Основные проблемы в развитии пищевой промышленности мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть значение пищевой промышленности в мировом хозяйстве. Проанализировать развитие отраслей пищевой промышленности. В работе использованы методы теоретико–экономического исследования, в частности: анализ, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.
В работе представлены различные аспекты проблемы пищевой промышленности мира, показатели развития пищевой промышленности в различных странах.
Предложены рекомендации по улучшению работы и развития отрасли пищевой промышленности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…..…5
1 Роль пищевой промышленности в мировом хозяйстве………….…...............7
1.1 Значение пищевой промышленности…………………………………….….7
1.2 Особенности размещения отраслей пищевой промышленности и её сырьевой базы………………………………………………………….…….........9
2 Экономический анализ развития отраслей пищевой промышленности…..15
2.1 отраслевая структура и современный уровень её развития………………15
2.2 Основные направления повышения эффективности функционирования отрасли……………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемых источников……………………………………………..33

Файлы: 1 файл

основные проблемы в развитии пищевой промышленности мира.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Рыбная промышленность добывает, перерабатывает и все в большей степени воспроизводит рыбу и нерыбные продукты промысла морей и пресных вод, формируя рыбопромышленный комплекс. В его состав входят рыболовный флот, порты (нередко специализирующиеся на морепродуктах), рыбокомбинаты, холодильники, консервные заводы, рыбоводные заводы, другие предприятия по выращиванию моллюсков, ракообразных, водорослей и т.д. (марикультура). В состав рыбопромышленного комплекса входят также научно–исследовательские учреждения и организации по контролю и охране рыбопромысловых акваторий государства.

Научно–технический прогресс оказал мощное воздействие на развитие всего рыбопромышленного комплекса. В послевоенные годы были сконструированы  и построены крупные морозильные  траулеры,

                                                                                                                  17

рыбопромысловые базы – суда для обработки и  транспортировки объектов промысла, рыбоконсервные плавучие базы. Средства и методы поиска объектов промысла (воздушная разведка, приборы по обнаружению косяков рыбы и т.д.) позволили повысить эффективность работы рыбопромышленного комплекса. В результате возросла роль глубоководного промысла в открытом океане вместо традиционного шельфового, широко освоены ресурсы Тихого океана вдали от портов базирования рыбопромысловых судов. Появились новые методы обработки морепродуктов (охлаждение вместо заморозки и соления, создание пресервов – нестерилизируемых рыбных консервов и т.д.).

Разнообразная продукция рыбопромышленного комплекса увеличивает области ее использования: уже освоенные направления – пищевое, кормовое, медицинское, техническое – дополняется в каждом из них за счет инноваций. Так, очень перспективны биотехнологические разработки для создания эффективных фармацевтических препаратов. Все же основное направление потребления продукции комплекса – пищевое: рыбные продукты составляют около 90%. Очень различается по странам мира использование других продуктов марикультуры (национальные традиции питания и т.д.).

За 1960–2010 гг. менялась структура морского и пресноводных промыслов: доля последнего увеличилась и достигла 18% (1980 г. – 11%). Уменьшение доли морских промыслов в улове (за 1980–2010 гг. с 77 до 66%) сохранило основные пропорции в структуре вылавливаемой рыбы, основную часть которой (48%) составляют сельдь и треска.

Индустриализация рыбного  промысла оказала большое влияние  на роль отдельных стран и акваторий  в рыбной промышленности мира. Особенно изменилось значение отдельных стран  и регионов.

Основной результат пространственных сдвигов отрасли – ее рост в Азии и Южной Америке: на эти два региона приходится почти 3/4 добываемых в мире морепродуктов. Примечательно, что государства,

                                                                                                                  18

имеющие выход  в Тихий океан, дают более 70% продукции  отрасли. Среди 10 ведущих государств по добыче рыбы и морепродуктов в  мире 9 расположены в Тихоокеанском  бассейне. Среди них нет ни одной  западноевропейской страны, хотя они  ведут активный лов в этом отдаленном океане. Беспрецедентным стало лидерство КНР в этой отрасли, давшей более 1/5 ее продукции в мире. Происшедшие сдвиги в отрасли отражают и роль государств Азии, где проживает большая часть населения планеты, и значение Тихого океана как важнейшей рыбопромысловой акватории.

Резко упала  доля государств Восточной Европы, которая оказалась вдвое ниже уровня 1950 г., когда только шел процесс  формирования комплекса. Наибольший удар в развале отрасли в регионе  пришелся на Россию, которая давала основную часть продукции. В настоящее время Россия отброшена на уровень улова в РСФСР в 1966 г., т.е. на 30 лет назад.

