Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 08:51, реферат
Культура речи – это, во-первых, характеристика речи, как устной, так и письменной; во-вторых, это владение нормативной базой языка и коммуникативными качествами, которые в совокупности формируют речевое поведение профессионала. В компетенции культуры речи – виды норм языка по его уровням (фонетика, акцентология, лексика, фразеология, словообразование, морфология, синтаксис, стилистика) и такие качества речи, которые образуют ее целесообразность. Единение нормативности и целесообразности в речи – атрибут ее культуры.
Введение
1. Речь
2. Функционально-смысловые типы речи
3. Норма и ошибка
4. Речевой аппарат
5.Требование к речи
5.1 Качество голоса
5.2 Дикция
5.3 Целесообразность речи
5.4 Логичность речи
5.5 Точность речи
5.6 Уместность речи
5.7 Действенность речи
5.8 Выразительность речи
6. Говорящий и слушающий
7. Ораторское искусство
Заключение
Список используемой литературы
Суггестивность – способность голосом воздействовать на слушателя, внушать ему свои эмоции даже безотносительно к содержанию речи. Суггестивность голоса зависит от тембра, а тренируется в процессе отработки выразительной стороны речи, различных интонаций.
Выносливость обеспечивается правильным речевым дыханием, четкостью артикуляции, качеством резонирования и соблюдением ряда определенных требований, важнейшим из которых надо признать гигиену голосовых связок.
5.2 Дикция
Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных (произносительных) характеристик звуков.
Дикция, являясь одним из обязательных элементов техники речи, особенно важна для профессионала, поскольку его речь является образцом, по которому слушатели учатся правильно и красиво говорить. Без дикции просто невозможно нормальная коммуникация. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание слушателями говорящего.
Работа над дикцией заключается в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях, позволяющих выработать хорошую дикцию. Начинать упражнения на дикцию нужно с общей артикуляционной гимнастики, а затем переходить к тренировке отдельных звуков.
Если ключевым понятием грамматической правильности речи является норма, то целесообразность, предполагающая коммуникативный эффект и достижение в речевом процессе определенных задач и сверхзадач, обращена к понятиям речевых качеств (точность, логичность, краткость, уместность, ясность, действенность, выразительность) и контекстов (лингвистический, паралингвистический, экстралингвистический, ситуационный). В ряде случаев целесообразность – это социальный «пароль», позволяющий войти в определенную среду и утвердиться в ней. Но целесообразность публичной речи невозможна без знания и соблюдения норм; она носит коннотативный (предписывающий) характер, а значит, оратор и в языковом плане является воплощением норм.
Логичность речи – ее структурно-смысловое качество, означающее организованность высказывания, всех его частей, в соответствии с законами логики и композиционной оптимальности. Логичность – это умение должным образом организовать последовательность текста, раскрытие проблемы или движение сюжета по схеме; а) введение (в устной речи – вступление) – 1/12 часть общего объема; б) развитие мысли в ходе основного рассуждения – 5/6 текста; в) заключение, сводящее воедино основные итоги или ставящее новую проблему, следующую из решенной. В конце обычно формулируется вывод или призыв, ради которого произносилась речь.
Точность речи – это максимальное соответствие тому содержанию и той форме, которые были запланированы говорящим и объективно характеризуют предмет и явление. Это умение представить предмет, действие и признак с максимальной полнотой без двусмысленности и возможности двоякого толкования. По традиции точность ставится на важное место среди речевых качеств, ведь возможность говорить точно предполагает высказывание достаточно полное и эквивалентное, а главное для человека – именно возможность оказаться правильно понятым.
Точность речи может быть предметной и понятийной (коммуникативной). Предметная точность обеспечивается тогда, когда говорящий превосходно знает предмет, о котором идет речь, когда его сведения широки многогранны. Точность понятийная – это высочайший уровень владения словом, речью, когда говорящий находит наиболее точное соответствие конкретного предмета привлекаемым словом, когда он для обозначения одного явления может подобрать множество пон6ятий, умеет по-разному рассмотреть его в различных аудиториях и разных ситуациях.
