Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:58, курсовая работа
Все важнейшие показатели, используемые в макроэкономическом анализе, принципиально разделяются на три группы: потоки, запасы (активы) и показатели экономической коньюктуры.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Основные макроэкономические показатели …………………………………5
1.1. Валовой продукт ……………………………………………………………..6
1.2. Совокупный спрос и совокупное предложение…………………………... 9
1.3. Занятость и безработица …………………………………………………...14
1.4. Инфляция ……………………………………………………………………16
2. Методы регулирования макроэкономических показателей ……………….21
2.1. Кредитно-денежная политика…………………………………………….. 21
2.2. Фискальная политика……………………………………………………… 23
3. Прогноз макроэкономических показателей ………………………………...27
Заключение ………………………………………………………………………29
Список литературы ……………………………………………………………...31
Все эти виды инфляции существуют только при открытом ее состоянии - т.е. при относительно свободном рынке. При подавленной же инфляции рост цен на товары и услуги может не наблюдаться, а обесценение денег может выражаться в дефиците предложения.
2. Методы регулирования макроэкономических показателей
2.1 Кредитно-денежная политика.
Рассмотрим две ситуации.
Первая: экономика столкнулась с безработицей и снижением цен. Государство должен позаботиться об увеличении предложения денег для стимулирования совокупных расходов. Ключ к решению этой проблемы — в росте избыточных резервов коммерческих банков. Как это делается?
1. Совет управляющих
2. Должна быть понижена
резервная норма, что
3. Учетная ставка должна быть уменьшена, с тем, чтобы побудить коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования у федеральных банков.
Такой подход стал называться политикой дешевых денег. Ее задача — сделать кредит дешевым и легкодоступным, с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.
Вторая: излишние расходы
толкают экономику к
1. Федеральные резервные
банки должны продавать
2. Увеличение резервной
нормы автоматически
3. Подъем учетной ставки
снижает интерес коммерческих
банков увеличивать свои
Такой подход получил название политики дорогих денег. Ее цель — ограничить предложение денег для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.
Большинство экономистов
рассматривают кредитно-
1. Быстрота и гибкость.
По сравнению с фискальной политикой кредитно-денежная политика может быстро меняться. Применение соответствующей фискальной политики может быть надолго отсрочено из-за обсуждений в парламенте. Иначе обстоит дело с кредитно-денежной политикой: буквально ежедневно принимаются решения о покупке и продаже ценных бумаг, что быстро влияет на денежное предложение и процентную ставку.
2. Изоляция от политического давления.
По своей природе кредитно-
3. Монетаризм.
Хотя большинство экономистов
считают как фискальную, так и
кредитно-денежную политику действенными
инструментами стабилизации, так
называемые монетаристы полагают, что
изменение денежного
Однако необходимо признать, что кредитно-денежная политика в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей.
Минусы кредитно-денежной
политики: избыточные резервы, появляющиеся
в результате политики дешевых денег,
могут использоваться банками для
расширения предложения денег; вызванное
кредитно-денежной политикой изменение
денежного предложения может
быть частично компенсировано изменением
скорости обращения денег; воздействие
кредитно-денежной политики ослабится,
если кривая спроса на деньги полога, а
кривая спроса на инвестиции крута; к
тому же кривая спроса на инвестиции может
сместиться, нейтрализовав кредитно-
Кредитно-денежные учреждения
сталкиваются с дилеммой — они
могут стабилизировать
Влияние политики дешевых
денег на ЧНП усиливается сопутствующим
расширением чистого экспорта, которое,
в свою очередь, ускоряется понижением
процентной ставки в стране. Аналогичным
образом политика дорогих денег
усиливается сужением чистого экспорта.
При определенных условиях может
возникнуть альтернатива — использовать
кредитно-денежную политику для воздействия
на стоимость доллара и тем
самым для уничтожения
2.2 Фискальная политика
Дискреционная фискальная политика — это сознательное манипулирование правительственными расходами и налогами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Фундаментальная цель фискальной политики состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию.
В период спада на повестке
дня возникает вопрос о ликвидации
безработицы, следовательно, о стимулирующей
фискальной политике. Стимулирующая
фискальная политика включает: 1) увеличение
государственных расходов, или 2) снижение
налогов, или 3) сочетание первого
и второго. Если имеет место сбалансированный
бюджет, фискальная политика должна двигаться
в направлении
Однако размеры ЧНП зависят не только от разницы между правительственными расходами и налогами (т.е. от размеров дефицита или положительного сальдо), но и от абсолютных размеров бюджета.
Существуют два различных способа, которыми федеральное правительство может финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг) или за счет выпуска новых денег его кредиторам. Воздействие на совокупные расходы будет в каждом случае различно.
1. Заимствования.
Если правительство выходит
на денежный рынок и размещает
здесь свои займы, оно вступает в
конкуренцию с частными предпринимателями
за финансовые средства. Следовательно,
правительственное
2. Создание денег.
