Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 17:50, реферат
Вопрос об этих границах не столь прост, как может показать на первый взгляд. Допустим отраслевой рынок определенного продукта А представлен совокупностью всех его покупателей и продавцов. Но названный продукт может быть не единственным средством удовлетворения данной потребности. Следовательно, отраслевой рынок продукта А должен быть расширен на основе рынка продукта В; значит, исследуемый рынок принимает вид А+В.
Основные характеристики структуры отраслевого рынка: цель и способы установления границ отраслевого рынка
Вопрос об этих границах не столь прост, как может показать на первый взгляд. Допустим отраслевой рынок определенного продукта А представлен совокупностью всех его покупателей и продавцов. Но названный продукт может быть не единственным средством удовлетворения данной потребности. Следовательно, отраслевой рынок продукта А должен быть расширен на основе рынка продукта В; значит, исследуемый рынок принимает вид А+В.
Определение границ
отраслевого рынка
Иногда для выявления границ последнего анализируют зависимость изменения выручки от изменения цены. Допустим цена данного товара возросла. Если при этом выручка его производителей тоже возросла, логично считать, что рынок ограничен только этим товаром; коль скоро же она сократилась, естественно предположить: существует близкий заменитель. Таким образом, динамика выручки фирм производителей при длительном росте цены указывает на границы рынка. Этот критерий основывается на принципе показателя прямой ценовой эластичности.
Положительная корреляция
движения цен товаров в
Выявление границ отраслевого
рынка позволяет определить
Классификация отраслевых рынков
Многообразие рыночных
элементов, структура
Совокупность рынков может быть классифицирована по видам деятельности его участников, то есть рынок может быть представлен следующими типами: производственный, непроизводственный, финансовый, интеллектуальный.
Производственный рынок
- составная часть рынка, обслуживающая
совокупность отраслей материального
производства и удовлетворяющая
потребность в средствах
Рынок средств производства - это сфера товарного обращения, отражающая экономические отношения между товаропроизводителями и потребителями, продавцами и покупателями, которые направлены на осуществление купли-продажи материальных ресурсов основного производства: сырья, материалов, топлива, оборудования, инструментов, запасных частей и т.д.
Потребительский рынок - рынок
товарного обращения, где осуществляется
купля продажа предметов
Рынок рабочей силы - сфера
купли-продажи на основе договорных
условий между покупателем
Финансовый рынок - это совокупность операций по ссудам и займам, купле и продаже иностранной валюты, обмену ценных бумаг и долговых обязательств, закладных и других авуаров. Финансовый рынок включает: рынок капитала, рынок ценных бумаг, валютный и ссудный рынок.
Рынок ценных бумаг удовлетворяет спрос на банковские ссуды для финансирования инвестиций товаропроизводителям, у которых возник дефицит в доходной части. Большое влияние на эффективность рынка ценных бумаг оказывает денежный рынок, который использует свободные денежные средства организаций и частных лиц, обращая их в краткосрочные долговые обязательства с выгодной процентной ставкой.
Рынок интеллектуальной продукции включает научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки, а также технические и духовные идеи и завершенные в этой области работы.
По территориально-
Внутренний рынок
Подразделение товарного
обращения на рынок продавцов
и покупателей
Рынок покупателя отражает
ситуацию, когда предложение определяет
спрос, то есть на рынке наблюдается
избыток товаров, что вынуждает
товаропроизводителя снижать
Рынок продавца - функционирует в интересах продавца, так при опережении спроса над предложением создается дефицит товара, а, следовательно, усиливается власть продавца на рынке, который в данной экономической ситуации может по своему усмотрению регулировать рост цен и объем реализации, но только до момента устранения дефицита.
Кроме того, существует
еще рынок промежуточных
Также рынки подразделяются на открытые и замкнутые. Первые предполагают свободный вход на них любого желающего. Если же вход регулируется определенными механизмами, говорят о замкнутости (или закрытости) рынка, а иногда - о наличии барьеров для входа на рынок.
По другому критерию различают рынки стихийные и организованные. К последним, относятся рынки, на которых действуют механизмы спроса и предложения. Если же спрос и предложение уравновешиваются в отсутствие специальных институционализированных форм взаимодействия покупателей и продавцов, имеют место неорганизованные или стихийные рынки.
Отраслевые рынки
Уровень и оценка концентрации на отраслевых рынках
При анализе отраслевой структуры
особое значение имеет степень концентрации
в нем продавцов (производителей)
и покупателей (потребителей). Рыночная
концентрация характеризуется их числом
и долей в отраслевой продаже
готовой продукции. Эмпирически
выявлено, что уровень концентрации
продавцов выше в тех отраслях,
где количество фирм меньше. Если число
фирм в отраслях одинаковое, этот уровень
выше там, где сильнее неравномерность
в распределении рыночный долей
продаж (или долей производства).
Аналогичным образом обстоит
дело с концентрацией покупателей.
Если их число в отраслях равное,
то ее уровень выше там, где значительнее
неравномерность в
Рыночную концентрацию
(и продавцов, и покупателей)
можно трактовать как
Аналогичные зависимости
характерны и для оценки
В данном контексте
хотелось бы привести ряд
Наиболее простым является индекс концентрации (CRk), характеризующий отношение суммы рыночных долей нескольких крупнейших фирм в отрасли к общему объему реализации продукции всеми фирмами, действующими на данном отраслевом рынке.
Индекс концентрации
Характеризует долю нескольких (трех, пяти, десяти и т.п.) крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах. Определяется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке.
Например, для трех крупнейших фирм
где ki - доля i-й фирмы в отрасли в %.
Если индекс концентрации
приближается к 100%, то рынок характеризуется
высокой степенью монополизации, если
же он немногим больше нуля, то его можно
рассматривать как
Использованная литература:
1. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л, Микроэкономика: промежуточный уровень. Учебник, 2005.
2. Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков