Основные характеристики структуры отраслевого рынка: цель и способы установления границ отраслевого рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 17:50, реферат

Описание работы

Вопрос об этих границах не столь прост, как может показать на первый взгляд. Допустим отраслевой рынок определенного продукта А представлен совокупностью всех его покупателей и продавцов. Но названный продукт может быть не единственным средством удовлетворения данной потребности. Следовательно, отраслевой рынок продукта А должен быть расширен на основе рынка продукта В; значит, исследуемый рынок принимает вид А+В.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 26.78 Кб (Скачать файл)

Основные характеристики структуры отраслевого рынка: цель и способы установления границ отраслевого  рынка

Вопрос об этих границах не столь прост, как может показать на первый взгляд. Допустим отраслевой рынок определенного продукта А представлен совокупностью всех его покупателей и продавцов. Но названный продукт может быть не единственным средством удовлетворения данной потребности. Следовательно, отраслевой рынок продукта А должен быть расширен на основе рынка продукта В; значит, исследуемый рынок принимает вид А+В.

 Определение границ  отраслевого рынка непосредственно  связано с целью исследования. Наиболее распространен подход, согласно которому в границы  отраслевого рынка включаются  однородный товар и его заменители в течение всего времени, пока не обнаружится разрыв в цепи товаров-субститутов. Как только перекрестная эластичность становится меньше определенной заданной величины, возникает основание говорить об этом разрыве, а значит и о границах этого рынка. Иными словами, задавая различные значения перекрестной ценовой эластичности можно получить разные представления о масштабах одного и того отраслевого рынка.

 Иногда для выявления  границ последнего анализируют  зависимость изменения выручки  от изменения цены. Допустим цена данного товара возросла. Если при этом выручка его производителей тоже возросла, логично считать, что рынок ограничен только этим товаром; коль скоро же она сократилась, естественно предположить: существует близкий заменитель. Таким образом, динамика выручки фирм производителей при длительном росте цены указывает на границы рынка. Этот критерий основывается на принципе показателя прямой ценовой эластичности.

 Положительная корреляция  движения цен товаров в течение  длительного периода времени  свидетельствует о том, что  товары суть устойчивые субститутов.  В качестве основного критерия  принадлежности разных территорий  к одному и тому же географическому  рынку проводят сравнение этих  рынков по степени идентичности  условий конкуренции.

 Выявление границ отраслевого  рынка позволяет определить круг  фирм, производящих для него товары. В этой связи возникает вопрос: как соотносятся понятия «отрасль»  и «отраслевой рынок»? Последний характеризуется с позиции спроса, а первая - предложения товаров на рынке. Отрасль представляет собой совокупность фирм, производящих продукты, попавшие в границы отраслевого рынка на базе схожих ресурсов и аналогичных технологий. Таким образом, отраслевой рынок конституируется удовлетворяемой потребностью, а отрасль характером используемых активов. Отождествление отрасли и отраслевого рынка контрпродуктивно: товары, реализуемые отраслевыми предприятиями, могут быть как более или менее близкими заменителями, так и совершенно незаменимыми. Насколько верно определен круг предприятий, действующих на выделенном рынке, обычно проверяется с помощью показателей специализации и охвата. Если значения этих показателей достаточно велики, исследование структуры отраслевого рынка может способствовать появлению качественных результатов исследовании.

Классификация отраслевых рынков

 Многообразие рыночных  элементов, структура производителей  продукции и потребителей, их  экономическая независимость и  самостоятельность в производстве, торговле, тесная взаимосвязь спроса  и предложения, то есть вся  совокупность элементов и особенностей  товарного производства, вызывают  необходимость дифференциации рыночной  системы по интересам товаропроизводителей  и покупателей.

 Совокупность рынков  может быть классифицирована  по видам деятельности его  участников, то есть рынок может  быть представлен следующими  типами: производственный, непроизводственный, финансовый, интеллектуальный.

