж и обслуживания;

- стратегия развития рынка:  выход на новые рынки, в т.ч.  зарубежные;

- стратегия диверсификации: расширение спектра услуг;

- стратегия интеграции: приобретение  и создание банков и небанковских  финансовых компаний за пределами  России.

2. Конкурентными стратегиями  целесообразно выбрать:

- для устранения угроз  и поддержки стратегии развития  рынка - стратегию лидерства в  издержках (снижение ставок по  кредитам);

- для усиления сильных  сторон и поддержки стратегии  обновления продукта - стратегию  дифференциации-индивидуализации (развитие  и укрепление бренда, переход  от существующего «инертного»  доверия («Банк не обанкротится»)  к концепции «позитивного доверия» («Банк финансово устойчив, удобен, в нем не обманут, в нем  справедливые условия, в нем  хорошо обслужат, он поможет принять  сложное финансовое решение исходя  из интересов клиента»));

- стратегию фокусирования  (дифференциацию модели работы  банка и продуктового предложения  по трем ключевым сегментам:  крупным, средним и малым предприятиям);

- стратегия наилучшей  стоимости (обеспечение возможности  продажи клиентам всей линейки  банковских продуктов, адаптированных  под нужды соответствующих сегментов).

Список используемых источников:

1. Официальный сайт Сбербанка [Электронный ресурс]. – URL: Режим доступа: http://sberbank.ru/moscow/ru/about/today/ (дата обращения: 16.03.2013 г.)


Информация о работе Определение эффективных стратегий развития банка с помощью SWOT-анализа (на примере ОАО «СБЕРБАНК»)