Основные цели и направления макроэкономического регулирования государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:12, доклад

Описание работы

Определение цели является одним из важнейших этапов организации экономических процессов. В ходе развития человеческого сообщества одновременно приходится решать множество целей и задач. В политике регулирования экономики государство ставит определенные цели.

Файлы: 1 файл

экономика орлова 3 вопрос.docx

— 57.90 Кб (Скачать файл)

Основные цели и направления макроэкономического  регулирования государства  

Определение цели является одним из важнейших этапов организации  экономических процессов. В ходе развития человеческого сообщества одновременно приходится решать множество  целей и задач. В политике регулирования  экономики государство ставит определенные цели. 
  В любом случае на глобальном уровне управления необходимо отчетливо представлять основную цель экономики, прежде всего - поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного воспроизводства. 
  Самой главной целью государственного регулирования рыночной экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны. Это - глобальная цель. 
  Главная цель требует решения множества конкретных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная. Конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования. 
  Выделяются главные цели государственного регулирования (цели первого порядка), за реализацию которых государство несет ответственность, а именно: 
  - экономический рост; 
  - высокий уровень занятости; 
  - стабильность цен (устойчивость денег); 
  - внешнеэкономическое равновесие. 
  Можно сказать, что независимо от существующей политической системы каждая страна ставит целью своего развития максимально высокий уровень жизни всего населения. Но так как данную цель невозможно выразить ограниченным количеством показателей, то в реальности государство проводит свою социально-экономическую политику с указанием конкретных рубежей, которые условно можно назвать целями второго уровня. Часто они закреплены в Конституции государства, обозначены в программах различных политических партий на парламентских или президентских выборах. В каждый конкретный промежуток времени цели могут формулироваться более детально в зависимости от степени экономического развития государства. 
  В самом общем виде к таким целям следует отнести: 
  - создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции; 
  - стимулирование экономического роста; 
  - сглаживание экономического цикла; 
  - обеспечение социально приемлемого уровня занятости; 
  - предотвращение и сглаживание чрезмерных различий в доходах; 
  - поддержание высокой конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке; 
  - поддержание внешнеэкономического равновесия; 
  - удовлетворительное состояние окружающей среды. 
  Кроме экономических целей, демократическое государство в не меньшей степени борется за достижение надлежащих политических целей, к которым относятся: 
  - соблюдение правопорядка; 
  - свободное развитие общества; 
  - внешняя и внутренняя безопасность. 
  Из целей первого и второго порядка вытекают цели третьего порядка. Таких целей множество. Они могут быть достигнуты только во взаимодействии. В то же время между целями могут возникать конфликты, например между повышением эффективности производства и экологическим равновесием. Здесь проявляет себя государство: его обязанность - снять конфликты целей. Многогранность целевых установок социально-экономического развития и государственного регулирования - основная черта современной экономической системы. 
  В практике государственной политики России конкретные цели определяются исходя из особенностей каждого периода развития: краткосрочного, среднесрочного, долгосрочного. Целью долгосрочной социально-экономической политики правительства Российской Федерации является последовательное повышение уровня жизни населения на основе самореализации каждого гражданина, снижения социального неравенства, сохранения независимости и культурных ценностей России, восстановления экономической и политической роли страны в мировом сообществе.

Макроэкономическая политика


[править | править исходный текст]

Материал  из Википедии — свободной энциклопедии

Макроэкономическая политика — государственная политика, целью которой является ограничение уровней безработицы и инфляции, поддержка роста экономики, предотвращение экономических кризисов, обеспечение стабильного функционирования экономики. В макроэкономической политике выделяют, в частности, налогово-бюджетную, денежно-кредитную и внешнеэкономическую политики.

Как правило, макроэкономическая политика государства зависит от состояния  экономики данной страны, то есть от того, на какой фазе экономического цикла находится страна: подъёме или рецессии. Если страна находится в рецессии, то власти проводят стимулирующую политику, чтобы вывести страну из дна. Если страна испытывает подъём, то правительство проводит сдерживающую политику, дабы не допустить высоких темпов инфляции в стране.

Содержание  

[убрать] 

  • 1 Фискальная политика
    • 1.1 Стимулирующая политика
    • 1.2 Сдерживающая политика
    • 1.3 Автоматическая или дискреционная
  • 2 Монетарная политика
    • 2.1 Операции на открытом рынке
    • 2.2 Изменение минимальной резервной нормы
    • 2.3 Изменение учетной ставки
    • 2.4 Политика дешёвых денег
    • 2.5 Политика дорогих денег
  • 3 Внешнеэкономическая политика
  • 4 См. также
  • 5 Примечания

Фискальная политика[править | править исходный текст]


Один из возможных ожидаемых  результатов фискальной политики: совокупный спрос увеличивается, что ведет  к подъему экономики

Основная статья: Фискальная политика

Фискальная политика — стабилизационная политика государства с целью смягчить экономические циклы с помощью изменений параметров совокупных издержек. Основными инструментами данной политики являются чистые налоги и государственные закупки товаров и услуг. Если в стране рецессия, то правительство может либо увеличить закупки, либо уменьшить налоги, с целью увеличить совокупный выпуск. Если же подъем или перегрев экономики, то, наоборот, снизить закупки или увеличить налоги[1].

