Основные проблемы государственного управления экономикой в древневосточных трактатах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:46, реферат

Описание работы

В условиях осуществляемых в России социально-экономических реформ изучение истории экономических учений в процессе подготовки специалистов экономического профиля и формирования у них общечеловеческой и профессиональной культуры является важным и полезным делом. Знания, которые получает человек, изучая этот предмет, помогают ему осмыслить закономерности, которым подчиняется экономическая теория, позволяют свободно ориентироваться в ее проблемах. Цель: Изучение данной темы является выявление основных идей древних мыслителей, которые находят свое отражение в современной экономической теории, выяснение основных проблем государственного управления экономикой в древневосточных трактатах.

Содержание работы

Введение. 2
1. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. 4
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ ВАВИЛОНИИ. 6
2.1 Кодекс царя Хаммурапи. 6
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. 10
3.1 Конфуцианство. 10
3.2 Трактат "Гуань-цзы". 12
4. ЭКОНОМИЧЕСКА МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. 14
4.1 Трактат "Артхашастра". 14
Вывод. 19
Список литературы. 21

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение.

 

  Экономико-специфическая сфера человеческой деятельности родилась одновременно с возникновением человеческого общества. В процессе своей хозяйственной деятельности первобытные люди накапливали производственный опыт, приобретали навыки решения проблем экономического характера. Все это закреплялось в родовой памяти поколений. Однако в те отдаленные от нас времена экономические представления людей являлись составной частью их архаического мышления. Поэтому ошибочно утверждать, что члены первобытного общества умели мыслить экономически. Экономические представления древних народов облеклись в форму экономического мышления лишь с появлением письменности, которая является одним из атрибутов цивилизации. Процесс его формирования нашел свое отражение в письменных памятниках древневосточных цивилизаций.

Актуальность: В условиях  осуществляемых  в России  социально-экономических реформ изучение истории экономических учений  в процессе  подготовки  специалистов экономического   профиля   и   формирования   у   них   общечеловеческой   и профессиональной культуры является важным и полезным делом. Знания, которые получает человек, изучая  этот  предмет,  помогают  ему осмыслить  закономерности,   которым   подчиняется   экономическая   теория, позволяют свободно ориентироваться в ее проблемах.

Цель: Изучение данной темы является выявление основных идей древних мыслителей, которые находят свое отражение в современной экономической теории, выяснение основных проблем государственного управления экономикой в древневосточных трактатах.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • показать специфику экономического развития и своеобразие экономических идей мыслителей Древнего Востока;
  • понять основные проблемы государственного управления экономикой.

В своей  работе  я  хочу  рассмотреть  памятники  экономической  мысли, оставленные нам философами и правителями Древнего Востока. Но экономическая мысль того  времени  была  не  отделима  от  политико-правовой,  религиозной идеологии. Поэтому  собственно  экономических  трактатов  найти  практически невозможно. Для данного исследования, вероятнее всего, подойдут методы  описания  и анализа,  так  как  они  позволяют  наиболее  полно   показать   особенности древневосточных обществ и, как  следствие,  причины  возникновения  тех  или иных памятников экономической мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА В СТРАНАХ  ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.

 

С появлением первых государственных  образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики. В каждой из стран  Востока  находился  свой  путь  решения  данной проблемы, в зависимости от сложившихся традиций и  устоев. В странах Древнего Востока поддерживалась система рабовладения и приоритета натурально-хозяйственных отношений перед товарно-денежными. Это можно свести к следующим проблемам:

1. Выразители экономической мысли  Древнего мира — крупные мыслители  (философы) и отдельные правители  рабовладельческих государств —  стремились идеализировать и  сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство как главные условия открытого разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего "естественного порядка".

2. Доказательства идеологов Древнего  мира базировались преимущественно  на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала, в которых усматривали искусственную сущность, нарушающую принцип эквивалентности и пропорциональности процесса обмена товаров на рынке по их стоимости. Однако для более обстоятельной и полной характеристики эволюции экономической мысли Древнего мира необходимо обособленное рассмотрение особенностей хозяйственной жизни восточного рабства и классического рабства и основных идей и воззрений в дошедших до нас памятниках экономического мышления цивилизаций Древнего Востока и античных государств.

Остановимся на наиболее популярных источниках-памятниках

экономической мысли цивилизации Древнего Востока.

 

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ  ВАВИЛОНИИ.

2.1 Кодекс царя Хаммурапи.

 

   Для этого древневосточного государства характерно быстрое развитие частной собственности и денежных отношений. Но в условиях отсутствия гарантии свободы личности это вело к разорению массы производителей, развитию долгового рабства и кабальничества.

   Наиболее значительным памятником Вавилонского царства является кодекс царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.), широко отразивший экономические основы общества, важнейшие тенденции его развития. Свод законов Хаммурапи даёт представление о том, что деление общества на рабов и рабовладельцев признавалось в то время естественным и вечным, рабы приравнивались к имуществу рабовладельцев.