Производственный рынок - составная часть рынка, обслуживающая  совокупность отраслей материального  производства и удовлетворяющая  потребность в средствах производства и предметах потребления. В свою очередь, производственный рынок подразделяется на рынок средств производства и потребительский рынок.

Рынок средств производства - это сфера товарного обращения, отражающая экономические отношения между товаропроизводителями и потребителями, продавцами и покупателями, которые направлены на осуществление купли-продажи материальных ресурсов основного производства: сырья, материалов, топлива, оборудования, инструментов, запасных частей и т.д.

Потребительский рынок - рынок  товарного обращения, где осуществляется купля продажа предметов потребления, то есть продукции или товаров, которые  используются в сфере непроизводственного  потребления для личных или коллективных нужд.

Рынок рабочей силы - сфера  купли-продажи на основе договорных условий между покупателем рабочей  силы - работодателем и продавцом  способностей человека, которые в  дальнейшем используются в процессе материального производства.

Финансовый рынок - это  совокупность операций по ссудам и  займам, купле и продаже иностранной  валюты, обмену ценных бумаг и долговых обязательств, закладных и других авуаров. Финансовый рынок включает: рынок капитала, рынок ценных бумаг, валютный и ссудный рынок.

Рынок ценных бумаг удовлетворяет  спрос на банковские ссуды для  финансирования инвестиций товаропроизводителям, у которых возник дефицит в  доходной части. Большое влияние  на эффективность рынка ценных бумаг  оказывает денежный рынок, который  использует свободные денежные средства организаций и частных лиц, обращая  их в краткосрочные долговые обязательства  с выгодной процентной ставкой.

Рынок интеллектуальной продукции  включает научно-исследовательские, опытно-конструкторские  и технологические разработки, а  также технические и духовные идеи и завершенные в этой области  работы.

 По территориально-географическому  признаку рынок может быть  внешним и внутренним.

Внутренний рынок подразделяется на региональный местный и национальный и т.д., внешний - на глобальный, то есть мировой, пограничный и так далее.

 Подразделение товарного  обращения на рынок продавцов  и покупателей предопределяется  экономической ситуацией, сложившейся  на рынке.

Рынок покупателя отражает ситуацию, когда предложение определяет спрос, то есть на рынке наблюдается  избыток товаров, что вынуждает  товаропроизводителя снижать цены. Таким образом, рынок покупателя поддерживает интересы покупателя.

Рынок продавца - функционирует  в интересах продавца, так при  опережении спроса над предложением создается дефицит товара, а, следовательно, усиливается власть продавца на рынке, который в данной экономической  ситуации может по своему усмотрению регулировать рост цен и объем  реализации, но только до момента устранения дефицита.

 Кроме того, существует  еще рынок промежуточных продавцов,  поскольку реализация продукции  может осуществляться двумя способами.  Первый способ предусматривает  ее реализацию через собственные  торговые организации, в другом  случае, право на реализацию товара  передается экономическому посреднику, то есть на рынок промежуточных  продавцов, который представляет  собой совокупность лиц и организаций,  приобретающих различные товары  для перепродажи или передачи  их в аренду на выгодной  для арендодателя основе. Иными  словами, рынок промежуточных  продавцов - это рынок посреднических  операций.

 Также рынки подразделяются  на открытые и замкнутые. Первые предполагают свободный вход на них любого желающего. Если же вход регулируется определенными механизмами, говорят о замкнутости (или закрытости) рынка, а иногда - о наличии барьеров для входа на рынок.

 По другому критерию  различают рынки стихийные и  организованные. К последним, относятся рынки, на которых действуют механизмы спроса и предложения. Если же спрос и предложение уравновешиваются в отсутствие специальных институционализированных форм взаимодействия покупателей и продавцов, имеют место неорганизованные или стихийные рынки.

 Отраслевые рынки дифференцируются  также по стадиям их зрелости, различаются рынки растущие, зрелые (развитые), и, наконец, затухающие (сжимающиеся).

