Основные отрасли экономики Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 19:22, реферат

Описание работы

Отрасль экономики — совокупность предприятий, производящих (добывающих) однородную или специфическую продукцию по однотипным технологиям.
В отрасли материального производства входят:
промышленность;
сельское;
лесное хозяйство;
строительство;
транспорт (перевозки);

Файлы: 1 файл

отрасли экономики.docx

— 16.16 Кб (Скачать файл)

Отрасль экономики — совокупность предприятий, производящих (добывающих) однородную или специфическую продукцию  по однотипным технологиям.

В отрасли  материального производства входят:

промышленность;

сельское;

лесное  хозяйство;

строительство;

транспорт (перевозки);

связь;

торговля;

общественное  питание;

материально-техническое  обеспечение (логистика).

 

К отраслям социально-культурной ориентации, сферы  услуг относят:

культуру;

образование;

здравоохранение;

социальное  обеспечение;

науку;

управление;

жилищно-коммунальное хозяйство;

бытовое обслуживание населения.

 

Основные отрасли  экономики Казахстана

Цветная металлургия

Удельный  вес цветной металлургии в  общем объеме промышленного производства превышает 12%. Из извлекаемых руд  производятся медь, свинец, цинк, титан, магний, редкие и редкоземельные металлы, прокат на основе меди, свинца и т.д. По уровню производства Казахстан входит в число крупных в мире производителей и экспортеров рафинированной меди. Доля республики в мировом производстве меди составляет 2,3%. При этом, практически  вся производимая в стране медь экспортируется за рубеж. Основными импортерами  казахстанской меди являются Италия, Германия и другие страны. Казахстан  является третьим среди новых  независимых государств, производителем золота, добыча и производство которого увеличивается с каждым годом. В  стране зарегистрировано свыше 170 золотоносных месторождений.

Черная  металлургия

По  запасам железной руды Казахстан  занимает восьмое место в мире. Его доля в мировых запасах  составляет 6%. Кроме значительных запасов, другим преимуществом казахстанской  железной руды является ее довольно высокое  качество. Из 8,7 млрд. тонн железной руды 73,3% запасов являются легко добываемыми. Более 70% добываемой в стране железной руды уходит на экспорт. Доля руд черных металлов, включая хромовые и марганцевые  руды, в общем экспорте страны в 1999 году составила около 4%. Черная металлургия  Казахстана производит более 12,5 % республиканского объема промышленной продукции. Флагманом  индустрии республики является Карагандинский металлургический комбинат "Испат-Кармет". Предприятие имеет полный металлургический цикл и специализируется на выпуске различных видов проката черных металлов - листового, сортового, белой жести, труб и т.д. Металл этого комбината экспортируется в станы СНГ и дальнего зарубежья. В Казахстане имеются большие запасы хромитовых руд, на базе которых работают ферросплавные заводы республики

Химическая  и нефтехимическая промышленность

В ассортименте предприятий химической и нефтехимической промышленности республики - пластмассы, химические волокна  и нити, шины для автомобилей и  сельхозмашин, широкий ассортимент  резинотехнических изделий, хромовые соединения, карбид кальция, каустическая сода и др. продукция. В республике действуют три нефтеперерабатывающих  завода, производящие автобензин, дизельное, котельное топливо, авиационный  керосин, нефтебитумы и другие нефтепродукты. Действует крупный комплекс по переработке фосфоритной руды с получением желтого фосфора (более 90 % от общего производства бывшего СССР), минеральных удобрений, синтетических моющих средств Перспектива развития этой отрасли связана с комплексной переработкой нефти Западного Казахстана и организацией новых видов продукции на основе фосфоритных месторождений.

Машиностроение

Продукция машиностроительного комплекса  в общем объеме промышленного  производства республики составляет около 8%. Машиностроительные предприятия  Республики выпускают: кузнечно-прессовое оборудование (г.Шымкент), металлорежущие станки (г.Алматы), аккумуляторы (г.Талды-Корган), центробежные насосы (г.Астана), рентгеновское оборудование (г.Актобе) и т.д. В настоящее время в развитие машиностроения привлекаются иностранные инвестиции для организации в республике новых производств, в том числе медицинского оборудования, сельскохозяйственной техники, дизельных двигателей, оборудования для пищевой промышленности, электродвигателей и других изделий производственно-технического назначения.

Промышленность  строительных материалов

Продукция промышленности строительных материалов в общем объеме промышленного  производства Республики занимает более 4 %. На предприятиях отрасли производится цемент, шифер, асбестоцементные трубы, мягкие кровельные материалы, линолеум, санитарно-строительный фаянс, облицовочные керамические плитки для полов и  отделки зданий, панели и другие конструкции для крупнопанельного домостроения, каолин для бумажной промышленности, радиаторы, конвекторы и ряд других видов строительных материалов и конструкций. Республика располагает достаточными запасами разнообразного сырья для выпуска строительных материалов. Кроме того, в их производстве широкое применение находят отходы промышленности: шлаки металлургических и химических производств, зола теплоэлектростанций и другие вторичные ресурсы.

Транспорт

Географическое  расположение Казахстана в центре Евроазиатского континента предопределяет его значительный транспортный потенциал в области  транзитных перевозок. Протяженность  наземных транспортных магистралей  республики составляет 106 тыс. км. Из них 13,5 тыс. км - магистральные железные дороги, 87,4 тыс. км - автомобильные магистрали общего пользования с твердым  покрытием, 4 тыс. км. - речные пути. Строительство пограничного железнодорожного перехода Дружба - Алашанькоу между Казахстаном и Китаем и открытие железнодорожного перехода Серахс - Мешхед между Туркменистаном и Ираном открыли новые транзитные коридоры по маршруту Великого шелкового пути: от тихоокеанских портов Китая - Ляньюньган, Циньдао, Тяньцзин - в Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Иран, Турцию, к портам Средиземноморья и Персидского залива. Сегодня по всему этому пути полным ходом идут грузы. Имеющаяся сеть автодорог дает выход на Россию и бывшие союзные республики, а также в Китай, Турцию и Иран, что обеспечивает выход к портам Черного и Средиземного морей и Индийского океана. Морское судоходство осуществляется на Каспийском море (порт Актау) с выходом через речные пути России на Черное и Балтийское море. Национальной авиакомпанией "Эйр Казахстан" освоено более 40 маршрутов по Казахстану, странам СНГ и дальнего зарубежья. В республике также работают ведущие иностранные компании, такие как: British Airways, Lufthansa, KLM, Transaero, PIA, Turkish Airlines, Iran Air и др.

Сельское  хозяйство

Сельское  хозяйство является важным сектором экономики страны. На севере Казахстана климатические условия благоприятствуют выращиванию яровой пшеницы, овса, ячменя и других зерновых культур, а также позволяют развивать овощеводство, бахчеводство и возделывать ряд технических культур - подсолнечника, льна-кудряша, табака и др. На юге республики, в предгорной полосе и в долинах рек, где много тепла, при искусственном орошении дают высокие урожаи хлопчатник, сахарная свекла, желтые табаки, рис, плодоносят сады и виноградники. По производству зерна Казахстан занимает третье место в СНГ после России и Украины. Природные условия Казахстана, их многообразие обуславливают значительные потенциальные возможности для развития животноводства. В республике традиционно занимаются овцеводством, коневодством, верблюдоводством, разведением крупного рогатого скота. Пустынные и полупустынные территории в центральной и юго-западной частях Казахстана широко используются как сезонные пастбища для скота. В качестве летних пастбищ используются горные луга на востоке и юго-востоке республики.


Информация о работе Основные отрасли экономики Казахстана