Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 21:09, лекция
Холдинг - это субъект хозяйствования любой организационно-правовой формы, владеющий контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления.
Сегодня холдинги – объективная экономическая реальность в большинстве государств мира, включая Республику Беларусь. Привлекательность холдингов во многом определяется такими общеизвестными возможностями, как:
установление централизованного управления в холдинге; снижение предпринимательских рисков.
Основные понятия и структура холдинга
Холдинг - это субъект хозяйствования любой организационно-правовой формы, владеющий контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления.
Структура холдинга включает:
Холдинги создаются с согласия
Министерства предпринимательства
и инвестиций Республики Беларусь,
для чего предоставляются: ходатайство
о даче согласия; проекты учредительных
документов; перечень субъектов хозяйствования,
предполагаемых для контроля холдингом;
сведения об основных видах деятельности
этих субъектов и их доле на соответствующем
товарном рынке. Основной принцип создания
- сохранение технологических и
28 декабря 2009 года принят Указ
Президента Республики
Однако простой регистрации холдинга в Министерстве экономики недостаточно. Указ лишь заложил правовые рамки создания холдингов, определил необходимую для их создания структуру активов, полномочия органов управления, регламентировал процедуру регистрации. Не менее важным для выстраивания эффективной холдинговой структуры является решение следующих задач:
Согласно Указу № 660 коммерческие организации могут объединиться и создать холдинг. Участниками холдинга могут быть хозяйственные общества и унитарные предприятия.
Согласно п.1 Указа № 660 холдинг — это объединение коммерческих организаций (участников холдинга), в котором одна из коммерческих организаций является управляющей компанией холдинга в силу возможности оказывать влияние на решения, принимаемые другими коммерческими организациями — участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга), на основании владения 25 процентами и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга. Осуществлять управление холдингом может не только юридическое, но и физическое лицо, являющееся собственником простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) коммерческих организаций в указанных размерах (подп.1.2. п. 1 Указа № 660).
Указ № 660 содержит ряд запретов и ограничений, к которым относятся:
Также согласно п.9 Указа № 660 дочерняя компания холдинга не может владеть акциями (долями в уставном фонде) управляющей компании, выступать залогодержателем её акций, а также осуществлять доверительное управление ими.
Создание холдинговой
— определять единую стратегию развития;
— объединять компании различных отраслей экономики, географического расположения и уровней развития (стабильно работающие, реорганизуемые либо только созданные компании).
— выделять компании с основным видом деятельности — производство товаров, работ, услуг, и компании, осуществляющие юридическое, бухгалтерское, финансовое, маркетинговое сопровождение;
— оптимизировать финансовую и налоговую нагрузку (внутреннее кредитование, выбор системы налогообложения, управление денежными потоками, финансовый контроль);
-получить защиту от
Поскольку холдинг может представлять собой комплекс монополистического характера, то не допустимо без разрешения Совета Министров РБ создавать холдинговые компании, которые вместе с дочерними предприятиями охватывают более 30% рынка. Запрещено создание холдингов в таких отраслях как торговля, материально-техническое снабжение, сельскохозяйственное производство, бытовое обслуживание населения и транспорт (кроме железнодорожного и трубопроводного).
В соответствии с Указом можно выделить два вида холдингов.
Первый вид холдинга – это объединение коммерческих организаций, в котором одна из коммерческих организаций является управляющей компанией холдинга в силу возможности оказывать влияние на решения, принимаемые дочерними компаниями холдинга.
Такая возможность у управляющей компании возникает на основании владения 25 процентами и более акций либо долей в уставных фондах дочерних компаний холдинга – хозяйственных обществ или обладания статусом учредителя по отношению к дочерним компаниям холдинга – унитарным предприятиям.
Второй вид холдинга представляет собой объединение коммерческих организаций, в котором управление дочерними компаниями либо участие в управлении дочерними компаниями осуществляет непосредственно собственник 25 и более процентов акций либо долей в уставных фондах этих компаний без образования управляющей компании холдинга.
Холдинг не является юридическим лицом. Его участниками могут быть только хозяйственные общества и (или) унитарные предприятия и не могут быть юридические лица, зарегистрированные в государствах, с которыми у Республики Беларусь отсутствует соглашение, предусматривающее обмен информацией по налоговым вопросам.
Что такое холдинги на сегодняшний день для экономики страны? Это 3,6% занятых в экономике, 4,4% выручки, 6,3% объема промпроизводства, 5,7% от общего объема экспорта.
