Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 12:18, реферат
Социальное развитие, хотя и обладает относительной самостоятельностью, в значительной мере определяется ресурсными возможностями, которые, в свою очередь, зависят от степени экономического развития. Поэтому, только развивая экономическую активность, можно осуществить те или иные прорывы в жизни местного сообщества и поднять уровень благосостояния населения, который, в конечном счете, всегда определяет успех той или иной социально-экономической политики. Все возможные методы воздействия региональной администрации на ход экономического развития можно сформулировать так:
• создание в регионе благоприятных общих условий для развития деловой активности;
• регулирование деловой активности;
• прямая кооперация администрации региона и бизнеса.
Введение…………………………………………………………….……………
Глава 1. Цели и задачи муниципального менеджмента и регионального развития……………………………………………………………………….…
1.1 Принципы муниципального менеджмента………………………………..
1.2 Особенности муниципального менеджмента………………………………
1.3 Цели социально-экономического развития региона……………………….
Глава 2. Основные показатели регионального развития по республике Северная Осетия-Алания…………………………………………………..…….
2.1 Управление природно-территориальным комплексом РСО-Алании…...
2.2 Управление промышленно-производственным потенциалом РСО- Алании……………………………………………………………………………..
2.3 Направления совершенствования регионального развития и источники инвестиций в РСО-Алании……………………………………………………...
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………….
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Цели и задачи муниципального
менеджмента и регионального
развития………………………………………………………… |
6 |
1.1 Принципы муниципального менеджмента……………………………….. |
6 |
1.2 Особенности муниципального менеджмента……………………………… |
7 |
1.3 Цели социально-экономического развития региона………………………. |
10 |
Глава 2. Основные показатели
регионального развития по республике
Северная Осетия-Алания…………………………………………… |
20 |
2.1 Управление природно- |
20 |
2.2 Управление промышленно- |
24 |
2.3 Направления совершенствования
регионального развития и |
30 |
Заключение…………………………………………………… |
33 |
Список литературы………………………………… |
35 |
Введение
Предметную область
Сегодня стало очевидным, что не следует отрицать некоторые аспекты функционирования директивного планирования, которое являлось лишь одним из инструментов системы административного управления. Ведь анализ практики управления хозяйством стран с рыночной экономикой показывает, что целый ряд достижений отечественной плановой науки там успешно используется.
Функционирование современного механизма территориального хозяйствования опирается на два основных взаимосвязанных принципа: самоответственность и самофинансирование. Соблюдение принципа самоответственности означает, в частности, возможность принятия территориальными органами власти решений (в пределах своей компетенции) по всем вопросам разработки и проведения социально-экономической политики на подведомственной территории. Реализация принципа самофинансирования предполагает формирование в регионе, муниципальном образовании финансовой базы, обеспечивающей практическую возможность реализации принятых решений. Поэтому в современных условиях сущность управления социально-экономическим развитием муниципального образования состоит в целенаправленном воздействии органов местного самоуправления на все субъекты хозяйствования, расположенные в границах муниципального образования, с соблюдением принципа баланса интересов преимущественно на договорной основе при условии полной экономической ответственности партнеров, обеспечивающем повышение качества жизни населения.1
Из сущности управления социально-экономическим развитием вытекают задачи местного самоуправления. Главная из них состоит в разработке и реализации социально-экономической политики, соответствующей специфике настоящего этапа экономической реформы: органы местного самоуправления сохраняют ответственность за решение проблем комплексного социально-экономического развития подведомственной территории, включая задачи ослабления негативных последствий политического и экономического реформирования для населения.
Новые экономические условия заставили исследователей и практиков искать адекватные формы, методы и инструменты территориального управления, в частности пытаться (по опыту зарубежных стран) применять принципы и технологии стратегического планирования, реализуемые на уровне предприятия, к социально-экономическим территориальным системам.
Таким образом, в настоящее
время многие аспекты управления
социально-экономическим
Глава 1. Муниципальный менеджмент и региональное развитие
1.1.Принципы муниципального менеджмента
В городах и районах конкретизируются и приобретают территориальную специфику все основные связи и отношения, действующие в обществе. Поэтому научное осмысление принципов муниципального менеджмента и их эффективное применение на практике имеет первостепенное значение.
Принципы муниципального менеджмента разнообразны. В их системе можно выделить принципы общие и специфические.
Среди общих принципов, действующих
во всех сферах общественной организации,
в том числе в муниципальном
менеджменте, следует назвать принципы
системности, научности, выделения
главного звена, устойчивого развития,
социально-экономической
Специфические (частные) принципы
обусловлены особенностями
Принципы лишь по форме являются неизменными. Их содержание динамично и, как правило, соответствует условиям развития страны, ее регионов и муниципальных образований.
Принцип комплексности, например,
все чаще понимается, как требование
создать такую структуру
Принцип целеполагания в
муниципальном менеджменте
Развитие принципа демократизма
последовательно связывается с
непосредственным участием населения
в самоорганизации и
1.2. Особенности муниципального менеджмента
Муниципальный менеджмент как предмет науки стал складываться с конца XIX в. академического, точного теоретического его обобщения и объяснения еще не сделано. Сама практика создавалась во многом эмпирически, на основе здравого смысла. Исследователи специализировались и специализируются не столько по науке муниципального управления, сколько по отдельным проблемам территориальной организации жизнедеятельности. В результате научная школа муниципального менеджмента формируется с отставанием от потребностей практики, его академический курс разрабатывается медленно и фрагментарно. Первоначальное обобщение имеющихся разработок сводятся к следующему.
Во-первых, муниципальный
менеджмент существует реально как
область специфического управления,
научное направление и все
более проявляется как
Во-вторых, эта практика имеет ряд аспектов - экономический, организационный, социальный, общественно-политический и др., а учебная и научная сферы могут быть охарактеризованы как междисциплинарные.
В-третьих, становление муниципального
менеджмента обусловлено
В-четвертых, категории "муниципальный менеджмент" и "местное самоуправление" выражают разные по сути явления и процессы.
Местное самоуправление раскрывается как социальный институт, призванный реализовывать интересы населения городов и районов. Федеральным законодательством установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации - это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов жителей, его исторических и иных традиций местного населения.
Как видно, предмет изучения здесь изложен весьма широко, его познание в рамках существующих научных дисциплин является проблематичным. По-видимому, местное самоуправление - это не самостоятельное познавательное пространство, а скорее общее название, под которым условно объединяются многие конкретно-региональные разделы существующих наук об организации общества.
Как предмет науки муниципальный
менеджмент понимается нами в основном
как процесс включения
Методологическую основу научной разработки муниципального менеджмента составляют:
1. общенаучные знания - история, философия, теория познания, науковедение;
2. теория общего и специального
менеджмента, в том числе
3. специальные теории
территориальной социально-
Первоочередными научными задачами являются:
Обогащение собственных
основ регулирования социально-
1.3. Цели социально-экономического развития региона
В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель -- здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.
Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:
Информация о работе Основные показатели регионального развития по республике Северная Осетия-Алания