Основные показатели регионального развития по республике Северная Осетия-Алания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 12:18, реферат

Описание работы

Социальное развитие, хотя и обладает относительной самостоятельностью, в значительной мере определяется ресурсными возможностями, которые, в свою очередь, зависят от степени экономического развития. Поэтому, только развивая экономическую активность, можно осуществить те или иные прорывы в жизни местного сообщества и поднять уровень благосостояния населения, который, в конечном счете, всегда определяет успех той или иной социально-экономической политики. Все возможные методы воздействия региональной администрации на ход экономического развития можно сформулировать так:
• создание в регионе благоприятных общих условий для развития деловой активности;
• регулирование деловой активности;
• прямая кооперация администрации региона и бизнеса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……………
Глава 1. Цели и задачи муниципального менеджмента и регионального развития……………………………………………………………………….…
1.1 Принципы муниципального менеджмента………………………………..
1.2 Особенности муниципального менеджмента………………………………
1.3 Цели социально-экономического развития региона……………………….
Глава 2. Основные показатели регионального развития по республике Северная Осетия-Алания…………………………………………………..…….
2.1 Управление природно-территориальным комплексом РСО-Алании…...
2.2 Управление промышленно-производственным потенциалом РСО- Алании……………………………………………………………………………..
2.3 Направления совершенствования регионального развития и источники инвестиций в РСО-Алании……………………………………………………...
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Муниципальный менеджмент и региональное развитие.docx

— 61.98 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………

3

Глава 1. Цели и задачи муниципального менеджмента и регионального  развития……………………………………………………………………….…

 

6

1.1 Принципы муниципального менеджмента………………………………..

6

1.2 Особенности муниципального менеджмента………………………………

7

1.3 Цели социально-экономического развития региона……………………….

10

Глава 2. Основные показатели регионального развития по республике Северная Осетия-Алания…………………………………………………..…….

20

2.1 Управление природно-территориальным  комплексом РСО-Алании…...

20

2.2 Управление промышленно-производственным  потенциалом РСО-    Алании……………………………………………………………………………..

 

24

2.3 Направления совершенствования  регионального развития и источники  инвестиций в РСО-Алании……………………………………………………...

 

30

Заключение………………………………………………………………………..

33

Список литературы……………………………………………………………….

35

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Предметную область муниципального менеджмента составляют научные  знания. Экономические реформы, осуществляемые сегодня в России, объективно способствуют усилению внимания к территориальному аспекту управления, инициируют его серьезную модернизацию. Именно на региональный, местный уровень перенесен центр тяжести практического решения проблем реформирования ее социальной сферы, обеспечения действующих социальных стандартов, экологических нормативов. От того, насколько успешно будут проходить процессы реформирования и развития экономики, зависят результаты социально-экономического роста страны в целом. В современных условиях территориального хозяйствования, связанных со становлением регионального и местного самоуправления, унифицированный подход, ориентация только на руководство из федерального центра уже показали свою несостоятельность.

Сегодня стало очевидным, что не следует отрицать некоторые  аспекты функционирования директивного планирования, которое являлось лишь одним из инструментов системы административного  управления. Ведь анализ практики управления хозяйством стран с рыночной экономикой показывает, что целый ряд достижений отечественной плановой науки там  успешно используется.

Функционирование современного механизма территориального хозяйствования опирается на два основных взаимосвязанных  принципа: самоответственность и самофинансирование. Соблюдение принципа самоответственности означает, в частности, возможность принятия территориальными органами власти решений (в пределах своей компетенции) по всем вопросам разработки и проведения социально-экономической политики на подведомственной территории. Реализация принципа самофинансирования предполагает формирование в регионе, муниципальном образовании финансовой базы, обеспечивающей практическую возможность реализации принятых решений. Поэтому в современных условиях сущность управления социально-экономическим развитием муниципального образования состоит в целенаправленном воздействии органов местного самоуправления на все субъекты хозяйствования, расположенные в границах муниципального образования, с соблюдением принципа баланса интересов преимущественно на договорной основе при условии полной экономической ответственности партнеров, обеспечивающем повышение качества жизни населения.1

Из сущности управления социально-экономическим  развитием вытекают задачи местного самоуправления. Главная из них состоит  в разработке и реализации социально-экономической  политики, соответствующей специфике  настоящего этапа экономической  реформы: органы местного самоуправления сохраняют ответственность за решение  проблем комплексного социально-экономического развития подведомственной территории, включая задачи ослабления негативных последствий политического и  экономического реформирования для  населения.

Новые экономические условия  заставили исследователей и практиков  искать адекватные формы, методы и инструменты  территориального управления, в частности  пытаться (по опыту зарубежных стран) применять принципы и технологии стратегического планирования, реализуемые  на уровне предприятия, к социально-экономическим  территориальным системам.

Таким образом, в настоящее  время многие аспекты управления социально-экономическим развитием  муниципальных образований носят  дискуссионный характер.

 

 

 

 

Глава 1. Муниципальный  менеджмент и региональное развитие

1.1.Принципы муниципального менеджмента

В городах и районах  конкретизируются и приобретают  территориальную специфику все  основные связи и отношения, действующие  в обществе. Поэтому научное осмысление принципов муниципального менеджмента  и их эффективное применение на практике имеет первостепенное значение.

