Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 12:41, курсовая работа
Развитие рыночных отношений в России в значительной степени стимулирует процессы коммерциализации космической деятельности в России, что в условиях выхода отечественных космических технологий на международный рынок космической продукции и услуг потребовало создания эффективной системы ее страховой защиты.
Введение 2
1.Сущность и понятие сострахования космических рисков. Страховой пул 3
2. Участники и их интересы в состраховании космических рисков 10
3.Практика сострахования космических рисков в России 14
Заключение 19
Список литературы 20
- страхование ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц при запусках ракет космического назначения;
- страхование от рисков утраты или повреждения объектов наземной космической инфраструктуры, средств выведения и космических аппаратов (страхование имущества).
Сострахование космических рисков - очень специфический сегмент рынка, поэтому напрямую на нем работают лишь несколько страховых компаний - "Авикос", ВЕСтА, ВСК, "Ингосстрах", "Мегарусс-Д" и Русский страховой центр. Среди них по взносам и величине произведенных выплат лидирует специализированная компания "Мегарусс-Д". Именно в ней страхуются до 90% всех российских ракетно-космических программ1.
Страховое покрытие по риску гибели космического аппарата может превышать 100 млн долларов, а по ответственности перед третьими лицами достигать полумиллиарда. Безусловно, страховые суммы и выплаты в России несколько меньше, чем за рубежом. Но в целом это довольно огромные цифры: только в 1999 году страховщики выплатили 24,4 млн долларов в связи с гибелью спутника связи "Экспресс-А" N1 (см. таблицу 1).Так, 50% выплат по "Экспресс-А" осуществил "Ингосстрах" и по 25% - ВЕСтА и ВСК. 2
В августе 2012 г произошла гибель двух российских спутников связи (Telkom 3 и «Экспресс-МД2»), которые ракета-носитель «Протон-М» не смог вывести на расчетную орбиту. Страховые компании «Ингосстрах» и «АльфаСтрахование», предоставлявшие страховую защиту по этим приборам выплатили ущерб на сумму 36,4 млн долларов.
В этом же году произошла рекордная выплата для отечественного страхового рынка на сумму 250 млн долларов в связи с утратой спутника «Экспресс-АМ4», выведенного, как и Telkom 3 и «Экспресс-МД2», на нерасчетную орбиту.
Таблица 1.
Крупнейшие выплаты при состраховании космических рисков
Происшествие |
Дата |
Страховая выплата (млн. долларов) |
Страховые компании |
Гибель спутника связи "Экспресс-А" N1 |
1999 г |
24,4 |
«Ингосстрах» (12200 тыс. долларов), ВЕСТа и ВСК (по 6100 тыс. долларов) |
гибель телекоммуникационного спутника «Экспресс-А» |
2000г |
12,2 |
"Мегарусс-Д" «Ингосстрах» |
гибель спутников Telkom 3 и «Экспресс-МД2» |
2012 |
36,4 |
«Ингосстрах» «АльфаСтрахование», |
гибель спутника «Экспресс-АМ4», |
2012 |
250 |
«Ингосстрах» "Мегарусс-Д" "Авикос" |
Сегодня в той или иной мере страхуются практически все запуски и коммерческие космические аппараты. При этом по разным оценкам, величина ежегодной страховой премии по отечественным рискам может варьироваться в пределах 10–120 млн. долларов (в зависимости от количества запускаемых космических аппаратов и их стоимости)3.
Следует отметить, что в России практика сострахования рисков космической деятельности все еще носит ограниченный характер и не обеспечивает в полной мере защиту экономических интересов предприятий ракетно-космической отрасли и государства. В частности, такие виды экономической защиты, как страхование рисков при разработке, производстве, испытаниях объектов ракетно-космической техники, страхование грузов при транспортировании изделий на космодром, страхование запуска и эксплуатации космических аппаратов на орбите, страхование предпринимательских рисков применяются пока ограниченно и, в основном, при реализации коммерческих проектов.
Причиной этого является ограниченность нормативной базы и не достаточно проработанные вопросы финансирования страхования в рамках федеральных целевых программ.
Заключение
Целью использования механизма сострахования ракетно-космической техники и объектов наземной космической инфраструктуры должно стать, в первую очередь, безусловное и качественное восполнение за счет страховых возмещений утраченных объектов, создаваемых и эксплуатируемых в соответствии с федеральными целевыми программами.
Необходимо отметить, что механизм сострахования рисков космической деятельности сегодня является наиболее эффективным средством гарантированного обеспечения экономической ракетно-космической промышленности. Он позволяет привлечь финансовые ресурсы разных страховых рынков для компенсации возможных ущербов.
Реализация возможностей механизма сострахования в ракетно-космической отрасли при выполнении федеральных целевых программ позволит обеспечить финансовую защиту государственных интересов, успешное и бесперебойное выполнение космических программ, а также будет способствовать привлечению дополнительных инвестиций в отрасль.
Дальнейшее развитие, в рамках национальной системы сострахования космических рисков в целях обеспечения непрерывного и бесперебойного производства космической продукции в рыночных условиях является одним из путей финансовой защиты космических проектов и инструментом формирования инвестиционных ресурсов.
При этом сострахование космических рисков может выступать для участников космических проектов в качестве фактора обеспечения технического прогресса, финансовых гарантий возмещения случайного ущерба. Несмотря на высокий уровень развития современных технологий производства ракетно-космической техники, вероятность аварии и повреждения изделий ракетно-космической техники сохраняется, особенно на этапах подготовки и проведения пуска ракет космического назначения, ввода в эксплуатацию и летной эксплуатации космических аппаратов.
Таким образом, в современных
условиях необходимо создание целостной
системы, обеспечивающей дальнейшее развитие
страхования космических
Список литературы
1 Рейтинг агентства "ЭКСПЕРТ РА"
2 По данным «Интерфакс»
3 По материалам агентства «ИТАР-ТАСС»
Информация о работе Определение страхования космических рисков