Основные понятия лизинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 10:57, реферат

Описание работы

Переход к рыночной экономике в России поставил промышленные предприятия перед рядом проблем, главными из которых являются: необходимость адаптации к необычным для них условиям возрастающей конкуренции, сокращение рынка сбыта из-за высоких цен на выпускаемую продукцию и проблема неплатежей, сложности с поставщиками сырья, материалов, ограниченность финансовых ресурсов. При этом современные производства для обеспечения выживаемости должны обладать рядом особых качеств: хорошей технологической оснащённостью, большей гибкостью, способностью быстро переналаживать производство.
Намеченная программа развития реформ и стабилизации российской экономики предусматривает создание социально ориентированной, эффективной экономики, обеспечивающей рынок высокотехнологичной, конкурентоспособной продукцией.

Файлы: 1 файл

контрольная по потенциалу предприятия.docx

— 293.57 Кб (Скачать файл)

Схема международного лизинга позволяет привлечь более дешевые денежные средства от иностранных финансовых учреждений или фондов государств, заинтересованных в экспорте продукции своей промышленности в какую-либо страну. Одновременно схемы международного лизинга являются способом продвижения оборудования, производимого предприятиями страны лизингодателя.

Еще одним фактором, стимулирующим развитие лизингового бизнеса, является то, что лизинг не увеличивает сумм внешней задолженности стран. В частности, осуществление лизинговой бизнес-деятельности дает определенные преимущества для страны-лизингополучателя: сумма долга по лизингу не учитывается в подсчете национальной задолженности. В результате появляется возможность превысить лимиты кредиторской задолженности, установленные Международным валютным фондом по отдельным странам.

Несмотря на многие неоспоримые преимущества и возможности лизингового бизнеса, отдельные его субъекты часто имею ограниченные возможности в решении стоящих перед ними проблем. Важную роль в развитии международного лизинга играет поддержка его международными организациями, в том числе Всемирным банком, ЕБРР, Комиссией Евросоюза и другими международными структурами.

 

 

2.1. Зарубежный опыт сделок международного лизинга

 

Мировой опыт показывает, что в последние годы лизинговые операции стали неотъемлемой частью стабилизации и развития экономики во многих странах. Темпы прироста объема лизинга в них значительно превышают темпы прироста частных капиталовложений в производство машин и оборудования. Лизинг широко используется при сбыте продукции как на внутреннем, так и на внешних рынках.

Современный мировой рынок лизинговых услуг сосредоточен в мировых экономических центрах:  США, Западной Европе и Японии, на долю которых приходится большая часть объема лизинговых сделок в мире. Динамично лизинг развивается также в некоторых странах Азии. Но лизинговое законодательство во многих странах имеет существенные различия. До настоящего времени в мировой практике нет единства и в правилах бухгалтерского учета лизингуемого имущества.

Первые сделки международного лизинга были заключены американскими лизинговыми компаниями в 50-х годах. Различное оборудование, произведенное в США, было передано по контрактам международного лизинга в другие страны. Так, например, в 60-х годах значительное количество независимых лизинговых компаний начало активно заниматься сдачей в лизинг появившихся компьютеров фирмы IBM.

Высокоразвитую систему лизинговых операций, успешно использующую все современные формы лизинга, имеет Великобритания. Однако в последние годы налоговые льготы для лизинговых компаний в Великобритании были существенны снижены. Кроме этого, нормативная база этой страны не поощряет предоставление налоговых освобождений по лизинговым операциям, ориентированным на оказание лизинговых услуг за пределами Соединенного Королевства.

Все виды лизинговых операций активно развиваются в большинстве европейских стран. Наибольшее развитие лизинга, ориентированного на использование налоговых льгот, наблюдается во Франции, Германии и Швеции. В большинстве европейских стран лизингодатель может требовать льгот, обоснованных правом собственности на лизинговое имущество, даже в том случае, если лизингополучатель имеет номинальное право возобновления лизингового договора, что не допускается, например, американским налоговым законодательством.

Хорошо развита система лизинговых отношений в Японии. Японские лизинговые компании активно работают на международном рынке лизинговых услуг, и в последние годы крупнейшие из них открыли офисы в Нью-Йорке, Лондоне, Гонконге, Сингапуре и странах Юго-Восточной Азии. Японские компании активно выходят на европейский и американский рынки лизинговых услуг. Только в Нью-Йорке успешно работают более 20 представительств лизинговых компаний. Основное направление деятельности японских лизинговых компаний – лизинг воздушных и морских судов. Благополучие лизинговых компаний этой страны объясняется тем, что Экспортно-импортный банк Японии до недавнего времени активно способствовал усиления их влияния на международном рынке лизинговых услуг.

