Основные направления денежно-кредитной политики в современной рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день теме денежно-кредитной политики уделяется достаточно внимания со стороны периодических изданий. В журналах публикуются отчёты по денежно-кредитной политике за год, планы на будущее и проблемы с которыми сталкивается денежно-кредитная система в России. Во многих книгах и учебниках по экономики, банковскому делу и кредитованию содержатся главы, посвящённые денежно-кредитной политике.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Сущность денежно-кредитной политики
Определение и основные цели
Инструменты денежно-кредитной политики
1.2.1 Обязательные резервы
1.2.2 Процентная политика Центрального Банка
1.2.3 Операции на открытом рынке
1.2.4 Управление наличной денежной массой, эмиссия денег
1.2.5 Валютное регулирование
2. Модели денежно-кредитной политики
2.1 Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами
2.1.1 Неоклассическая школа
2.1.2 Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования
2.1.3 Монетарийский подход
3. Структура денежно-кредитной системы
3.1 Центральный банк
3.2 Коммерческий банк
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

 «ДЕНЕЖНОЕ  ПРАВИЛО» ФРИДМЕНА

«Денежное правило» Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении —  в пределах 3—5% в год. Именно такой  прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3—5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3—5% годовых, то темп прироста валового национального продукта станет падать.

Интерес к рекомендациям  монетаристов о применении «денежного правила» на практике проявился в начале 70-х годов XX века, когда кейнсианская концепция «формирования эффективного совокупного спроса» посредством мер государственного (фискального и бюджетного) регулирования на фоне возникшей стагфляции, непрекращающегося роста процентных ставок и нестабильности валютных курсов показала свою неэффективность.

Политика монетаризма  в тот период оказалась успешной в экономической практике многих стран, результатом ее реализации стало  денежное оздоровление экономики в  Израиле, модернизация на рыночных основах экономики в странах Юго-Восточной Азии, Восточной Европы. Однако сам Фридмен отмечал, что пользоваться монетарными рычагами следует очень осторожно. Показывая возможности монетарной политики, он рассуждал также и о ее пределах, ведь «наше знание о взаимосвязях между денежной массой, ценами и производством настолько ограниченно, что оперирование ими на практике может принести больше вреда, чем пользы». Развивая мысль Джона Стюарта Милля, Фридмен сравнивал деньги с механизмом, очень эффективным, но и очень капризным, поломка которого повергает в конвульсии все другие механизмы. Поэтому Фридмсн советовал избегать резких скачков, давая обществу возможность приспособиться к некоторому постоянному темпу роста определенного денежного агрегата, не переоценивать хорошую политику и не повторять ошибок плохой. «Ошибки возникают не по злому умыслу экономистов или политиков, а из-за пороков экономической науки». То, насколько прав был Фридмеи, показывает опыт применения монетаристской концепции в России.

Широко распространенным в нашей стране является мнение, согласно которому в основе проведенных  отечественных «шоковых реформ»  лежит теория монетаризма, а провал «шоковой терапии» в России показал  неэффективность применения монетаристской концепции.

Отметим, во-первых, что  эффективность методов «шоковой терапии» в решающей степени зависит  от того, насколько далека экономика  той или иной страны в период ее огосударствления от рыночных структур. Только в условиях существования  относительно подготовленных рыночных структур или их быстрого восстановления механизм ценообразования играет стимулирующую роль.

Первоначальный рост цен стимулирует увеличение производства товаров и услуг, быстро ликвидирует  дефицит. В результате происходят параллельное насыщение рынков и относительная стабилизация цен. При сильно разрушенных рыночных структурах рост цен не ведет к адекватной перестройке и развитию производства, а принимает характер длительной и высокой (вплоть до гиперразмеров) инфляции. В этом случае при «шоковой терапии» применяются дополнительные жесткие меры: замораживание заработной платы, сокращение объемов производства, проведение денежной реформы. Все это увеличивает социально-экономические издержки «шоковой терапии».

