Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:01, курсовая работа
В условиях перехода экономики Республики Беларусь к рыночным отношениям многие проблемы экономической жизни общества приходится оценивать и решать по-новому. Более того, появляются проблемы, к решению которых общество приступает впервые.
Современная экономика чрезвычайно сложна: она признана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии ре- шить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.
6
ВВЕДЕНИЕ
В условиях перехода экономики Республики Беларусь к рыночным отношениям многие проблемы экономической жизни общества приходится оценивать и решать по-новому. Более того, появляются проблемы, к решению которых общество приступает впервые.
Современная экономика чрезвычайно сложна: она признана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии ре- шить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.
Экономика предшествующего советского этапа развития общества имела как бы два уровня задач: официально провозглашенный курс на создание условии для всестороннего развития личности и фактический курс, ориентированный на военно-технологическое противостояние (паритет в сфере военной мощи). Последнее крайне ограничивало объем ресурсов, направленных на решение первой задачи. Социально-политическая организация общества позволяла это делать, т.е. выделять на непосредственные нужды общества очень ограниченный объем ресурсов, что наряду с другими факторами вело к незаинтересованности значительной части общества в эффективном труде. Наше государство формировалось и функционировало как унитарное. Этому соответствовали и экономические отношения - господство общественной собственности (юридически), которая фактически была государственной. За государством было закреплено право распоряжения производственными ресурсами.
Государство является основным институтом экономической и политической системы, который организует, направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между собой. Государство обладает определенным статусом, который и позволяет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов. Государство обладает высшей и неограниченной властью на своей территории, поэтому оно выступает единственным субъектом рыночной экономики, требования которого обязательны для всех иных агентов. Государство является регулирующим субъектом. Роль государства в рыночной экономике - основная проблема экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему.
Государственное регулирование имеет особую актуальность и ярко выраженный проблемный характер в силу наличия множества неразрешенных проблем. По сути, речь идет о создании нового курса, который позволил отразить становление механизма государственного регулирования национальной экономики, направления его развития и совершенствования.
Определяя роль и место государственного регулирования экономики, следует отметить следующее. С одной стороны, государственное регулирование экономики – составная часть общей экономической теории, в котором представлен механизм регулирования экономики как целостной социально-экономической системы, а с другой - он носит ярко выраженный прикладной характер, так как представляет конкретно используемые методы, способы, приемы, рычаги и стимулы для достижения выбора и обоснования, целей социально-экономического развития государства на соответствующих исторических этапах его развития.
Предметом государственного регулирования экономики является изучение целостной системы государственного регулирования национальной экономики, методологических и организационных подходов к ее построению и функционированию.
Цель курсовой работы является показать основные концепции соотношения рынка и государства.
Основными задачами курсовой работы является:
- раскрыть сущность, функции и черты вмешательства государства в экономику;
- ознакомиться с неоклассической и кейнсианскими концепциями и теориями государственного регулирования экономики;
- изучить и охарактеризовать основные экономические функции, формы и методы государственного вмешательства в экономику;
- выявить основную роль государства в условиях трансформационной экономики Республики Беларусь.
Степень освещенности в литературе по данной теме «Основные концепции соотношения рынка и государства» позволяют сформировать достаточно целостное представление о реально складывающейся системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь при переходе к рынку, периода на всех уровнях управления, во всех отраслях общественного производства и социальной сфере, позволяют творчески подойти к изучению проблем государственного регулирования современного этапа. Периодическая литература (издания), в частности, "Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010гг., 2011-2015гг", позволяет нам проанализировать то или иное явление в экономике, т.к. содержит данные, необходимые для анализа.
В статье Ковалев М. Код развития, раскрывается экономика Республики Беларусь в современных условиях и влияние мирового финансового кризиса на ее состояние.
В статье Лученок А. Макроэкономическое регулирование – 2010: проблемы и пути решения, раскрывается состояние и проблемы экономического положения республики.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения.
Введение содержит описание курсовой работы.
В первой главе раскрывается понятие основная роль государства в экономике, основные подходы о роли государства.
Во второй главе показаны основные концепции и модели государственного регулирования экономики.
В третьей главе раскрыты функции государства в экономике, влияние экономического кризиса на экономику республики.
Объем курсовой работы составляет 11111111111111 страниц.
ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ
Актуальность темы курсовой работы связана с вопросами государственного вмешательства в экономику Беларуси, которые в последние годы становятся все более острыми, спорными и широко обсуждаемыми.
Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.
Как государственный, так и рыночный механизмы хозяйствования направлены на достижение наибольшей экономической и социальной эффективности национальной экономики. Есть универсальные принципы рыночного развития, но нет универсальной модели - каждая страна имеет свою рыночную модель.
