Основные понятия и структура холдинга в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 21:09, лекция

Описание работы

Холдинг - это субъект хозяйствования любой организационно-правовой формы, владеющий контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления.
Сегодня холдинги – объективная экономическая реальность в большинстве государств мира, включая Республику Беларусь. Привлекательность холдингов во многом определяется такими общеизвестными возможностями, как:
установление централизованного управления в холдинге; снижение предпринимательских рисков.

Файлы: 1 файл

Основные понятия и структура холдинга.docx

— 30.48 Кб (Скачать файл)

Основные понятия  и структура холдинга

 

Холдинг - это субъект хозяйствования любой организационно-правовой формы, владеющий контрольными пакетами акций  других компаний с целью осуществления  по отношению к ним функций  контроля и управления.

Структура холдинга включает:

  • материнскую (головную) компанию, которая формирует цели развития холдинга, осуществляет выработку стратегии, координирует и обеспечивает связи между субъектами системы, ведет инновационную деятельность, единое финансовое руководство в целях оптимального распределения и использования ресурсов и привлечения капитала;
  • дочерние фирмы со статусом юридического лица; холдинги, с одной стороны, могут объединять под своим контролем промышленные и торговые предприятия. С другой стороны, функции холдинга с помощью финансово-кредитных рычагов могут осуществлять крупные банки и финансовые институты, охватывающие производственные и коммерческие организации, инвестиционные фонды, страховые компании;
  • зависимые фирмы, вложения в которые хотя и ниже уровня контрольного пакета, но позволяют материнской компании влиять на их деятельность. На практике Генеральный директор часто занимает пост Председателя Совета директоров дочерних фирм. Эффективный контроль также возможен при владении блокировочных пакетов, достаточных для отмены нежелательных решений общего собрания акционеров;
  • представительства и филиалы, не имеющие статуса юридического лица.

Холдинги создаются с согласия Министерства предпринимательства  и инвестиций Республики Беларусь, для чего предоставляются: ходатайство  о даче согласия; проекты учредительных  документов; перечень субъектов хозяйствования, предполагаемых для контроля холдингом; сведения об основных видах деятельности этих субъектов и их доле на соответствующем  товарном рынке. Основной принцип создания - сохранение технологических и кооперационных связей, осуществление согласованной  инвестиционной политики.

28 декабря 2009 года принят Указ  Президента Республики Беларусь  № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» (далее Указ № 660).

Однако простой регистрации холдинга в Министерстве экономики недостаточно. Указ лишь заложил правовые рамки создания холдингов, определил необходимую для их создания структуру активов, полномочия органов управления, регламентировал процедуру регистрации. Не менее важным для выстраивания эффективной холдинговой структуры является решение следующих задач:

  • оптимизация производственно-хозяйственного комплекса
  • выстраивания системы сбыта продукции
  • создание оптимальной схемы налогообложения
  • повышение эффективности системы управления
  • организация эффективного управления собственностью с учетом имущественных интересов акционеров(в том числе и иностранных инвесторов)

Согласно Указу № 660 коммерческие организации могут объединиться и создать холдинг. Участниками холдинга могут быть хозяйственные общества и унитарные предприятия.

Согласно п.1 Указа № 660 холдинг — это объединение коммерческих организаций (участников холдинга), в котором одна из коммерческих организаций является управляющей компанией холдинга в силу возможности оказывать влияние на решения, принимаемые другими коммерческими организациями — участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга), на основании владения 25 процентами и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга. Осуществлять управление холдингом может не только юридическое, но и физическое лицо, являющееся собственником простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) коммерческих организаций в указанных размерах (подп.1.2. п. 1 Указа № 660).

Указ № 660 содержит ряд запретов и ограничений, к которым относятся:

  • запрет создания и деятельности на территории Республики Беларусь холдингов, имеющих целью или результатом монополизацию производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), недопущение, ограничение или устранение конкуренции, ущемление законных интересов потребителей, а также, если создание и деятельность холдингов противоречат актам законодательства, наносят ущерб суверенитету, национальной безопасности, территориальной целостности, политической и экономической стабильности Республики Беларусь, нарушают права и свободы граждан.
  • не могут являться участниками холдинга юридические лица, зарегистрированные в государствах, с которыми у Республики Беларусь отсутствуют международные соглашения, предусматривающие обмен информацией по налоговым вопросам.

