Опыт корпоративного управления отраслями в странах развитой рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:13, реферат

Описание работы

В настоящее время в мире существует довольно много различных моделей корпоративного управления. В зависимости от особенностей каждая страна формирует свою специфическую модель корпоративного управления.
Вместе с тем все национальные системы корпоративного управления основываются на четырех моделях корпоративного управления:
англо-американская
континентальная

Содержание работы

Введение 3
Англо-американская модель. 4
Немецкая модель корпоративного управления. 7
Японская модель корпоративного управления. 10
Сравнительный анализ моделей корпоративного управления. 14
Заключение 16
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

эк.отрасли реф.docx

— 37.87 Кб (Скачать файл)

 

Японская модель корпоративного управления.

 

На формирование японской модели оказали  влияние экономические и политические условия послевоенного развития Японии, а также культура данной страны, в основе которой лежит  принцип социальной сплоченности и  взаимозависимости.

До второй мировой войны японский бизнес был представлен небольшим  числом финансово-промышленных конгломератов  – дзайбацу[ii], собственность которых была сконцентрирована в руках отдельных семейных кланов. После окончания войны экономика Японии была демонополизирована, и японские компании стали обмениваться пакетами акций, неформально договаривались взаимно не продавать их, что дало им возможность сохранить контроль над компаниями. Это привело к формированию финансово-промышленных групп Японии – кейрецу[iii]. Разукрупнение проводилось в основном в сфере промышленности и торговли и не коснулось банковского сектора.

Позже японское правительство разработало  программу развития экономики, распределив  все финансовые ресурсы среди  шести крупнейших банков. Согласно данной программе банки должны были организовать инвестиционный процесс, взяв все риски на себя. Вокруг этих банков сконцентрировались группы взаимосвязанных  промышленных, торговых и страховых  компаний. Постепенно сформировалось 6 горизонтальных (Sumitomo, Mitsubishi, Mitsui, Fuyo, Sanwa, Dai-Ichi Kangyo Bank)[iv] и 3 вертикальные (Toyota, Sony, Nissan) финансово-промышленные группы. Как правило, кэйрецу группируются вокруг того или иного мощного банка, который обеспечивает финансирование всех компаний группы и фактически исключает возможность их враждебного поглощения другими участниками рынка. В горизонтальной группе имеется один головной банк, в вертикальных группах их может быть два.

Для японской модели характерна высокая  концентрация собственности в руках  средних и крупных акционеров, а также широкая практика перекрестного  владения акциями между компаниями, входящими в «кейрецу». Банки  играют основную роль и определяют деятельность каждой промышленной группы. Для японских компаний наиболее важной целью при ведении бизнеса  является не повышение капитализации  и расширение рынка. Японская экономика  характеризуется наименее ликвидным  фондовым рынком по сравнению с другими  развитыми странами.

Несмотря на то, что более 70% акций  находится у финансовых институтов и аффилированных корпораций, постоянный мониторинг деятельности фирмы осуществляется через механизм главного банка, который является не только ее акционером, но и крупнейшим кредитором. Кроме того, банк выполняет все функции, обеспечивающие финансовую деятельность компании, что обратилось на их состояние в период осеннего кризиса 2008 года.

Обязательным членом японских кейрецу  являются универсальные торговые фирмы, которые по объему деловых операций и масштабам информационных и  торговых сетей относятся к числу  крупнейших в мире. Помимо своих  основных функций торговые фирмы  участвуют в поиске и освоении новых сфер деятельности, где у  компаний, входящих в группу, имеется  потенциал сбыта и снабжения.

Совет директоров в японских компаниях  играет формальную роль. Решение принимается  коллегиально, включая процесс обсуждения и переговоров в рамках всей корпорации. Количество членов в Совете директоров достаточно большое, и практически  все члены являются внутренними  директорами. Внешние директора, как  правило, если и присутствуют, то их число незначительно. Например, в  компании Komatsu Совет директоров состоит  из 26 членов, Canon - 26, Toyota - 55. Совету директоров подчиняются порядка 4-5 уровней менеджмента. Такой многочисленный состав Совета объясняется тем, что уходящие на пенсию менеджеры высшего уровня часто назначаются в Совет  директоров одной из компаний-партнеров. Только некоторые директора могут  совмещать посты в других кейрецу, представляя интересы поставщиков  или заказчиков.

