Основные признаки, предпосылки, формы и этапы экономической интеграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:53, доклад

Описание работы

Экономическая интеграция, является исторически сложившейся общностью, которая складывалась на протяжении многих лет. Она представляет собой обширное межгосударственное объединение, которое владеет собственной организационной структурой. Меж участниками интеграции осуществляется более глубочайшее разделение труда, ведется интенсивный обмен продуктами, услугами, капиталами, рабочей силой. Мысль о тесной взаимосвязи меж странами находила свое политическое выражение еще в старых странах.

Файлы: 1 файл

Основные признаки.docx

— 20.48 Кб (Скачать файл)

Основные признаки, предпосылки, формы и этапы экономической  интеграции

 

Экономическая интеграция, является исторически сложившейся  общностью, которая складывалась на протяжении многих лет. Она представляет собой обширное межгосударственное объединение, которое владеет собственной  организационной структурой. Меж  участниками интеграции осуществляется более глубочайшее разделение труда, ведется интенсивный обмен продуктами, услугами, капиталами, рабочей силой. Мысль о тесной взаимосвязи меж странами находила свое политическое выражение еще в старых странах.

Идеи  интеграции и кооперации, создание одного экономического пространства, восстановление и развитие сотрудничества меж странами — традиционными  партнерами, стали первоочередными  в государствах СНГ. И это закономерно. Ибо интеграционные процессы в экономике  — это повеление времени.

 

Экономическая интеграция - это высшая на современном этапе ступень интернационализации хозяйственной жизни. В результате интеграции углубляется международное разделение труда, что интенсифицирует обмен товарами, услугами, капиталами и рабочей силой. Повышается уровень обобществления производства, а это требует целенаправленного, планомерного регулирования экономических процессов в масштабе межгосударственных объединений.

Основными признаками интеграции являются:

  • взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;
  • структурные изменения в экономике стран-участниц;
  • необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов.

 

Предпосылки интеграции:

близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран. За редким исключением (НАФТА) межгосударственная интеграция развивается либо между промышленно развитыми, либо между развивающимися странами;

географическая близость интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей;

общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т. д. Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами;

демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т. д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны. Демонстрационный эффект проявился, например, в желании стран бывшего СССР как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого макроэкономических предпосылок;

«эффект домино». После того, как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оставшихся за пределами интеграции. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение. Например, после вступления Мексики в НАФТА, многие латиноамериканские страны поспешили заключить с ней соглашения о торговле.

Опираясь  на указанные предпосылки, страны образуют интеграционные объединения, которые, несмотря на многочисленность в современной  мировой экономике и разные уровни развития, преследуют примерно одинаковые цели. Основными целями интеграции могут быть следующие.

Использование преимуществ экономики масштабов, которое обеспечивает расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек, прилив прямых иностранных инвестиций. Цели увеличения национальных масштабов особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки.

Создание  благоприятной внешнеполитической среды. Такая цель особенно характерна для стран ЮВА и Ближнего Востока. Здесь важно укрепление взаимопонимания  и сотрудничества в политической, военной, социальной и других неэкономических  областях.

Решение задач торговой политики. Региональная интеграция рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонние переговоров в ВТО. Кроме того, региональные объединения позволяют создать более стабильную основу для взаимной торговли, о чем уже говорилось ранее.

Содействие  структурной перестройке экономики. Подключение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с  более высоким уровнем рыночного  развития рассматривается как важнейший  канал передачи рыночного опыта. Более развитые страны, подключая  своих соседей к процессам  интеграции, также заинтересованы в  ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных емких рынков.

Поддержка молодых отраслей национальной промышленности, так как для них возникает  более широкий региональный рынок. Эта цель была ведущей для интеграционных объединений стран Латинской  Америки и Африки, расположенных  к югу от Сахары.

Объективное содержание интеграции составляет переплетение, взаимопроникновение и сращивание воспроизводственных процессов, что  обеспечивает более эффективное  взаимодействие между странами. Таким  образом, экономическая интеграция имеет ряд благоприятных условий  для взаимодействующих сторон.