Также согласно п.9 Указа № 660 дочерняя компания холдинга не может владеть акциями (долями в уставном фонде) управляющей компании, выступать залогодержателем её акций, а также осуществлять доверительное управление ими.

Создание холдинговой структуры  предоставляет возможность:

— определять единую стратегию развития;

— объединять компании различных отраслей экономики, географического расположения и уровней развития (стабильно работающие, реорганизуемые либо только созданные компании).

— выделять компании с основным видом деятельности — производство товаров, работ, услуг, и компании, осуществляющие юридическое, бухгалтерское, финансовое, маркетинговое сопровождение;

— оптимизировать финансовую и налоговую нагрузку (внутреннее кредитование, выбор системы налогообложения, управление денежными потоками, финансовый контроль);

-получить защиту от неблагоприятного внешнего воздействия, рейдерских захватов и поглощений, предъявления многочисленных претензий, инициации судебных процессов, наложения ареста на денежные средства и иное имущество.

Поскольку холдинг может представлять собой комплекс монополистического характера, то не допустимо без разрешения Совета Министров РБ создавать холдинговые компании, которые вместе с дочерними предприятиями охватывают более 30% рынка. Запрещено создание холдингов в таких отраслях как торговля, материально-техническое снабжение, сельскохозяйственное производство, бытовое обслуживание населения и транспорт (кроме железнодорожного и трубопроводного).

В соответствии с Указом можно выделить два вида холдингов.

Первый вид холдинга – это  объединение коммерческих организаций, в котором одна из коммерческих организаций  является управляющей компанией  холдинга в силу возможности оказывать  влияние на решения, принимаемые  дочерними компаниями холдинга.

Такая возможность у управляющей  компании возникает на основании  владения 25 процентами и более акций  либо долей в уставных фондах дочерних компаний холдинга – хозяйственных  обществ или обладания статусом учредителя по отношению к дочерним компаниям холдинга – унитарным предприятиям.

Второй вид холдинга представляет собой объединение коммерческих организаций, в котором управление дочерними компаниями либо участие  в управлении дочерними компаниями осуществляет непосредственно собственник 25 и более процентов акций либо долей в уставных фондах этих компаний без образования управляющей  компании холдинга.

Холдинг не является юридическим лицом. Его участниками могут быть только хозяйственные общества и (или) унитарные  предприятия и не могут быть юридические  лица, зарегистрированные в государствах, с которыми у Республики Беларусь отсутствует соглашение, предусматривающее  обмен информацией по налоговым  вопросам.

Что такое холдинги на сегодняшний  день для экономики страны? Это 3,6% занятых в экономике, 4,4% выручки, 6,3% объема промпроизводства, 5,7% от общего объема экспорта.

Примеры холдингов в  Республике Беларусь

          По состоянию на 15 августа 2012 г. в Государственном реестре холдингов числится 45 таких структур, объединяющих 297 организаций. 22 холдинга созданы с участием государства. В текущем году планируется создать еще 12 объединений.

На конец прошлого года в Беларуси насчитывалось 20 холдингов. Ежемесячно регистрируется 1-2 холдинга, количество холдингов в Беларуси стабильно  растет и будет увеличиваться в связи с принятием указа №458 "О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам создания и деятельности холдингов.  
Действие указа позволит усовершенствовать условия создания и работы холдингов. С подписанием этого документа завершился очередной этап по совершенствованию правовых условий создания и функционирования холдингов.  
          В нынешней пятилетке правительство республики взяло курс на создание технологически интегрированных структур-холдингов и научно-производственных объединений в промышленности и сельском хозяйстве. Прорабатываются вопросы о создании холдингов в льняном и кожевенно-обувном секторе, сахарной, молочной, нефтяной, деревообрабатывающей промышленностях. Преимущество таких холдингов в том, что они включают в себя предприятия, работающие на местных ресурсах, которые способны обеспечить значительный рост производства и экспорта при минимальном приросте импорта.

