Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:49, реферат
Предметом анализа в данной лекции является “классичес¬кий локальный рынок”, на котором представлено множество конкурирующих покупателей и продавцов однокачественного товара и отсутствует государственное вмешательство (сегодня этим требованиям больше всего соответствует рынок ценных бумаг).
Введение
1. Закон спроса. 2
2. “Парадоксы” закона спроса. 5
3. Инфляция и спрос. 6
4. Дополнительные затраты. 7
5. Временное пространство закона спроса. 7
6. Ценовая эластичность спроса. 8
7. “Величина” спроса и “сам” спрос. 10
8. Закон предложения. 11
9. Заключение. 14
Литература
3. Наконец, дело окончательно запутывается тем, что, с одной стороны, инфляция действительно охватывает всю экономику и тем "провоцирует" рост цен на все товары. Но, с другой (и в этом источник проблем, порождаемых инфляцией), -- тот же инфляционный рост цен происходит неравномерно, т. к. на разные товары цены растут не одинаковыми темпами. То же свойственно и инфляционному росту денежных доходов потребителей, поскольку у разных групп потребителей он также происходит неравномерно.
Таким образом, следует различать зависимость величины спроса от рыночного движения цен (закон спроса) и влияние на динамику величины спроса инфляционного роста цен. Этого добиваются, в частности, пересчетом инфляционных цен в "прежние", делая расчеты по так называемым "неизменным" ценам.
Теперь нам предстоит осознать, что денежная цена товара не является единственным фактором, влияющим на изменение величины спроса. И это потому, что денежная цена товара не отражает все затраты покупателя на данный товар. Это не видно на графике, но хорошо знакомо каждому покупателю.
Возьмем классический пример -- "бутылочное" и "пакетное" молоко. При различной цене на них начинает работать новый фактор: учет покупателем дополнительных затрат (возня с бутылками) и дополнительных выгод (частичная экономия за счет их возврата). Будет ли тогда разница в денежной цене единственным ориентиром для покупателя? Или во внимание будет принята вся совокупность затрат? Хлопоты со сдачей бутылок могут превысить выгоду от дешевизны бутылочного молока.
Итак, если судить только по соотношению денежных цен, то покупатель более дорогого пакетного молока поступает вроде бы нелогично, но если учесть всю совокупность затрат, то логично. Таким образом, величина спроса формируется с учетом всей совокупности затрат, а не только денежных.
Следовательно, денежная цена товара -- лишь видимая часть всех затрат, но покупателю хорошо видна и "невидимая" часть. Поэтому структура полной цены выступает особым фактором величины спроса: чем больше дополнительных затрат на данный товар, тем меньше -- при прочих равных условиях -- величина спроса. Бизнесмен должен учитывать величину совокупных затрат как определяющего фактора поведения потребителей и стремиться к минимизации дополнительных затрат, вынося на продажу максимально готовую к употреблению продукцию. Более того, сведение к минимуму дополнительных затрат позволяет даже повысить продажную цену товара, ибо потребитель учтет предоставляемую продавцом выгоду: пусть денежная цена товара и повысилась, но благодаря этому уменьшились и дополнительные затраты.
Мы в очередной раз убеждаемся в правоте закона спроса и даже можем уточнить его формулировку: закон спроса характеризует обратную зависимость величины спроса от уровня полной (включающей и дополнительные затраты) цены. И хотя на графике мы будем по-прежнему оперировать денежной ценой, учет дополнительных затрат помешает нам обвинять потребителей в "неэкономическом" поведении в ситуациях, подобных рассмотренной. Рост дополнительных затрат -- даже при неизменной денежной цене -- может снизить величину спроса, к наивному удивлению продавца (игнорировавшему, видимо, в студенческие годы курс экономической теории).
Ответная реакция величины спроса на изменение цены является "временным процессом". Это значит, что между изменением цены и масштабом реакции на него величины спроса существует прямая зависимость во времени: чем продолжительнее временной период, тем сильнее изменяется величина спроса под влиянием новой цены. При этом временной период адаптации величины спроса к изменившейся цене прямо отражает убежденность покупателей в степени необратимости новой цены (чем выше эта убежденность, тем меньше времени требуется на реакцию потребителя).
Но ответ покупателя на повышение цены ограничен единственно доступным ему средством -- уменьшением величины спроса. И хотя минимальные альтернативы у потребителя имеются (самому шить, сделать ремонт квартиры и т. д.), все же в подавляющем большинстве случаев он зависит от производителей. А производителям требуется время, чтобы придумать более дешевые товары-заменители, произвести их в массовом объеме и привлечь покупателей. И чем выше скачок цены, тем больше времени требует цепочка "возросшая цена=>(новый производитель=>дешевый субститут)=>уменынение величины спроса".
