- поддержку трудовой и
предпринимательской инициативы
граждан. Содействие развитию их
способностей к производительному
труду путем координации деятельности
в области занятости с другими
направлениями экономики и социальной
политики
- соблюдение принципа
добровольности труда, свободного
выбора вида занятости путем
поощрения работодателей, создающих
новые рабочие места
- обеспечение социальной
защиты населения в области
занятости на основе координации
деятельности государственных органов,
профсоюзов, предпринимателей в
разработке и реализации мер
по обеспечению занятости населения.
2.1 Сущность занятости
населения
На рынке труда мы встречаемся
с таким социально-экономическим феноменом,
как безработица, под которой понимается
превышение предложения труда над спросом
на труд.
Как уже отмечалось, в понятие
полной занятости не подразумевается,
что все люди трудоспособного возраста
заняты в производстве национального
дохода. И дело не в том, что часть людей
не желает работать при установившейся
ставке заработной платы (добровольная
безработица). Всегда есть часть людей,
находящихся в стадии выбора наилучшего
места работы и подготовки к трудоустройству.
Эти люди образуют естественную безработицу,
которая является неизбежным следствием
свободного выбора места и времени работы.
В каждый момент времени все трудоспособное
население оказывается разделенным на
три группы:
А) работающие (занятые).
Б) неработающие, но активно
ищущие работу (безработные).
В) неработающие и не ищущие.
Люди постоянно переходят из
одной группы в другую и обратно. Интенсивность
перемещения людей из одной группы в другую
зависит от многих обстоятельств, в том
числе и от экономической конъюнктуры.
Если ситуация в национальном хозяйстве
соответствует условиям полной занятости,
то есть предельная производительность
труда равна ставке реальной заработной
плате. То параметры числа работающих
и безработных, устроившихся на работу,
аналогичным таким показателям как коэффициент
рождаемости и смертности и среднему числу
транспортных происшествий в крупном
городе. Изменение числа работающих в
результате встречных потоков между двумя
категориями, а значит полная занятость
будет достигнута только тогда, когда
равенство числа работающих и разница
официально безработных и работающих
будет равно нулю.
Термин естественная норма безработицы
был выведении М.Фридменом. Это уровень
не учитываемый вальрасовской системой
уравнений общего равновесия, она отражает
реальную структуру рынков товаров и труда,
их несовершенство, стохастические колебания
спроса и предложения, затрат на сбор информации
о вакантных рабочих местах, и их доступности,
по перемещению трудовых ресурсов и т.д.
2.2 Программа занятости
как механизм реализации на рынке труда
Государственное регулирование
рынка труда осуществляется по трем направлениям:
-трудоустройство незанятого
населения и оказание помощи
по профподготовке (биржи труда);
-стимулирование образования
гибкого рынка труда;
-социальная защита от
безработицы.
Мировой опыт выработал два
основных типа воздействия на уровень
занятости: 1.активный (стимулирование
создания новых рабочих мест и предложения
труда, меры по сохранению и повышению
уровня занятости на предприятиях); 2. пассивный
(выплата пособий безработным).
Большое влияние на рынок труда
оказывают государственные социальные
программы (помощь малоимущим, пособия
по безработице, различные социальные
выплаты, пенсионное обеспечение и мн.
др). Эти программы содействуют определенной
стабилизации социально-экономического
положения трудящихся в зонах повышенного
рыночного риска, смягчают нестабильность
рынка.
Социальная защита населения
в условиях рынка осуществляется через
механизм перераспределения доходов на
основе введения « черты бедности» в России,
как и в других странах, на уровне « прожиточного
минимума».
Значительна и посредническо-
вспомогательная роль государства на
рынке труда. Она частично берет на себя
функции поиска и предоставления рабочих
мест, а также создания общенациональной
сети по трудоустройству. Государственные
системы обучения и переобучения рабочей
силы содействуют максимально быстрой
адаптации к меняющимся требованиям рынка.
