Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 10:31, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить состояние и динамику товарной структуры внешней торговли России.
Задачи курсовой работы:
исследовать основные показатели внешней торговли;
охарактеризовать современную внешнеторговую политику России;
проанализировать динамику и структуру внешней торговли России;
оценить приоритеты и направления развития внешней торговли России;
охарактеризовать место России в международной торговли.
Введение……………………………………………………………………....3
1. Основные показатели внешней торговли……………………………..5
2. Анализ внешней торговли России на современном этапе………….10
2.1. Динамика внешней торговли. Развитие экспорта. Развития импорта…………………………………………………………………...…………10
2.2. Товарная структура внешней торговли………………………………..18
2.3. Географическая структура внешней торговли…………………..……22
3. Приоритеты и направления развития внешней торговли России……………………………………………………………………………….28
3.1. Место России в международной торговле…………………………….28
3.2. Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности………………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………..………..37
В географической структуре внешней торговли России в январе-сентябре 2007 г. по-прежнему преобладали страны члены Европейского союза (ЕС). Объем внешнеторгового оборота с этой группой стран возрос на 12,3%, составив 195,4 млрд. долларов США. При этом экспорт возрос на 2,9%, а импорт увеличился на 42,4%.
Доля стран членов ЕС во внешнеторговом обороте снизилась относительно января-сентября 2006 г. на 3,6 процентных пункта и составила 51,5 процента.14 (График 7).
График 7. Структура внешнеторгового оборота по группам стран в январе-сентябре 2007 г. (в январе-сентябре 2006 г.) (по данным Федеральной таможенной службы).
Второй группой по объему
внешнеторгового оборота
Следующую группу составляют страны СНГ. Доля их во внешнеторговом обороте составила 15,4%, прирост объемов в январе-сентябре 2007 г. составил соответственно – 24,2%, – 17,9%, – 37 процентов.
Изменение географической структуры внешней торговли Российской Федерации в январе-сентябре 2007 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года произошло за счет увеличения доли стран Азии в общем объеме товарооборота: Китая (с 6,3% до 7,2%), Японии (с 2,7% до 3,7%), Республики Кореи (с 2,1% до 2,6 процента).
В январе-сентябре 2007 г. наблюдалось снижение доли в товарообороте России с европейскими странами: с Германией (с 9,8% до 9,4%), с Нидерландами (с 9% до 8,5%) и Италией (с 7,2% до 6,5 процента).
Произошло увеличение внешней торговли со странами СНГ: с Казахстаном (с 2,9% до 3,2%) и Белоруссией (с 4,7% до 4,8%). Это связано как с ростом экспорта, так и импорта.
Таким образом, наиболее динамично продолжала развиваться внешняя торговля с азиатскими странами и основными торговыми партнерами из стран СНГ.15 (График 8).
График 8. Внешняя торговля Российской Федерации со странами - основными торговыми партнерами в январе-сентябре 2007 г., в млрд. долл. США
Внешнеторговый оборот России со странами дальнего зарубежья (по методологии платежного баланса) в январе-сентябре 2007 г. составил 339,7 млрд. долларов США и относительно аналогичного периода 2006 года вырос на 18,3 процента. При этом экспорт составил 209,2 млрд. долларов США и увеличился на 9,2 процента, импорт – 130,5 млрд. долларов США (рост на 36,6%). Сальдо торгового баланса сложилось положительное и составило 78,8 млрд. долларов США. Однако в результате того, что рост стоимостных объемов российского импорта продолжал опережать рост экспорта, сальдо торгового баланса по сравнению с январем-сентябрем 2006 г. уменьшилось на 18,1 процента. На долю стран дальнего зарубежья в январе-сентябре 2007 г. пришлось 84,8% внешнеторгового оборота России, в том числе – 84,7% экспорта и 85% импорта.16 (График 9).
