Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 12:50, реферат
С переходом к рынку основными направлениями в управленческой деятельности государственных структур АПК, научно-исследовательских учреждений, специалистов–практиков, руководителей аграрных организаций являлись, в основном, проблемы общегосударственного характера – экономические отношения государственных органов и аграрных организаций, система планирования и специализация производства, налогово-фискальная политика, проблемы организации закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленные товары, поступаемые на село, продовольственная безопасность и угроза импорта и целый ряд других общих для села и страны проблем. В последние годы особенно активизировалась деятельность соответствующих органов по составлению различного рода программ развития АПК. Уже составлены опережающие друг друга программы до 2010, 2012, 2017 и даже до 2020 годов.
Внутрихозяйственная цена - цена на продукцию, работы, услуги, применяемая только для расчетов между подразделениями, не сопровождаемая реальными денежными потоками и «имитирующая» рыночные отношения внутри организации.
Ряд авторов считает экономически оправданным применение трансфертных (искусственных внутрихозяйственных) цен, которые должны быть гибкими и основываться на понятных методиках расчета.
Другая группа авторов считают, что применение расчетных цен в системе внутрихозяйственного расчета усложняет работу по планированию и учету.
Исторически сложились два основных вида внутрихозяйственных цен:
1. расчетные - формируют доход подразделений;
2. планово-учетные - формируют расход материальных средств.
Планово-учетные цены устанавливают исходя из стоимости приобретения материальных ценностей. Они включают в себя:
прейскурантную стоимость;
снабженческие и другие наценки;
соответствующую часть транспортно-заготовительных расходов.
Расчетные цены должны объективно отражать необходимый уровень затрат на производство продукции, исключая бесхозяйственность и нерациональное использование имеющихся ресурсов, и включать затраты зависящие от конкретного структурного подразделения. По нерентабельным видам продукции расчетные цены должны способствовать выявлению резервов, и, как правило, обеспечивать безубыточное производство данного вида продукции и услуг.
В сельском хозяйстве расчетные цены включают в себя следующие прямые затраты:
оплата труда с отчислениями;
семена и посадочный материал;
корма и средства защиты растений и животных;
топливо и смазочные материалы;
амортизация основных средств и текущий ремонт;
прочие.
Также подлежат распределению общебригадные и общефермерские затраты.
Варианты расчета внутрихозяйственных цен:
1. По нормативам прямых затрат. Возможно использование в хозяйствах, где для целей планирования разработаны обоснованные нормативы прямых производственных затрат на 1 единицу продукции по культурам и отраслям животноводства.
2. На основе прямых плановых
затрат. Установление нормы
3. На базе фактически
Следует отмстить, что в настоящее время организации самостоятельно решают вопросы формирования внутрихозяйственных цен, руководствуясь требованиями конкретного производства.
В условиях современной экономики появляются новые подходы к трансфертному ценообразованию. Исследователи расходятся во взглядах на основу для формирования трансфертных цен, но при этом выделяют два основных типа: затратные и рыночные. Многие организации в настоящее время берут за основу трансфертных цен затраты. Данный метод, на наш взгляд, вынуждает подразделение - поставщика тщательнее контролировать затраты и является ясным и удобным для администрации и работников.
В дополнение к описанным выше методам используются следующие, основанные на зарубежной практике:
4. Расчет договорной трансфертной цены.
Договорная цена = себестоимость одной единицы продукции + маржинальный доход на 1 единицу произведенной продукции, утраченный центром ответственности - «продавцом» в результате отказа от внешних продаж и поставкой своего полуфабриката (услуги) внутри предприятия.
5.На базе полных издержек.
Трансфертная цена = полные издержки + норматив прибыли.
К недостаткам данного метода ценообразования можно отнести следующие: определение норматива часто носит субъективный характер, что не дает надежной основы для оценки работы центров ответственности. При расширении объёма производства данная система является плохим ориентиром, так как включает в трансфертную цену и постоянные издержки, не меняющиеся с изменением объёма производства. Вследствие этого передающий центр ответственности не заинтересован в снижении своих фактических затрат, так как заранее уверен, что трансфертная цена не только покроет, но и превысит их на сумму установленной наценки.
6. Рыночный метод. В американской экономике считается, что такая цена способствует оптимальным решениям и достижению целей предприятия в целом.
Рыночная цена = соответствующая внешняя цена - внутренняя экономия по затратам за счет использования внутрихозяйственных каналов и подсистем.
На наш взгляд, следует осторожно относится к рыночным ценам в практике сельхозорганизаций, ввиду возможности создания так называемых центробежных сил, действующих в отношении структурных подразделений, так как в данном случае коллектив будет стремиться реализовать произведенную продукцию по наиболее выгодным каналам и интересы организации и подразделения могут не совпадать. Их преимущество в объективности характера. На практике, однако, «настоящая» рыночная цена не всегда четко выражена, так как различные поставщики могут устанавливать разные цены на практически одинаковую продукцию.
Также некоторые исследователи выделяют смешанное трансфертное ценообразование, при котором применяется комбинация всех перечисленных выше методов. Например, нижнюю границу цены определяют методом затратного трансфертного ценообразования, а верхнюю - методом рыночного трансфертного ценообразования.
Несомненно, нельзя пренебрегать опытом применения различных видов расчетных цен в сельскохозяйственной практике, так как формирование оптимальных внутрихозяйственных цен – это всегда значительная проблема для хозяйств, стремящихся к успешной работе. При расчете внутрихозяйственных цен должны учитываться следующие требования:
трансфертная цена должна отражать цели предприятия и способствовать согласованию с ними тактических целей подразделений;
трансфертная цена должна поддерживать автономность подразделений;
трансфертная цена должна быть побудительным мотивом к контролю затрат и обеспечивать «гибкость» в процессе формирования средств на оплату труда.
В сельском хозяйстве сложились 3 основных варианта формирования внутрихозяйственных цен. (Рис. 2)
Рисунок 2 - Варианты формирования расчетных цен
При первом варианте внутрихозяйственные цены складываются из материально-денежных затрат, необходимых для производства продукции и услуг, которые должны выполнить подразделения. Они предусматривают передачу издержек одного подразделения в другое. При втором варианте кроме себестоимости в расчетную цену включается нормативная прибыль. Такие цены обеспечивают возмещение не только производственных затрат, но и воспроизводство рабочей силы, основных фондов.
Обеспечение равных экономических возможностей подразделений по поддержанию на должном уровне личных доходов членов коллектива и восстановлению основных средств производства достигается через экономически обоснованный механизм включения нормативной прибыли в цену каждого вида продукции (услуг).
В практике сельскохозяйственного производства применяется несколько вариантов включения нормативной прибыли в цену:
1. пропорционально всем
2. пропорционально цене труда (фонда
оплаты труда) в нормативной себестоимости
соответствующего вида
3. пропорционально цене труда и амортизации основных фондов в себестоимости продукции, услуг.
Первый вариант может быть использован в тех случаях, когда партнеры производят такие виды продукции (услуг), в себестоимости которых цена труда и амортизации основных средств занимают примерно равный удельный вес по всем видам продукции (услуг). При этом к расчетно-нормативной (прогнозной в условиях инфляции) себестоимости добавляется установленный, единый для всех видов продукции (услуг), процент нормативной прибыли.
Второй вариант приемлем в тех случаях, когда партнеры производят продукцию (услуги), в себестоимости которых (на рубль затрат) различный удельный вес цены труда (фонда оплаты), но одинаковый процент амортизации основных фондов (разная трудоемкость, но одинаковая фондоемкость производства).
Третий вариант универсальный, имеет наибольшие перспективы широкого применения. Но особенно необходим для использования в тех случаях, когда партнеры производят продукцию (оказывают услуги), в себестоимости которых и цена труда, и амортизация занимают различный удельный вес по отдельным видам продукции (услуг).
Пример расчета цены по второму варианту: расчетная цена определяется на базе нормативной себестоимости соответствующих видов продукции, включающей нормативную прибыль. Нормативная себестоимость каждого вида продукции (услуг) рассчитывается исходя из реальной технологии производства, параметров качества основных средств и других ресурсов, используемых в производстве.
В основу расчета себестоимости каждого вида продукции (услуг) берется технологическая карта (калькуляция) производства. При этом к сумме прямых и накладных затрат на производство единицы каждого вида продукции (услуг) добавляется нормативная прибыль на уровне средней достигнутой рентабельности производства по хозяйству.
С целью создания равных экономических условий деятельности коллективов, занятых производством различных видов продукции (услуг) нормативная прибыль включается в цену пропорционально удельному весу фонда заработной платы (оплаты труда) в себестоимости соответствующих видов продукции (услуг).
Автором на основе исследований сформирована схема деятельности руководителя аграрного предприятия по затронутым проблемам и практические рекомендации по ее реализации, которые переданы для внедрения в аграрное производство края.
Рис. 3 Содержание управления руководителя аграрным предприятием в условиях рынка
Рекомендации по формированию организационно-экономического механизма управления предприятиями АПК
Научно-практическое решение проблемы должно предусматривать комплексный трехуровневый подход:
На первом уровне (этапе) необходимо установление паритета цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию и потребляемые АПК края промышленные товары. В этих целях администрациям Сибири через сотрудничество с центральными законодательными органами необходимо сформировать механизм индексной взаимосвязи между двумя категориями товаров (продуктов), определяющих эффективность экономических взаимоотношений в процессе агропромышленного производства. В сельском хозяйстве Сибири выделяются основные производимые продукты - зерно, мясо и молоко. По данным продуктам устанавливается сводный базовый индекс закупочных цен. В среднеотраслевой структуре издержек производства данных продуктов выделяются промышленные товары, потребляемые в процессе их производства и оказывающие решающее влияние на его результативность с установлением сводного базового ценового индекса.
На основе сводных базовых ценовых индексов-дефляторов с изменением индекса цен производства основных промышленных товаров, потребляемых в АПК Сибири, необходимо предусмотреть соответственное изменение (увеличение) цен реализации сельскохозяйственной продукции и размер оплаты труда.
В целях формирования главенствующей экономической роли товаропроизводителей во всей системе АПК Сибири (второй уровень), в определении товаропотоков производимой ими продукции к потребителю необходимо предусмотреть наделение их действенными экономико-управленческими рычагами воздействия на экономические взаимоотношения. В этих целях необходимо завершить реализацию Указа Президента Российской Федерации о проведении вторичной эмиссии акций перерабатывающих предприятий края и передаче их контрольных пакетов производителям сельскохозяйственного сырья, а также реорганизации части акционерных обществ АПК Сибири, занимающихся переработкой сырья и агросервисом, в потребительские кооперативы.
В соответствии с п. 3 статьи 6 Федерального Закона «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» в административных регионах Сибири необходимо устанавливать нормативное соотношение между стоимостью закупаемого сырья и стоимостью вырабатываемой из него продукции, поставляемой в Федеральный фонд с учетом безубыточной реализации готовой продукции. При этом правами соответствующего регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, поступающие в региональные фонды следует наделить органы исполнительной власти. Главным ориентиром нормативных соотношений должна быть возможность хозяйствам среднего экономического уровня выйти на минимальную рентабельность производимой продукции, возродить в сельских товаропроизводителях экономическую заинтересованность в развитии основных сельскохозяйственных отраслей Сибири.