Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 14:33, реферат
О критической ситуации в образовании и о необходимости модернизации этой сферы написано немало. Но на сделанные там предложения власти не реагируют сколько-нибудь заметным конструктивным образом. Тем самым они показывают свою явную незаинтересованность в текстах на эту тему
1.Введение…………………………………………………………………………3
2. Модернизация образования цели и задачи…………………………………...4
3. Критическая ситуация в образовании………………………………………...5
4. Выбор направления модернизации образования……………………………..7
5. Что необходимо предпринять…………………………………………………8
3.Заключение……………………………………………………………………..10
4.Список литературы…………………………………………………………….11
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение……………………………………………………
2. Модернизация образования цели и задачи…………………………………...4
3. Критическая ситуация в образовании………………………………………...5
4. Выбор направления модернизации образования……………………………..7
5. Что необходимо предпринять…………………………………………………
3.Заключение………………………………………………
4.Список литературы……………………………
О критической ситуации в образовании
и о необходимости модернизации этой сферы
написано немало. Но на сделанные там предложения
власти не реагируют сколько-нибудь заметным
конструктивным образом. Тем самым они
показывают свою явную незаинтересованность
в текстах на эту тему. В реальности такое
поведение может означать политически
нездоровый отрыв власти от декларируемой
ими же проблемы реальной модернизации
страны. Это может быть только в случае,
когда реальное право на модернизацию
считается принадлежащим только им, и
никому другому.
Такого рода ошибочные
установки авторитарного толка оказались
небезвредными. По общему мнению, деградация
качества образования, безбрежная коммерциализация
этой сферы и связанное с этим ограничение
доступности образования стали общеизвестным
фактом. Введение ЕГЭ, нацеленного, казалось
бы, на расширение доступности качественного
образования, оказалось губительным для
образования, особенно для его качества.
Общая реальная практика
управления образованием оказалась деструктивной
и регрессивной, все административные
новации сверху, кроме некоторых предвыборных
Национальных проектов Д.А Медведева стали,
в конечном итоге, разрушительными. Не
перестаёт удивлять безапелляционный,
демонстративный антидемократизм попыток
модернизаций образования сверху.
В итоге некачественных
бюрократических новаций, концепций и
реформаций средняя общеобразовательная
школа уже давно не выполняет своих обязанностей
учить детей основам наук, необходимым
для жизни компетенциям усложняющемся
мире. Вместо этого власть погрузила всю
систему общего среднего образования
в подготовку к некачественному ЕГЭ.
Модернизация образования
цели и задачи
Модернизация - это приведение
сферы образования к современным требованиям
личности, граждан, общества и государства.
Модернизация достигается посредством создания современной
электронной учебной среды, умелого сочетания
прежних и новых технологичных форм, активизации
самостоятельного изучения интересующих
учебных дисциплин в доступном для личности
объёме. Модернизированное образование
становится личностно-центрированным,
открытым для научной организации текущего
и итогового контроля, с существенным
увеличением времени на выполнение самостоятельной
работы.
Цель модернизации образования
- повышение уровня образованности населения
страны, повышение эффективности и качества
образовательной деятельности профессорско-
Критическая ситуация в образовании
Эдуард Днепров выделил
три источника и три составные
части нынешнего школьного
Главной причиной ускоряющихся
процессов деградации сферы образовании
он считает отсутствие позитивной образовательной
политики. Государство, по сути, потеряло
интерес к образованию и отстранилось
от этой сферы, отдав её на откуп образовательному
ведомству. В результате фактически произошла
ведомственная приватизация образовательной
политики, господство в образовании ведомственных
интересов над государственными и общенациональными.
На принципиальной
смене образовательной политики настаивает
А. Лубков. Он пишет о необходимости достижения
синтеза национальных и культурных традиций
российского образования с инновационным
вектором развития страны. И полагает,
что только с опорой на эти основания и
возможно какое-либо успешное продвижение
вперед. И здесь необходима целая программа
выхода из кризиса образовательной системы
и её последующего переформатирования
на общенациональное развитие.
Прежде всего, с его точки зрения, это означает
следующее:
1) отказ от потребительского подхода к
образованию исключительно как коммерческой
услуге;
2) восстановление широкого культурно-исторического
взгляда на образование как на особый
социальный институт, передачи и приумножения
национальных ценностей и традиций в процессе
воспитания, обучения и развития личности
человека;
3) отказ от идеологии прагматизма в определении
содержания образования;
4) формирование новой образовательной
картины мира на основе фундаментального
научного знания и исторического опыта
развития России и духовно-нравственного
бытия человека в контексте проблем современной
цивилизации;
5) отказ от утилитарной и примитивной
идеи "личной успешности", навязываемой
образованию и педагогике сегодня в качестве
одной из целей, как чуждой национальной
культуре и традициям;
6) пересмотр сугубо технологического
и технократического крена в процессе
обучения на всех уровнях образования,
когда есть приемы, но нет мировоззрения;
7) восстановление социального и профессионального
престижа и статуса педагога;
8) сохранение и развитие отечественной
системы педагогического образования.