График 9. Внешняя торговля Российской Федерации со странами - основными торговыми партнерами из дальнего зарубежья в январе-сентябре 2007 г., в млрд. долл. США
Основными внешнеторговыми партнерами России среди стран членов Евросоюза остаются Германия, Нидерланды и Италия, на долю которых приходится 47,4% внешнеторгового оборота с данной группой стран или 24,4% внешнеторгового оборота дальнего зарубежья.
Наиболее важными
Значительное преобладание российского экспорта над импортом характерно для торговли с Нидерландами, Италией, где доля экспорта в обороте составляла в январе-июле 2007 года 91,7% и 76,2% соответственно. Такие же пропорции в российском товарообороте были характерны для торговли с Польшей, Финляндией, Индией и Турцией. Почти равные пропорции между экспортом и импортом сложились в товарообороте России и Германии, а также США.
Товарооборот России со странами СНГ в январе-сентябре 2007 г. (по методологии платёжного баланса) составил 60,7 млрд. долларов США, что выше уровня января-сентября 2006 г. на 23,3%. Экспорт России в страны СНГ увеличился на 17,4%, импорт – на 34,3 процента. Доля региона в общем товарообороте возросла с 14,6% до 15,2%, в экспорте возросла с 14,4% до 15,3%, в импорте уменьшилась с 15,2% до 15 процентов. Положительное сальдо торговли России со странами СНГ уменьшилось на 0,3 млрд. долларов США.
Основными торговыми партнерами России среди стран СНГ продолжают оставаться Украина, Беларусь и Казахстан. В январе-сентябре 2007 на их долю приходилось 13,6% внешней торговли.17 (График 10).
График 10. Внешняя торговля Российской Федерации со странами СНГ в январе-сентябре 2007 г., в млрд. долл.
Первое место среди этих стран занимает Украина, доля которой составляет 5,6%. Во внешней торговли с Россией доля Беларуси составила 4,8%. В то же время динамично продолжают развиваться торговые связи с Казахстаном, доля которого в товарообороте с Россией увеличилась с 2,9% до 3,2% как за счет роста экспорта, так и импорта.
В целом географическая структура России со странами СНГ не претерпела значительных изменений.
Подводя итоги второй главы,
можем сделать следующие
1. В целом, несмотря
на сохранившуюся
2. Внешнеторговый оборот России составил 404 млрд. долларов США в январе-сентябре 2007 г. и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 20,1%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 342,6 млрд. долларов США (рост на 19,3%), со странами СНГ – 61,4 млрд. долларов США (рост 24,6%).
3. Доля внешнеторгового оборота в ВВП России в последние годы снижается в результате медленной диверсификации экспорта и недостаточно сильных конкурентных позиций российских компаний обрабатывающих секторов.
4. Экспорт товаров в январе-сентябре 2007 г. составил 249,3 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 11,4%. Замедление темпов прироста экспорта происходило в результате замедления роста, а в ряде случаев – снижения экспортных цен на большинство топливно-энергетических товаров в период до сентября 2007 г. Объемы экспорта России по-прежнему зависят от мировых цен и, прежде всего, цен на нефть.
5. Импорт товаров в январе-сентябре 2007 г. составил 154,6 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 37,3%. Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме импорта России увеличилась с 84,8% до 85%, стран СНГ соответственно снизилась с 15,2% до 15 процентов. Увеличение стоимости импорта обеспечивалось преимущественно ростом физических объемов ввоза из стран дальнего зарубежья. Активизировало рост импорта дальнейшее расширение внутреннего спроса населения и рост инвестиционной активности. Кроме того, рост импорта продолжал стимулироваться.
