Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 18:49, доклад
С упразднением Центрального планового управления Венгрии прекратилось плановое распределение финансовых и производственных ресурсов. По сути, было прекращено государственное участие в управлении предприятиями. Как считает директор Венгерского Агентства государственного имущества Дъердь Лайтаи, многих социальных и экономических потерь можно было бы избежать, если бы не существовало в своё время иллюзий об отсутствии необходимости государственного участия в управлении в период приватизации предприятий и упования на то, что с началом продажи государственного имущества в страну направится поток частного капитала, достаточный для перестройки предприятий и интеграции их в рыночные отношения.
Венгрия. В Венгрии процесс
приватизации в государственном секторе
начался в 1989 году, период её интенсификации
приходится на 1995-1997 гг., когда было реализовано
60 % всей собственности, приватизированной
за 90 годы.
Спецификой венгерской приватизации стали
высокая степень подготовки к этому процессу
предыдущими экономическими преобразованиями,
её платная форма реализации, высокая
интенсивность участия иностранного капитала.
С упразднением Центрального планового
управления Венгрии прекратилось плановое
распределение финансовых и производственных
ресурсов. По сути, было прекращено государственное
участие в управлении предприятиями. Как
считает директор Венгерского Агентства
государственного имущества Дъердь Лайтаи,
многих социальных и экономических потерь
можно было бы избежать, если бы не существовало
в своё время иллюзий об отсутствии необходимости
государственного участия в управлении
в период приватизации предприятий и упования
на то, что с началом продажи государственного
имущества в страну направится поток частного
капитала, достаточный для перестройки
предприятий и интеграции их в рыночные
отношения.25
Функции государства как, собственника,
сводились, главным образом, к организации
продаж. Гораздо меньше внимания уделялось
ещё непроданной государственной собственности,
её управлению, подготовке к продаже, предотвращению
кризисных явлений в отраслях промышленности.
После начала приватизации оказалось,
что частные инвесторы проявляют интерес
только к тем компаниям, которые имеют
стабильное положение на рынке, приличное
финансовое положение и требуют лишь незначительных
управленческих и технологических модернизаций.
Инвесторы не собирались покрывать крупные
долги государственных предприятий и
не проявляли интереса к компаниям, имевшим
крупные задолженности.
Венгерские реформаторы быстро поняли,
что государство должно взять на себя
управление и реструктурирование предприятий
перед их продажей, поскольку в противном
случае процесс приватизации примет нежелательную
форму и будет проходить через ликвидацию
предприятий, что вызовет самые неблагоприятные
социальные последствия.
Поэтому восстановление государственного
управления на предприятиях началось
с создания системы мониторинга за работой
компаний в целях обеспечения возможности
в случае необходимости вмешиваться и
разрабатывать план действий с участием
государства.
АГИ стало вести ежеквартально обновляемые
досье по каждому предприятию, собирать
ежегодные годовые отчёты и бизнес-планы
на следующий год. Наведение элементарного
порядка, позволило определить: какие
предприятия должны быть ликвидированы,
какие могут быть приватизированы немедленно,
а какие требуют реструктурирования и
работы по предпродажной подготовке.
К 1994г. была приватизирована половина
всей государственной собственности:
доля национальной частной собственности
составляла 25-30 %, а иностранной частной
собственности -15-20 %. К середине 90-х в руках
государства оставались предприятия ключевых
отраслей экономики: энергетика, металлургия,
тяжёлая химия, транспортные монополии
и крупные банки.
В 1995г. с принятием закона о приватизации
начался процесс приватизации крупных
предприятий. Рекордным годом приватизации
в Венгрии стал 1995 год, когда государство
получило 4,5 млрд. долл., которые обеспечили
сокращение её внешнего долга.
Массовая приватизация была в целом завершена
в 1997г., в государственной собственности
из 2 тысяч крупных предприятий осталось
218. От продажи госсобственности государство
получило 11 млрд. долл. Были полностью
приватизированы фармацевтическая, химическая,
табачная отрасли, предприятия по транспортировке
нефти и газа, розничная торговля, пищевая
промышленность.
Оценка результатов приватизации в 2000г.
показала, что роль государства в экономике
ещё достаточно серьёзна: в его руках полностью
или частично находились монопольные
предприятия в области энергетики, венгерская
почта, железные дороги, Пашская АЭС, речное
пароходство, аграрные объединения, лесные
хозяйства и научно-исследовательские
учреждения.