Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 17:15, курсовая работа
Цель работы состоит в исследовании вопросов региональной политики в Российской Федерации. Эта цель достигается путем решения ряда задач, к которым относятся:
- исследование понятий региональной политики;
- рассмотрение направлений региональной политики,
- исследование целей региональной политики;
- характеристика методов проведения региональной политики
Введение 3
1.Основные направления региональной политики государства 4
2.Цели региональной экономики 6
3.Значение и содержание региональной политики 7
4.Методы проведения региональной политики 10
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Содержание
Введение
Региональная политика — важная составная часть экономической политики государства. Региональная политика охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование размещения производительных сил.
Цель работы состоит в исследовании вопросов региональной политики в Российской Федерации. Эта цель достигается путем решения ряда задач, к которым относятся:
- исследование понятий региональной политики;
- рассмотрение направлений региональной политики,
- исследование целей региональной политики;
- характеристика методов
проведения региональной
Объектом исследования является региональная политика Российской Федерации.
Объект исследования – процесс осуществления региональной политики.
Теоретическая база исследования в данной работе представлена литературой по вопросам исследования.
Работа состоит из введения, четырех пунктов, заключения, списка использованной литературы.
1.Основные направления региональной политики государства
Региональная политика
государства — это сфера
Основные направления региональной политики:
К направлениям региональной политики следует отнести также региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти. Отношение государства к каждому из этих направлений и конкретные мероприятия, осуществляемые по ним, составляют содержание региональной политики государства, которое во всех развитых странах, проводящих активную региональную политику практически одинаково.[5,с. 86]
Региональная политика играет значительную роль в наиболее развитых странах, хотя в менее развитых странах региональные проблемы часто оказываются более острыми. Это обусловлено тем, что проведение региональной политики требует значительных средств.
В развивающихся странах направления региональной политики следующие:
интеграция всех районов страны в единый национальный рынок;
смягчение региональных диспропорций и подъем экономики особо отсталых аграрных районов;
смягчение противоречий между городом и деревней, регулирование процесса урбанизации;
возможно более полное освоение природных и людски) ресурсов;
рациональное размещение новых промышленных проектов.
2.Цели региональной экономики
Главная цель региональной политики — создание условий для вхождения в рынок всех заинтересованных регионов, предприятий и граждан, для раскрытия и развития их целевых способностей и предприимчивости с учетом территориальной специфики. [9,с. 154]
Цель региональной политики:
социальные цели — формирование в регионах слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики, развитию региональных рынков; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет не только государственных средств, но и средств, поступающих от приватизации, отечественных и иностранных инвесторов;
экономические цели —
территориально ориентированная приватизация,
проводимая темпами, учитывающими специфические
особенности каждого региона
России, в целях обеспечения
экологические цели — содействие восстановлению эколого-эконо- мического равновесия в легко ранимых регионах на основе распространения экологически чистых (безотходных) технологий; привлечение частного и иностранного капитала к участию в реализации природоохранных мероприятий.
3.Значение и содержание региональной политики
В России вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий унифицированный подход к регионам здесь невозможен. В период перехода к рыночным отношениям роль региональной политики еще более возрастает.
Региональная политика призвана ослабить шутренние социальные напряжения, сохранить целостность и единство страны. Изменившаяся ситуация в стране вызывает необходимость изменения содержания региональной политики.
Объективные различия стартовых условий, дифференцированное отношение федеральных властей к разным регионам и различия в политике региональных властей определяют неравномерность осуществления реформ и их региональное разнообразие. [7,с. 90]
В России наблюдаются признаки дезинтеграции: усиление замкнутости регионов и уменьшение интенсивности межрегиональных связей. Предельная дезинтеграция — это выпадение региона из экономической системы (и государства), его обособление или вхождение в другую систему (государство). Дезинтеграционные тенденции не устранены до настоящего времени (Приморье, Чеченская Республика, Республика Татарстан и др.). Однако политическая опасность распада России ослабевает, начинает активно действовать такой объединяющий фактор, как заинтересованность товаропроизводителей в преодолении ограничений спроса и расширении рынка сбыта продукции. Эти интеграционные моменты требуют государственной поддержки.
Огромные различия российских регионов по всем предпосылкам развития и федеративное устройство страны обрекают на неудачу унифицированное проведение реформ. Для реформирования России необходимо разумное сочетание двух течений — регионализации и интеграции.
Суть регионализации — учет специфики регионов в общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой политике; перенос ряда направлений реформ на региональный уровень (например, реформа в коммунальном секторе); разработка специальных программ реформ для регионов с особыми условиями развития.
Тенденции регионализации и интеграции, разумеется, противоречивы. Не исключена трансформация регионализации в региональный сепаратизм, но и чрезмерная централизация управления нежелательна. Подавление экономической заинтересованности на местах создает базу для регионального сепаратизма, поскольку в регионах усиливается убежденность, что, действуя в одиночку или в составе региональных коалиций, можно добиться большего, чем в централизованном государстве.
Декларированный принцип стирания
различий между городом и деревней
не был реализован, что вызывало
массовую миграцию сельского населения
в города. Ограничение чрезмерного роста
крупных городов осуществлялось административно-
Стратегическими задачами регионального развития в настоящее время являются:
реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экономической обстановки;
преодоление депрессивного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока; возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земельных угодий;
стабилизация социально-
продолжение формирования
территориально-
стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств в районах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений науки, ускорения экономического и социального прогресса;
переспециализация новых приграничных регионов;
развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики), обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики;
преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей.
4.Методы проведения региональной политики
Различают прямые и косвенные методы проведения региональной политики.
При прямых методах проведения региональной политики государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и пр.).
При косвенных методах проведения региональной политики государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический «климат» в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и управления миграционными потоками. [7,с. 105]
Методы прямого участия государ
Методы косвенного регулирования регионального развития включают:
создание специальных фондов регионального развития (федеральных, областных и др.), которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем: проведения политики субвенции для предприятий, находящихся в сложных социально-экономических и экологических условиях;
привлечения частных инвесторов для решения задач региональной политики;
компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйствующие субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями;
предоставления налоговой скидки «на истощение недр», т.е. в связи с истощением запасов природных ресурсов, что особенно актуально для районов с экстремальными условиями;
установления льготных ставок арендной платы при изъятии площадей под строительство предприятий, имеющих важное значение для совершенствования отраслевой и территориальной структуры экономики; введения регионально-дифференцированной амортизации, позволяющей предприятиям, расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную амортизацию собственного производства;
применения повышенных цен на экологически чистую продукцию; введения санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду, особенно в наиболее неблагополучных регионах.
Изменение содержания региональной политики ставит перед региональной экономикой новые теоретические задачи. В частности, необходимо выработать четкие критерии отнесения регионов к числу проблемных, или территорий приоритетного развития.
Быстрый переход от командно-распределительной
к рыночной экономике привел к
временным социально-
Особенно уязвимыми оказались три группы регионов:
с высокой концентрацией производств, ставших нерентабельными при рыночных ценах или резко потерявших спрос на свою продукцию;
удаленные от основных экономических центров — из-за опережающего роста транспортных тарифов, которые в ряде случаев выросли в 5-10 тыс. раз;
Информация о работе Основные направления региональной политики государства