Таким образом, точность речи определяется:
- знанием предмета,
-логикой мышления,
-умением выбирать нужные
Уместность речи – сочетание грамматической правильности, целесообразности и точности с требованиями конкретной ситуации. Неуместно высказывание, содержащее в себе элементы чуждых друг другу стилей: халтурная деятельность, вдохновенный борзописец и др.
Уместность – и важнейший этический компонент речевой культуры, определяющий меру действенности, точности и логичности речи применительно к требованиям ситуации. Уместность речи – это оптимальные средства речевого поведения, в том числе во время публичного общения с учениками и слушателями. Среди критериев уместности речи выделяются те, который связаны с речевым этикетом. Речевой этикет – правила речевого поведения, позволяющие общаться, достигать при обоюдном согласии поставленных целей, актуальных для всех участников общения.
Уместность - это особое коммуникативное качество peчи, которое как бы регулирует в конкретной языковой ситуации содержание других коммуникативных качеств. В условиях общения в зависимости от конкретной речевой ситуации, характера сообщения, цели высказывания то или иное коммуникативное качество может оцениваться по-разному - положительно или отрицательно. Например, писатель не сумеет создать «местный колорит», передать речевые особенности лиц определенной профессии, строго следуя требованиям чистоты речи, значит, в таком случае положительно будет оцениваться не соблюдение требований чистоты речи, а, наоборот, их нарушение.
Под уместностью речи понимают строгое соответствие ее структуры условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и стилю изложения, индивидуальным особенностях автора и адресата.
Уместность - функциональное качество речи, в его основе лежит идея целевой установки высказывания. А.С. Пушкин так сформулировал функциональное понимание уместности речи: «Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности».
Соблюдение уместности речи предполагает, прежде всего, знание стилистической системы языка, закономерностей употребления языковых средств в том или ином функциональном стиле, что позволяет найти наиболее целесообразный способ выражения мысли, передачи информации.
Действенность речи – ее коммуникативное качество, заключающееся в возможности решить именно ту задачу, которую говорящий ставил перед собой и аудиторией. Это формирование общего восприятия, но именно такого, какое планировалось коммуникативным лидером и зависело от умения видеть и направлять реакцию аудитории.
Действенность речи зависит от трех моментов:
- силы убеждения говорящего (оратора, лектора); яркости создаваемых им картин и логики факторов;
- правильности и точности (культуры) его речи;
- ситуативной оптимальности его речи, то есть обращенности именно к тому, что наиболее остро волнует слушателей, и именно в тех словах, в каких хотели бы они об этом услышать и сказать сами.
Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей.
Следует иметь ввиду, что в науке
нет единого определения
Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.
Выразительность речи обеспечивается, прежде всего, ее фонетическими средствами: ясностью и отчетливостью произношения, правильным акцентированием и соответствующей интонацией, с помощью которых могут быть выражены различные эмоциональные оттенки речи.
Часто выразительность речи обеспечивается ее грамматическими средствами, например применением слов в ласкательной и уменьшительной форме, использованием в обращении местоимений «ты» или «вы», употреблением слов переносного и образного значения, метафор, сравнений, эпитетов и т. д.
Говорящий должен знать аудиторию, чтобы ввести ее туда, куда она стремится (задача); куда она, по твердому убеждению говорящего, должна стремиться (сверхзадача; о ней не сообщается, но и забывать говорящему нельзя). Кем мы представляем себе аудиторию, тем она и будет.
Умейте говорить на языке собеседника, ибо каждый способен понять только собственный язык. Со своим уставом в чужой монастырь не ходят, и надо, поэтому знать, на каком языке предпочитают общаться наши слушатели и собеседники, знать это лучше их самих.
Пытайтесь смотреть на вещи глазами слушателя. Когда стратег хочет выиграть битву, - он воображает себя противником и с его позиций смотрит на варианты будущего сражения.
Оратор, изначально не являющийся единомышленником аудитории, не имеет права на внимание. Воздействовать – значит заинтересоваться человеком, а не пытаться заинтересовать его собой. Чтобы стать другом, – достаточно заинтересоваться другим. А чтобы стать тяжким бременем, - достаточно постоянно рассказывать о себе.