Маслосыродельная  промышленность дает наиболее ценные продукты питания, обеспечивающие глубокую переработку исходного сырья  – молока, а также, в отличие от кисломолочных, выдерживающих хранение и дальние перевозки. В 60–е гг. начались глубокие структурные изменения в соотношениях получения двух самых массовых продуктов – животного масла и сыра. В 1950 г. мировое производство масла в 1,5 раза превысило получение сыра, а в 1980 г. сыра делали в 1,6 раза больше, чем масла (в 2010 г. более чем вдвое). Сыр стал ведущим продуктом отрасли, его изготовление и потребление имеет тысячелетние традиции.

География производства сыра характеризуется постоянно  высокой Долей Западной Европы, где он всегда был одним из самых важных и любимых продуктов питания. Роль этого региона как продуцента сыра меняется, но он остается лидером мирового сыроварения: в 1950 г. Регион

давал более  половины продукции в мире, в 2010 г. – 44%. Северная Америка –второй по значению регион (2010 г. – 26%). Таким образом, на оба региона приходится 70% получения сыра в мире. Доля Восточной Европы снижается

                                                                                                                                19

(1990 г. – 16%, 2010 г. 12%). Сыр – преимущественно  продукт потребления населения  развитых стран мира в северном  полушарии. Его высокая калорийность  обеспечивает достижение рационального  питания в условиях умеренного климатического пояса.

Уровень производства и потребления сыра на душу населения  сильно отличается по странам. При среднем  в мире производстве на душу населения 2,6 кг в 2010 г. в отдельных странах  оно гораздо выше: во Франции – 27 кг, а в Греции, Дании, Новой Зеландии – более 50 кг. Это обусловливает экспортную специализацию последних, как и ряда других стран. Крупнейший продуцент сыра – США (около 25% мирового производства), вдвое меньше доля Франции (11%), ФРГ – третья (9%). Россия вырабатывает около 5 кг сыра надушу населения в год, уступая даже Египту (6 кг).

Разнообразие  сортов сыра (более 700) обусловило широкое  участие этой продукции во внешней  торговле. Поэтому многие страны даже в Западной Европе традиционно ввозят сыры из целого ряда государств региона и даже других регионов (Новая Зеландия). Некоторые сорта приобрели мировые стандарты (голландский сыр, швейцарский сыр и др.), они вырабатываются во многих странах мира.

Продуктом отрасли  является и масло коровье (животное). Его производство претерпело во второй половине XX в. сильные колебания. За послевоенным ростом изготовления в 80–е гг. последовала стабилизация, обусловленная резким сокращением его потребления в целом ряде стран, особенно в США. Это отразилось и на сдвигах в размещении производства масла по регионам и странам мира.

Региональные  сдвиги в размещении производства масла  приняли после Второй мировой  войны и в 90–е гг. большой размах. В первый период они 

ознаменовались  мощным ростом отрасли в Восточной  Европе, а затем – в Азии, которая стала лидером в получении этого продукта. Причины происшедших сдвигов заключаются в изменении структуры питания в США,

                                                                                                                             20

резком уменьшении как производства, так и потребления  масла. В прошлом, вплоть до Второй мировой  войны, США были крупнейшим в мире его продуцентом. В Западной Европе традиции питания сохранили роль масла до настоящего времени, но его  производство практически не растет. Бурный рост производства и потребления масла в Восточной Европе обусловлен, как и в северных странах Западной Европы, необходимостью восполнения энергетических затрат человека в условиях сурового климата. Поэтому вплоть до 90–х гг. СССР был лидером в изготовлении животного масла. Превращение Азии (особенно Индии и Пакистана, дающих 1/4 масла в мире) в лидера по производству обусловлено необходимостью переработки молока (Индия – третий в мире его производитель) в более ценные продукты питания. Технология изготовления масла проще, чем сыра. Однако уровень потребления масла в Индии (1,4 кг на человека) остается все еще на среднемировом уровне (1,2 кг).

Самым важным результатом  развития масложировой промышленности был рост маргаринового производства. Маргарин – пищевой продукт, смесь животных жиров, растительных масел, молока, ароматических веществ. Сырьевая база для его получения очень широкая, а технология переработки сырья позволила изготовлять продукт, равноценный по всем показателям животному маслу, и разных сортов и областей применения. Небольшие затраты на его производство сделали маргарин конкурентом животного масла.

