Опыт и практика планирования промышленно-развитых стран и возможности его использования в России на примере Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 23:06, реферат

Описание работы

Россия имеет большой опыт разработок по стратегическому планированию, разработок долгосрочных планов развития экономики страны и уникальный опыт их реализации в своей практической деятельности. Из зарубежных стран же огромный опыт получен в Японии, которая весь послевоенный период разрабатывала общенациональные планы экономического развития с целью быстрейшего восстановления разрушенных войной экономик, достигла в этой области впечатляющих успехов.

Файлы: 1 файл

доклад япоша.docx

— 34.20 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования

«Финансовый университет  при Правительстве Российской Федерации» (Финуниверситет)

 

 

 

 

Доклад

 

на  тему:

 

«Опыт и практика планирования промышленно-развитых стран и возможности его использования в россии на примере Японии»

 

 

 

 

 

        Выполнила: 

студентка группы У3- 4с

Кудряшова А.А.

Проверила:

к.э.н., доц. Волкова Т.Н.

 

 

 

 

Москва 2013

Россия имеет большой  опыт разработок по стратегическому  планированию, разработок долгосрочных планов развития экономики страны и  уникальный опыт их реализации в своей  практической деятельности. Из зарубежных стран же огромный опыт получен в Японии, которая весь послевоенный период разрабатывала общенациональные планы экономического развития с целью быстрейшего восстановления разрушенных войной экономик, достигла в этой области впечатляющих успехов.

Надо отметить, что планирование в Японии носит индикативный характер. Планы социально-экономического развития не являются законом, а представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизирующих звенья структуры экономики на достижении общенациональных целей.

Важнейшими особенностями  макроэкономического планирования в Японии являются 3 элемента.

В первую очередь это акцентирование внимания на разработке среднесрочных и долгосрочных планов развития экономики, что позволяет осуществлять его целенаправленно и планомерно.

Следующей особенностью является технологическое развитие – основное средство достижения социально-экономических целей планов. Как можно видеть по месту, занимаемому Японией в мировой экономике, эта стратегия выдерживалась многие годы весьма успешно.

Население Японии, млн. человек   Темпы роста ВВП Японии, %

 

Размер номинального ВВП Японии, млрд. долларов США

Япония - одна из ведущих  промышленно развитых стран мира. В стране создается приблизительно 16% валового мирового продукта. Экономический  потенциал Японии составляет около 60% потенциала США, но по производству продукции на душу населения Япония превышает уровень США. Высокие  темпы объясняются современной  перестройкой экономики Японии на достижение НТР, заимствованием передового технологического опыта, сдвигами в социально-экономической структуре, легализацией партий и общественных организаций, низкими военными расходами (0,1% от ВВП), дешевым импортным сырьем.

Ориентация планов на последовательное развитие конкуренции и всестороннюю поддержку частных фирм, добившихся успеха на  мировом рынке, позволила Японии поддерживать статус одного из крупнейших лидеров на мировой арене.

Первоначально целью разрабатываемых  планов в Японии было послевоенное восстановление экономики и достижение показателей предвоенного развития, а также повышение жизненных стандартов и расширение международной торговли.

Среди первых планов были «Проект  плана восстановления экономики, 1948 – 1952 гг.», «План экономического восстановления, 1949 – 1953гг.», «План достижения экономической  самостоятельности, 1951 – 1953гг.». Однако ни один из выше названных планов не был утвержден правительством и  не получил статус государственного. Только в декабре 1955 г. Пятилетний план достижения экономической самостоятельности, рассчитанный на 1956 – 1960 гг. был одобрен правительством. Первая долгосрочная программа – широко известная как «план Икеда» ("План удвоения национального дохода") была принята на 1961 – 1971 гг.  В дальнейшем начиная с 1960-х годов и по настоящее время, составление долгосрочных (на 15 – 20 лет) и среднесрочных (на 5 лет) программ было введено в постоянную практику.

С 1956 г. по 2000 г. в Японии разработано 13 общегосударственных планов социально-экономического развития страны.

Цели, поставленные в общегосударственных  планах, преследовали решение наиболее важных проблем на тот или иной период.

План и срок его действия 
(финансовые годы)

Цели

Пятилетний план экономического самообеспечения (1956-1960 гг.)

Достижение экономической  независимости, обеспечение полной занятости

Новый долгосрочный экономический  план (1958-1962 гг.)