Надо иметь уважать себя и слушателей. За слепцами не идут, у новичков не учатся, заболевший сам едва ли излечит другого. «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанников» (В.Даль), а значит, надо обладать тем, к чему призываешь слушателя и ведешь его.
Воздействовать на других способен лишь тот, кто умеет импровизировать и воздействовать на себя.
Обращение к слушателю – это обращение к его достоинствам. Найти и подчеркнуть хорошее в собеседнике – значит найти собеседника. Говорящий старику о его мудрости приобретает друга, говорящий ему о средстве от облысения не найдет в нем и покупателя.
Направляет мнение собеседника тот, кто их знает.
Чтобы понять человека, надо уметь его читать: лицо, жесты, одежда – кладезь информации о слушателе. Читать человека – значит предвосхищать его речевые поступки и направлять реакции, чтобы он захотел услышать именно то, что вот-вот скажет говорящий. Чтобы слушатель испытал сильное чувство за него: черное виднее на белом.
Необходимо знать то, что авторитетно для аудитории, и не предлагать Евангелие мусульманам, а Коран иудеям. Лучшая цитата – удачные слова собеседника или друга; лучший вывод – тот, который дается при опоре на его слова, и для него уже не важно, противоречит он им или нет.
Ораторское искусство (красноречие, искусство красноречия) — искусство публичного выступления, с целью убеждения. Ораторское искусство не следует путать с красноречием в смысле ораторских способностей — умением говорить красиво, вдохновенно и убедительно, независимо от того, является ли оно врождённым талантом (естественное красноречие) или навыком, приобретённым в процессе обучения (искусственное красноречие). Ораторское искусство и свойства ораторской речи изучает наука риторика.
Проявления естественной ораторской способности часто встречаются в повседневной жизни. Представим ситуацию: один человек идет по дороге, не видя угрожающей ему опасности, а другой, возвышая голос, предупреждает его о ней. Ещё пример. Один человек упал в воду, а другой поднимает крик, чтобы окружающие пришли на помощь. Примеры естественного красноречия можно встретить в деревнях, где люди общаются громко и эмоционально, почти кричат один другому («через улицу») или на рынке, где каждый сообщает что-то о своем товаре. Подобные проявления красноречия не требуют специальной подготовки. Голос в таких случаях возвышается естественно, под воздействием чувств и соответствующих обстоятельств.
Бывают ситуации, когда человеку нужно сказать что-то красиво и убедительно, а нужных эмоций в данный момент нет. Здесь требуются особые навыки управления собой, которые можно приобрести в процессе обучения ораторскому искусству в ораторских школах или на специальных тренингах. Ораторское красноречие, как особый вид искусства, возникло в античной Греции. Ни одна другая древняя культура — ни египетская, ни аккадская, ни китайская, ни индийская — не уделяют такого пристального внимания ораторике, как греческая, и не дают высоких образцов содержательного и стилистического совершенства диалектики и искусства устного слова. Ораторское искусство учит тому, как сделать обычную речь ораторской. Традиции современной ораторской речи восходят к античной риторике Древней Греции и Рима.
Ораторская речь — это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения[1]. Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения. Можно выделить несколько основных качеств, которые отличают ораторскую речь от других видов речи.
Оратор обращается к народу и его аудитория многочисленна, поэтому ораторская речь всегда носит публичный, общественный характер.
Как и всякая другая речь, ораторская речь состоит из нескольких частей. То, как должны соотноситься между собой эти формообразующие части (вступление, изложение, заключение и др.), объясняет наука риторика.
Главное значение для ораторской речи имеет не её форма, хотя и это важно, а то, что оратор вкладывает в свою речь — её содержание (цель) и внутренняя энергия слова, исходящая от личности оратора. Цель ораторской речи — не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности (убедить) или каких-либо действий (побудить). Такая речь всегда имеет агитационной характер. Для этого оратор должен быть воодушевлен предметом своей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей.