Основные черты и особенности свободно-экономических зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 02:36, реферат

Описание работы

Создание СЭЗ направлено на либерализацию и активизацию внешнеэкономической деятельности. Их экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внутренних и внешних инвестиций.
СЭЗ получили широкие распространение во многих странах. В начале 90-х гг. мире функционировало более 1 тыс. таких зон. По оценкам западных специалистов к 2000 г. через них будет проходить до 30% мирового товарооборота. Транснациональные корпорации (ТНК) в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают эти зоны как потенциальный источник, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие ТНК считают организацию собственного производства в СЭЗ важнейшим направление своей экспансии.

Файлы: 1 файл

Основные черты и особенности свободных.docx

— 27.54 Кб (Скачать файл)

Благоприятный инвестиционный климат предполагает также наличие  сравнительно дешевых и доступных  факторов производства, близость емкого рынка сбыта, особых финансово-административных условий для инвесторов.

Мировой опыт создания и  функционирования СЭЗ свидетельствует  о том что наряду с зонами, созданными для усиления интеграции с мировым  рынком, поощрение международных  экономических связей (зоны свободной  торговли, экспортно-производственные, таможенные и др.) , существуют зоны с особым режимом поощрения соответствующих  видов деятельности и отраслей производства (зоны развития отсталых районов, туристские зоны, агрополисы и др.) По этому цели создания СЭЗ в каждом конкретном случае могут отличатся друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, СЭЗ  создавались для реализации региональной политики, направленной на оживление  мелкого и среднего бизнеса в  депрессивных районах. В этих целях  предпринимателям предоставлялась  большая, чем в других районах  страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы  не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала. С этой же целью создавались СЭЗ  и в развивающихся странах, что  превращение ранее отсталых районов  в динамично развивающиеся. К  таким странам можно отнести  Сингапур, Турция. Однако в отличие  от промышленно развитых в этих странах  упор при создании СЭЗ был сделан на привлечение иностранного капитала. Следует подчеркнуть что иностранный  капитал в этих странах ставил целью не развитие национальной экономики, а получение сверхприбыли. Поэтому  нахождение паритета интересов в  сотрудничестве развивающихся стран  с транснациональным капиталом  промышленно развитых стран является важным условием для динамичного  экономического развития. Использование  его позволяет СЭЗ органично  вписываться в общую стратегию  привлечения в страну иностранного капитала.

По обследованию, проведенному Институтом востоковедения РАН по 26 странам, собственные затраты по привлечению иностранных инвестиций в СЭЗ составили в среднем 4 долл. на 1 долл. зарубежных инвестиций. В КНР, например иностранные вложении в четырех СЭЗ составили к  концу 80-х гг. 4 млрд. долл., в то в  время как начальные собственные  инвестиции превысили 22 млрд. долл., что  в 5,5 раз больше. По существу, вся  инфраструктура для СЭЗ была создана  за счет централизованных госсредств. Конечно, столь крупные затраты  могут окупиться лишь в том  случае, если СЭЗ будут функционировать  длительный период с высокой результативностью.

СЭЗ функционирующие в  развивающихся странах имеют  ряд общих черт и моментов развития. Во-первых, как особые территориальные  единицы, они имеют тенденцию к расширению своих границ, укрупнению масштабов торгово-производственной деятельности. При этом, они постоянно улучшают свою инфраструктуру, обеспечивают все более удобные условия общения с внешним миром. Во-вторых особый режим управления СЭЗ становиться все более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей. Заметна тенденция экономической интернационализации СЭЗ. В них прочно обосновываются ведущие ТНК. В-третьих, в процессе функционирования СЭЗ происходит большая торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие. В-четвертых, современная НТР объективно на первый план выдвигает СЭЗ, в которых сосредотачиваются наукоемкие отрасли производства, связанные с разработкой новой и высокой технологии Заметная роль СЭЗ в социально-экономическом развитии отдельных обособленных районов разных стран, той или иной отрасли производства, привлечения иностранного капитала или оживлении деятельности мелкого и среднего отечественного предпринимательства, тем не менее, не дает достаточно оснований рассматривать их как универсальный способ модернизации экономики в условиях перехода от командно-плановой экономики к рыночной. Дело в том, что развитие СЭЗ происходит в рамках осуществляемой общей экономической реформы являются катализатором развития СЭЗ. Степень влияния на остальную территорию развивающихся стран является довольно ограниченной. Для промышленно развитых стран, как правило, и не ставиться задачи распространения такого влияния. Организация СЭЗ играет строго определенную роль в оживления предпринимательской деятельности данного региона или в акцентировании внимания на развитие той или иной отрасли экономики. Кроме того, образование СЭЗ сопряжено как правило, со значительными капиталовложениями и последующими существенными усилиями государства по их развитию. Без централизованной поддержки они практически нежизнеспособны.

