Основные концепции соотношения рынка и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода экономики Республики Беларусь к рыночным отношениям многие проблемы экономической жизни общества приходится оценивать и решать по-новому. Более того, появляются проблемы, к решению которых общество приступает впервые.
Современная экономика чрезвычайно сложна: она признана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии ре- шить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 54.50 Кб (Скачать файл)


6

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях перехода экономики Республики Беларусь к рыночным отношениям многие проблемы экономической жизни общества приходится оценивать и решать по-новому. Более того, появляются проблемы, к решению которых общество приступает впервые.

Современная экономика чрезвычайно сложна: она признана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии ре- шить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.

Экономика предшествующего советского этапа развития общества имела как бы два уровня задач: официально провозглашенный курс на создание условии для всестороннего развития личности и фактический курс, ориентированный на военно-технологическое противостояние (паритет в сфере военной мощи). Последнее крайне ограничивало объем ресурсов, направленных на решение первой задачи. Социально-политическая организация общества позволяла это делать, т.е. выделять на непосредственные нужды общества очень ограниченный объем ресурсов, что наряду с другими факторами вело к незаинтересованности значительной части общества в эффективном труде. Наше государство формировалось и функционировало как унитарное. Этому соответствовали и экономические отношения - господство общественной собственности (юридически), которая фактически была государственной. За государством было закреплено право распоряжения производственными ресурсами.

Государство является основным институтом экономической и политической системы, который организует, направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между собой. Государство обладает определенным статусом, который и позволяет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов. Государство обладает высшей и неограниченной властью на своей территории, поэтому оно выступает единственным субъектом рыночной экономики, требования которого обязательны для всех иных агентов. Государство является регулирующим субъектом. Роль государства в рыночной экономике - основная проблема экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему.

Государственное регулирование имеет особую актуальность и ярко выраженный проблемный характер в силу наличия множества неразрешенных проблем. По сути, речь идет о создании нового курса, который позволил отразить становление механизма государственного регулирования национальной экономики, направления его развития и совершенствования.

Определяя роль и место государственного регулирования экономики, следует отметить следующее. С одной стороны, государственное регулирование экономики – составная часть общей экономической теории, в котором представлен механизм регулирования экономики как целостной социально-экономической системы, а с другой - он носит ярко выраженный прикладной характер, так как представляет конкретно используемые методы, способы, приемы, рычаги и стимулы для достижения выбора и обоснования, целей социально-экономического развития государства на соответствующих исторических этапах его развития.

Предметом государственного регулирования экономики является изучение целостной системы государственного регулирования национальной экономики, методологических и организационных подходов к ее построению и функционированию.

Цель курсовой работы является показать  основные концепции соотношения рынка и государства.

Основными задачами курсовой работы является:

- раскрыть сущность, функции и черты вмешательства государства в экономику;

- ознакомиться с неоклассической и кейнсианскими концепциями и теориями государственного регулирования экономики;

- изучить и охарактеризовать основные экономические функции, формы и методы государственного вмешательства в экономику;

- выявить  основную роль государства в условиях трансформационной экономики Республики Беларусь.

Степень освещенности в литературе по данной теме «Основные концепции соотношения рынка и государства» позволяют сформировать достаточно целостное представление о реально складывающейся системе государственного регулирования экономики Республики  Беларусь при переходе к рынку, периода на всех уровнях управления, во всех отраслях общественного производства и социальной сфере, позволяют творчески подойти к изучению проблем государственного регулирования современного этапа. Периодическая литература (издания), в частности, "Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010гг., 2011-2015гг", позволяет нам проанализировать то или иное явление в экономике, т.к. содержит данные, необходимые для анализа.

В статье  Ковалев М.  Код развития, раскрывается экономика Республики Беларусь в современных условиях и влияние мирового финансового кризиса на ее состояние. 

В статье  Лученок А. Макроэкономическое регулирование – 2010: проблемы и пути решения, раскрывается состояние и проблемы экономического положения республики.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения.

Введение содержит описание курсовой работы.

В первой главе раскрывается  понятие  основная роль государства в экономике, основные подходы о роли государства.

Во второй главе показаны основные концепции и модели государственного регулирования экономики. 

В третьей главе раскрыты функции государства в экономике, влияние экономического кризиса на экономику республики.

Объем курсовой работы составляет 11111111111111 страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ

 

Актуальность темы курсовой работы связана с вопросами государственного вмешательства в экономику Беларуси, которые в последние годы становятся все более острыми, спорными и широко обсуждаемыми.

Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

Как государственный, так и рыночный механизмы хозяйство­вания направлены на достижение наибольшей экономической и социальной эффективности национальной экономики. Есть уни­версальные принципы рыночного развития, но нет универсаль­ной модели - каждая страна имеет свою рыночную модель.

В странах с либеральной экономикой, которые в разные пе­риоды и в различной степени дерегулируют отдельные отрасли экономики, государство оказывает сильное влияние на экономи­ческую жизнь страны. Типичный пример либеральной экономи­ки - США. Чтобы понять и проанализировать роль государства в либеральной экономике США, важно знать, что общественные приоритеты в высокоразвитой американской рыночной эконо­мике формируются государством. Основным разработчиком це­лей развития и одновременно выразителем главных социально-экономических интересов большинства населения страны высту­пает государство. В рыночный процесс включается деятельность многих общественных институтов, частного бизнеса, политиче­ских партий и профсоюзов и т.п. Тем не менее, роль государства в выработке приоритетов развития - решающая.

