Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 23:06, реферат
Россия имеет большой опыт разработок по стратегическому планированию, разработок долгосрочных планов развития экономики страны и уникальный опыт их реализации в своей практической деятельности. Из зарубежных стран же огромный опыт получен в Японии, которая весь послевоенный период разрабатывала общенациональные планы экономического развития с целью быстрейшего восстановления разрушенных войной экономик, достигла в этой области впечатляющих успехов.
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финуниверситет)
Доклад
на тему:
«Опыт и практика планирования промышленно-развитых стран и возможности его использования в россии на примере Японии»
Выполнила:
студентка группы У3- 4с
Кудряшова А.А.
Проверила:
к.э.н., доц. Волкова Т.Н.
Москва 2013
Россия имеет большой опыт разработок по стратегическому планированию, разработок долгосрочных планов развития экономики страны и уникальный опыт их реализации в своей практической деятельности. Из зарубежных стран же огромный опыт получен в Японии, которая весь послевоенный период разрабатывала общенациональные планы экономического развития с целью быстрейшего восстановления разрушенных войной экономик, достигла в этой области впечатляющих успехов.
Надо отметить, что планирование в Японии носит индикативный характер. Планы социально-экономического развития не являются законом, а представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизирующих звенья структуры экономики на достижении общенациональных целей.
Важнейшими особенностями
макроэкономического
В первую очередь это акцентирование внимания на разработке среднесрочных и долгосрочных планов развития экономики, что позволяет осуществлять его целенаправленно и планомерно.
Следующей особенностью является технологическое развитие – основное средство достижения социально-экономических целей планов. Как можно видеть по месту, занимаемому Японией в мировой экономике, эта стратегия выдерживалась многие годы весьма успешно.
Население Японии, млн. человек Темпы роста ВВП Японии, %
Размер номинального ВВП Японии, млрд. долларов США
Япония - одна из ведущих промышленно развитых стран мира. В стране создается приблизительно 16% валового мирового продукта. Экономический потенциал Японии составляет около 60% потенциала США, но по производству продукции на душу населения Япония превышает уровень США. Высокие темпы объясняются современной перестройкой экономики Японии на достижение НТР, заимствованием передового технологического опыта, сдвигами в социально-экономической структуре, легализацией партий и общественных организаций, низкими военными расходами (0,1% от ВВП), дешевым импортным сырьем.
Ориентация планов на последовательное развитие конкуренции и всестороннюю поддержку частных фирм, добившихся успеха на мировом рынке, позволила Японии поддерживать статус одного из крупнейших лидеров на мировой арене.
Первоначально целью разрабатываемых планов в Японии было послевоенное восстановление экономики и достижение показателей предвоенного развития, а также повышение жизненных стандартов и расширение международной торговли.
Среди первых планов были «Проект плана восстановления экономики, 1948 – 1952 гг.», «План экономического восстановления, 1949 – 1953гг.», «План достижения экономической самостоятельности, 1951 – 1953гг.». Однако ни один из выше названных планов не был утвержден правительством и не получил статус государственного. Только в декабре 1955 г. Пятилетний план достижения экономической самостоятельности, рассчитанный на 1956 – 1960 гг. был одобрен правительством. Первая долгосрочная программа – широко известная как «план Икеда» ("План удвоения национального дохода") была принята на 1961 – 1971 гг. В дальнейшем начиная с 1960-х годов и по настоящее время, составление долгосрочных (на 15 – 20 лет) и среднесрочных (на 5 лет) программ было введено в постоянную практику.
С 1956 г. по 2000 г. в Японии разработано 13 общегосударственных планов социально-экономического развития страны.
Цели, поставленные в общегосударственных планах, преследовали решение наиболее важных проблем на тот или иной период.
План и срок его действия |
Цели |
Пятилетний план экономического самообеспечения (1956-1960 гг.) |
Достижение экономической независимости, обеспечение полной занятости |
Новый долгосрочный экономический план (1958-1962 гг.) |
Максимизация экономического роста, повышения уровня жизни, полная занятость |
План удвоения национального дохода (1961-1970 гг.) |
Максимизация экономического роста, повышение уровня жизни, полная занятость |
Среднесрочный экономический план (1964-1968 гг.) |
Ликвидация диспропорций развития |
План экономического и социального развития (1967-1971 гг.) |
Достижение сбалансированного и устойчивого экономического и социального развития |
Новый план экономического и социального развития (1970-1975 гг.) |
Создание благоприятных
условий жизни нации путем
сбалансированного и |
Базовый экономический и социальный план (1973-1978 гг.) |
Повышение благосостояния нации, расширение международного сотрудничества |
Экономический план на вторую половину 70-х годов (1976-1980 гг.) |
Устойчивое развитие экономики
и обеспечение полноценной |
Новый семилетний экономический и социальный план (1979-1985 гг.) |
Постепенный переход на путь стабильного роста, улучшение качества жизни, увеличение вклада в развитие международного экономического сообщества |
Экономические и социальные перспективы и ориентиры на 80-е годы (1983-1990 гг.) |
Обеспечение полной занятости,
стабилизация цен и внешнеторгового
баланса в условиях соответствующих
темпов роста. Осуществление административно- |
Новый экономический план (1988-1992 гг.) |
Стимулирование внутреннего спроса и сокращение значительного положительного сальдо платежного баланса, продвижение к самому высокому в мире уровню жизни, сбалансированное развитие провинции |
Пятилетний план создания державы благосостояния (1992-1996 гг.) |
Значительное повышение жизненного уровня |
Экономический и социальный план структурной реформы (1996-2000 гг.) |
Осуществление кардинальной
реформы экономической и |
С начала 60-х годов в дополнение
к общенациональному плану
Так, например, четвертый комплексный план национального развития, рассчитанный на период 1987-2000 гг., провозглашает в качестве главной цели обеспечение основы для сбалансированного развития нации.