До последнего времени Азия переживала бум развития лизинговых операций. Штаб-квартиры крупнейших лизинговых компаний расположены в Гонконге, Филиппинах, в Южной Корее, на Тайване, в Сингапуре и в Малайзии. Активно развивался лизинг в Индонезии. Китай пошел по пути создания лизинговых компаний в виде совместных предприятий с иностранными инвесторами.

В Австралии успешно развивается лизинг, ориентированный в основном на обслуживание внутреннего рынка, а также лизинг с дополнительным рычагом в отношении недвижимости

В настоящее время на рынке лизинговых услуг участвует около 100 стран мира. Колко сотни стран являются участниками мирового рынка лизинга. Значительную роль в активизации лизинга играют различные национальные и международные ассоциации.

Размещено на http://www.allbest.ru/

 

Глава 3. Анализ рынка лизинга в Свердловской области

Стремительный подъем регионального рынка лизинга в 2010 году и I полугодии 2011 года уже трудно назвать просто восстановлением, скорее, это фаза активного роста. Прирост новых сделок сопоставим с предкризисной динамикой 2007-го (тогда сумма новых сделок увеличилась в 2,3 раза по сравнению с 2006 годом).

В Урало-Западносибирском регионе в 2010 году совокупный объем нового бизнеса достиг 57 млрд рублей. Объем новых сделок вырос за 2010 год в 2,7 раза, а общее количество заключенных сделок превысило 6 тысяч. Сумма новых сделок компаний за шесть месяцев 2011 года выросла в 2,4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.

2010-й стал годом реального  выхода из кризиса. Предприятия  пришли к пониманию, что без  обновления парка оборудования  и машин, без увеличения производственных  мощностей в условиях конкуренции  развиваться трудно. Лизингополучатели  стали выходить из убытков 2009 года, у них появился интерес  к развитию бизнеса.

Кроме того, крупные холдинги возобновили финансирование инвестиционных проектов, что в свою очередь приводит к оживлению смежных, связанных с ними производств. В тройку лидеров рынка по объему новых сделок за 2010 год вошли два федеральных игрока, работающие на Урале, Europlan и ГК «Балтийский лизинг», а также региональная лизинговая компания ЧелИндЛизинг. На тройку крупнейших в сумме пришлось 32% объема новых сделок (в 2009 году - около 50%). 59% новых сделок на региональном рынке обеспечили компании, владельцами контрольных пакетов которых являются наши соотечественники.

 По объему сделок  лидируют три субъекта (совокупно  на них приходится 70% новых сделок): Тюменская область с автономными  округами (28,6%), Челябинская область (24,0%) и Свердловская область (18,2%).

 В Тюменской и Челябинской областях около 80% новых сделок обеспечили местные компании, а вот в Свердловской области сильны позиции федеральных игроков (на локальных здесь приходится всего 25%). Тройку лидеров - суммарно 66% новых сделок, заключенных на территории Свердловской области, - возглавили ГК «Балтийский лизинг», Ураллизинг и Europlan.

По темпам прироста объема новых сделок впереди Свердловская область (207%), за ней - Челябинская (160%).

Основным фактором роста называют восстановление спроса. «Бизнес клиентов стал более устойчивым, лизинговые компании возобновили финансирование ранее приостановленных направлений, таких как строительная отрасль». Кроме того, во многих регионах возобновилось финансирование инфраструктурных проектов, при реализации которых требуется большое количество новой техники. Основным импульсом для увеличения спроса со стороны лизингополучателей в Свердловской области считает выделение денежных средств на строительство и реконструкцию дорог, что привело к массовому приобретению в лизинг дорожно-строительной техники. Спрос, наконец, расширяется под влиянием господдержки малого и среднего бизнеса: многие регионы увеличили объемы средств на эти цели.  В первом полугодии 2011 года заметно оживился спрос среди представителей среднего и малого бизнеса именно за счет возможности получения субсидий от государства.

Принципы предоставления господдержки в 2012 году не изменились, также не изменился порядок рассмотрения заявок на субсидии и перечень предоставляемых  документов.

Ниже приводим наиболее важные изменения в программе господдержки.

Изменения в программе господдержки в 2012 году.

1) расширен перечень приобретаемых  по лизингу основных средств (дополнен  различными мобильными платформами  для ведения торговли и предоставления  услуг населению, а также нестационарными  объектами и модульными зданиями  для ведения предпринимательской  деятельности),

2) увеличен размер субсидии: до 3 млн.руб. – предприятиям с численностью менее 50 человек, до 10 млн.руб. – предприятиям с численностью 50 и более человек (ранее – не более 1 млн.руб.),

3) допускается предоставление заявки  с документами представителем  Лизингополучателя (ранее – только  лично),

4) подробно для каждого месяца  расписаны сроки подачи и рассмотрения  заявок,

5) установлен срок рассмотрения  заявки – не более 30 рабочих  дней,

6) изменен срок уплаты авансового  платежа по договору лизинга  – не ранее 1 января 2011 года (т.е. субсидия  предоставляется в случае, если  расходы по уплате аванса понесены  после 01.01.2011).

