Основные макроэкономические показатели Узбекистана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:06, доклад

Описание работы

За 2000-2011 годы доля сельского хозяйства в ВВП страны при устойчивом росте абсолютных объемов производства снизилась с 30,1 до 17,6%. По этому индикатору национальная экономика приближается к структуре экономик динамично развивающихся стран мира, где аграрное производсгво в структуре ВВП не превышает 10%.
Другая важная характерная особенность происходящих качественных изменений в экономике - быстрое развитие сферы услуг. За годы независимости в структуре услуг возникли такие практически новые для нашей экономики отрасли обслуживания, как современная банковская система, аудит, страхование, лизинг, консалтинг, услуги сотовой связи, видеотелефония, Интернет и т.д

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………..3
I.Основные макроэкономические показатели……………………………………..4
II. Динамика капитальных вложений и структура внешней торговли …6
III. Социально-экономическое развитие Узбекистана в 2012 году и приоритетные направления экономической программы на 2013 год………………………………………………………………………………………………………….8
Заключение……………………………………………………………………………………………10
Список использованной литературы…………………………………………………….12

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 29.72 Кб (Скачать файл)

   

                                          Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………………………..3

I.Основные макроэкономические показатели……………………………………..4

II. Динамика капитальных вложений и структура внешней торговли …6

III. Социально-экономическое развитие Узбекистана в 2012 году и приоритетные направления экономической программы на 2013 год………………………………………………………………………………………………………….8

Заключение……………………………………………………………………………………………10

Список использованной литературы…………………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Узбекистан - единственное государство в постсоветском  пространстве, которое добилось подъема  во всех сферах по сравнению с 1990 базисным годом. С первых дней осуществления  программ экономических преобразований и обновлений в республике основной упор делается на конкретное улучшение  структуры экономики, отказ от однобокой, гипертрофированной сырьевой направленности.

 

Президентом Республики Узбекистан Ислам  Каримовым были выработаны пять принципов  «узбекской модели» перехода к социально  ориентированной рыночной экономике, таких как деидеологизация экономики  и ее приоритет над политикой, возложение роли главного реформатора  на государство, обеспечение верховенства закона, проведение сильной социальной политики, поэтапность и постепенность в реализации реформ. Благодаря последовательной реализации этой модели, Узбекистаном за годы независимости достигнуты, в отличие от многих стран с переходной экономикой, высокие темпы экономического развития. Уже в 1996 году, когда многие страны еще боролись со спадом в экономике, в Узбекистане экономический рост составил 1,7%.

 

Важнейшим отличием принятой в Узбекистане  модели экономического развития явилась  глубокая продуманность политики по внешнему заимствованию, отказ от краткосрочных  спекулятивных кредитов, способных  поставить страну в зависимое  от внешних факторов положение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Основные макроэкономические показатели

 

В первые годы независимости, благодаря  реализации собственной модели перехода к рыночной экономике, Узбекистану  удалось, в отличие от большинства  других государств СНГ, избежать масштабного  спада производства, резкого снижения уровня жизни населения, быстрого роста  внутреннего и внешнего государственного долга. В период 1997-2003 годов экономика  Узбекистана развивалась умеренными темпами на уровне 3,8 -5,2% в год. В  результате углубления экономических  реформ, направленных на создание благоприятной  деловой среды, модернизацию, техническое  и технологическое обновление производства, начиная с 2004 года экономикой республики обеспечиваются высокие и устойчивые темпы экономического роста на уровне 7-9% в год. Объем ВВП по паритету покупательной способности в 2011 году увеличился по сравнению с 1990 годом  в 3,6 раза, с 27,1 до 101,4 млрд. долл. США.

 

Создание благоприятной деловой  среды, наращивание инвестиций обеспечили не только повышение темпов экономического роста, но и важные качественные изменения  в структуре экономики. В частности, в результате проводимой структурной  политики за 2000-2011 годы доля сельского  хозяйства в ВВП страны снизилась  с 30,1 до 17,6%. доля промышленности возросла с 14,2 до 24 %, а доля услуг - с 37 до 50,5%.

 

Если в 1990 году экспорт превышал импорт на 79,8 млн. долл., то в 2011 году положительное  сальдо торгового баланса составило 4246,6 млн. долл., а в 2011 году - в размере 4517,4 млн. долл.

 

Принятые в 2000 -2011 годах меры по индустриализации, модернизации, техническому и технологическому перевооружению отраслей экономики, созданию таких  новых отраслей промышленности, как  автомобильная, нефте- и газохимическая, железнодорожного машиностроения, также  в рамках реализации Программы о  приоритетных направлениях развития промышленности Республики Узбекистан на 2011-2015 годы обеспечили рост общих объемов производства промышленной продукции и доли промышленности в ВВП до 24,0% к 2011 году.

 

За 2000-2011 годы доля сельского хозяйства  в ВВП страны при устойчивом росте  абсолютных объемов производства снизилась  с 30,1 до 17,6%. По этому индикатору национальная экономика приближается к структуре  экономик динамично развивающихся  стран мира, где аграрное производсгво в структуре ВВП не превышает 10%.

