Основные направления региональной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в исследовании вопросов региональной политики в Российской Федерации. Эта цель достигается путем решения ряда задач, к которым относятся:
- исследование понятий региональной политики;
- рассмотрение направлений региональной политики,
- исследование целей региональной политики;
- характеристика методов проведения региональной политики

Содержание работы

Введение 3
1.Основные направления региональной политики государства 4
2.Цели региональной экономики 6
3.Значение и содержание региональной политики 7
4.Методы проведения региональной политики 10
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

Региональная политика.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Региональная политика — важная составная часть экономической политики государства. Региональная политика охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование размещения производительных сил.

Цель работы состоит  в исследовании вопросов региональной политики в Российской Федерации. Эта  цель достигается путем решения  ряда задач, к которым относятся:

- исследование понятий  региональной политики;

- рассмотрение направлений  региональной политики,

- исследование целей  региональной политики;

- характеристика методов  проведения региональной политики;

Объектом исследования является региональная политика Российской Федерации.

Объект исследования – процесс осуществления региональной политики.

Теоретическая база исследования в данной работе представлена литературой  по вопросам исследования.

Работа состоит из введения, четырех пунктов, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

1.Основные направления региональной политики государства

 

 

Региональная политика государства — это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой.

Основные направления  региональной политики:

    • определение соотношения движущих сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия (государственный и частный секторы экономики, внутренние и внешние факторы развития региона и средства);
    • определение соотношения общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой;
    • подъем экономики отсталых районов и освоение новых районов и ресурсов;
    • решение национально-экономических вопросов;
    • решение проблем урбанизации.

К направлениям региональной политики следует отнести также  региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия  государственной власти. Отношение  государства к каждому из этих направлений и конкретные мероприятия, осуществляемые по ним, составляют содержание региональной политики государства, которое во всех развитых странах, проводящих активную региональную политику практически одинаково.[5,с. 86]

Региональная политика играет значительную роль в наиболее развитых странах, хотя в менее развитых странах региональные проблемы часто оказываются более острыми. Это обусловлено тем, что проведение региональной политики требует значительных средств.

В развивающихся странах направления региональной политики следующие:

интеграция всех районов  страны в единый национальный рынок;

смягчение региональных диспропорций и подъем экономики  особо отсталых аграрных районов;

смягчение противоречий между городом и деревней, регулирование процесса урбанизации;

возможно более полное освоение природных и людски) ресурсов;

рациональное размещение новых промышленных проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Цели региональной экономики

 

Главная цель региональной политики — создание условий для  вхождения в рынок всех заинтересованных регионов, предприятий и граждан, для раскрытия и развития их целевых способностей и предприимчивости с учетом территориальной специфики. [9,с. 154]

Цель региональной политики:

социальные цели —  формирование в регионах слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики, развитию региональных рынков; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет не только государственных средств, но и средств, поступающих от приватизации, отечественных и иностранных инвесторов;

экономические цели —  территориально ориентированная приватизация, проводимая темпами, учитывающими специфические  особенности каждого региона  России, в целях обеспечения устойчивого  состояния региональных хозяйственных комплексов в условиях финансовой нестабильности; создание конкурентной рыночной среды во всех регионах России; содействие демонополизации хозяйства; повышение комплексности использования природных ресурсов на базе развития системы малых и средних предприятий; содействие расширению экспортного потенциала, приграничной торговле, развитию свободных экономических зон; привлечение иностранного капитала на выгодных для России и ее регионов условиях;

экологические цели —  содействие восстановлению эколого-эконо- мического равновесия в легко ранимых регионах на основе распространения экологически чистых (безотходных) технологий; привлечение частного и иностранного капитала к участию в реализации природоохранных мероприятий.

3.Значение и содержание региональной политики

 

В России вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий  унифицированный подход к регионам здесь невозможен. В период перехода к рыночным отношениям роль региональной политики еще более возрастает.

Региональная политика призвана ослабить шутренние социальные напряжения, сохранить целостность  и единство страны. Изменившаяся ситуация в стране вызывает необходимость  изменения содержания региональной политики.

Объективные различия стартовых  условий, дифференцированное отношение  федеральных властей к разным регионам и различия в политике региональных властей определяют неравномерность  осуществления реформ и их региональное разнообразие. [7,с. 90]

В России наблюдаются признаки дезинтеграции: усиление замкнутости регионов и уменьшение интенсивности межрегиональных связей. Предельная дезинтеграция — это выпадение региона из экономической системы (и государства), его обособление или вхождение в другую систему (государство). Дезинтеграционные тенденции не устранены до настоящего времени (Приморье, Чеченская Республика, Республика Татарстан и др.). Однако политическая опасность распада России ослабевает, начинает активно действовать такой объединяющий фактор, как заинтересованность товаропроизводителей в преодолении ограничений спроса и расширении рынка сбыта продукции. Эти интеграционные моменты требуют государственной поддержки.

