Опыт приватизации в Венгрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 18:49, доклад

Описание работы

С упразднением Центрального планового управления Венгрии прекратилось плановое распределение финансовых и производственных ресурсов. По сути, было прекращено государственное участие в управлении предприятиями. Как считает директор Венгерского Агентства государственного имущества Дъердь Лайтаи, многих социальных и экономических потерь можно было бы избежать, если бы не существовало в своё время иллюзий об отсутствии необходимости государственного участия в управлении в период приватизации предприятий и упования на то, что с началом продажи государственного имущества в страну направится поток частного капитала, достаточный для перестройки предприятий и интеграции их в рыночные отношения.

Файлы: 1 файл

Венгрия.docx

— 15.40 Кб (Скачать файл)

Венгрия. В Венгрии процесс приватизации в государственном секторе начался в 1989 году, период её интенсификации приходится на 1995-1997 гг., когда было реализовано 60 % всей собственности, приватизированной за 90 годы. 
 
Спецификой венгерской приватизации стали высокая степень подготовки к этому процессу предыдущими экономическими преобразованиями, её платная форма реализации, высокая интенсивность участия иностранного капитала. 
 
С упразднением Центрального планового управления Венгрии прекратилось плановое распределение финансовых и производственных ресурсов. По сути, было прекращено государственное участие в управлении предприятиями. Как считает директор Венгерского Агентства государственного имущества Дъердь Лайтаи, многих социальных и экономических потерь можно было бы избежать, если бы не существовало в своё время иллюзий об отсутствии необходимости государственного участия в управлении в период приватизации предприятий и упования на то, что с началом продажи государственного имущества в страну направится поток частного капитала, достаточный для перестройки предприятий и интеграции их в рыночные отношения.25 
 
Функции государства как, собственника, сводились, главным образом, к организации продаж. Гораздо меньше внимания уделялось ещё непроданной государственной собственности, её управлению, подготовке к продаже, предотвращению кризисных явлений в отраслях промышленности. 
 
После начала приватизации оказалось, что частные инвесторы проявляют интерес только к тем компаниям, которые имеют стабильное положение на рынке, приличное финансовое положение и требуют лишь незначительных управленческих и технологических модернизаций. Инвесторы не собирались покрывать крупные долги государственных предприятий и не проявляли интереса к компаниям, имевшим крупные задолженности. 
 
Венгерские реформаторы быстро поняли, что государство должно взять на себя управление и реструктурирование предприятий перед их продажей, поскольку в противном случае процесс приватизации примет нежелательную форму и будет проходить через ликвидацию предприятий, что вызовет самые неблагоприятные социальные последствия. 
 
Поэтому восстановление государственного управления на предприятиях началось с создания системы мониторинга за работой компаний в целях обеспечения возможности в случае необходимости вмешиваться и разрабатывать план действий с участием государства. 
 
АГИ стало вести ежеквартально обновляемые досье по каждому предприятию, собирать ежегодные годовые отчёты и бизнес-планы на следующий год. Наведение элементарного порядка, позволило определить: какие предприятия должны быть ликвидированы, какие могут быть приватизированы немедленно, а какие требуют реструктурирования и работы по предпродажной подготовке. 
 
К 1994г. была приватизирована половина всей государственной собственности: доля национальной частной собственности составляла 25-30 %, а иностранной частной собственности -15-20 %. К середине 90-х в руках государства оставались предприятия ключевых отраслей экономики: энергетика, металлургия, тяжёлая химия, транспортные монополии и крупные банки. 
 
В 1995г. с принятием закона о приватизации начался процесс приватизации крупных предприятий. Рекордным годом приватизации в Венгрии стал 1995 год, когда государство получило 4,5 млрд. долл., которые обеспечили сокращение её внешнего долга.  
 
Массовая приватизация была в целом завершена в 1997г., в государственной собственности из 2 тысяч крупных предприятий осталось 218. От продажи госсобственности государство получило 11 млрд. долл. Были полностью приватизированы фармацевтическая, химическая, табачная отрасли, предприятия по транспортировке нефти и газа, розничная торговля, пищевая промышленность.  
 
Оценка результатов приватизации в 2000г. показала, что роль государства в экономике ещё достаточно серьёзна: в его руках полностью или частично находились монопольные предприятия в области энергетики, венгерская почта, железные дороги, Пашская АЭС, речное пароходство, аграрные объединения, лесные хозяйства и научно-исследовательские учреждения.


Информация о работе Опыт приватизации в Венгрии