Практика враждебных поглощений не свойственна японским компаниям, поскольку  сопряжена с довольно высокими издержками. Деятельность японских кейрецу оказывает  значительное влияние на организацию  японской промышленности и японского  рынка. Действующий в рамках объединения  принцип внутренней специализации, при которой сферы деятельности компаний группы не пересекаются, способствует тому, что между поставщиком и потребителем закрепляются своеобразные монополистические отношения. В результате на японском рынке действует олигополистическая система, которая в связи с высокой конкуренцией между самими участниками олигополии способствует устойчивому развитию отраслей японской промышленности.

Например, группа «Мицуи» имеет  характерную для японских кейрецу  организационную структуру. Верхний  уровень группы состоит из нескольких десятков головных фирм, строящих взаимоотношения  на принципе перекрестного владения акциями. Основной торговой фирмой группы является компания «Мицуи Бусан». Отношения  между промышленными компаниями построены по принципу вертикальной интеграции. Главный банк данного  объединения «Сакура банк» является одним из крупнейших банков мира, владеет  сетью дочерних банков, лизинговой и страховой компаний.

Японскую модель корпоративного управления можно охарактеризовать как полностью  закрытую, основную на банковском контроле и финансировании. Установление долгосрочных партнерских отношений в банковско-промышленных группах Японии, сопровождается контролем  со стороны головного банка, что  позволяет снизить проблему контроля за деятельностью менеджеров, которая  присуща англо-саксонской модели.

 

Сравнительный анализ моделей  корпоративного управления.

 

Таблица 2. Преимущества и недостатки моделей корпоративного управления

Модель корпоративного управления

Преимущества

Недостатки

Англо-Американская

Высокая степень мобилизации личных накоплений через фондовый рынок;

Ориентация инвесторов на поиск  сфер, обеспечивающих высокий уровень  дохода;

Основная цель бизнеса – рост стоимости компании.

Достаточно высокая информационная прозрачность компаний

Высокая стоимость привлеченного  капитала (высокие дивиденды);

Значительные искажения реальной стоимости активов фондовым рынком;

Отсутствие четкого разделения функций управления и контроля.

Немецкая

Более низкая стоимость привлечения  капитала;

Ориентация инвесторов на долгосрочные цели;

Высокий уровень устойчивости компаний;

Четкое разграничение функций  управления и контроля.

Незначительная роль фондового  рынка как внешнего инструмента  контроля;

Высокая степень концентрации капитала и недостаточное внимание к правам миноритарных акционеров;

Невысокая степень информационной прозрачности что обуславливает  сложность осуществления инвестиций.

Японская

Низкая стоимость привлечения  капитала;

Ориентация на долгосрочные цели;

Ориентация компаний на высокую  конкурентоспособность;

Высокий уровень устойчивости компаний

Сложность осуществления инвестиций;

Недостаточное внимание к доходности инвестиций и абсолютное доминирование  банковского финансирования;

Слабая информационная прозрачность компаний;

Незначительное внимание к правам миноритарных акционеров.


 

 

 

Заключение

 

Рассмотренные модели корпоративного управления не являются взаимоисключающими. Наоборот, последнее десятилетие  характеризуется сближением различных  систем корпоративного управления. Такая  тенденция характерна практически  для всех ведущих стран мира. Данный процесс подтверждает, что ни одна модель не обладает очевидными преимуществами перед другими, и не является универсальной  для экономики отдельной страны.

Список литературы

  1. Авдашева С.Г., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник. – М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 2008.
  2. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – 5-е изд. доп. и перераб. – М.: Институт новой экономики, 2009.
  3. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под редакцией д.э.н. проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: издательство «Дело и сервис», 2008.
  4. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Финансы и статистика, 2010.
  5. Хайман Э.Х. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т. 2 – М., 2009.
  6. Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков / Пер. с англ. – М.: «ИНФРА-М», 2007.

 


Информация о работе Опыт корпоративного управления отраслями в странах развитой рыночной экономики