Основные элементы национального богатства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 16:12, реферат

Описание работы

Национальное богатство состоит из следующих основных элементов:
1) невоспроизводственного элемента. Это совокупность ресурсов, которые не могут быть воспроизведены и являются исчерпаемыми, например полезные ископаемые, памятники культуры и искусства;
2) воспроизводственного элемента. Это совокупность ресурсов, объем которых может быть увеличен в процессе хозяйственной деятельности, например непроизводственные и производственные активы;
3) нематериального элемента. Это ресурсы, которые не имеют вещественного проявления, например, интеллектуальный потенциал страны, качество жизни населения, научно-технический потенциал;
4) объема имущественных обязательств перед другими странами.

Файлы: 1 файл

национальное богатство.docx

— 25.88 Кб (Скачать файл)

1.2  Основные  элементы национального богатства.

Национальное богатство  — это общий итог постоянно  повторяющегося процесса общественного  производства за всю историю развития национальной экономики.

Национальное богатство  — совокупность материальных благ, которыми располагает на определенную дату общество и которые созданы  трудом за весь предшествующий период его развития.

Национальное богатство  в широком смысле слова представляет собой все то, чем так и или  иначе обладает нация. К национальному  богатству относятся не только материальные блага, но и все природные ресурсы, климат, произведения искусства и

многое другое. Но все  это очень трудно посчитать в  силу целого ряда объективных причин. Поэтому в практике экономического анализа применяется показатель национального богатства в узком  смысле слова.

К национальному богатству  в узком смысле слова относится  все то, что так или иначе  опосредовано человеческим трудом и  может быть воспроизведено. Другими  словами, национальное богатство страны представляет собой совокупность материальных и культурных благ, накопленных данной страной на протяжении ее истории  на данный момент времени. Это результат  труда многих поколений людей.

По своей структуре  национальное богатство складывается из следующих основных элементов.

Первым и наиболее важным элементом национального богатства  следует считать производственные фонды. Они занимают наибольший удельный вес в составе национального  богатства. Здесь имеются в виду прежде всего основные производственные фонды, поскольку их технический уровень главным образом определяет возможности роста общественного продукта.

Кроме основных производственных фондов в состав национального богатства  входят оборотные производственные фонды — предметы труда. Оборотные  производственные фонды составляют примерно 25 % основных производственных фондов.

К национальному богатству  относятся также материальные запасы и резервы. Сюда входят готовая продукция  в сфере обращения, материальные запасы на предприятиях и в торговой сети, государственные резервы и  страховые фонды.

Основным составным элементом  совокупного экономического потенциала национальной экономики является национальное богатство. Его объем во многом определяет масштабы и темпы экономического роста, что делает актуальной его  оценку как одного из показателей  функционирования национальной экономики. 
Национальное богатство – это совокупный объем экономических ресурсов и материальных ценностей, необходимых для нормального производства благ – товаров и услуг.

Национальное богатство  состоит из следующих основных элементов: 
1) невоспроизводственного элемента. Это совокупность ресурсов, которые не могут быть воспроизведены и являются исчерпаемыми, например полезные ископаемые, памятники культуры и искусства; 
2) воспроизводственного элемента. Это совокупность ресурсов, объем которых может быть увеличен в процессе хозяйственной деятельности, например непроизводственные и производственные активы; 
3) нематериального элемента. Это ресурсы, которые не имеют вещественного проявления, например, интеллектуальный потенциал страны, качество жизни населения, научно-технический потенциал; 
4) объема имущественных обязательств перед другими странами.

Объем национального богатства  позволяет: 
1) определить объем благ – товаров и услуг, находящихся в национальной экономике на определенном временном промежутке; 
2) определить совокупную стоимость ресурсного природного потенциала, так как от него непосредственно зависят темпы экономического роста; 
3) осуществить комплексный учет нематериальных ресурсов национальной экономики. 
При оценке реального объема национального богатства производится учет только тех его составных частей, стоимость которых может быть определена достоверно – исходя из конкретной хозяйственной практики. Поэтому тотальная оценка реального объема национального богатства не распространена в хозяйственной практике стран мира, так как это связано со значительными затратами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Природные условия и ресурсы Таджикистана

В двадцать первый век человечество вступило с пониманием того, что  нарастающий дефицит и загрязнение  водных ресурсов - это один из глобальных вызовов, которому можно противостоять, объединив усилия и укрепляя международное  сотрудничество и партнёрство на пути к социальному равенству  и устойчивому развитию. Рост мирового водопотребления, сопровождаемый загрязнением водных источников, увеличивает число  стран, в которых снижается доступность  воды.

Именно  поэтому вода стала одним из главных  факторов устойчивого развития, и  мировое сообщество реализует ряд  мероприятий, посвящённое этим проблемам, в частности, цели развития тысячелетия  ООН, Йоханнесбургский план, Всемирные  Водные Форумы, Водные Саммиты. Однако, наиболее влиятельным и важным из всех этих устанавливающих цели мероприятий последних лет стал Саммит ООН 2000г., на котором были сформулированы «Цели развития на тысячелетие» до 2015г. и связанные с этим пути решения водных проблем.  
Цели, направленные на искоренение бедности, а также развитие образования и здоровья, не могут быть достигнуты без надлежащего и справедливого доступа к ресурсам, самым важным из которых является вода. В 2003 году, после состоявшегося в Таджикистане Международного Форума «Вода Окружающая Среда и Безопасность», на 58 сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций принято решение объявить период 2005-2015 годы Международным десятилетием «Вода для жизни», инициированное Республикой Таджикистан. В отчёте по программе развития водного сектора Таджикистана отмечено, что Таджикистан, будучи «Домом воды» стран Центральной Азии, проводит активную международную и региональную водную политику на основе международно-признаных принципов, порядков и правил.

Обладая более половиной водных ресурсов региона, водная политика нашей страны направлена на её рациональное и бережное использование на основе принципов  сотрудничества и взаимной выгоды. Известные инициативы Президента Республики Таджикистан по региональным и глобальным водным проблемам признаны и поддержаны мировым сообществом. Эти предложения  инициировали начало всемирного процесса нового отношения к водным ресурсам. Это является ярким свидетельством практической приверженности Таджикистана развивать взаимовыгодное сотрудничество и интеграцию по водно-энергетическим вопросам и охране водных ресурсов со странами региона и мира. Таджикистан  по гидроэнергетическим потенциалам  занимает одно из ведущих мест в  мире (527млрд.кВт), однако, они освоены менее, чем на 5%. Перспектива освоения относительно дешевой и экологически чистой электроэнергии в стране огромные. Это очень важно с точки зрения регионального и глобального вклада по снижению экологического давления на природную среду, сокращения выброса углекислого газа в атмосферу и отрицательного воздействия изменения климата. 
В то же время, вода, используемая в производстве гидроэлектроэнергии, не теряет своего количества и качества. Мировая практика многократно доказала, что сотрудничество стран бассейна в совместном строительстве или инвестировании строительства водохранилищ и гидроэлектростанций повышает эффективность управления водными ресурсами речного бассейна в интегрированном использовании в пользу этих стран и экологию бассейна.

Правительство Таджикистана, опираясь на Конституцию  Республики Таджикистан, Водный Кодекс, другие законодательные источники  страны, проводит политику рационального  использования и охраны водных ресурсов в масштабе страны и региона. Обладая  около 55% водными ресурсами региона, Таджикистан с чувством ответственности  относится к справедливому и  равноправному использованию этих водных ресурсов не только в стране, но и в прибрежных странах основных рек Центральной Азии. 
Таджикистан- горная страна с абсолютными высотами поверхности земли от 3000 до 7495 метров. Почти половина территории страны расположена на уровне свыше 3000 метров. В этом плане сама природа наделила Таджикистан огромными возможностями в области экологически чистых возобновляемых источников энергии. В среднем по территории Таджикистана густота речной сети составляет около 0,6км/км2. Это говорит о том, что Республика Таджикистан обладает неисчерпаемыми запасами гидроэнергоресурсов, занимая 8 место по удельным запасам ( на душу населения и на единицу территории). Наличие гидроэнергоресурсов определило направление развития энергетики республики по пути строительства гидроэлектростанций, что, в свою очередь, создало возможность размещения в Таджикистане энергоёмких производств.

Общая установленная мощность гидроэлектростанций  составляет в настоящее время 4070 тыс.кВт.ч. В 2009 году она составила 15,8 млрд.кВт.ч. Крупнейшей гидроэлектростанцией республики является Нурекская ГЭС на реке Вахш с установленной мощностью 3000 МВт и среднегодовой выработкой электроэнергии 11,2 млрд. кВт.ч./год. 
Ниже створа Нурекской ГЭС расположена Байпазинская ГЭС, состоящая из 4-х агрегатов по 150МВт с годовой выработкой электроэнергии 2,5 млрд.кВт.ч./год. 
На реке Вахш также построена и успешно работает каскад Вахшских ГЭС общей мощностью 285МВт, на реке Варзоб – каскад Варзобских ГЭС общей мощностью 25МВт, на реке Сырдарья – Кайракумская ГЭС мощностью 126МВт, на Памире – Хорогская и Памирская ГЭС общей мощностью 28 МВт. 
С целью электроснабжения горных труднодоступных населённых пунктов введены в эксплуатацию более 265 малых ГЭС мощностью от 5 до 2500кВт.