 

Другая важная характерная особенность  происходящих качественных изменений  в экономике - быстрое развитие сферы  услуг. За годы независимости в структуре  услуг возникли такие практически  новые для нашей экономики  отрасли обслуживания, как современная  банковская система, аудит, страхование, лизинг, консалтинг, услуги сотовой  связи, видеотелефония, Интернет и т.д.

 

За годы независимости сфера  услуг стала наиболее перспективной и быстроразвивающейся отраслью экономики Республики Узбекистан. Важным этапом ускоренного роста услуг явилось принятие Программы развития сферы услуг и сервиса в 2006 -2010 годах, утвержденной Постановлением Президента Республики Узбекистан от 21 мая 2007 года № ПП-640, также Программы по созданию инфраструктуры в сфере услуг и сервиса.

 

В 1990 -2011 годах объем реализации услуг увеличился в 2,7 раза. За последние  годы сформировалась тенденция опережающего роста услуг по сравнению с  ВВП, в результате наблюдается увеличение вклада данной отрасли в экономику  страны. Если в 1990 году доля услуг в  ВВП составляла 33,8%, то по итогам 2011 года данный показатель составил 50,5%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Динамика капитальных вложений и структура внешней торговли

 

Достигнутая макроэкономическая стабильность, углубление экономических и институциональных  реформ, улучшение инвестиционного  климата в стране способствовали значительной активизации инвестиционной активности и росту объема капитальных  вложений в экономику, которые в 2011 году по сравнению с 1990 годом увеличились  больше чем 12,5 раза. Наиболее существенные качественные изменения происходят в структуре инвестиций по источникам финансирования. За счет более высоких  темпов прироста возрастает доля инвестиций за счет нецентрализованных источников, в первую очередь, доля частных и  прямых иностранных инвестиций.

 

Если в 1990 году в портфеле инвестиций страны практически отсутствовало  инвестирование из-за рубежа, то в 2000 году доля иностранных инвестиций и кредитов составила 23,2%, из них 19,8% иностранные  инвестиции и кредиты, привлеченные под гарантию Правительства, и 3,4% - прямые иностранные инвестиции.

 

Благоприятная бизнес-среда, широкая  система правовых гарантий и льгот  для иностранных инвесторов, целостная  система мер по стимулированию деятельности предприятий с иностранными инвестициями способствовали существенному увеличению притока прямых иностранных инвестиций в экономику страны. В результате в 2010 году доля иностранных инвестиций в общей структуре капитальных  вложений составило 25,1%. из них прямые иностранные инвестиции - 21,2% и под  гарантию Правительства - 3,9%.

 

Если в 1990 году более 46% инвестиций в экономику финансиров&тись за счет средств Государственного бюджета, внебюджетных фондов и других централизованных источников, то в 2011 году доля централизованных источников финансирования в общем  объеме капитальных вложений снизилась  до 17,5%.

 

Основными партнерами по реализации инвестиционных проектов по производству высокотехнологичной продукции  с высокой добавленной стоимостью являются ведущие и известные  в мире компании США («GM», «Texaco»), Германии («MAN», «Даймлер Бенц», «KLAAS»), ЮАР («Sasol»); Испании («Махат»), Японии («ISUZU», «ITOCHU», «MITSUBISHI»), Малайзии («Петронас»), Республика Корея («Кореан Эйр», «CNOC», «LG»), Китая («CNJPC»), России («Лукойл», «Газпром») и  др., а также такие крупнейшие международные финансовые институты, как Азиатский банк развития, Всемирный  банк, Исламский банк развития, инвестиционные банки Южной Кореи и Японии, ряда арабских государств и др.

 

До обретения независимости экономика Республики Узбекистан была ориентирована в основном на обеспечение сырьевыми ресурсами бывших союзных республик. Основная часть потребительских товаров, несмотря на наличие в стране благоприятной среды для их производства, импортировалась. Так, 1990 году внешнеторговый оборот Узбекистана составлял 805,6 млн. долл., в том числе экспорт - 442,7 млн. долл. и импорт - 362,9 млн. долл. Положительное сальдо составляло около 80 млн. долл.

 

За годы независимости внешнеторговый оборот увеличился в 31,2 раза, в том  числе экспорт - в 34 раза, импорт - в 27,7 раза. При этом положительное сальдо внешней торговли увеличилось более  чем в 56,6 раза, обеспечив стремительный  рост золотовалютных резервов и устойчивость национальной валюты.

 

Диверсификация товарной структуры  экспорта ликвидировала зависимость  страны от экспорта монокультуры - хлопкового волокна, доля которого снизилась с 59,7% в 1990 году до 9 % в 2011 году. В структуре  экспорта доля несырьевых товаров в  общем объеме экспорта в настоящее  время составляет более 70% против менее 30% в 1990 году.