Огромные различия российских регионов по всем предпосылкам развития и федеративное устройство страны обрекают на неудачу унифицированное проведение реформ. Для реформирования России необходимо разумное сочетание двух течений — регионализации и интеграции.

Суть регионализации — учет специфики  регионов в общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой политике; перенос ряда направлений реформ на региональный уровень (например, реформа в коммунальном секторе); разработка специальных программ реформ для регионов с особыми условиями развития.

Тенденции регионализации и интеграции, разумеется, противоречивы. Не исключена трансформация регионализации в региональный сепаратизм, но и чрезмерная централизация управления нежелательна. Подавление экономической заинтересованности на местах создает базу для регионального сепаратизма, поскольку в регионах усиливается убежденность, что, действуя в одиночку или в составе региональных коалиций, можно добиться большего, чем в централизованном государстве.

Декларированный принцип стирания различий между городом и деревней не был реализован, что вызывало массовую миграцию сельского населения в города. Ограничение чрезмерного роста крупных городов осуществлялось административно-запретительными методами — путем ограничения прописки. В то же время в городах развивались производства, не обеспеченные рабочей силой, что заставляло привлекать рабочих «по лимиту». Одновременно проводилась ликвидация мелких сельских поселений — «неперспективных деревень». [3,с. 92]

Стратегическими задачами регионального  развития в настоящее время являются:

реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экономической обстановки;

преодоление депрессивного состояния  агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока; возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земельных угодий;

стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно  сырьевой специализацией; создание условий  для возрождения малочисленных  народов (прежде всего в районах  Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, горных районах);

продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах преимущественно за счет нецентрализованных инвестиций и приоритетного развития производств с комплексным использованием добываемого сырья, соблюдения строгих экологических стандартов;

стимулирование развития экспортных и импортозамещающих  производств в районах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений науки, ускорения экономического и социального прогресса;

переспециализация новых приграничных регионов;

развитие межрегиональных  и региональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики), обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные  сдвиги и эффективность региональной экономики;

преодоление чрезмерного  отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей.

 

 

 

 

 

4.Методы проведения региональной политики

 

Различают прямые и косвенные  методы проведения региональной политики.

При прямых методах проведения региональной политики государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и пр.).

При косвенных методах  проведения региональной политики государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический «климат» в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и управления миграционными потоками. [7,с. 105]

Методы прямого участия государства в регулировании регионального развития тесно связаны с административными — это осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.

Методы косвенного регулирования  регионального развития включают:

создание специальных  фондов регионального развития (федеральных, областных и др.), которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем: проведения политики субвенции для предприятий, находящихся в сложных социально-экономических и экологических условиях;

привлечения частных  инвесторов для решения задач региональной политики;

компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйствующие  субъекты при размещении своих предприятий  в районах со сложными условиями;

предоставления налоговой  скидки «на истощение недр», т.е. в связи с истощением запасов природных ресурсов, что особенно актуально для районов с экстремальными условиями;

установления льготных ставок арендной платы при изъятии  площадей под строительство предприятий, имеющих важное значение для совершенствования  отраслевой и территориальной структуры экономики; введения регионально-дифференцированной амортизации, позволяющей предприятиям, расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную амортизацию собственного производства;

применения повышенных цен на экологически чистую продукцию; введения санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду, особенно в наиболее неблагополучных регионах.

Изменение содержания региональной политики ставит перед региональной экономикой новые теоретические  задачи. В частности, необходимо выработать четкие критерии отнесения регионов к числу проблемных, или территорий приоритетного развития.

Быстрый переход от командно-распределительной  к рыночной экономике привел к  временным социально-экономическим  потрясениям из-за разной способности регионов быстро адаптироваться к рыночным условиям.

Особенно уязвимыми  оказались три группы регионов:

с высокой концентрацией  производств, ставших нерентабельными  при рыночных ценах или резко  потерявших спрос на свою продукцию;

удаленные от основных экономических центров — из-за опережающего роста транспортных тарифов, которые в ряде случаев выросли в 5-10 тыс. раз;

Информация о работе Основные направления региональной политики государства