Максимизация экономического роста, повышения уровня жизни, полная занятость

План удвоения национального  дохода (1961-1970 гг.)

Максимизация экономического роста, повышение уровня жизни, полная занятость

Среднесрочный экономический  план (1964-1968 гг.)

Ликвидация диспропорций развития

План экономического и  социального развития (1967-1971 гг.)

Достижение сбалансированного  и устойчивого экономического и  социального развития

Новый план экономического и социального развития (1970-1975 гг.)

Создание благоприятных  условий жизни нации путем  сбалансированного и устойчивого  экономического роста

Базовый экономический и  социальный план (1973-1978 гг.)

Повышение благосостояния нации, расширение международного сотрудничества

Экономический план на вторую половину 70-х годов (1976-1980 гг.)

Устойчивое развитие экономики  и обеспечение полноценной жизни  нации

Новый семилетний экономический  и социальный план (1979-1985 гг.)

Постепенный переход на путь стабильного роста, улучшение качества жизни, увеличение вклада в развитие международного экономического сообщества

Экономические и социальные перспективы и ориентиры на 80-е  годы (1983-1990 гг.)

Обеспечение полной занятости, стабилизация цен и внешнеторгового  баланса в условиях соответствующих  темпов роста. Осуществление административно-финансовой реформы

Новый экономический план (1988-1992 гг.)

Стимулирование внутреннего  спроса и сокращение значительного  положительного сальдо платежного баланса, продвижение к самому высокому в  мире уровню жизни, сбалансированное развитие провинции

Пятилетний план создания державы благосостояния (1992-1996 гг.)

Значительное повышение  жизненного уровня

Экономический и социальный план структурной реформы (1996-2000 гг.)

Осуществление кардинальной реформы экономической и социальной структуры страны


 

С начала 60-х годов в дополнение к общенациональному плану социально-экономического развития страны разрабатываются так  называемые комплексные планы национального  развития. Их разработку осуществляет Совет по вопросам национальной территории при правительственном Управлении по делам национальной территории по мере появления существенных изменений  во внутренних и внешних условиях развития Японии. Такие долгосрочные экономические программы утверждаются кабинетом министров и имеют  законодательный характер. С 1962 г. по настоящее время были приняты  четыре такие программы.

Так, например, четвертый комплексный  план национального развития, рассчитанный на период 1987-2000 гг., провозглашает в  качестве главной цели обеспечение  основы для сбалансированного развития нации.

Это Программа трансформации экономической структуры Японии в целях достижения международной гармонии, или "Доклад Маэкавы". Это экономическая стратегия развития Японии накануне XXI в. В ее основе - Концепция преобразования Японии в международное государство, которое, с одной стороны, было бы гармонично интегрировано в мировую систему, а с другой - само представляло бы внутренне сбалансированный социально-экономический организм.

Необходимо отметить, что по существу общегосударственные планы социально-экономического развития страны являются своеобразной конкретизацией долгосрочных государственных  программ. 
Важнейшей отличительной особенностью индикативного планирования в Японии можно считать его гибкость, что обусловливается необходимостью разработки новых плановых ориентиров, соответствующих изменяющимся внутренним и внешним условиям развития страны.

Формулирование четких общенациональных целей устанавливало ориентиры  для корпораций, включая промышленные ассоциации, способствовало обеспечению определенной единонаправленности действий всех звеньев японской экономики.  «Осуществлять собственное развитие, не забывая о национальных интересах» - таков был лозунг японских предпринимателей, действовавших в соответствии с программой, разработанной правительством. Аналитические публикации и правительственные документы дополняли  и фокусировали внимание на конкретных вопросах и сферах деятельности. Обмен данными происходил как внутри госаппарата, так и между должностными лицами государственного и частного секторов.

Основную координирующую роль в  разработке и реализации планов играло Управление экономического планирования, в структуре которого существовало Бюро планирования. К важнейшим функциям Управления относились: организация  разработок долгосрочных планов экономического и социального развития страны; координация  деятельности всех административных подразделений  правительства в области наиболее важных мероприятий плана; анализ и  оценка общего потенциала страны; планирование и координация основных мероприятий  и программ, связанных с развитием  энергетики и т.д.