Для освоения энергии малых рек в  республике разработана и принята  правительством Долгосрочная Программа  строительства малых электростанций на период 2009-2020 гг. Указанная Программа  предусматривает строительства 189 малых  ГЭС общей мощностью 26,8 МВт. Правительство  Таджикистана предпринимает значительные усилия по освоению гидроэнергетических ресурсов, рассматривая это направление в качестве средства удовлетворения потребности страны в электроэнергии, а также увеличения объёмов её экспорта. Стратегически важным объектом гидроэнергетики на ближайшие годы является строительство самой большой в Центральной Азии Рогунской ГЭС , которая была начата в 1976 году. Проектная мощность Рогунской ГЭС равна 3600 МВт с 6-ю агрегатами по 600МВт каждый и годовой выработкой электроэнергии 13,1 млрд.кВт.ч./год. Осуществляя многолетнее регулирование стока реки Вахш, Рогунская ГЭС позволит не только увеличить общую выработку электроэнергии каскадов ГЭС на реке Вахш, но и самое главное, его работу в любом необходимом режиме, вырабатывая не только летнюю, но и наиболее дефицитную в регионе зимнюю электроэнергию. Сангтудинская ГЭС – 1. Мощность 670МВт, годовая выработка электроэнергии около 3,5 млрд кВт.ч./год, сдана в эксплуатацию в 2009 году. Сангтудинская ГЭС-1 значительно уменьшит дефицит электроэнергии страны в самый тяжёлый зимний сезон. К конце 2012 года завершается строительство и сдаётся в эксплуатацию Сангтудинская ГЭС-2 мощностью 220МВт. С вводом Рогунской и Сангтудинской ГЭС № 1 и2 выработка экологически чистой электроэнергии в республике достигнет 31-33 млрд.кВт.ч./год. При собственной потребности республики (оценочно) в 23-25 млрд.кВт.ч./год, избыток электроэнергии может составить примерно 8-10 млрд.кВт.ч./год. По мере завершения строительств: 2-ой очереди Рогунской ГЭС; Шуробской ГЭС на реке Вахш; Даштиджумской ГЭС и освоения бассейна реки Заравшан, выработка электроэнергии достигнет уровня 57-60 млрд.кВт.час/год. На реке Пяндж, основного притока Амударьи, экономически обоснованно строительство 14 гидроэлектростанций мощностью от 300 МВт до 4000 МВт. Общая мощность составляет 9350 МВт с выработкой электроэнергии 86,3 млрд.кВт.ч./год. Одновременно, все вышеприведённые объекты позволят решить вопрос своевременной подачи экологически чистой воды в страны, лежащие ниже по течению. Необходимо отметить, что национальная политика развития гидроэнергетики Таджикистна направлена на повышение уровня благосостояния населения республики с целью дальнейшего развития экономики страны и не направлена на причинение ущерба сопредельным государствам. Вместе с тем следует отметить, что в странах Центральной Азии проблема распределения водных ресурсов, носившие в советский период внутригосударственный характер, приобрели трансграничный аспект и является частью межгосударственных отношений.

Вопросы обеспечения устойчивого водопользования  ввиду их многообразия представляют большую сложность и для каждой страны имеют свои особенности. Большой  экономический интерес для Таджикистана, как было выше подчёркнуто, представляет освоение гидроэнергетического потенциала внутренних рек. А в странах региона  ниже по течению трансграничных рек  на первый план выдвигаются крупные  водохозяйственные оросительные системы, которых насчитываются свыше 90 русловых наливных водозаборов и более 100 магистральных каналов. В результате интенсивного забора воды на орошение и другие нужды естественный режим  стока рек подвергается значительным изменениям, что, по всей вероятности, стало причиной большой изменчивости Аральского моря. Водохранилища в  Таджикистане играют важную роль в  улучшении качества воды в летнее время. Смешивая с минерализованной водой сохранённую в водохранилищах Таджикистана зимнюю воду, страны низовья  получают высокие урожаи сельскохозяйственных культур на засоленных землях с высоким  уровнем минерализованных грунтовых  вод. Многолетние наблюдения эксплуатации Кайраккумского водохранилища в интересах стран бассейна реки Сырдарьи показывают, что оно не только обеспечивает страны бассейна расчётным объёмом воды, но и служит резервуаром смешивания сбросных вод Ферганской долины со свежей водой, собранной в зимнее и весеннее время. Таким образом, несколько миллиардов кубических метров коллекторно-дренажной воды, ежегодно сбрасываемой с Ферганской долины, смешиваются и доводят до приемлемого качества, и поступают в орошаемые площади стран нижнего бьефа. Такой же эффект произойдёт при строительстве водохранилищ в бассейнах рек Вахш и Пяндж. Накопленная вода в этих водохранилищах в силу неразвитости орошения и промышленности всегда будет свежей. Пропуск такой воды в период вегетации существенно улучшит качество воды в среднем и нижнем течении Амударьи. Поднятый ажиотаж вокруг строительства ГЭС в странах верховья создал нездоровую атмосферу взаимного недоверия и чувства вероятной незащищённости в странах низовья рек Амударья и Сырдарья. Доводы оппонентов о вредном влиянии водохранилищ на верховьях не имеют никаких научных и логических обоснований. Выводы, сделанные на основе квазинаучных моделей с заранее заданными наихудшими сценариями, только могут навредить благополучию стран региона сейчас и в будущем.


Информация о работе Основные элементы национального богатства