Интеграционное  сотрудничество дает хозяйствующим  субъектам (товаропроизводителям) более  широкий доступ к разного рода ресурсам: финансовым, трудовым, материальным, к новейшим технологиям, а также позволяет производить продукцию в расчете на более емкий рынок.

Экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные  условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая  их в определенной степени от конкуренции  со стороны фирм третьих стран.

Интеграционное  взаимодействие позволяет решать наиболее острые проблемы социального характера.

Т.е., в результате интеграции отдельные  группы стран создают между собой  более благоприятные условия  для торговли и для межрегионального передвижения факторов производства, чем для всех других стран. Подобные региональные образования оцениваются  положительным фактором мировой  экономики, но при условии, что группа интегрирующихся стран, либерализуя взаимные экономические связи, не устанавливает менее благоприятные, чем до начала интеграции, условия для торговли с третьими государствами.

 

Основные  этапы экономической интеграции

 

Сначала создается зона свободной торговли – снижаются внутренние таможенные пошлины в торговле между странами-участницами. Страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков в отношениях со своими партнерами рамках данного объединения, но в отношениях с третьими странами они выступают не коллективно, а индивидуально. Сохраняя свой экономический суверенитет, каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные внешние тарифы в торговле со странами, не участвующими в данном интеграционном объединении. Обычно создание зоны свободной торговли начинается с двусторонних договоренностей двух тесно сотрудничающих стран, к которым затем присоединяются новые страны-партнеры (так было в НАФТА – северо-амер. зст: сначала – договор США с Канадой, к которому затем присоединилась Мексика). Большинство существующих экономических интеграционных союзов находятся именно на этом начальном этапе.

После этого участники  ЗСТ переходят к таможенному союзу. Теперь уже унифицируются внешние тарифы, проводится единая внешнеторговая политика – участники союза совместно устанавливают единый тарифный барьер против третьих стран. Когда таможенные тарифы в отношении третьих стран различны, то это дает возможность фирмам стран вне зоны свободной торговли проникать через ослабленную границу одной из стран-участниц на рынки всех стран экономического блока. Унификация внешних тарифов дает возможность надежнее защищать формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом страны-участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Поскольку создание таможенного союза требует значительных усилий по координации экономической политики, не все зоны свободной торговли «дорастают» до таможенного союза. 

 

Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок. Теперь к минимизации внутренних пошлин добавляется устранение ограничений на перемещение из страны в страну различных факторов производства – инвестиций (капиталов), работников, информации (патентов и ноу-хау). Это усиливает экономическую взаимозависимость стран – членов интеграционного объединения. Свобода передвижения ресурсов требует высокого организационного уровня межгосударственной координации. Общий рынок создан в ЕС; НАФТА приближается к нему. 

 

Но и общий рынок  не является завершающим этапом интеграционного  развития. Для формирования единого  рыночного пространства мало свободы  передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей  силы. Чтобы завершить экономическое  объединение, надо еще выровнять  уровни налогов, унифицировать хозяйственное  законодательство, технические и  санитарные стандарты, скоординировать  национальные кредитно-финансовые структуры  и системы социальной защиты. Выполнение этих мероприятий ведет, наконец, к  созданию подлинно единого внутрирегионального рынка экономически объединившихся стран. Данную ступень интеграции принято называть экономическим союзом. 

 

На этом этапе усиливается  значение специальных надгосударственных управленческих структур (типа Европарламента в ЕС), способных не только координировать экономические действия правительств, но и принимать оперативные решения  от имени всего блока. До этого  уровня экономической интеграции дошел  пока только ЕС.

По мере развития экономического союза в странах могут сложиться  предпосылки для высшей ступени  региональной интеграции – политического союза. Речь идет о превращении единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от экономического союза к политическому возникает новый многонациональный субъект мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступает с позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этих союзов. Фактически происходит создание нового крупного федеративного государства.

 


Информация о работе Основные признаки, предпосылки, формы и этапы экономической интеграции