При попытке реальной
модернизации образования возникает несколько
проблем. Назовём здесь только три из них.
Первая - сохранить
то положительное, что имеется в существующей
системе. В российском образовании самыми
сильными сторонами было общественное
участие и помощь образованных граждан
учителю и школе, доброе отношение к детям,
личностный и дифференцированный подход
к учебной деятельности, поощрение творческой
фантазии ребёнка, равноправие всех основных
сторон образовательного процесса - детей,
родителей, педагогов, общественности
и государства. Существенную роль в дореволюционной
России играли земские школы.
С начала Путинской вертикализации политической
власти равноправие сторон было целенаправленно
стёрто, а потому оно фактически исчезло,
заменившись на бюрократический диктат.
А без равноправия хорошего образования
не бывает. Нигде и никогда. Это пора понимать.
Вторая проблема - восстановление
утраченного. Здесь главными и, одновременно,
больными вопросами являются вопросы
зарплаты и повышения социально-экономического
статуса научно-педагогических работников,
сохранение и передача методического
опыта. Опытные методисты - профессионалы
уезжают или постепенно уходят, они здесь
сейчас не востребованы. Отмеченные вопросы
не решались сколько-нибудь удовлетворительно
даже при обильном потоке нефтедолларов.
Третья проблема - основная:
привести систему образования в соответствие
с запросами общества. Это и есть главная
составляющая модернизации. В развитом
обществе запросы выше, в слаборазвитом
обществе - ниже.
Российская система образования
сейчас зажата в тисках бюрократии. Тем
самым она обрекается на перманентное
отставание. Например, только менее 10%
преподавателей российской высшей школы
сейчас применяют электронное обучения
при мировой норме 100%. В общеобразовательной
школе - и того меньше.
Выбор направления
модернизации образования
Среди управленцев сферы образования
сейчас нет единства в вопросах выбора
основных направлений модернизации.
Только для стимулирования электронного
обучения (e-learning) правительством США выделяется
6 млрд. долларов и 1.5 млрд. долларов тратится
на стипендии студентам, занимающиеся
в режиме электронного обучения. Великобритания
для развития электронного обучения готова
выделять до 3% ВВП. В Великобритании в
2005 г. каждому учителю предоставлен государством
ноутбук для использования на работе и
дома (стоимость проекта около 1 млрд. долларов,
15).
В России делаются попытки
улучшить образование главным образом
за счёт т.н. совершенствования управленческих
"механизмов" и коммерциализации
образования. Примерами последних являются
единый государственный экзамен (ЕГЭ),
т.н. "подушевое" финансирование образовательных
учреждений и т.п. В итоге все эти некачественные
и уязвимые с социальной точки зрения
"механизмы" существенно ухудшили
качество образования, удвоили, как минимум,
коррупцию. В этой связи данное направление
модернизации можно признать как неэффективное,
бюрократически задуманное и столь же
бюрократически исполняемое.
Главным условием успешной
модернизации образования в России надо
признать необходимость, в первую очередь,
модернизации политической системы страны.
Её отсталость, недемократичность, авторитарный
уклон порождают безответственный подбор
кадров руководителей этой сферы и некачественность
работы всех звеньев образовательной
системы. На должности ректоров-учёных
сейчас стали нередко назначать бывших
чиновников или т.н. менеджеров. Польза
от тех и других сомнительная.
Ещё одно важное условие
успешной модернизации образований - выбор
главного предмета модернизации. Например,
на Украине основная ставка делается на
техническое оснащение сферы образования.
Каждому школьнику государство предоставляет
нетбук. Направление верное, но недостаточное,
поскольку эффективное использование
электронной техники предполагает предварительную
разработку учебных электронных текстов,
систем заданий возрастающей трудности,
разъясняющих материалов, учебных программ
для самостоятельной работы - в общем,
того, что сейчас называется электронными
или цифровыми образовательными ресурсами
или контингетом. Без этого нетбуки легко
превращаются в электронную игрушку. В
итоге, без предварительной разработки
цифровых образовательных ресурсов, техническая
модернизация образование не улучшит,
а ухудшит.
Что необходимо предпринять
Для России важным направлением,
после политической модернизации, предлагается
избрать образовательно-технологическую
модернизацию сферы образования. Это означает,
что на данном этапе предстоит концентрация
усилий на разработке новых образовательных
технологий, включающих систему педагогически
обоснованных, кратко написанных учебных
текстов и систему технологичных заданий
к ним, позволяющих каждому учащемуся
добиваться больших результатов в усвоении
учебных материалов за меньшее время.
Число решаемых каждым учащимся технологичных
заданий легко учитывается программно
и автоматически регистрируется в текущем
рейтинге учащегося. Для организации данной
работы можно использовать уже имеющиеся
в открытом доступе Интернет-средства
автоматизации обучения и самоконтроля.