При многочисленных примерах успешного функционирования СЭЗ  имеют место неудачные попытки  их организации. Так, создание в Шри-Ланке, Сенегале и других странах разного  рода СЭЗ не только не увенчались успехом, но многие из них вообще перестали  функционировать. К основным причинам такого положения можно отнести ; -политические -экономические -организационные  Политические причины связаны с  общей нестабильностью в стране, гражданскими волнениями, вплоть до военных  действий.

К экономическим причинам, прежде всего, следует отнести чрезмерно  усложненное, запутанное, с точки  зрения инвестора, законодательство об инвестиционном режиме в зоне. Бюрократическая  заорганизованность управления СЭЗ, наличие  многочисленных малооправданных процедур для регистрации иностранного инвестора  в зоне, плохая пропаганда и реклама  преимуществ спец зоны все это  также заметно отражается на ее судьбе.

К сожалению, к числу стран  и регионов, где СЭЗ не только не дают пока заметного результата и эффекта для народного хозяйства, но и их собственное развитие оставляет  желать лучшего, относится Россия.

МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН  Создание СЭЗ в России и в странах  Содружества, как отмечалось в первом разделе пособия, подчинения главной  задаче - интеграции национальных хозяйств в мировую экономику. Деятельность по проектированию и организации  функционирования этих зон осуществляется на основе использования международного опыта и в соответствии с требованиями Европейского экономического сообщества. В то же время учитываются специфика  и особенности каждой проектируемой  СЭЗ, которые определяются расположением, характером объектов, локальными условиями  и задачами региона, города, территориального анклава и т. П.

Первоочередными шагами в  создании СЭЗ определение их целей  и задач. Как правило, они тесно  взаимосвязаны. Так, в зонах носящих  комплексный характер цели подчинены  активизации предпринимательской  деятельности для ускорения освоения природных ресурсов и роста на этой основе экспортного потенциала, развитию современного производства путем  внедрения новейших технологий, приобретению опыта развития рыночных отношений. Исходя из указанных целей,. Ставятся задачи создания СЭЗ.

К числу таких задач, например, относятся; -привлечения иностранного капитала -использования зоны как  шлюза между внутренней экономикой и мировым рынком -отработка новых  форм хозяйствования -создания льготных условий для хозяйственной деятельности отечественным и зарубежным предпринимателям.

Создание СЭЗ - сложный  процесс. Он включает в себя четыре стадии 1) предпроектную 2) исходный период, этап создания и функционирования На начальной стадии, предшествующей созданию СЭЗ, администрация территории, где  предполагается создать СЭЗ с  привлечением специалистов определяет целесообразность ее образования, намечает целевую направленность и отраслевую структуру СЭЗ, а также некоторые  другие ее параметры.

По результатом проведенной  работы принимаются решения о  проектировании СЭЗ и подготовке соответствующих документов по ее официальному признанию.

После - принятия решения  о создании СЭЗ - наступает этап введения ее в действие, т. Е. формирование инфраструктуры, основных элементов, условий предпринимательской  деятельности. Далее следует стадия функционирования зоны.


Информация о работе Основные черты и особенности свободно-экономических зон