Структурные изменения  в производстве этих продуктов отразились и на географии изготовления маргарина  в разных регионах мира: в 1950 г. главными продуцентами были Западная Европа – 61%, Северная Америка – 21 и Восточная Европа ––15%. Смена структуры потребления масел в этих

 регионах  проходила неодинаково, и к  2010 г. Северная Америка стала  лидером производства маргарина  (36% мирового). Западная Европа заметно сократила его выпуск (22%). Существенный сдвиг в получении этого

                                                                                                                              21

 продукта  вывел Азию на второе место в мире (28%). Доля же Восточной Европы за 1950–2010 гг. сократилась более чем вдвое.

Еще более высоки различия по странам даже в пределах одного региона, где проявляется  влияние экономических причин, национальных традиций в производстве и потреблении масла и маргарина. Так, в Бельгии, Великобритании, Дании, Нидерландах с их развитым молочным хозяйством масла животного вырабатывается меньше, чем маргарина (в Нидерландах в 3 раза), а во Франции, наоборот, масла больше, чем маргарина в 3 раза. В США и Канаде получение маргарина также опережает изготовление масла. Примечателен сдвиг маргариновой промышленности в Индию, ставшую после США вторым продуцентом (7% мировой продукции).

Сахарная промышленность. Сахар – один из важнейших продуктов  питания, производство которого продолжает устойчиво возрастать, несмотря на рекомендуемые диетические ограничения в его потреблении. Средний показатель получения в мире в 2010 г. составлял 21 кг на душу населения, но потребление сахара по странам мира сильно различается: от нескольких килограммов (КНР) до 40–50 кг (Великобритания, Австралия, Канада, Куба). В ряде стран на потребление сахара все больше влияет конкуренция подслащивающих веществ.

Производство  сахара основано на использовании двух видов сырья: сахарного тростника и сахарной свеклы. Развитие сырьевой базы оказало дальнейшее воздействие в 1950–2010 гг. на размещение сахарной отрасли. В 1950 г. из сахарной свеклы получили 47% сахара и 53% – из сахарного тростника. В 2010 г. сахарный тростник стал главным видом сырья – на его основе произвели 71% сахара в мире. Таким образом, характер сырьевой базы изменил и размещение всей сахарной промышленности мира.

Важнейший результат  сдвигов в размещении производства сахара в 1950–2010 гг. – лидирующая роль Азии, дающей более 1/3 продукции в мире. В целом два региона – Азия и Южная Америка – суммарно дают около 60%

                                                                                                                   22

сахара, а Индия  и Бразилия заняли ведущие места в отрасли. Следствием распада СССР и СЭВ явилось резкое падение производства сахара на Кубе, которая до 1991 г. была одним из лидеров мировой сахарной промышленности. В 2010 г. она не вошла даже в десятку ведущих продуцентов сахара, ибо потеряла рынки сбыта в Восточной Европе, а США сохраняют эмбарго на торговлю с Кубой.

Внешняя торговля продукцией пищевой промышленности имеет преимущественно характер ассортиментного обмена разными  ее видами. Исключение составляет сахар, экспорт и импорт которого определяется балансами потребления и производства в каждой стране. Это обусловило специализацию отдельных государств на производстве и внешнеторговых поставках тех или иных видов продукции, например, Новая Зеландия – крупнейший экспортер (20% мирового экспорта) животного масла – вывозит 83% этого продукта, а Нидерланды – даже 136% (включая реэкспорт масла).

В пищевкусовой промышленности большинство ее продуктов (чай, кофе, какао, различные специи) имеют свои потребительские достоинства. Их производство растет, и оно обычно привязано к определенным природным зонам планеты, где сельское хозяйство многих стран специализируется на их получении.

Экологические, социальные и экономические проблемы обусловлены в данной отрасли  только изготовлением алкогольных  напитков и табачной продукции. Их влияние на здоровье людей вызывает все большее беспокойство медицинской науки, общественных движений (например, «зеленых»); принимаются административные меры по регулированию этой продукции в рекламе, продажах и т.д.

Тенденция сокращения потребления алкогольных напитков затронула

не только крепкие, но и слабоалкогольные – виноградные  вина. Их производство после Второй мировой войны росло, а затем  стало снижаться (1960 г. – 24 млрд л, 1980 г. – 35 и 2010 г. – 25 млрд л). География  виноделия

                                                                                                                                 23

за эти десятилетия  не изменилась: Италия, Франция и  Испания стабильно дают более 1/2 виноградных вин в мире.

Производство пива, наоборот, быстро росло (1960 г. – 40 млрд л, 2010 г. – 126 млрд л). География отрасли также мало изменилась: основное количество пива вырабатывают США и многие западноевропейские государства (суммарно до 1/4 мировой продукции). Очень быстро развивалось пивоварение в КНР, которая вышла на второе место среди продуцентов напитка после США.

Информация о работе Основные проблемы в развитии пищевой промышленности мира