Это Программа трансформации
экономической структуры Японии в целях
достижения международной гармонии, или
"Доклад Маэкавы". Это экономическая
стратегия развития Японии накануне XXI
Необходимо отметить, что по существу
общегосударственные планы
Важнейшей отличительной особенностью
индикативного планирования в Японии
можно считать его гибкость, что обусловливается
необходимостью разработки новых плановых
ориентиров, соответствующих изменяющимся
внутренним и внешним условиям развития
страны.
Формулирование четких общенациональных целей устанавливало ориентиры для корпораций, включая промышленные ассоциации, способствовало обеспечению определенной единонаправленности действий всех звеньев японской экономики. «Осуществлять собственное развитие, не забывая о национальных интересах» - таков был лозунг японских предпринимателей, действовавших в соответствии с программой, разработанной правительством. Аналитические публикации и правительственные документы дополняли и фокусировали внимание на конкретных вопросах и сферах деятельности. Обмен данными происходил как внутри госаппарата, так и между должностными лицами государственного и частного секторов.
Основную координирующую роль в
разработке и реализации планов играло
Управление экономического планирования,
в структуре которого существовало
Бюро планирования. К важнейшим функциям
Управления относились: организация
разработок долгосрочных планов экономического
и социального развития страны; координация
деятельности всех административных подразделений
правительства в области
При Управлении экономического планирования
создан Экономический совет, являющийся
совещательным органом при
Такой процесс разработки общегосударственных планов социально-экономического развития Японии оценивается специалистами в сфере планирования неоднозначно. Ряд специалистов считают, что планы отражают интересы всех слоев японского общества, поскольку формируются на основе «общенационального согласия». В то время другие, полагают, что ориентация плана, в конечном счете, определяется представителями крупного бизнеса, поскольку именно они составляют большинство в экономическом совете, принимающем окончательное решение о характере и приоритетах плана. Может быть ввиду этого, подавляющая доля японских компаний (преимущественно крупных) содействуют реализации общегосударственного плана, а многие из них планируют свою деятельность исходя из его показателей и ориентиров.
Вместе с тем такой консенсус не обеспечивается автоматически. Активную роль в его достижении играет государство, функции которого подчас выходит за пределы юридических рамок.
Для обеспечения достаточно жесткой
регулирующей и контролирующей роли
японского государства в
Такая позиция японского государства
объясняется особыми социопсихологическими
установками японской нации, такими как
коллективизм с ориентацией на коллективные
ценности и стремление к выработке консенсуса
на основе уважения и учета мнений всех
заинтересованных сторон. Коллективизм
как важнейшая социопсихологическая установка
японской нации предусматривает как ориентацию
на достижение групповых целей, представление
о том, что все члены группы равны и обладают
одинаковыми правами и обязанностями.
Помимо сильной роли
Для разработки планов изучаются статистические данные, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании этих данных делается научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономике страны в целом. Опираясь на рекомендации, каждая корпорация вырабатывает свою стратегию.
Правительство и предприниматели обычно учитывают многие рекомендации планов-программ. В тех случаях, когда возникают возражения правительства или деловых кругов, и Управление экономического планирования убеждается в обоснованности возражений, оно тут же вносит в документ коррективы. Такое планирование в Японии принято называть адаптивным.
Частные фирмы составляют детальные планы, определяющие их деятельность, а также учитывающие общенациональные задачи и правительственные финансово-кредитные и налоговые льготы.
Среди средств и путей достижения поставленных целей в планах-программах, применяемых в Японии, представляют интерес следующие экономические рычаги и стимулы: льготное кредитование, льготное налогообложение, ускоренная амортизация, бюджетное субсидирование, поддержка рискованных инновационных проектов, госзаказ. Льготное кредитование — основной источник финансовых средств для технологического обновления в Японии. Основным источником займов на цели разработки и освоения новой технологии является Японский банк развития. В последние годы повысилась роль налоговых льгот. Система ускоренной амортизации введена в Японии для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо содействующее эффективному использованию ресурсов. Бюджетное субсидирование осуществляется для поддержки исследований и разработок, проводимых государственными институтами, а также исследовательскими центрами совместно с частными компаниями.
Правительство предусматривает последовательное развитие конкуренции и всестороннюю поддержку частных фирм, добившихся успеха на мировом рынке. Для малых и средних фирм в налоговом кодексе сделана специальная оговорка, которая позволяет им применять 20%-е снижение дохода, подлежащего налогообложению. На них приходится около 55 % реализованной продукции промышленности, около 60 — объема оптовой торговли и более 80 % — розничной.