Если государственные расходы дефицитного бюджета финансируются за счет выпуска новых денег, выталкивания частных инвестиции можно избежать. Федеральные расходы могут увеличиваться, не оказывая пагубного воздействия на инвестиции или потребление. Таким образом, создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов.
Вызванная избыточным спросом инфляция требует со стороны правительства фискальных действий, которые могли бы сформировать бюджетный излишек. Однако антиинфляционный эффект такого излишка зависит от того, как правительство будет использовать его. Здесь возможны два способа:
1. Погашение долга.
Поскольку федеральное правительство
имеет накопленную
2. Изъятие из обращения.
Правительство может добиться большего антиинфляционного воздействия своего бюджетного избытка просто за счет изъятия этих избыточных сумм, приостановив любое их последующее использование. Изъятие избытка означает, что правительство изымает покупательную способность некоторых размеров из общего потока доходов и расходов и удерживает ее. Если избыточные налоговые доходы не вливаются вновь в экономику, то отсутствует возможность расходования даже некоторой части бюджетного избытка, т.е. уже нет никаких шансов к тому, что эти средства создадут инфляционное воздействие, противодействующее Дефляционному влиянию избытка как такового. Можно сделать заключение, что полное изъятие бюджетного избытка является более сдерживающей мерой по сравнению с использованием этих же средств для погашения государственного долга.
Что предпочтительнее: правительственные расходы или налоги?
Ответ на этот вопрос зависит в значительной степени от индивидуального взгляда политика и от того, насколько велик государственный сектор. «Либеральные» экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, могут рекомендовать расширение совокупных расходов в период спада за счет роста государственных покупок и ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. И наоборот, «консервативные» экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за рост совокупных расходов в период спада за счет сокращения налогов и в период роста инфляции предлагать сокращение совокупных расходов за счет сокращения государственных расходов. Важно отметить, что активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.
При рассмотрении дискреционной фискальной политики предполагалось существование постоянного налога, который обеспечивает изъятие одинаковой налоговой суммы при различных величинах ЧНП. При недискреционной фискальной политике встроенная, или автоматическая, стабильность возникает в связи с тем, что в реальности налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого налога, который изменяется пропорционально величине ЧНП. Чистый налог равен общей величине налога за вычетом трансфертных платежей и субсидий. Почти все налоги дадут рост налоговых поступлений по мере роста ЧНП. В частности, индивидуальный подоходный налог имеет прогрессивные ставки и по мере роста ЧНП дает более чем пропорциональные приросты налоговых поступлений. Более того, по мере роста ЧНП и роста объемов закупок товаров и услуг будут увеличиваться поступления от налога на доходы корпораций, налога с оборота и акцизов. И аналогично увеличивается величина налогов на зарплату по мере того, как в ходе экономического подъема создаются новые рабочие места. Напротив, в случае падения ЧНП налоговые поступления от всех этих источников будут падать. Трансфертные платежи (или «отрицательные налоги») имеют прямо противоположное поведение. Выплата пособий по безработице, пособий по бедности, субсидий фермерам — все они сокращаются во время экономического подъема и возрастают во время спада производства.
Если налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и ЧНП, то дефициты, которые, как правило, автоматически появляются во время спадов, помогают преодолеть спад. Напротив, бюджетные излишки, которые имеют тенденцию автоматически появляться во время экономических подъемов, будут содействовать преодолению возможной инфляции.
Экономическое значение между налоговыми поступлениями и величиной ЧНП приобретает особую важность в связи с тем, что: 1) налоги представляют собой утечку или потерю потенциальной покупательной способности в экономике и 2) с точки зрения стабильности желательно увеличить объем таких утечек (изъятий) в периоды, когда экономика движется к инфляции, и, напротив, величина изъятий покупательной способности должна быть минимизирована в период замедления роста. Налоговая система создает некоторый элемент стабильности в экономике, автоматически вызывая изменения в налоговых поступлениях и, следовательно, в государственном бюджете, которые противодействуют и инфляции, и безработице. Итак, встроенный стабилизатор — это любая мера, которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета (или сократить его положительное сальдо) в период спада и увеличить его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства. Это именно то, что делает налоговая система. По мере роста ЧНП в период процветания налоговые поступления автоматически возрастают и — поскольку они представляют собой «утечку» — сдерживают экономический подъем. Иными словами, по мере того как экономика продвигается к более высокому уровню ЧНП, налоговые поступления возрастают автоматически и формируют тенденцию к ликвидации дефицита бюджета и созданию бюджетного излишка. Напротив, когда ЧНП сокращается в период спада, налоговые поступления автоматически сокращаются, и это сокращение смягчает экономический спад;, т.е. с падающим ЧНП налоговые поступления также падают и подталкивают государственный бюджет от бюджетного излишка к дефициту Встроенная стабильность, обеспечиваемая налоговой системой, смягчила тяжесть экономических колебаний. Однако стабилизаторы не всегда способны скорректировать нежелательные изменения равновесного ЧНП.