Принципы муниципального менеджмента разнообразны. В их системе  можно выделить принципы общие и  специфические.

Среди общих принципов, действующих  во всех сферах общественной организации, в том числе в муниципальном  менеджменте, следует назвать принципы системности, научности, выделения  главного звена, устойчивого развития, социально-экономической эффективности  и т.п.

Специфические (частные) принципы обусловлены особенностями объектов и субъектов муниципального менеджмента. К специфическим принципам муниципального менеджмента можно отнести: принцип  оптимального сочетания федерального и регионального управления с  местным самоуправлением; принцип  ориентации структур местного самоуправления на социальное обслуживание населения; комплексность социально-экономического развития городов и районов, их саморазвитие на основе наращивания и наиболее полной реализации потенциала в условиях рынка; принцип целостности территориальных  структур.

Принципы лишь по форме  являются неизменными. Их содержание динамично  и, как правило, соответствует условиям развития страны, ее регионов и муниципальных  образований.

Принцип комплексности, например, все чаще понимается, как требование создать такую структуру жизнедеятельности  городов или районов, при которой  население выступало бы не только фактором производства, но и главным  образом целью развития экономики, социальным ориентиром для всех структур и технологий практического менеджмента.

Принцип целеполагания в  муниципальном менеджменте динамично  переориентируется с процессов на результаты - экономические, социальные, экологические и др.

Развитие принципа демократизма последовательно связывается с  непосредственным участием населения  в самоорганизации и общественном контроле за действиями местной власти.

1.2. Особенности муниципального менеджмента

Муниципальный менеджмент как предмет науки стал складываться с конца XIX в. академического, точного теоретического его обобщения и объяснения еще не сделано. Сама практика создавалась во многом эмпирически, на основе здравого смысла. Исследователи специализировались и специализируются не столько по науке муниципального управления, сколько по отдельным проблемам территориальной организации жизнедеятельности. В результате научная школа муниципального менеджмента формируется с отставанием от потребностей практики, его академический курс разрабатывается медленно и фрагментарно. Первоначальное обобщение имеющихся разработок сводятся к следующему.

Во-первых, муниципальный  менеджмент существует реально как  область специфического управления, научное направление и все  более проявляется как относительно самостоятельная учебная дисциплина.

Во-вторых, эта практика имеет ряд аспектов - экономический, организационный, социальный, общественно-политический и др., а учебная и научная сферы могут быть охарактеризованы как междисциплинарные.

В-третьих, становление муниципального менеджмента обусловлено разделением  труда в управлении, которое становится все более динамичным. Поэтому  в структуре муниципального менеджмента  в качестве относительно самостоятельных  направлений исследования можно  выделить менеджмент инвестиционный, кадровый, финансовый, политический и  т.п.

В-четвертых, категории "муниципальный  менеджмент" и "местное самоуправление" выражают разные по сути явления и  процессы.

Местное самоуправление раскрывается как социальный институт, призванный реализовывать интересы населения  городов и районов. Федеральным  законодательством установлено, что  местное самоуправление в Российской Федерации - это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов жителей, его исторических и иных традиций местного населения.

Как видно, предмет изучения здесь изложен весьма широко, его  познание в рамках существующих научных  дисциплин является проблематичным. По-видимому, местное самоуправление - это не самостоятельное познавательное пространство, а скорее общее название, под которым условно объединяются многие конкретно-региональные разделы существующих наук об организации общества.

Как предмет науки муниципальный  менеджмент понимается нами в основном как процесс включения населения  во власть, поэтому его содержание теснее всего связано со способами, приемами осуществления функций местной самоорганизации жителей городов и районов России.

Методологическую основу научной разработки муниципального менеджмента составляют:

1. общенаучные знания  - история, философия, теория познания, науковедение;

2. теория общего и специального  менеджмента, в том числе концепции  гуманизации и экологизации управления, теория циклов, роста, развития, кризисов, устойчивого развития;

3. специальные теории  территориальной социально-экономической  организации, в том числе экономико-географические  школы, концепции урбанизации  и деурбанизации, территориального комплексирования, социальные теории адаптации населения и т.д. Эти научные дисциплины взаимодействуют, дополняя и обогащая друг друга.

Первоочередными научными задачами являются:

  • обоснование путей преодоления кризиса в муниципальных структурах России и механизмов устойчивого социально-экономического развития;
  • исследование методов повышения эффективности муниципального менеджмента;
  • изучение становления новой культуры управления и самоуправления в городах и районах страны;
  • раскрытие процессов адаптации отечественной практики муниципального менеджмента к процессам государственного и регионального управления.

Обогащение собственных  основ регулирования социально-экономических  процессов научными выводами и положениями, передовым опытом приведут к возникновению  качественно новой отечественной  культуры муниципального менеджмента.

1.3. Цели социально-экономического развития региона

В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель -- здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.

Соответственно целям  развития регионов строится система  критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые  различия между странами и регионами  в иерархии ценностей и в целях  развития, международные организации  оценивают степень развития стран  и регионов по некоторым универсальным  интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в  рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:

  • ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
  • интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения);
  • величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.

Информация о работе Основные показатели регионального развития по республике Северная Осетия-Алания