Уровень и оценка концентрации на отраслевых рынках

При анализе отраслевой структуры  особое значение имеет степень концентрации в нем продавцов (производителей) и покупателей (потребителей). Рыночная концентрация характеризуется их числом и долей в отраслевой продаже  готовой продукции. Эмпирически  выявлено, что уровень концентрации продавцов выше в тех отраслях, где количество фирм меньше. Если число  фирм в отраслях одинаковое, этот уровень  выше там, где сильнее неравномерность  в распределении рыночный долей  продаж (или долей производства). Аналогичным образом обстоит  дело с концентрацией покупателей. Если их число в отраслях равное, то ее уровень выше там, где значительнее неравномерность в распределении  долей покупок отдельных покупателей.

 Рыночную концентрацию (и продавцов, и покупателей)  можно трактовать как плотность  размещения рыночных структур  и неравномерность возможностей  агентов рынка относительно объемов  предложения или спроса. Малое число фирм на рынке, а значит, и малая их плотность, свидетельствует о высоком уровне концентрации продавцов. Предельный случай, когда плотность равна единице, соответствует монопольному рынку. Если число фирм на рынке фиксировано, то чем они больше отличаются друг от друга по объему реализации товаров, тем выше уровень рыночной концентрации продавцов.

 Аналогичные зависимости  характерны и для оценки концентрации  на рынке покупателей. Чем меньше  покупателей на рынке, тем выше  уровень их концентрации. Предельный  случай, когда плотность покупателей  равна единице, соответствует  рынку монопсонии.

 В данном контексте  хотелось бы привести ряд количественных  показателей концентрации. В теории  и на практике используются  различные показатели, позволяющие  измерять степень концентрации  производителей и покупателей  на отраслевом рынке. Среди  них индекс концентрации, индекс  Херфиндаля-Хиршмана, индекс Хана и Кея, показатель дисперсии рыночных отраслей, индекс Джинни, индекс энтропии и другие.

 Наиболее простым является  индекс концентрации (CRk), характеризующий отношение суммы рыночных долей нескольких крупнейших фирм в отрасли к общему объему реализации продукции всеми фирмами, действующими на данном отраслевом рынке.

Индекс концентрации

 

Характеризует долю нескольких (трех, пяти, десяти и т.п.) крупнейших фирм в общем объеме рынка в  процентах. Определяется как сумма  рыночных долей крупнейших фирм, действующих  на рынке.

Например, для трех крупнейших фирм

 

 

где ki - доля i-й фирмы в отрасли в %.

Если индекс концентрации приближается к 100%, то рынок характеризуется  высокой степенью монополизации, если же он немногим больше нуля, то его можно  рассматривать как конкурентный. Однако индекс концентрации не учитывает особенности рыночной структуры всей отрасли. Например, если мы анализируем две отрасли и в каждой из них четыре крупнейшие фирмы производят 60% всей продукции отрасли, то получаем одинаковый индекс концентрации. Тем не менее рыночная ситуация в них может быть различна, так как в одной отрасли всего 10 фирм, а в другой 100. Кроме того, и в самом "ядре" рынка может быть различное распределение долей. Четыре фирмы по 15% - равное распределение или 35, 10, 10 и 5% - явное доминирование ведущей фирмы. Не учитывает данный показатель и долю рынка, покрываемую за счет импорта, поэтому он может показать завышенный уровень концентрации отрасли. По этой же причине он неприменим к оценке региональных и местных рыночных структур. Тем не менее данный показатель приемлем в качестве грубого индикатора, характеризующего наличие в отрасли небольшого числа доминирующих фирм, что отличает олигополию от совершенной и монополистической конкуренции, или в качестве дополнительного показателя, применяющегося совместно с другими показателями концентрации.

 

 

Использованная  литература:

1.   Чеканский А.Н., Фролова Н.Л, Микроэкономика: промежуточный уровень. Учебник, 2005.

2.   Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков


Информация о работе Основные характеристики структуры отраслевого рынка: цель и способы установления границ отраслевого рынка