Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:07, доклад
Рынок- это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкурентности.
К функциям рынка относятся:
Информационная – рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
Посредническая – рынок выступает посредником между производителем и потребителем
Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель переходной экономики имеет ряд характерных черт: мощный государственный сектор, малая доля мелкого и среднего частного предпринимательства, постоянное перераспределение прав собственности, преобладание финансового капитала над промышленным, крайне неравномерный переход к рыночным отношениям в различных отраслях и регионах, высокая криминализация экономической жизни, склонность населения к государственному патернализму.[26]
2.2 Преимущества и недостатки российского рыночного механизма
Эффективность рыночной
системы следует оценивать
Эти неудачи экономисты – теоретики обозначают терминами: “провалы”, “фиаско”, “несостоятельность”, “дефекты” рынка.
Основными проблемами механизма рынка России являются:
1) Монополизм, как естественный, так и другие виды монополий.
Примером естественного монополизма является передача электроэнергии от производителей до конечного энергопотребителя: экономически нецелесообразно строить линию электропередач рядом с существующей только ради конкуренции. Данное утверждение верно не только для электроэнергии, но и для газо- и нефтеснабжения.
Возьмем для
примера государственную
Примером искусственного монополизма является создание бюрократических барьеров на пути создания конкурентного бизнеса по средствам нормативных актов.
Хорошим примером искусственного монополизма со стороны государства является поддержка отечественного автопрома: создание заградительных пошлин на ввоз иномарок введет к повышению конкурентоспособности отечественного автопроизводителя.
Так же отрицательным фактором является так называемая «рекитная» монополия, выражающаяся в конкурентной поддержке некого субъекта по средствам физического, психического или других мер воздействия. Данный метод процветал в 90-е годы и сейчас практически сошел на нет.
2)Моноориентированность экономики.
Вся экономика государства ориентирована на производство или предоставление одного типа товара или услуги. Примерами могут служить: Абхазия, Турция, Египет — туризм, Малайзия — производство электроники, Россия — нефте- и газопродукты.
Для данного типа экономики свойственны такие проблемы как олигархия и расслоение общества, несправедливое распределение ресурсов.
Ярким примером
служит такой факт, что 90% «богатств»
в Российской Федерации находятся
в руках 10% общества, что приводит
к нерациональному
3) Бюрократическая нагруженность экономики.
Обилие необходимой документации как при регистрации, так и при ведение бизнеса, сложность налогового и бухгалтерского учета оказывает большое влияние на себестоимость конечной продукции, снижая ее конкурентоспособность. Так для открытия фирмы необходимо зарегистрироваться в налоговой службе, предоставив заявление о регистрации, нотариально заверенный устав, заявление на получение юридического адреса, образцы печати, подписи, заявление в банк об открытие счета, в то время в европейских странах для открытия бизнеса необходимо заполнить лишь заявление, а в некоторых странах эта процедура носит лишь уведомительный характер.
Кроме вышеперечисленных недостатков механизма рынка России, существует множество других отрицательных влияний на российскую экономику, которые в той или иной мере осложняют экономическую деятельность, таких как инфляция,несовершенный механизм банковского дела, неразвитость биржевой торговли.
Но помимо минусов в российском рыночном механизме существуют и плюсы:
1)Дифференциация налоговой нагрузки.
В зависимости от деятельности предприятия формируется налоговая база, так, производственные и инновационные предприятия получают преимущества по средствам снижения налоговой нагрузки. Согласно законам №313-ФЗ от 29.11.2010 года и №212-ФЗ от 24.07.2009 года, №272-ФЗ от 16.10.2010 года вносящего поправки в предыдущую редакцию закона «О страховых взносах» размер прямых социальных выплат оставляет 34%, от заработной платы, но для предприятий работающих в сфере IT, нанотехнологий и других инновационных производств составляет 14%.
2)Упрощенная система налогообложения
В России УСН вводился постепенно с 1998 года. УСН - это специальный налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса и среднего бизнеса, а также облегчения и упрощения ведения налогового учёта и бухгалтерского учёта.
Статьёй 346.20 Налогового кодекса РФ устанавливаются следующие налоговые ставки по налогу, взимаемому в связи с применением Упрощённой системы налогообложения (УСН):
3) Свобода частной торговли
Отсутствие барьеров для ведения мелкорозничной торговли товарами народного потребления, уведомительный характер сделок с автомобильным транспортом и т.п.
К сожалению, несмотря
на упомянутые плюсы, в российской экономике
больший вес имеют негативные
влияния, которые возникают в
связи с несовершенством законо
3.1.
Решение проблемы провалов
Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности. Выделяя основные недостатки рыночного механизма ,следует вывод, что там, где не срабатывает рынок, должен находиться другой институт и брать на себя соответствующие функции. Таким институтом является государство. Поэтому необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику научно может быть объяснена именно провалами рынка.
Для регулирования экономической деятельности населения правительством России создаются различные институты, такие как:
Министром экономического развития с 12 мая 2008 года является Эльвира Набиуллина.
Подведомственные органы власти:
Основными показателями
эффективности деятельности Минэкономразвтия
является экономический рост. Основными
точками экономического роста России
являются проекты поддержки малого
бизнеса (по средствам выделения
грантов, совершенствования законодатель
Основными функциями
Федеральной антимонопольной
а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг (Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года)[7] ;
б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях (Федеральный закон «О естественных монополиях» №147-ФЗ от 17 августа 1995 года, Федеральный закон «Об электроэнергетике» №35-ФЗ от 26 марта 2003 года)[3,4] ;
в) надзор и контроль за соблюдением законодательства об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года)[8] ;
г) надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок заказа (Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ от 21 июля 2005 года)[5] ;
д) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе (Федеральный закон «О рекламе» №38-ФЗ от 13 марта 2006 года)[6] .
С 01 февраля 2010 года ФАС России также осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» №381-ФЗ от 28 декабря 2009 года[10].
ФАС России подведомственна
Правительству Российской Федерации
(подчиняется непосредственно
В структуре антимонопольного ведомства
находятся территориальные
Ключевыми законодательными актами, которыми в своей работе руководствуется ФАС России, являются Федеральные законы «О защите конкуренции», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и «О рекламе».
ФАС России создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004 года. Служба восприняла большую часть функций ликвидированного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (за исключением функций по контролю соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей, переданных Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — Роспотребнадзор).
Основным достижение
ФАС является введение открытых аукционов
в сфере государственных