В Беларуси действуют и различные  холдинги, такие как ОАО "Амкодор", обувное предприятие "Луч". Первый белорусский холдинг, ОАО " Амкодор", при реструктуризации избавился от тех структур, которые не были включены в производственно-технологическую цепочку, и из 90 предприятий, входивших в его состав ранее, сейчас ликвидированы или являются самостоятельными около 40. "Амкодор" заметно выделяется тем, что активно использует возможности рынка ценных бумаг. Всего им проведено четыре эмиссии акций. Первая - при его создании, две последующие - с целью пополнения оборотных средств и последняя - при увеличении уставного фонда. Работа "Амкодора" могла быть еще более успешной, если бы объединение различных предприятий в холдинг давало бы ему какие-либо налоговые льготы.

Самый яркий пример - группа "Санта Импекс Брест" брестского бизнесмена Александра Мошенского. Его многопрофильное объединение, годовой оборот которого в 2008 году превысил полмиллиарда долларов, объединяет 11 дочерних предприятий (в свою очередь - им принадлежат еще и филиалы) во всех регионах Беларуси, а также в России, Украине и Молдове. Головные производственные мощности группы расположены в Бресте - "Санта-Бремор" (рыбопереработка) и "Савушкин продукт" (молокопереработка), в состав которого входят сыродельный завод в Каменце и молочный комбинат в Пинске. Еще один пример холдинга - группа "Серволюкс" в Могилевской области. Этот бизнес пока не достиг такого размаха, как "Санта Импекс Брест", но в отдельной нише (птицепроизводство) он уже вышел за пределы региона. Компании "Серволюкс" принадлежат две птицефабрики в Могилевском и Быховском районах, а также комбикормовый завод в Оршанском районе.

Также можно выделить: холдинг "Горизонт" (создан в 2010 году на базе ОАО "Горизонт"), холдинг «Атлант-М», "БелОМО", холдинг «БелавтоМАЗ», "Автокомпоненты", "Белстанкоинструмент", "Белорусская металлургическая компания»,"Кристалл-холдинг".

 

Перспективы развития холдингов в Республике Беларусь

 

         Сегодня холдинги – объективная экономическая реальность в большинстве государств мира, включая Республику Беларусь.

Привлекательность холдингов во многом определяется такими общеизвестными возможностями, как:

    • установление централизованного управления в холдинге;
    • снижение предпринимательских рисков;
    • перераспределение средств внутри холдинга;
    • повышение эффективности бизнеса и обеспечение его динамичного развития.

Основной идеей формирования холдингов  является создание системы экономических  связей и финансового контроля через  систему участия в имуществе  дочерних компаний, то есть владения их акциями (долями в уставном фонде).

Президент страны Александр Лукашенко 24 сентября подписал соответствующий  указ №414, которым внесены изменения  и дополнения в указ от 28 декабря 2009 года №660 "О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов  в Республике Беларусь».  
        В указе устанавливается необходимость разработки организационно-экономического обоснования создания холдинга с участием государства и определяются требования к его содержанию. 
         Вводится обязанность управляющих компаний разрабатывать стратегию развития холдингов на пятилетний период в целях повышения стабильности их деятельности, государственных органов - осуществлять ее мониторинг, о результатах которого информировать Министерство экономики. На Минэкономики в свою очередь возложена обязанность проведения ежегодного анализа эффективности управления холдингами с участием государства и представления в Совет Министров соответствующей информации. 
         Позиция представителей государства в органах управления управляющей компании холдинга с участием государства по вопросу отчуждения внесенных в ее уставный фонд акций дочерних компаний холдинга, ранее принадлежавших Республике Беларусь, будет определяться Советом Министров по согласованию с Президентом. 
Устанавливаются требования к составу совета директоров (наблюдательного совета) управляющей компании холдинга, являющейся открытым акционерным обществом. Это опыт работы на руководящих должностях не менее 3 лет, отсутствие судимости за преступления против собственности, не менее одной трети членов совета директоров должны быть независимыми. 
Указом исключаются ограничения на создание холдингов с участием банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, а также страховых организаций. Устанавливается возможность создания холдингов с участием этих финансовых организаций с учетом особенностей их деятельности, предусмотренных соответствующим законодательством. 

Информация о работе Основные понятия и структура холдинга в Республике Беларусь