Основные экономические школы: история и современность Товарный обмен и роль денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 23:09, контрольная работа

Описание работы

Передо мной стояло две цели: раскрыть основные школы экономической теории и определить роль денег в рыночной экономике. Для их достижения мне требовалось решить следующие задачи:
Рассмотреть различные существующие направления и школы экономической теории;
Определить понятие товарного обмена и рассмотреть происхождение денег;
Определить роль денег в рыночной экономике.

Файлы: 1 файл

экономика основ.текст.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Экономика - это  совокупность производственных отношений, хозяйственный базис общества. Термином «экономика» обобщенно называют экономические науки - совокупность научных дисциплин, изучающих секторы  и отрасли производственного  комплекса государств, межгосударственные экономические отношения, основные условия и способы производства обмена и потребления продукции, товаров и услуг, формы хозяйственной деятельности и механизмы экономического регулирования.

В моей контрольной  работе представлены два раздела: «Основные экономические школы: история и современность» и «Товарный обмен и роль денег». 

Передо мной стояло две цели: раскрыть основные школы экономической теории и определить роль денег в рыночной экономике.

Для их достижения мне требовалось решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть различные существующие направления и школы экономической теории;
  2. Определить понятие товарного обмена и рассмотреть происхождение денег;
  3. Определить роль денег в рыночной экономике.

При написании  настоящей работы мной были использованы такие методы как исторический, анализ, сравнение, системный и др.

Данная работа состоит из введения, двух разделов, в каждом из которых по два параграфа, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

Раздел I. Экономические школы: история и современность

§1. Экономические  школы  XVI - начало XIX вв.

 

Экономическая теория зародилась в недрах философии в далёкой древности, однако как наука - о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов - она возникла в XVI-XVII вв. В этот же период стали зарождаться первые экономические школы:

1) Меркантилизм (ХVI – XVII века)

Её основоположниками стали Томас Ман (1571-1641) и Антуа де Монкретьен (1575-1621). Последний ввел в научный оборот термин «политическая экономия». Появление данного термина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.

Сущность учения меркантилистов сводится к определению  источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика. Различают ранний и поздний меркантилизм. В основе раннего меркантилизма лежит увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности. Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше, чем покупать. Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров1.

2) Физиократы (XVIII век)

Школа физиократов (от греческих слов «физио» - природа  и «кратос» - сила, власть) положила начало классической политэкономии и выражала интересы крупных землевладельцев. Основоположником этой школы стал Франсуа Кенэ (1694-1774). Совершенно справедливо указав на производство как на источник богатства, физиократы вместе с тем ограничили производство сферой сельского хозяйства, отнеся все остальные сферы экономики к непроизводительным, то есть не создающим богатство. Ограниченность физиократов была обусловлена тем, что богатство они отождествляли с веществом природы: если оно увеличивается, значит, по их мнению, растет и богатство.

Влияние физиократов  достигло кульминации в середине 1760-х годов и проявилось, в частности, в декларации свободного обмена пшеницы во Франции (1763). Они столкнулись, однако, с собственниками старого режима (придворная знать, высшее духовенство, откупщики, торговцы), напуганными их предложениями налоговых и торговых реформ. На физиократов возложили также ответственность за голод в городах в 1768-1769 годах, связанный со свободной торговлей зерном. Влияние физиократов ослабевает, начиная с 1770-х годов2.

3) Классическая школа политэкономики (XVIII – XIX века)

До зарождения основ классической школы в экономической  науке в обществе главенствовало мнение о необходимости государственного вмешательства в экономику. Считалось, что именно этот способ единственный для формирования богатства и благополучия государства. Однако с конца XVII - начала XVIII века формируются идеи невмешательства государства в экономическую жизнь общества, то есть экономический либерализм, получивший развитие в трудах Адама Смита (1723-1790), который стал основоположником классической политической экономии.

Классическая  политическая экономия - одно из крупнейших направлений экономической мысли. В его рамках был разработан ряд экономических теорий и выведен ряд экономических законов. Адам Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо (1772-1823) продолжил теорию А.Смита, немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда, затраченного на его изготовление. Трудовая теория стоимости привела к появлению группы экономистов, выступавших в защиту класса, зарабатывавшего деньги при помощи труда. Эти учёные известны в истории под названием «социалисты-рикардианцы». Среди них можно выделить  Уильяма Томпсона (1785 - 1833), Чарльза Холла (1745-1825), Джона Грэя (1799-1850), Джона Фрэнсиса Брэя (1809-1895)3.

 

 

 

§2. Экономические  школы в современном мире

 

Современная экономическая  теория характеризуется неоднородностью, наличием ряда направлений, школ, течений. Такое разнообразие является результатом расхождений в определении предмета исследования и характера теоретического трактования экономических явлений, соответственно методу изучения, его принципов, а также основных путей влияния на социально-экономические процессы и роли государства в их осуществлении.

К числу современных  направлений экономической мысли  принято относить экономические  школы, сформировавшиеся в конце XIX – начале XX века:

1) Марксизм (XIX – XX века)

Опираясь на достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма. С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, регулируемую из центра.

Марксизм или  теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность  на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость.

Основная идея марксизма заключается в том, что в процессе труда человек  отчуждает его результаты, вследствие чего стоимостная характеристика резко  уменьшается.

Марксистские  идеи были глубоко восприняты в России профессиональным революционером и основателем советского государства Владимиром Ильичом Лениным4.