Так что отреагировав на рост цены протестующим снижением величины спроса, потребители остаются во власти производителей, ожидая помощи от конкурирующих фирм в виде производства товаров-заменителей (субститутов). Только в последнем случае возможно уменьшение величины спроса, адекватное росту цены.
Учет времени в действии закона спроса помогает понять, почему на начальном этапе рост цены может не снижать величину спроса: потребителю просто некуда деться. Но если взять максимально продолжительный временной интервал, то мы убедимся в том, что подорожание любого товара рано или поздно будет отомщено в соответствии с законом спроса -- уменьшением величины спроса (или, что еще хуже для производителя, -- падением самого спроса!).
Изменение величины спроса под влиянием динамики цены обладает еще одним удивительным свойством, получившим название "ценовая эластичность спроса". Речь вдет о мере ответной реакции величины спроса на изменение цены. Если небольшое изменение цены вызывает значительное изменение величины спроса, то такой спрос получил название "эластичного спроса"; если даже очень большое изменение цены лишь ненамного изменяет величину спроса, то такой спрос получил название "неэластичного".
Для экономической теории важность понятия "эластичность" состоит в том, что оно позволяет перейти от зыбкой качественной характеристики спроса к строгой количественной.
Эластичность измеряется отношением процентного изменения величины спроса к процентной величине изменения цены. Результат такого отношения получил название "коэффициент ценовой эластичности спроса" (К ц. эл. спроса ):
К ц. эл. Спроса = |
изменение величины спроса (в %) |
= |
DQd(%) |
изменение цены (в %) |
Dр(%) |
Если коэффициент эластичности больше единицы, то спрос считается эластичным, а если меньше -- неэластичным (при коэффициенте, равном единице, говорят о "единичной эластичности спроса").
Графическое изображение единичного, эластичного и неэластичного спроса представлено на графике 6.2, где прямая "а" изображает единичный, "Ь" -- эластичный, "с" -- неэластичный спрос.
График 6.2. Ценовая эластичность спроса
Qd
Если величина спроса жестко ограничена в своем маневрировании объемом предложения, то возникает не эластичность спроса, которая оборачивается выгодой для продавца. Ведь даже при некотором уменьшении величины спроса продавец все равно выигрывает от роста цены, будучи обеспеченным гарантированным спросом в силу ограниченности предложения.
Как правило, неэластичный спрос наблюдается на продукцию аграрного сектора. Поэтому цены на нее, как и на другие жизненно важные товары (хлеб, соль, спички), всегда находятся под контролем государства.
В других отраслях экономики для получения гарантированного экономического выигрыша может использоваться такой прием, как "перевод" эластичного спроса в неэластичный (обычно путем ограничения объема производства). У этой манипуляции есть, однако, объективный предел, перейдя который, неэластичный спрос сползает в унизительное положение "нужды", а с ней исчезает не только "не эластичность" спроса, но и сам спрос как начало рынка.
Независимо от того, знает производитель экономическую теорию или нет, он инстинктивно чувствует, что ограничение объема производства (предложения) гарантирует ему стабильный спрос при высокой цене. Поэтому он всегда является потенциальным сторонником неэластичного спроса, возникающего в силу искусственного ограничения предложения (как следствия искусственного ограничения объема производства). Наша торговая мафия, например, десятилетиями использовала такой искусственный дефицит как единственный источник своих доходов. Но это -- нерыночный метод получения доходов, поэтому жившая за счет искусственного дефицита отечественная мафия -- анте рыночная сила. Она не приемлет рыночную экономику, ибо в свободном рынке товарный дефицит отсутствует.
На коэффициент эластичности влияют главным образом три фактора:
-- величина предельно возможных затрат покупателя на данный товар,
-- качество, количество и цена товаров-заменителей (субститутов),
-- число конкурирующих продавцов данного товара.
Мы можем сделать некоторые практические выводы из характеристик ценовой эластичности спроса.
При неэластичном спросе продавец не склонен снижать цены, так как потери от этого снижения вряд ли будут компенсированы ростом величины спроса. Поэтому неэластичный спрос выступает фактором потенциального роста цен. Высокоэластичный же спрос означает крайнюю чувствительность величины спроса к минимальному изменению цены. Это означает, что эластичный спрос выступает фактором потенциального снижения цен.