Следует заметить, что  основное содержание монетаристской концепции — это анализ спроса на деньги со стороны первичных собственников богатства (домохозяйств) и предприятий, а не ограничение предложения денег и замедление роста цен, спрос на деньги, как и спрос на другие активы, зависит:

а) от общей суммы богатства;

б) от издержек, с которыми связано получение дохода от денежной формы богатства в сравнении  их с альтернативными издержками;

в) от целей и предпочтений собственников богатства. В общем  виде это относится и к спросу на деньги первичных собственников богатства (домохозяйств), и к спросу со стороны предприятий. Действие данных факторов спроса на деньги отличается относительной устойчивостью в условиях рынка и не может служить причиной инфляции при демонополизации и реальной приватизации экономики.

 Как же эти факторы  действовали в России?

Осенью 1991 года Россия получила в наследство от СССР крайне несбалансированную экономику с уровнем открытой инфляции свыше 300% в год. Подавленная  инфляция привела к концу года ко всеобщей нехватке важнейших товаров; дефицит бюджета составил свыше 30% ВВП.

Огромный бюджетный  дефицит, отсутствие валютных резервов, развал административной торговли, надвигавшаяся  угроза голода в крупных городах  требовали решения в первую очередь  задачи восстановления элементарной макроэкономической сбалансированности, управляемости хозяйства.

Можно предположить, что  современные теоретические концепции  денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма  с учетом рациональных моментов каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем в краткосрочном периоде эффективно воздействие непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Структура денежно-кредитной системы

По мнению специалистов, сегодня в России сформировалась двухуровневая банковская система:

  • первый уровень - Центральный банк России,
  • второй уровень - коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.

3.1 Центральный банк России

Центральный банк- это  центральное звено денежно-кредитной системы.

Первые центральные  банки возникли более 300 лет назад. Первым эмиссионным банком считается  созданный в 1694 г. банк Англии.

Государственный банк России был учрежден в 1860 г. на базе, учрежденных  еще при Екатерине II, ассигнационных и заемных государственных банков.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР.

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом "О Центральном банке  Российской Федерации" от 27 июня 2002 года и другими федеральными законами.

Основным элементом  правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который  проявляется, прежде всего, в том, что  Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2.

Полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами.

Конституцией РФ (Статьей 75) установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2).

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал  и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности  Председателя Банка России (по представлению  Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации).

Высшим органом ЦБР  является Совет директоров, осуществляющий руководство и управление Банком России.

В состав Совета директоров входят:

  • Председатель ЦБР и его заместители;
  • Директора Главных департаментов;

Совет директоров выполняет  следующие функции:

1) во взаимодействии  с Правительством Российской  Федерации разрабатывает и обеспечивает  выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

2) утверждает годовой  отчет Банка России и представляет  его Государственной Думе;

3) рассматривает и  утверждает смету расходов Банка  России на очередной год не  позднее 31 декабря предшествующего года, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;

4) определяет структуру  Банка России;

5) устанавливает формы  и размеры оплаты труда Председателя  Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка  России и других служащих Банка России;

6) принимает решения:

  • о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;
  • об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций; о величине резервных требований; об изменении процентных ставок Банка России и др.
  • купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих; о применении прямых количественных ограничений; о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;
  • о порядке формирования резервов кредитными организациями;

7) вносит в Государственную  Думу предложения об изменении  уставного капитала Банка России;

8) утверждает порядок  работы Совета директоров;

9) назначает главного  аудитора Банка России;

10) утверждает внутреннюю структуру Банка России,

11)определяет условия  допуска иностранного капитала  в банковскую систему РФ.

Целями деятельности Банка России являются: защита и  обеспечение устойчивости рубля, в  том числе его покупательной  способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. (Получение прибыли не является целью деятельности Банка России).

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьёй 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России выполняет следующие функции:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение, а также утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчётов в Российской Федерации;
  • устанавливает правила проведения банковских операций;
  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчётов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России (Международные резервы Российской Федерации по годам);
  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдаёт кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • определяет порядок осуществления расчётов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • устанавливает правила бухгалтерского учёта (Положение Банка России N 302-П от 26 марта 2007 года "О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации") и отчётности для банковской системы Российской Федерации (Указание Банка России от 16 января 2004 года № 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчётности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации");
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • принимает участие в разработке прогноза платёжного баланса Российской Федерации и организует составление платёжного баланса Российской Федерации;
  • устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности");
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;
  • осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Информация о работе Основные направления денежно-кредитной политики в современной рыночной экономики