Одним из важных следствий данного,
нового по сути управленческого подхода
к организации учебного процесса становится
полная прозрачность учебных достижений
каждого учащегося - для них самих, для
родителей и органов управления образованием.
Это путь к реализации новой для нас философии
обучения по результатам. Естественным
образом тогда отпадает необходимость
проведения дорогостоящих форм государственного
контроля, включая некачественный ЕГЭ.
Успешная модернизация образовательной
деятельности невозможна без Национальной
системы т.н. цифровых образовательных
ресурсов, ассоциированной с уже имеющимися
мировыми электронными образовательными
ресурсами, на английском и русском языках.
Такую систему предстоит создать.
Это позволит облегчить доступ
учащихся, студентов и педагогов к лекциям
известных педагогов и учёных, быстро
тиражировать передовой педагогический
опыт, довести до каждого учащегося видеоматериалы
учебных экспериментов, системы развивающих
и проверяющих заданий в тестовой, технологичной
форме, а также заданий и текстов для адаптивных
технологий обучения и контроля уровня
подготовленности.
Создание Национального фонда
цифровых образовательных ресурсов позволит
наладить централизованную систему самостоятельной
работы всех школьников и студентов страны,
вести полный учёт изученного материала
и числа решённых каждым заданий. Кроме
того, средства дистанционного образования
и уже упоминавшейся методической системы
полного усвоения знаний помогут сохранить
малокомплектные школы, сильно уменьшив
педагогический штат и финансовые затраты
на их содержание.
Для организации дистанционного
образования в малокомплектных школах
предлагается ввести в педвузах новую
специальность - учитель дистанционного
обучения (в т.ч., в малокомплектной сельской
школе). Студентов туда преимущественно
зачислять из числа жителей отдалённых
сёл, по контрактам.
При разработке цифровых образовательных
ресурсов главное - это короткие и понятные
учащимся тексты, снабжённые заданиями
в тестовой форме, разного уровня трудности,
своеобразные тренажёры по каждому учебному
предмету. Этому педагогов надо специально
учить. Учащиеся могут во второй половине
дня самостоятельно изучать такие учебные
тексты и решать задания, где надо, с применением
компьютера. Что позволяет индивидуализировать
учебный процесс, сделать его адаптивным,
а значит, интересным и эффективным.
Возрастает роль научной организации
самостоятельной работы учащихся и студентов.
Как писал классик педагогики А. Дистервег,
"развитие и образование не может быть
привнесено извне; этого можно достичь
только собственным трудом, собственным
напряжением". В этом направлении в
России предстоит наладить разработку
систем научно обоснованных, технологически
доступных, кратких и понятных учебных
текстов и гипертекстовых приложений
к ним, а также систем технологичных заданий
в тестовой форме, возрастающей трудности
- для каждого направления и уровня образовательной
деятельности.
При массовом использовании
технологичных заданий в тестовой форме
открываются и новые возможности повышения
эффективности управления образованием,
поскольку здесь используется принцип
обучения и учёта реальных результатов
каждого учащегося. За
Естественно, есть такие
виды знаний, умений, навыков и компетенций,
которые лучше формируются традиционными
формами и методами. А потому их надо применять,
в той мере, в какой это педагогически
целесообразно. Хороший эффект даёт умелая
комбинация компьютерных и традиционных
форм и методов, что доступно лишь педагогу-мастеру.
Здесь мы опять сталкиваемся с необходимостью
изменения содержания системы повышения
педагогической квалификации, в сторону
новых образовательных технологий обучения
и контроля.
1.. Современные тенденции и
проблемы модернизации российского образования.
Посёлок Персиановский. 2010. С.4-6. Донской
гос. аграрный университет. 219с.
2. http://viperson.ru/wind.php?
3. Креативная педагогика. Методология,
теория практика/ Под ред. д.т.н. проф. В.В.Попова,
Ю.Г.Круглова. с.12. 2 изд - М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2011.-319с. : илл.
4. Смолин О.Н. Выступление на пленарном
заседании Государственной Думы ФС РФ.
Москва, Государственная Дума, 21 октября
2011 г. http://viperson.ru/wind.php?
5. Днепров Э.Д. Три источника и три составные
части нынешнего школьного кризиса. М.
Объединение ЯБЛОКО, Ун-ет РАО, 1999. -64с.
6. Днепров Э.Д. Новейшая политическая история
Российского образования: опыт и уроки.
с.3. - М.: Мариос, 2011. - 472 с.
7. Алексей Лубков. Образование и идентичность:
развитие и структура реформы. http://www.apn.ru/
8. Плаксий С.И. Парадоксы реформирования
высшего образования в России. М.: Национальный
институт бизнеса. 2005. - С.80-87.
9. Кузьменко Н. Е., Лунин В. В., Рыжова, О.
Н. О модернизации образования в России. http://www.portalus.ru/
10. Сухомлин В.А. www.vif2.ru/docs/document.ppt
Информация о работе Основные направления модернизации российского образования