Примеры холдингов в Республике Беларусь
По состоянию на 15 августа 2012 г. в Государственном реестре холдингов числится 45 таких структур, объединяющих 297 организаций. 22 холдинга созданы с участием государства. В текущем году планируется создать еще 12 объединений.
На конец прошлого года в Беларуси
насчитывалось 20 холдингов. Ежемесячно
регистрируется 1-2 холдинга, количество
холдингов в Беларуси стабильно
растет и будет увеличиваться в связи
с принятием указа №458 "О внесении дополнений
и изменений в некоторые указы Президента
Республики Беларусь по вопросам создания
и деятельности холдингов.
Действие указа позволит усовершенствовать
условия создания и работы холдингов.
С подписанием этого документа завершился
очередной этап по совершенствованию
правовых условий создания и функционирования
холдингов.
В нынешней
пятилетке правительство республики взяло
курс на создание технологически интегрированных
структур-холдингов и научно-производственных
объединений в промышленности и сельском
хозяйстве. Прорабатываются вопросы о
создании холдингов в льняном и кожевенно-обувном
секторе, сахарной, молочной, нефтяной,
деревообрабатывающей промышленностях.
Преимущество таких холдингов в том, что
они включают в себя предприятия, работающие
на местных ресурсах, которые способны
обеспечить значительный рост производства
и экспорта при минимальном приросте импорта.
В Беларуси действуют и различные
холдинги, такие как ОАО "Амкодор",
обувное предприятие "Луч". Первый
белорусский холдинг, ОАО " Амкодор",
при реструктуризации избавился от тех
структур, которые не были включены в производственно-
Самый яркий пример - группа "Санта
Импекс Брест" брестского бизнесмена Александра Мошенского.
Его многопрофильное объединение, годовой
оборот которого в 2008 году превысил полмиллиарда
долларов, объединяет 11 дочерних предприятий
(в свою очередь - им принадлежат еще и
филиалы) во всех регионах Беларуси, а
также в России, Украине и Молдове. Головные
производственные мощности группы расположены
в Бресте - "Санта-Бремор" (
Также можно выделить: холдинг "Горизонт" (создан в 2010 году на базе ОАО "Горизонт"), холдинг «Атлант-М», "БелОМО", холдинг «БелавтоМАЗ», "Автокомпоненты", "Белстанкоинструмент", "Белорусская металлургическая компания»,"Кристалл-холдинг".
Перспективы развития холдингов в Республике Беларусь
Сегодня холдинги – объективная экономическая реальность в большинстве государств мира, включая Республику Беларусь.
Привлекательность холдингов во многом определяется такими общеизвестными возможностями, как:
Основной идеей формирования холдингов является создание системы экономических связей и финансового контроля через систему участия в имуществе дочерних компаний, то есть владения их акциями (долями в уставном фонде).
Президент страны Александр Лукашенко
24 сентября подписал соответствующий
указ №414, которым внесены изменения
и дополнения в указ от 28 декабря
2009 года №660 "О некоторых вопросах
создания и деятельности холдингов
в Республике Беларусь».
В указе устанавливается
необходимость разработки организационно-экономического
обоснования создания холдинга с участием
государства и определяются требования
к его содержанию.
Вводится обязанность
управляющих компаний разрабатывать стратегию
развития холдингов на пятилетний период
в целях повышения стабильности их деятельности,
государственных органов - осуществлять
ее мониторинг, о результатах которого
информировать Министерство экономики.
На Минэкономики в свою очередь возложена
обязанность проведения ежегодного анализа
эффективности управления холдингами
с участием государства и представления
в Совет Министров соответствующей информации.
Позиция представителей
государства в органах управления управляющей
компании холдинга с участием государства
по вопросу отчуждения внесенных в ее
уставный фонд акций дочерних компаний
холдинга, ранее принадлежавших Республике
Беларусь, будет определяться Советом
Министров по согласованию с Президентом.
Устанавливаются требования к составу
совета директоров (наблюдательного совета)
управляющей компании холдинга, являющейся
открытым акционерным обществом. Это опыт
работы на руководящих должностях не менее
3 лет, отсутствие судимости за преступления
против собственности, не менее одной
трети членов совета директоров должны
быть независимыми.
Указом исключаются ограничения на создание
холдингов с участием банков и небанковских
кредитно-финансовых организаций, а также
страховых организаций. Устанавливается
возможность создания холдингов с участием
этих финансовых организаций с учетом
особенностей их деятельности, предусмотренных
соответствующим законодательством.
Информация о работе Основные понятия и структура холдинга в Республике Беларусь