При Управлении экономического планирования создан Экономический совет, являющийся совещательным органом при главе  правительства Японии, который непосредственно  разрабатывал общегосударственные  планы социально-экономического развития. Формируется этот совет на два  года из представителей крупного бизнеса, академических кругов, исследовательских  организаций, профсоюзов и т.д., т.е. носит достаточно демократичный  характер. В разработке принимают  участие также правительственные  учреждения, имеющие отношение к  экономике – Министерство финансов и Министерство внешней торговли и промышленности. Кроме того, в  процессе формирования каждого отдельного плана в помощь экономическому совету создается ряд комитетов, в состав которых включаются представители  различных слоев общества.

Такой процесс разработки общегосударственных  планов социально-экономического развития Японии оценивается  специалистами в сфере планирования неоднозначно. Ряд специалистов считают,  что планы отражают интересы всех слоев японского общества, поскольку формируются на основе «общенационального согласия». В то время  другие, полагают, что ориентация плана, в конечном счете, определяется представителями крупного бизнеса, поскольку именно они составляют большинство в экономическом совете, принимающем окончательное решение о характере и приоритетах плана. Может быть ввиду этого, подавляющая доля японских компаний (преимущественно крупных) содействуют реализации общегосударственного плана, а многие из них планируют свою деятельность исходя из его показателей и ориентиров.

Вместе с тем такой консенсус  не обеспечивается автоматически. Активную роль в его достижении играет государство, функции которого подчас выходит  за пределы юридических рамок.

Для обеспечения достаточно жесткой  регулирующей и контролирующей роли японского государства в реализации плана используется сложный инструмент государственного регулирования -  административное руководство (неформальное принуждение). В общем случае под административным руководством понимаются не предусмотренные законодательством действия ведомств или государственных институтов, направленные на то, чтобы побудить частные лица или частные фирмы либо предпринимать определенные действия, либо воздержаться от этих действий. Аналогичная практика используется во многих странах, но в Японии административное руководство отличается своей масштабностью и интенсивностью применения.  
Такая позиция японского государства объясняется особыми социопсихологическими установками японской нации, такими как коллективизм с ориентацией на коллективные ценности и стремление к выработке консенсуса на основе уважения и учета мнений всех заинтересованных сторон. Коллективизм как важнейшая социопсихологическая установка японской нации предусматривает как ориентацию на достижение групповых целей, представление о том, что все члены группы равны и обладают одинаковыми правами и обязанностями.

 Помимо сильной роли государства,  японская модель планирования характеризуется также использованием неформальных методов достижения консенсуса (таких как переговоры и компромиссы), применение  которых требует непрерывного обмена мнениями между правительством и бизнесом. Причем определенная часть такого сотрудничества осуществляется через сеть соответствующих организаций, обеспечивающих посредничество между государством и частными фирмами.

Для разработки планов изучаются  статистические данные, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании этих данных делается научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономике страны в целом. Опираясь на рекомендации, каждая корпорация вырабатывает свою стратегию.

Правительство и предприниматели  обычно учитывают многие рекомендации планов-программ. В тех случаях, когда возникают возражения правительства или деловых кругов, и Управление экономического планирования убеждается в обоснованности возражений, оно тут же вносит в документ коррективы. Такое планирование в Японии принято называть адаптивным.

Частные фирмы составляют детальные планы, определяющие их деятельность, а также учитывающие общенациональные задачи и правительственные финансово-кредитные и налоговые льготы.

Среди средств и путей  достижения поставленных целей в планах-программах, применяемых в Японии, представляют интерес следующие экономические рычаги и стимулы: льготное кредитование, льготное налогообложение,  ускоренная амортизация, бюджетное субсидирование, поддержка рискованных инновационных проектов, госзаказ. Льготное кредитование — основной источник финансовых средств для технологического обновления в Японии. Основным источником займов на цели разработки и освоения новой технологии является Японский банк развития. В последние годы повысилась роль налоговых льгот. Система ускоренной амортизации введена в Японии для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо содействующее эффективному использованию ресурсов. Бюджетное субсидирование осуществляется для поддержки исследований и разработок, проводимых государственными институтами, а также исследовательскими центрами совместно с частными компаниями.

Правительство предусматривает  последовательное развитие конкуренции и всестороннюю поддержку частных фирм, добившихся успеха на мировом рынке. Для малых и средних фирм в налоговом кодексе сделана специальная оговорка, которая позволяет им применять 20%-е снижение дохода, подлежащего налогообложению. На них приходится около 55 % реализованной продукции промышленности, около 60 — объема оптовой торговли и более 80 % — розничной.

Информация о работе Опыт и практика планирования промышленно-развитых стран и возможности его использования в России на примере Японии