Коротко о программе господдержки.

В рамках государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может быть предоставленакомпенсация части затрат по договорам лизинга.

Субсидии предоставляются за счет средств Федерального бюджета и бюджета Свердловской области в пределах выделенных на эти цели средств.

Субсидии предоставляются лизингополучателям на безвозмездной и безвозвратной основе.

Размер субсидии составляет не более 80% первого взноса (авансового платежа) по договору лизинга, но не более 30 процентов суммы договора лизинга.

Размер субсидии (субсидий) одному Лизингополучателю не может превышать:

- одному Лизингополучателю, являющемуся  субъектом малого предпринимательства  со  средней  численностью работников менее 50 человек – 3 млн. рублей;

- одному Лизингополучателю, являющемуся  субъектом малого или среднего  предпринимательства со средней  численностью работников равной 50 и более человек – 10 млн. рублей.

 

В то же время активизировали предложения рынку и сами лизинговые компании. В значительной степени это связано с ростом их ресурсной базы. Сказываются запущенные в кризис программы поддержки отрасли через Российский банк развития .В первом полугодии 2011 года активно пользовались такими кредитами, они позволили значительно снизить процент удорожания по договорам лизинга при достаточно упрощенной процедуре оформления документов.

       Банки, все еще испытывающие сильное  давление ликвидности из-за недостаточно  высоких темпов роста кредитования, увеличили объемы финансирования  лизинговой отрасли. Ряд банков  снова запустили продукт кредитования  лизинговых компаний с выделением  кредитной линии без анализа  каждой конкретной сделки, кроме  того, вновь появились предложения  пятилетних кредитов.

Как показали наши расчеты, в источниках финансирования лизинговых сделок в первом полугодии 2011 года доминировало банковское долгосрочное кредитование, его доля во всех профинансированных средствах составила 61%. В отдельных компаниях по сравнению с I полугодием 2010-го объем длинных банковских кредитов вырос в разы. Хорошим знаком для экономики стало увеличение сроков лизинга: сегодня купить оборудование или технику можно на пять лет, тогда как еще год назад лизингодатели предпочитали короткие сделки. Кроме того, уменьшился аванс, что позволяет компаниям существенно расширить клиентскую базу.

       Однако  груз проблем, полученных на стадии  экономической нестабильности, окончательно  не снят. На рынок еще давят  старые задолженности, а уже возник  новый спрос. При этом конкуренция  становится жестче: на розничный  сегмент вышли новые сильные  игроки - «дочки» банков с государственным  участием: Сбербанк-лизинг, ВТБ-лизинг  и ВЭБ-лизинг, имеющие и ресурсы, и продукты.

В погоне за долей рынка важно не забыть уроки кризиса. «Одной из опасностей может стать снижение качества лизингового портфеля из-за более лояльных требований к отбору клиентов в связи с ростом конкуренции. В долгосрочной перспективе это может привести к возникновению проблем с возвратом дебиторской задолженности и ростом изъятий».

В целом у рынка хорошие перспективы. «Здоровая макроэкономическая среда, никаких экономических шоков, государственная поддержка определенных отраслей, способствующая созданию спроса, повышенная активность лизинговых компаний в привлечении новых клиентов и доступность источников финансирования».

Быстрый рост был обусловлен стабилизацией финансового состояния лизингополучателей (что позволило лизингодателям точнее оценивать риски финансирования клиентов), смягчением критериев риск-менеджмента лизинговыми компаниями, а также агрессивной политикой лизингодателей с госучастием.

 

3.1. Структура рынка по объектам лизинга

 

Лизинг автотраспорта

Лидерами по объему заключенных сделок в регионе по итогам шести месяцев 2011 года остаются два сегмента - грузовой и легковой автотранспорт доля - 25% и 21% соответственно. До 2009 года наибольшее количество сделок заключалось в сегменте легковых автомобилей, а в 2010 году лидерство перешло к грузовикам. Легковушки также уступили грузовым авто в динамике: новый бизнес компаний  в сегменте легковых авто увеличился на 100%, а в грузовом - более чем в 2,5 раза. Третьим по объему сегментом стала сельскохозяйственная техника, доля которой составила 10,8%.

Лизинг оборудования.

В 2010 году оборудование занимало 4 место по объемам нового бизнеса, на его долю приходилось 6,0% объема всех новых сделок. В  первом полугодии 2011 года рынок лизинга оборудования составил 4,9%.

Информация о работе Основные понятия лизинга