В странах с либеральной экономикой, которые в разные периоды и в различной степени дерегулируют отдельные отрасли экономики, государство оказывает сильное влияние на экономическую жизнь страны. Типичный пример либеральной экономики - США. Чтобы понять и проанализировать роль государства в либеральной экономике США, важно знать, что общественные приоритеты в высокоразвитой американской рыночной экономике формируются государством. Основным разработчиком целей развития и одновременно выразителем главных социально-экономических интересов большинства населения страны выступает государство. В рыночный процесс включается деятельность многих общественных институтов, частного бизнеса, политических партий и профсоюзов и т.п. Тем не менее, роль государства в выработке приоритетов развития - решающая.
К современным приоритетам государственного регулирования в США, помимо стратегических, относится и ряд тактических приоритетов.
Каждая страна ведет поиск решения проблемы оптимальности участия государства в рыночной системе по-своему.
Становление национальной рыночной экономики в начале XIX и в конце XX вв. - качественно разные процессы.
Современная стратегия управления основана на концепции активного в нем участия не только государства-регулятора, но и государства-собственника в рыночной экономике.
Степень вмешательства государства в экономику, его формы и методы в плановой, смешанной, переходной экономиках существенно различаются. Директивные планы, индикативное (рекомендательное) планирование, прогнозирование, программирование должны отвечать объективным потребностям сложившейся экономической системы.
Усиление роли государственного регулирования экономики, особенно в переходные периоды, вызываются рядом объективных причин. Мировой опыт свидетельствует о необходимости активной организованной деятельности государства в сложные периоды развития, особенно в период социально-экономических, технологических преобразований общества и экономики. Роль государства в переходный период велика. Государство способно значительно сократить издержки переходного периода, если выступит инициатором и опорой новых жизнеспособных форм [3, с.109].
Резкое сокращение функций государства при переходе экономики к рыночным отношениям не было компенсировано формированием самоорганизующейся рыночной среды. Масштабы сужения функций государства в экономическом развитии России противоречат практике развитых стран с рыночной экономикой.
Можно отметить следующие не менее серьезные негативные последствия проведенных преобразований:
- приватизация собственности не привела к образованию в большинстве случаев собственников, эффективно осуществляющих свой бизнес;
- расслоение населения с учетом полученной незначительным количеством людей собственности и значительным повышением уровня их доходов стало чрезмерным и социально опасным;
- произошли большие социальные «издержки» рыночных преобразований;
- чрезмерно большое влияние на характер предпринимательства оказал спекулятивный и криминальный капитал;
- удельный вес теневого сектора достиг больших размеров и т.п. Не были созданы единые правила конкурентной борьбы, за соблюдением которых предусматривался строгий контроль со стороны государства. Не было даже предпринято попыток вложения инвестиций или осуществления других способов поддержки ключевых отраслей экономики и зарождающегося среднего класса. Управление оставшейся у государства собственностью было и продолжает оставаться неэффективным. Такие жизненно важные преобразования, как структурная перестройка, адресные социальные изменения не были проведены. В результате - небывалые размеры коррупции на всех уровнях государственного аппарата, которая стала одной из самых серьезных экономических проблем и причин сегодняшних экономических трудностей. В развитых странах государство, как правило, корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму и с которыми либо он сам справиться не в состоянии, либо принятые им решения неэффективны. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворить потребности людей. Участие государства в экономике диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливого распределения доходов. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Оно должно уделять внимание сфере фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению и предупреждению безработицы. В целом государство претворяет в жизнь политические и социально-экономические принципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов. Исходя из этого, к основным функциям государства в смешанной экономике относятся:
- создание правовой основы для принятия экономических решений; государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие деятельность государственных и частных предприятий и организаций, предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;
- стабилизация экономики; Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
- поддержание макроэкономического и структурного равновесия в тех случаях, когда рыночный механизм оказывается не в состоянии это сделать;
- выработка стратегии развития, формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, а также благоприятных социальных условий функционирования экономики, включая обеспечение социальной поддержки целей и средств реализации национальной стратегии;
- ориентированное распределение ресурсов; государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор; оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует и реализует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;
- обеспечение социальной защиты и социальных гарантий; государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособия по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.;
- поддержка национального бизнеса во внешнем мире, координация деятельности национального бизнеса с целью повышения конкурентоспособности отечественной экономики в условиях мирового хозяйства;
- обеспечение экономической безопасности, противодействие угрозам и факторам нестабильности;
- поддержание на должном уровне обороноспособности страны. У государства, кроме основных функций, есть еще и функции регулирования в конкретных сферах, отраслях и регионах страны [5, с.153].
Функции государственного регулирования, как отмечалось ранее, определяются целями социально-экономической политики государства. Исходя из особенностей каждого периода развития - краткосрочного, среднесрочного, долгосрочного, определяются конкретные цели. Цели политики должны соответствовать системе ценностей, лежащих в основе деятельности государства, экономических субъектов и общественных организаций, повседневной жизни каждого человека. Нашему обществу необходима обновленная система ценностей, отвечающая традициям и требованиям современности: свобода, ответственность, доверие, высокая ценность человеческой личности. В стране должно восстановиться практически полностью утраченное доверие между гражданами и государством, между гражданами и бизнесом, между бизнесом и властью.
Информация о работе Основные концепции соотношения рынка и государства