Одна из многих положительных черт фискальной политики заключается в  том, что данную политику относительно проще проводить государством, чем  монетарную, поскольку правительство  не принимает специальных, отдельных  решений для исполнения фискальной политики[2]. К тому же, представители кейнсианской школы предположили, что при проведении монетарной политики легче управлять процентной ставкой, но инвестиции от этого особо не изменяются[3].

Фискальная политика имеет и  свои недостатки. Государство, как и  любой другой макроэкономический агент может нести убытки, то есть иметь дефицит государственного бюджета. Большой запас избыточных средств также вреден для государства. Неграмотное проведение фискальной политики может обернуться серьёзным дисбалансом в государственном бюджете[3]. Основной проблемой фискальной политики экономисты называют эффект Crowding-out (эффект вытеснения), когда при росте государственных расходов, из-за определенной реакции на рынке заемных средств, снижается объем инвестиций в страну, что замедляет темпы развития страны[2].

Стимулирующая политика[править | править исходный текст]

Если страна переживает депрессию  или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объемов выпуска в большинстве случаях.

Сдерживающая политика[править | править исходный текст]

Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева» экономики. В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать ее высоких темпов в случае экономического бума.

Автоматическая или дискреционная[править | править исходный текст]

Фискальную политику экономисты также  подразделяют на очередные два типа: дискреционную и автоматическую. Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие как процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике. Например, потерявшая свое состояние во времена войны домохозяйка будет платить тот же самый процент, но уже от меньшего дохода, следовательно, размеры налогов для нее автоматически снизились.

Монетарная политика[править | править исходный текст]


Основная статья: Денежно-кредитная политика

Монетарная  политика — стабилизационная политика государства с целью смягчить экономические циклы с помощью изменения Центральным Банком предложения денег. Чтобы изменять предложение денег в обращении, Центральный Банк может изменять норму обязательных резервов для коммерческих банков, оперировать на открытом рынке, то есть продавать или покупать государственные облигации у населения, или же напечатать деньги[4][5].

Преимущество монетарной политики состоит в том, что банковская система реагирует быстрее на монетарную политику, нежели на фискальную[6]. Стимулирующая монетарная политика также выгодна не только населению, но и коммерческим банкам, поскольку при увеличении денежной массы банки могут выдавать больше кредитов[6].

Как недостаток монетарной политики можно выделить то, что изменение  предложение денег зависит не только от Центрального Банка, но и  от рациональности коммерческих банков и поведения домохозяйств, что  нередко делает монетарную политику более длительной по исполнению, чем  фискальная[7].

Операции  на открытом рынке[править | править исходный текст]

Продажа (покупка) ЦБ государственных  ценных бумаг на открытых рынках коммерческими  банками уменьшает (увеличивает) резервы  банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

Изменение минимальной  резервной нормы[править | править исходный текст]

Увеличение резервной нормы  центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в  ссуду), тем самым способность  банка расширять денежную массу  путем кредитования снижается. Это  средство регулирования денежной массы  обычно применяют в долгосрочном периоде.

Изменение учетной ставки[править | править исходный текст]

Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной  ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается  и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в  стране возрастает. Наоборот, когда  нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную  ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с  инфляцией. В зависимости от экономической  ситуации центральный банк прибегает  к политике «дешёвых» и «дорогих»  денег.

Политика дешёвых денег[править | править исходный текст]

Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение  денег путём покупки государственных  ценных бумаг на открытом рынке, понижения  резервной нормы, понижения учётной  ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег[править | править исходный текст]

Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для  того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается  минимальная резервная норма, увеличивается  учётная ставка.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести  меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это — кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.

Внешнеэкономическая политика[править | править исходный текст]


Основная статья: Внешнеэкономическая политика

Внешнеэкономическая политика является одним из основных макроэкономических инструментов, применяемых для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны.

Во внешнеэкономической политике выделяют политики в области:

  • экспорта;
  • импорта;
  • таможенных пошлин;
  • тарифов;
  • ограничений;
  • привлечения иностранного капитала;
  • вывоза капитала за рубеж;
  • внешних займов;
  • предоставления экономической помощи другим странам;
  • осуществления совместных экономических проектов.

Информация о работе Основные цели и направления макроэкономического регулирования государства