   Из кодекса Хаммурапи видно, что государство пыталось остановить размывание слоя самостоятельных производителей. Законы в отличии от других восточных экономических трудов не имеют религиозного и морального характера. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства господствующей силы, в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы, где "сильный не притеснял бы слабого". Эти законы являются первой попыткой управлять экономической жизнью страны при помощи правовых норм.

При составлении кодекса  в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.

В соответствии с этим законом, во избежание разрушения натурально-хозяйственных  отношений и угрозы суверенитету страны из-за ослабления государственных  структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну, вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую экономическую, административную и уголовную ответственность, вплоть до смертной казни.

Основная экономическая  тема законов — создание условий, при которых сильный не притеснял бы слабого. Так, запрещались продажа и отчуждение за долги земельных наделов царских воинов и других категорий подданных; ограничивалась ростовщическая эксплуатация.

Во времена правления  Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник доходов. Во времена Хаммурапи царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение царем Хаммурапи сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.

В Законах Хаммурапи  имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая, сдававший в аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще неосвоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя из объема урожая, выращенного соседями. Кроме аренды поля, сада, Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних-животных, судов, повозок, рабов.

Законы устанавливают  не только плату за наем вещей, но и  ответственность в случае порчи  или гибели нанятого имущества.

Широко был распространен  договор личного найма. Кроме  сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного).

Довольно подробно Законы Хаммурапи регулировали договор  займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

В условиях существования  частной собственности как на движимое, так и недвижимое имущество, большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота считалась недействительной. Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения. Любые покушения на частную собственность влекли экономическую ответственность.

Законы Хаммурапи отразили заботу об укреплении и охране частной собственности. Покушение на неё каралось смертной казнью и отдачей в рабство. Исторический памятник свидетельствует о том, что основу экономики Вавилонского царства составляло натуральное хозяйство. Сохраняла позицию община, хотя разложение уже основательно коснулось ее. Царская власть заботилась о защите интересов общины и мелких производителей. В законах Хаммурапи отразилось развитие товарно-денежных отношений, меры, способствовавшие расширению торговых сделок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.

3.1 Конфуцианство.

 

Конфуций (Кун - цзы, 551479г. До н.э.) родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда Китай находился в состоянии тяжелого внутреннего кризиса. Разрушались патриархально-родовые нормы, в междоусобицах гибла родовая аристократия. Крушение древних устоев семейно-планового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа – все это вызывало резкую критику ревнителей старины. Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека.

В экономике страны в  бытность Конфуция происходили существенные сдвиги, связанные с разложением  первобытнообщинного строя и становлением рабовладения. Пришло в упадок земледелие, разрушались общинные связи, нарастала имущественная дифференциация, укреплялись позиции частных рабовладельческих хозяйств.

В целях стабилизации социально-экономического строя тогдашнего Китая Конфуций предложил программу морального совершенствования человека. Уважение к старшим — одна из основных черт мужа, мыслителя. Такой человек никогда не будет "поступать против вышестоящих". Он полагал, что регламентация патриархальных отношений служит укреплению государственного строя. Хотя Конфуций считал необходимым облегчить бремя налогов, в то же время он ратовал за привлечение народа к исполнению трудовых повинностей, не нарушая цикла земледельческих работ.

Он впервые выдвинул теорию естественного права — социальную, нравственную, юридическую. Согласно теории естественного права, бог является лишь первопричиной мира, но не вмешивается в явления общественной жизни, которые охраняются гражданскими законами. Конфуций первым призвал больше работать и меньше потреблять, что увеличит богатство страны.

Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском  обществе, приобрести структурную прочность  и обосновать свой крайний консерватизм, нашедший наивысшее выражение в  культе неизменной формы.

Конфуцианство – это так же и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов – словом это основа всего китайского образа жизни. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни.

Учение Конфуция нацелено на обеспечение стабильности формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства, широкое использование  в этих целях традиционных форм и обрядов. Он ратовал за укрепление власти верховного правителя Китая.

Экономические воззрения  Конфуция, являясь продуктом своей  эпохи, были противоречивы. Идеализация  старины, закрепление патриархально-общинных отношений уживались у него с разработкой правил, регулирующих взаимоотношения рабов и рабовладельцев. Он представлял, прежде всего, позиции потомственной рабовладельческой аристократии, а также низшего, служилого слоя рабовладельцев. Рабовладение у него совмещалось с сохранением старых патриархальных порядков, отношений кровного родства. В условиях обострявшихся социальных противоречий Конфуций искал пути достижения социального "равенства" при сохранении рабовладельческих порядков, сглаживания классовых конфликтов. Конфуцианство обосновывало консерватизм общественного устройства, утвердившийся на долгие годы в китайском обществе.

Информация о работе Основные проблемы государственного управления экономикой в древневосточных трактатах