Кроме того, в правовом государстве
на сегодняшний день действует т.н. система
социальных защитных устройств, которые
применяются для обеспечения экономической
безопасности трудящихся. Первым элементом
такой системы является регулирование занятости.
Борисов Е.Ф. Многие государства предпринимают
следующие действия:
-сокращают законодательно
установленную продолжительность
рабочего времени в период
массовой безработицы;
- рекомендуют осуществлять
на предприятиях « разделение
рабочих мест» между тружениками
(для увеличения занятости);
- досрочно увольняют на
пенсию работников государственного
сектора экономики, которые не
дослужили до пенсии 2-3 года;
- создают новые рабочие
места и организуют общественные
работы ( в области инфраструктуры-
для постройки высококачественных дорог
и т.п.) особенно для хронически безработных
и молодежи;
- сокращают предложение
рабочей силы на рынке труда;
ограничивают иммиграцию (въезд
в страну) желающих работать и
стимулируют репатриацию ( возвращение
на родину) иностранцев и др.
Видное место на сегодняшний
день в регулировании занятости занимает
биржа труда.
Биржа труда - учреждение, осуществляющее
посредничество между рабочими и предпринимателями
при совершении сделки купли-продажи рабочей
силы и регистрации безработных.
Государственная служба занятости
населения существует в стране уже в течение
15 лет, ее первоначальной задачей является
оказание содействия занятости граждан.
Государство реализует конституционные
права граждан Российской Федерации на
труд и социальную защиту от безработицы,
что, безусловно, важно для большинства
из них, работающих по найму (95%). Ведь по
результатам последней Всероссийской
переписи населения для 48 миллионов человек
доходы от трудовой деятельности являются
единственным источником средств к существованию.
Безработными признаются трудоспособные
граждане, которые не имеют работы и заработка,
зарегистрированы в органах службы занятости
в целях поиска подходящей работы, ищут
работу и готовы приступить к ней. При
этом не учитываются выплаты выходного
пособия и сохраняемого среднего заработка
гражданам, уволенным из организаций (с
военной службы) независимо от их организационно-правовой
формы и формы собственности в связи с
ликвидацией, сокращением численности
или штата.
Рынок труда представляет собой
с социальной стороны систему общественных
отношений, отражающих уровень развития
и достигнутый на данный период баланс
интересов между выступающими на рынке
силами: предпринимателями, трудящимися
и государством. Степень развитости рынка
труда характеризуется институциализацией
противоречивых интересов этих субъектов
рынка труда - ассоциаций предпринимателей,
с одной стороны, и профсоюзов, с другой.
В широком смысле механизм госрегулирования
включает экономические, юридические,
социальные и психологические факторы,
определяющие функционирование рынка
труда. Они осуществляются через систему
трудоустройства - широкую сеть бюро занятости,
банки данных о рабочих местах, государственные
программы переподготовки.
Меры косвенного регулирования
рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная
и бюджетная политика правительства, совершенствование
законодательства о социальном обеспечении,
о трудовых отношениях, о равных гражданских
правах и т.п.
Меры косвенного регулирования
рынка рабочей силы одновременно являются
и мерами общеэкономического регулирования
и воздействуют на динамику занятости
и безработицы посредством воздействия
на коньюктуру.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе я попыталась
дать анализ как научно-теоретического,
так и практического аспекта деятельности
такого составного элемента рыночной
экономики, как рынок труда, а также актуальной
в данный период развития рыночной экономики
проблемы, задевающей население РФ, как
безработица, а именно проблема занятости.
Я думаю, что из-за чрезмерной обширности
данной темы невозможно подробно рассмотреть
в одной работу все стороны этой проблемы.
Однако, исходя из всего вышесказанного,
можно сделать некоторые выводы, обобщая
анализ каждого из рассмотренных вопросов.
