Основные направления экономической политики государства в текущем периоде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 19:04, контрольная работа

Описание работы

Основные направления экономической политики государства

Для обеспечения роста российской экономики в условиях ее радикальной трансформации требуется согласованное решение задач формирования технологической, институциональной и организационной структур, способных соединить все необходимые элементы в целостные воспроизводственные контуры современного технологического уклада, создать условия для модернизации и повышения эффективности экономики, развития научно-производственных и финансово-промышленных объединений – локомотивов экономического роста, конкурентоспособных в масштабах мирового рынка.

Файлы: 1 файл

Основные.docx

— 23.07 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образование Оренбургской области

Государственное автономное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Бугурусланский нефтяной колледж»

Г.Бугуруслана Оренбургской области

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа по дисциплине

«Экономика»

Тема: Основные направления экономической политики государства в текущем периоде.

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 1 курса

группы РиЭНГМ «Г»

Федотов Максим

 

 

 

 

Бугуруслан 2014

Содержание

1.

 

 

 

Основные направления экономической политики государства

 
Для обеспечения роста российской экономики в условиях ее радикальной трансформации требуется согласованное решение задач формирования технологической, институциональной и организационной структур, способных соединить все необходимые элементы в целостные воспроизводственные контуры современного технологического уклада, создать условия для модернизации и повышения эффективности экономики, развития научно-производственных и финансово-промышленных объединений – локомотивов экономического роста, конкурентоспособных в масштабах мирового рынка.  
 
В связи с этим экономическая политика государства в современных условиях не может ограничиваться простым переходом к рынку; она должна быть нацелена на активизацию существующих и формирование новых конкурентных преимуществ российских предприятий и экономики в целом, овладение главными факторами современного экономического роста:  
 
· стимулирование научно-технического прогресса,  
 
· становление ключевых производств современного и нового технологических укладов,  
 
· подъема интеллектуального и научного потенциала страны.  
 
К наиболее важным общим конкурентным преимуществам российской экономики, активизации которых должно содействовать государство, относятся: высокий уровень образования и богатые духовные традиции народа, разнообразные природные ресурсы, огромная территория и емкий внутренний рынок, квалифицированные трудовые ресурсы, высокая склонность населения к сбережениям, развитый научно-промышленный потенциал. В сочетании с реально имеющимися в России производственным опытом и накопленным потенциалом в перспективных направлениях развития доминирующего сегодня и будущего технологических укладов могут быть выделены основные приоритетные направления экономической политики государства, реализация которых обеспечит успешное долгосрочное развитие страны:  
 
· конверсия наукоемкой промышленности с учетом перспективных направлений формирования современного и новейшего технологических укладов ;  
 
· обновление парка гражданской авиации на основе организации массового выпуска отечественных самолетов новых поколений;  
 
· производство современных средств гибкой автоматизации, программного обеспечения, электронно-вычислительной техники;  
 
· развитие космических технологий;  
 
· развитие новых микроэлектронных технологий, позволяющих резко поднять конкурентоспособность и эффективность отечественного машиностроения;  
 
· опережающее развитие биотехнологий, резко поднимающих эффективность агропромышленного комплекса, медицинской промышленности и здравоохранения;  
 
· обновление оборудования электростанций, износ которых приближается к критическим пределам;  
 
· развитие ядерной энергетики, повышение безопасности атомных электростанций;  
 
· развитие разнообразных технологий промышленной переработки и использования природного газа;  
 
· развитие жилищного строительства и реконструкция инженерных сетей в городах с использованием современных технологий;  
 
· развитие информационной инфраструктуры на основе современных систем спутниковой и оптико-волоконной связи, сотовой связи в городах;  
 
· модернизация непроизводственной сферы на основе современного отечественного оборудования (диагностические приборы для медицины, вычислительная техника для системы образования и т.д.);  
 
· оздоровление окружающей среды на основе современных экологически чистых технологий.  
 
Наряду с концентрацией мер государственной поддержки и стимулирования на указанных приоритетных направлениях должны быть предприняты и общие меры по сохранению и активизации научно-технического потенциала, созданию условий для подъема инновационной активности:  
 
· резкое увеличение государственных субсидий на научные исследования, освобождение от налогов затрат на НИОКР;  
 
· концентрация средств государственной поддержки в осуществлении федеральных программ развития и распространения ключевых технологий современного и новейшего технологических укладов;  
 
· стимулирование инновационной активности посредством государственной поддержки рискованных проектов освоения перспективных нововведений, способных обеспечить российским предприятиям конкурентные преимущества на мировом рынке;  
 
· формирование механизма стимулирования передачи технологий из оборонного производства в гражданское;  
 
· создание с помощью государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов НИОКР;  
 
· сохранение информационной инфраструктуры научно-исследовательских работ, поддержание сети научно-технических библиотек, субсидирование затрат научно-исследовательских организаций на пользование информационными сетями и базами данных, импорт научной литературы;  
 
· субсидирование затрат отечественных предприятий и организаций на импорт технологий, а также на защиту интеллектуальной собственности и поддержание прав на нее в России и за рубежом;  
 
· поддержание функционирования опытных стендов, экспериментальных установок и опытных производств;  
 
· разработка и реализация программ развития территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала.  
 