В системе внешнеэкономических
связей с дальним зарубежьем приоритетное
значение будет иметь сотрудничество
с европейскими странами, в первую
очередь с Европейским Союзом
(ЕС) – основным торговым партнером
России, на долю которого приходится около
40% внешнеторгового оборота
3. Приоритеты и направления развития внешней торговли России
3.1. Место России в международной торговле
Современное положение России
в международной торговле явно диссонирует
сложившимся направлениям и тенденциям
участия в международном
Россия играет важную роль в минерально-сырьевом комплексе мира. Валовая потенциальная ценность разведанных и предварительно оцененных запасов составляет 28,6 трлн. долл. Прогнозный потенциал оценивается в 140 трлн. долл. Из недр России извлекается 10% нефти, 30% - газа, 10% - каменного угля, 14% - товарной железной руды, 15% – цветных и редких металлов от всего объема полезных ископаемых добываемых мировым сообществом.
На долю России приходится примерно 85% нефти, 84% – газового конденсата и газа, 70% – угля, 66% – железной руды, 53% – меди, 95% – никеля, 70% – бокситов от запасов СНГ. В России на душу населения приходится 5 га леса (в Канаде – 8,6 га, США – 0,8 га). Доля природно-сырьевого капитала составляет около 25-30% национального богатства, однако от 30 до 60% балансовых запасов нерентабельны.
Россия — один из крупнейших в мире обладателей энергоресурсов. Несмотря на катастрофический спад в экономике, она сохраняет важное геостратегическое положение на мировом рынке энергоносителей (экспорт нефти и газа). В топливно-энергетическом комплексе стоимостный объем экспорта топливно-энергетических ресурсов по сравнению с 2005 г. увеличился на 44,1 % при росте физического объема на 3 %. В целом на экспорт было направлено 50,9 млн. тонн нефтепродуктов, или на 11,4 % больше, чем в 2005 г.
По оценкам международных
экономических организаций, Россия
также имеет сильные
В импорте основной статьей продолжают оставаться машины, оборудование и средства транспорта (46 %), продовольствие и сельхозсырье (17 %), продукция химической промышленности (17 %, 3-е место), текстиль и обувь (4 %).
Несколько улучшились позиции
России в международной торговле.
В настоящее время доля России
в мировом экспорте товаров составляет
1,8 % (17-е место среди ведущих
стран – экспортеров мира). В
основе этого улучшения позиций
страны в мировом экспорте лежит
происшедшее в эти годы улучшение
для России условий торговли, связанное
с ростом цен на нефть и другие
топливно-энергетические ресурсы. В
мировом импорте товаров доля
России в 2005 г. составляла 0,9 % (23-е место).
В 2005 г. доля торговли России со странами
Центральной и Восточной Европы
в общем товарообороте
По данным МИРМ по уровню конкурентоспособности товаров Россия занимает 45-е место среди 49 стран.18
По внешнеторговому обороту Россия занимает 20-е место в мире (это примерно уровень Норвегии). Доля ВВП России в мировом хозяйстве в 10 раз меньше, чем США, и в 5 раз меньше Китая, сопоставима с Южной Кореей, Турцией и Ираном. По общему объему ВВП Россия занимает 15 место в мире. По запасам ядерного оружия Россия занимает 1 место в мире (55%). Военные расходы в стране почти в 16 раз меньше, чем в США, и почти в 4 раза меньше, чем в Китае.
В последние годы данные
международных рейтингов
Общие ценовые субсидии мирового рынка российской экономики за 2000 – 2005 гг. оценивались в 67,8 млрд. долл. или 3,5 % объема ВВП.20
Главной торгово-политической проблемой для России являлось нахождение приемлемых условий присоединения к ВТО, которое открывает пути к равноправному участию нашей страны в международной торговле.
Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами.
Таким образом, происходящие во внешнеэкономическом комплексе России преобразования коренным образом меняют и облик российской экономики. Значение этих перемен важно с точки зрения их воздействия на взаимоотношения Российской Федерации с Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы, а в конечном итоге - и на всю систему международных экономических отношений.
Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа.
3.2. Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности
Российское законодательство,
регулирующее внешнеторговую деятельность,
наряду с защитными мерами в отношении
национального рынка и
1) кредитование участников внешнеторговой деятельности;
2) функционирование систем
гарантий и страхования
3) организация торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;
4) проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.21