К современным приоритетам государственного регулирова­ния в США, помимо стратегических, относится и ряд тактиче­ских приоритетов.

Каждая страна ведет поиск решения проблемы оптимальности участия государства в рыночной системе по-своему. 

Становление национальной рыночной экономики в начале XIX и в конце XX вв. - качественно разные процессы. 

Современная стратегия управления основана на концепции активного в нем участия не только госу­дарства-регулятора, но и государства-собственника в рыночной экономике.

Степень вмешательства государства в экономику, его формы и методы в плановой, смешанной, переходной экономиках суще­ственно различаются. Директивные планы, индикативное (реко­мендательное) планирование, прогнозирование, программирова­ние должны отвечать объективным потребностям сложившейся экономической системы.

Усиление роли государственного регулирования экономики, особенно в переходные периоды, вызываются рядом объектив­ных причин. Мировой опыт свидетельствует о необходимости ак­тивной организованной деятельности государства в сложные пе­риоды развития, особенно в период социально-экономических, технологических преобразований общества и экономики. Роль государства в переходный период велика. Государство способно значительно сократить издержки переходного перио­да, если выступит инициатором и опорой новых жизнеспособ­ных форм [3, с.109].

Резкое сокращение функций государства при пере­ходе экономики к рыночным отношениям не было компенсиро­вано формированием самоорганизующейся рыночной среды. Масштабы сужения функций государства в экономическом раз­витии России противоречат практике развитых стран с рыноч­ной экономикой.

              Можно отметить следующие не менее серьезные негативные последствия проведенных преобразований:

- приватизация собственности не привела к образованию в большинстве случаев собственников, эффективно осуществляю­щих свой бизнес;

- расслоение населения с учетом полученной незначительным количеством людей собственности и значительным повышением уровня их доходов стало чрезмерным и социально опасным;

- произошли большие социальные «издержки» рыночных пре­образований;

- чрезмерно большое влияние на характер предприниматель­ства оказал спекулятивный и криминальный капитал;

- удельный вес теневого сектора достиг больших размеров и т.п. Не были созданы единые правила конкурентной борьбы, за соблюдением которых предусматривался строгий контроль со стороны государства. Не было даже предпринято попыток вло­жения инвестиций или осуществления других способов поддерж­ки ключевых отраслей экономики и зарождающегося среднего класса. Управление оставшейся у государства собственностью было и продолжает оставаться неэффективным. Такие жизненно важные преобразования, как структурная перестройка, адресные социальные изменения не были проведены. В результате - небы­валые размеры коррупции на всех уровнях государственного аппарата, которая стала одной из самых серьезных экономичес­ких проблем и причин сегодняшних экономических трудностей.  В развитых странах государство, как правило, корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму и с которыми либо он сам справиться не в состоянии, либо приня­тые им решения неэффективны. Государство берет на себя ответ­ственность за создание равных условий для соперничества пред­принимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве доста­точного количества общественных товаров и услуг, так как ры­ночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворить потребности людей. Участие государства в экономике диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливого распределения доходов. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Оно должно уделять внима­ние сфере фундаментальных научных разработок. Это необходи­мо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых дохо­дов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государ­ству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению и предупреждению безработицы. В целом государство претворяет в жизнь политические и со­циально-экономические принципы сообщества граждан. Оно ак­тивно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов. Исходя из этого, к основным функциям государства в смешан­ной экономике относятся:

- создание правовой основы для принятия экономических реше­ний; государство разрабатывает и принимает законы, регулиру­ющие деятельность государственных и частных предприятий и организаций, предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

- стабилизация экономики; Правительство использует бюджет­но-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения без­работицы, поддержания стабильного уровня цен и националь­ной валюты;

- поддержание макроэкономического и структурного равнове­сия в тех случаях, когда рыночный механизм оказывается не в состоянии это сделать;

- выработка стратегии развития, формирование благоприят­ного инвестиционного и предпринимательского климата, а также благоприятных социальных условий функционирования эконо­мики, включая обеспечение социальной поддержки целей и средств реализации национальной стратегии;

- ориентированное распределение ресурсов; государство орга­низует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор; оно создает условия для развития сельского хо­зяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует и реализует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;

- обеспечение социальной защиты и социальных гарантий; го­сударство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособия по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.;

- поддержка национального бизнеса во внешнем мире, коорди­нация деятельности национального бизнеса с целью повышения конкурентоспособности отечественной экономики в условиях мирового хозяйства;

- обеспечение экономической безопасности, противодействие угрозам и факторам нестабильности;

- поддержание на должном уровне обороноспособности страны. У государства, кроме основных функций, есть еще и функции регулирования в конкретных сферах, отраслях и регионах страны [5, с.153].

Функции государственного регулирования, как отмечалось ранее, определяются целями социально-экономической полити­ки государства. Исходя из особенностей каждого периода разви­тия - краткосрочного, среднесрочного, долгосрочного, опреде­ляются конкретные цели. Цели политики должны соответствовать системе ценностей, лежащих в основе деятельности государства, экономических субъектов и общественных организаций, повседневной жизни каждого человека. Нашему обществу необходима обновленная система ценнос­тей, отвечающая традициям и требованиям современнос­ти: свобода, ответственность, доверие, высокая ценность челове­ческой личности. В стране должно восстановиться практически полностью ут­раченное доверие между гражданами и государством, между граж­данами и бизнесом, между бизнесом и властью.

Информация о работе Основные концепции соотношения рынка и государства