Итак, теперь можно уже с уверенностью
говорить о том, что рынок труда это не
только отношения между наемными работниками
как субъектами предложения труда и предпринимателями
как субъектами спроса, возникающие по
поводу купли-продажи этого труда. Ведь
рынок труда испытывает колоссальное
влияние со стороны различных субъектов
трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие
интересы наемных работников и государство,
поддерживающее интересы как работников,
так и работодателей посредством специализированных
организаций и законодательного регулирования
трудовых отношений, и предпринимательские
объединения, создающиеся в противовес
профсоюзам.
Также нельзя замыкаться на
каком-либо отдельном сегменте рынка труда,
считая ситуацию на нем общей для рынка
труда в целом. Ведь политика государства
на рынке труда в целом только тогда может
быть результативной, когда она осуществляется
дифференцированно для каждого из его
сегментов. Примером может быть необходимость
коренного преобразования существующей
системы подготовки и переподготовки
кадров, которая, по сути, входит в состав
потенциального рынка труда. Целенаправленное
государственное регулирование в этой
области в совокупности с другими мерами
на остальных сегментах может быть по-настоящему
эффективной.
В работе был также поставлен
вопрос о необходимой степени вмешательства
государства в рыночную экономику, и конкретно
в сферу трудовых отношений. Применительно
к странам с развитой рыночной социально
ориентированной экономикой этот вопрос
актуален только в тот момент, когда начинается
отток капитала за границу, обусловленный
чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей
(основной источник финансирования социальных
программ и т.п.). И тут уже ставится вопрос
о предоставлении свободы рыночным саморегулирующимся
процессам для стимулирования экономического
роста.
В нашей же экономике с присущим
ей крупным государственным сектором
и активным вмешательством в рыночные
процессы говорить о построении эффективной
социальной экономики рано. Этому способствует
и несовершенство правовой базы, и налогового
законодательства, и коррупция в руководящем
составе, и сильный "теневой" сектор.
Итак, рынок труда - это система
конкурентных связей между участниками
рынка (предпринимателями, трудящимися
и государством) по поводу найма, использования
работника в общественном производстве.
А что же касается проблемы
занятости, то по поводу неё можно сказать
только одно: она волновала многие поколения,
и я считаю, ещё не раз заставит население
содрогнуться и достичь полной занятости
населения всё равно будет невозможно.
Таким образом, можно сделать
вывод: чтобы начать эффективно решать
проблемы на рынке труда, нужно сначала
реформировать все сферы экономической,
политической и социальной жизни общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Экономическая теория.
Учебник.- М.: Юрайт-Издат, 2005.-С.314
2.Эксперт, №3, 1998 г., стр.32
3. Лещинская Г.
"Молодежный рынок труда." "Экономист.",
№8, 1996г., стр. 62-70.;
4. Микульский К. "Формирование
новой модели занятости." "Экономист",
№3, 1997, стр.47-52;
5. Чернина Н. "О новой модели
занятости." "Российский экономический
журнал", №11-12, 1996г., стр.50-59.;
6. Четвернина Т. "Положение
безработных и государственная политика
на рынке труда." "Вопросы экономики",
№2, 1997г., стр.102-113.;
7. Еженедельник "Эксперт",
1997-1998 г.
8. Павленков В.А. "Рынок
труда." М., 1992г
9. Введение в рыночную
экономику. Под ред. А.Я. Лившица, И.Н.
Никулиной. - М.: ''Высшая школа", 1994
10. Экономика. Под ред. Доц.
А.С. Булатова . - М.: Издательство БЕК, 1997
11. Экономика. Фишер С., Дорнбуш
Р., Шмалензи Р. - М.: "Дело ЛТД",1993
12. Журавлева Г.П. Экономика:
учебник/Г.П. Журавлева.-М.: Экономистъ,
2005
13. Еремин Б.А. «Рынок труда
и занятость в современной
России», 1993.
14. Власова В.М. «Стабилизация
занятости в условиях рынка»,
1992
15. «Вопросы экономики», 12,
1998.
16. « Российский экономический
журнал», 9, 1998
17. Маслова И.С. «Становление
системы формирования
эффективной занятости в новых условиях»,1991