В каком же соотношении находятся "эластичность" и "не эластичность" спроса? Практика показывает, что величина спроса всегда реагирует на изменение цены. А если к тому же учесть конкурентную организацию рыночного производства, фактор времени, взаимосвязь между ценами на все товары и фиксированность дохода потребителей, то закон спроса можно выразить так: в диапазоне возможных цен спрос бывает только эластичным (мы говорим о диапазоне "возможных" цен потому, что "невозможные" цены, убивающие спрос, разрушают и саму рыночную экономику).
Экономический прогресс состоит, в частности, и в росте числа тех товаров, спрос на которые характеризуется высокой эластичностью. И чем выше доля высокоэластичных товаров в структуре совокупного продукта, тем свободнее поведение и рациональнее выбор покупателя.
Закон спроса -- это такая модель экономики, в которой цена определяет величину спроса, т.е существует только эта зависимость, а все остальное принимается за стабильное.
Следовательно, перед нами однозначная связь -- "ценоуправляемая" величина спроса. Поэтому изменение может выражаться только движением по точкам кривой спроса, отражающим изменение величины спроса как ответную реакцию на изменение цены.
Однако спрос испытывает влияние не только цены, но и других, неценовых факторов. В этом случае происходит изменение уже не величины спроса, а "самого" спроса (см. график 6.1).
В самом деле, предположим, что в кофе в очередной раз обнаружили чудодейственные свойства. Величина спроса немедленно возрастает, хотя цена кофе не уменьшилась. Тогда на графике при одной и той же цене появятся две точки величины спроса -- "старая" (до открытия целебных свойств) и "новая". Для новой величины спроса также можно построить соответствующую кривую спроса (ибо закон спроса действует при любой ситуации). В результате мы видим, что произошло нарушение установившейся зависимости величины спроса от данного уровня цены, -- прежней цене теперь соответствует "новая", возросшая величина спроса. На графике при изменении самого спроса перемещается уже вся линия спроса (при росте -- вправо вверх, при падении -- влево вниз).
Чем дальше отстоят друг от друга "старая" и "новая" кривые самого спроса, тем большие изменения произошли в "спросовом" поведении покупателей.
Главными факторами изменения самого спроса являются:
1) изменение предпочтений потребителей (мода, здоровье, и т. д.),
2) число покупателей (их увеличение приводит к росту самого спроса, а уменьшение -- к падению),
3) изменение величины дохода покупателей.
Мы познакомились с великим экономическим законом -- законом спроса. Мера действия закона спроса объективно свидетельствует о мере становления рыночной экономики, -- ведь этот закон может функционировать только при свободном маневрировании спроса, -- в противном случае вновь возникает унылый диктат производителя.
Закон спроса -- и великий регулятор рыночной экономики:
обратная зависимость величины спроса от уровня цены умеряет алчность продавца. Вот почему закон спроса следует считать и самым могучим защитником покупателя в рыночной экономике.
Мы подвергли закон спроса серьезным испытаниям, и он с честью вышел из них. Разумеется, мы рассматривали закон спроса в "чистом виде", т. е. предполагая стабильными "прочие условия". Но как раз в реальной рыночной экономике этой стабильности и нет. Вот почему наш анализ есть лишь начало характеристики рыночной экономики. И все-таки следует воздать должное экономистам, сумевшим открыть закон спроса в кажущемся хаосе рыночных процессов.
А теперь нам предстоит покинуть сферу спроса, оставив потребителей с их заботами, и перейти в сферу предложения, где придется убедиться, что у производителей забот не меньше.
Анализ рыночной экономики мы начали со спроса. И поступили правильно: для любого человека спрос -- дело повседневное, близкое и понятное.
Но создает товары и предлагает их потребителю производитель. Совокупность товаров, выносимых им на рынок, и образует предложение, а назначаемая производителями цена есть "цена предложения".
Предложение, как и спрос, -- особая, самостоятельная сфера рыночной экономики, со своей экономической логикой поведения ее участников. Понять эту логику позволяет анализ связи рыночной цены и величины предложения.
То, что сегодня в экономической теории обозначается как "предложение", настолько многообразно, что с трудом поддается даже самой общей классификации. В настоящее время в предложении принято выделять пять групп товаров (услуг):
1) сырье (ресурсы);
2) товары производственного назначения (оборудование и т. п.);
3) труд (наемный);
4) капитал (производительный и денежный);
5) товары потребительского назначения, в том числе:
а) изделия длительного пользования (автомобили, холодильники, телевизоры, стиральные машины, одежда, мебель);