  1. Неоклассическая экономическая теория (конец XIX — начало XXI  века)

Во второй половине XIX века наряду с марксизмом возникает  и развивается неоклассическая  экономическая теория. Неоклассическое направление исследует поведение потребителя, предпринимателя, наёмного работника, которые стремятся максимизировать доход и минимизировать затраты. Основоположником данной школы стал Альфред Маршалл (1842—1924), который известен, прежде всего, как автор теории рыночного ценообразования. В своей теории он опирается на концепции спроса и предложения. Цена блага определяется соотношением спроса и предложения. В основе спроса на благо лежат субъективные оценки предельной полезности блага потребителями (покупателями). В основе предложения блага лежат издержки производства. Производитель не может продавать по цене, не покрывающей его затраты на производство. Если классическая экономическая теория рассматривала формирование цен с позиций производителя, то неоклассическая теория рассматривает ценообразование и с позиций потребителя (спрос), и с позиций производителя (предложение).

Стоит отметить, что неоклассическая экономическая  теория является одной из основ многих направлений современной экономической мысли5.

  1. Кейнсианство (XX – начало XXI века)

Кейнсианская  экономическая школа была основана британским экономистом Джоном Мейнардом  Кейнсом (1883-1946) в 1936 году, когда он опубликовал  свою книгу «Общая теория занятости, процента и денег», в которой он практически полностью опровергал идеи классицизма. Во-первых, Кейнс показал, что на рынке не может оперировать только совершенная конкуренция. Во-вторых, предположил, что в краткосрочном периоде цены могут не меняться в течение небольшого промежутка времени.

Суть кейнсианства заключается в том, что рыночной экономике несвойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина  — склонность сберегать часть  доходов, что приводит к тому, что  совокупный спрос меньше совокупного  предложения. Преодолеть склонность к сбережению невозможно. Поэтому государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования. Таким образом, Кейнс был сторонником смешанной экономической системы.

Под влиянием кейнсианства большинство экономистов пришли к убеждению в полезности и  необходимости проведения макроэкономической политики для долгосрочного роста, избегании инфляции и рецессий (некритический спад производства или замедление темпов экономического роста)6.

  1. Институционализм (XX - начало XXI века)

Данная экономическая  школа характеризуется отходом  от от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам. Её главная идея - в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурса постиндустриального общества, но и в аргументации вывода об общей переориентации постриндустриальной системы на всесторонне развитие личности.

Основоположником  институционализма стал Торстейн Веблен (1857-1929). Он рассматривал организацию  общества, как комплекс различных  объединений граждан — институций (семья, партия, профсоюз и т.д.), а также положительно относился к государственному вмешательству в рыночную экономику.

В центре внимания институционалистов был не анализ цен, спроса и предложения, а проблемы более широкого плана. Их волнуют  не чисто экономические проблемы, но экономические проблемы во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими и правовыми проблемами. Сосредоточив внимание на решении отдельных, как правило, значимых и актуальных задач, они не выработали общей методологии, не создали единой научной школы. В этом проявилась слабость институционального направления, его неготовность разработать и взять на вооружение общую, логически стройную теорию7.

  1. Монетаризм (XX - начало XXI века)

Монетарный - значит денежный (money - деньги, monetary - денежный). Основоположник этой школы - Милтон Фридмен (1912-2006).

В центре внимания монетаристов находятся денежные категории, денежно-кредитные инструменты, банковская система, денежно-кредитная политика. Они рассматривают эти процессы и категории, чтобы выявить связь  между объемом денежной массы и уровнем совокупного дохода. По их мнению, банки - ведущий инструмент регулирования, при непосредственном участии которого изменения на денежном рынке трансформируются в изменения на рынке товаров и услуг, а главную причину нестабильности экономики представители этой школы усматривают в неустойчивости денежных параметров.

По Фридмену, спрос на деньги зависит не только от доходности финансовых активов, но и от других форм богатства, способных  приносить доход. Он выделяет пять основных форм богатства: деньги, облигации, акции, физические блага, человеческий капитал. Формы богатства заменяемы, они могут продаваться и покупаться. Если одна из форм богатства приносит недостаточно высокий доход, его собственник обменивает его на другую, более прибыльную форму.

Исходные положения  монетаристской теории следующие:  устойчивость рыночного механизма  и его способность к саморегулированию. При этом имеется в виду наличие  в обществе определенных условий. Оптимизация  структуры богатства предполагает, что средний класс обладает основными формами богатства и может выбирать, что полезнее для максимизации доходов. Необходимы предпосылки для свободного вложения ресурсов и перемещения активов; совокупный спрос на деньги должен стабилизироваться8.

Можно сказать, что монетаризм - это наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства. Это теория, обосновывающая специфические методы регулирования экономики с помощью денежно-кредитных инструментов.

Таким образом, мною были рассмотрены восемь экономических  школ: от меркантилизма XVI века до монетаризма, который оказывает большое влияние на рыночную экономику и в наши дни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел II. Товарный обмен и роль денег

§1. Товарный обмен. Происхождение  денег

 

В далёкой древности  люди занимались натуральном хозяйством и производили продукцию  лишь для собственного потребления. Обмен касался лишь случайно оставшихся излишков. Позже общественное разделение труда (выделение земледелия, скотоводства, а затем ремесел) вызвало постоянный обмен продуктами труда. Так появилось товарное производство.

Информация о работе Основные экономические школы: история и современность Товарный обмен и роль денег