 

Анализируя сделанное за истекший период, есть все основания утверждать, что избранная «узбекская модель»  развития экономики в сочетании  с мерами по дальнейшему углублению демократических рыночных реформ и  либерализации экономики, определенными  Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым, глубоко продуманные и последовательно реализуемые приоритеты политических, экономических и социальных преобразований создали тот прочный и надежный фундамент, на базе которого строилось и строится устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, последовательное повышение уровня жизни населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Социально-экономическое развитие Узбекистана в 2012 году и приоритетные направления экономической программы на 2013 год.

 

По итогам 2012 года валовый внутренний продукт страны вырос на 8,2%, объемы производства промышленной продукции  – на 7,7%, сельского хозяйства  – на 7%, строительных работ –  на 11,5%, розничного товарооборота –  на 13,9%, услуг – на 14,2%. Государственный  бюджет исполнен с профицитом в размере 0,4% к ВВП. Уровень инфляции не превысил установленный прогнозный показатель.

 

В 2012 году в экономику Узбекистана  привлечено инвестиций в эквивалентном  исчислении на сумму в 11,7 млрд. долларов США, или на 14% больше, чем в 2011 году. При этом более 22% всех инвестиций, или  свыше 2,5 млрд. долларов США, составили  иностранные инвестиции, из которых  более 79% – прямые иностранные инвестиции. Существенно возрос объем экспорта – на 11,6%, обеспечено значительное положительное  сальдо внешнеторгового оборота. В  структуре экспорта доля не сырьевых готовых товаров превысила 70%. Устойчиво  и надежно функционирует финансово-банковская система. Уровень достаточности  капитала банковской системы в 3 раза превышает общепринятые в мире минимальные  требования, а ее ликвидность –  более чем в 2 раза. Обеспечено динамичное развитие практически всех отраслей аграрного сектора страны. Земледельцами  страны выращен и собран богатый  урожай сельскохозяйственной продукции  – более 3,4 млн. тонн хлопка-сырца, 7,5 млн. тонн зерна, более 2 млн. тонн картофеля  и свыше 9 млн. тонн овощей и бахчевых.

 

Последовательно проводилась работа по дальнейшему кардинальному совершенствованию  деловой среды, а также всемерной  поддержке развития малого бизнеса  и сферы услуг. В результате, доля малого бизнеса в ВВП страны, возросла до 54,6%, сферы услуг – 52%. В 2012 году размер заработной платы работников бюджетных организаций, пенсий, пособий  и стипендий вырос в среднем  на 26,5%, а реальные доходы населения  – на 17,5%. В целом по сравнению  с 2000 годом реальные доходы на душу населения выросли в 8,6 раза, а  средняя заработная плата превысила  стоимость потребительской корзины  более чем в 4 раза. Благодаря реализации комплексной программы создания рабочих мест и повышения занятости  населения в 2012 году создано 973,5 тыс. новых рабочих мест, из них 62% –  в сельской местности. Было уделено  внимание реализации программы по качественному  обустройству и улучшению жизни  сельского населения за счет дальнейшего  расширения масштабов строительства  индивидуальных домов в сельской местности по типовым проектам. В  рамках данной Государственной программы  в 2013 году предусматривается строительство 10 тысяч индивидуальных жилых домов  в сельской местности с направлением на эти цели 1,4 триллиона сумов  или с ростом против прошлого года на 54%. В целом, на развитие социальной сферы направлено 59% общих расходов Государственного бюджета.

 

В своем докладе Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов детально и всесторонне проанализировал  имеющиеся нерешенные проблемы и  подробно остановился на программных  задачах по выполнению важнейших  приоритетов и направлений социально-экономического развития страны на 2013 год. Перед Правительством, министерствами и ведомствами поставлена задача по выработке конкретных мер  по обеспечению взаимосвязанного с  отраслями комплексного развития территорий на основе определения приоритетных отраслей для каждого региона, наиболее полного использования природно-сырьевых ресурсов, ускоренного и сбалансированного  развития промышленного производства, особенно перерабатывающих отраслей и  сферы услуг, производственной и  социальной инфраструктуры.

 

Перед руководителями министерств, ведомств, хозяйственных объединений и  органов исполнительной власти на местах поставлены конкретные задачи по выработке  и осуществлению комплекса мер, направленных на сохранение устойчивых высоких темпов экономического роста, макроэкономической стабильности, повышение  конкурентоспособности экономики  страны, осуществление активной инвестиционной политики, ускорение и расширение масштабов модернизации, технического и технологического обновления экономики  и ведущих ее отраслей, диверсификацию производства, а также опережающее  развитие дорожно-транспортной, коммуникационной инфраструктуры. Особое внимание обращено на необходимость реализации программных  мер по достижению намеченных на текущий  год целей и задач, определенных в связи с объявлением его  Годом благополучия и процветания, включая меры по дальнейшему усилению защиты прав, свобод и интересов  человека, адресной социальной поддержки  уязвимых слоев населения, созданию новых рабочих мест, неуклонному  повышению доходов, уровня и качества жизни людей, особенно сельского  населения, укреплению материально-технической  базы социальной сферы.

Информация о работе Основные макроэкономические показатели Узбекистана