5. Формирование и наращивание конкурентных преимуществ в условиях современного научно-технического прогресса требуют активной поддерживающей и стимулирующей политики государства, включающей меры государственной структурной, промышленной, налоговой, денежно-кредитной и внешнеторговой политики. В нынешней ситуации дезинтеграции экономики, разрушения кооперационных связей, деградации научно-производственного потенциала необходимы серьезные усилия по организации разрозненных и нежизнеспособных сегодня предприятий отечественной наукоемкой промышленности в целостные воспроизводственные комплексы современного и нового технологических укладов, способные к самостоятельному росту в условиях глобальной конкуренции.  
 
Государство должно, не подменяя предпринимательскую инициативу, создавать условия для роста инвестиционной активности и экономического подъема на основе широкого освоения новых перспективных технологий на началах рыночной самоорганизации и конкуренции, финансируя значительную часть расходов на общезначимые мероприятия с большим внешним эффектом, прежде всего, расходы на научные исследования, образование, здравоохранение, развитие информационной и транспортной инфраструктуры, стимулирование инновационной активности.  
 
На это следует настроить формируемые государством институты развития, экономическую и бюджетную политику, целевые программы, закупки, предоставляемые льготные кредиты, гарантии, субсидии и другие инструменты государственной поддержки. Необходимым атрибутом современного государства является система индикативного планирования и долгосрочных государственных программ модернизации экономики с конкретными приоритетами структурной перестройки экономики, нацеленными на распространение технологий современного технологического уклада и создание условий для опережающего становления следующего в сочетании с активизацией национальных конкурентных преимуществ.  
 
Большую роль в достижении поставленных задач играет законодательство, регламентирующее ответственность органов государственной власти за выполнение своих функций и обязанностей.  
 
^ ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 
 
Под экономической политикой обычно понимают совокупность сформулированных идей и положений, стратегических и тактических задач, действий, с помощью которых в государстве формируются и регулируются экономические процессы. Авторы одного из американских учебников по экономике следующим образом характеризуют содержание понятия "экономическая политика": "...Общее представление об экономическом поведении, которое формируется на основе экономических принципов, может затем быть использовано для выработки политики, то есть мер или решений, обеспечивающих исправление или устранение рассматриваемой проблемы. Этот последний процесс иногда называют "прикладной экономической наукой" или "экономической политикой". Стало быть, экономическая политика начинается с выработки теоретической концепции, выделения долговременных и ближайших задач экономического развития и завершается практическим воплощением намеченного в реальную хозяйственную деятельность. 
 
Экономическая политика промышленно развитых стран базируется на постулатах рыночной экономики, которые позволяют понять, как формируется и функционирует рыночный механизм, как достигается равновесие между производством и потреблением, с помощью каких мер государство преодолевает спад производства, безработицу, инфляцию, как эффективно вести предпринимательство, добиваться получения максимальной прибыли с минимальными затратами. 
Стратегия экономической политики ведущих стран мира нацелена на увеличение экономического потенциала, достижение лидерства в мировой экономике, усиление конкурентоспособности своих товаров на мировых рынках, создание условий для скачка к качественно новому экономическому росту на базе повышения производительности труда. 
 
В наши дни необходимо в сфере производства установить четкие приоритеты. 
 
Первый из них - сельское хозяйство и продовольственное обеспечение России. 
 
Вторым следует считать производство товаров народного потребления и услуг для населения. 
 
Третьим - устранение гипертрофии оборонных отраслей в пользу легкой и пищевой промышленности. 
 
Экономическая политика затрагивает всю систему социально-экономических проблем общества. Однако важнейшими ее направлениями, как правило, являются институциональная, структурная, инвестиционная, региональная политика, политика в области распределения и перераспределения национального дохода (бюджетная), комплекс мер по становлению и поддержанию малого бизнеса и фермерских хозяйств и т. д. 
 
Особую значимость в современных условиях для России приобретает институциональная политика, то есть система мероприятий по формированию экономики, базирующейся на многообразии форм собственности, конкуренции самостоятельных товаропроизводителей, развитой системе товарных бирж и финансовых институтов, с системой действенных стимулов личной материальной заинтересованности.


Информация о работе Основные направления экономической политики государства в текущем периоде