Основные рыночные структуры и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 10:46, реферат

Описание работы

Под структурой рынка понимается его характеристика с точки зрения воздействия как рынка на положение и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка.
Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов.

Содержание работы

1.Основные рыночные структуры и их характеристика.
2.Какова эластичность спроса на земельные участки в развитых промышленных странах?

Файлы: 1 файл

Экономика .к.р.docx

— 33.88 Кб (Скачать файл)

Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на  которые  приходится половина и более общих  продаж продукта. На восемь крупнейших  фирм, выпускающих фотографические  оборудование и принадлежности в  США, приходится, например, более 85% выпуска. Конечно же, господствует на рынке "Kodak". Он, однако, не является единственным продавцом. Рынок фотографического оборудования и принадлежностей можно рассматривать как олигополистический.

На олигополистических рынках, по меньшей мере, некоторые  фирмы могут влиять на  цену благодаря  их большим долям в общем, выпускаемом  количестве товара. Продавцы на  олигополистических рынках знают, что когда они либо их соперники изменят цены или  выпускаемое количество продукта, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на  рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что  каждая фирма  в отрасли признает, что изменение ее цены или выпуска  вызовет реакцию конкурирующих  фирм. Отдельные продавцы на олигополистических рынках должны считаться с реакцией  своих конкурентов. Реакция, которую  какой-либо продавец ожидает от соперничающих  фирм в ответ на изменения установленных  им цены, объема выпуска или изменения  деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения. Реакция, которой отдельные  продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках.

Поведение фирм на олигополистических рынках можно  уподобить поведению армий на войне. Они соперники, а трофеем  является прибыль. Их оружие включает в себя контроль над ценами, рекламу  и установление величины выпуска. Не многочисленность конкурентов заставляет их считаться с реакцией друг друга  на свои решения. Они выбирают такую  стратегию, чтобы увеличить свои доли на рынке и прибыли.    Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые обсуждались  для монопольных фирм. Естественная олигополия существует, когда несколько  фирм могут поставлять продукцию  для всего рынка при более  низких долгосрочных средних издержках, чем были бы у множества фирм. Существование естественных случаев  олигополии является предметом споров среди экономистов. Утвердилось  мнение, что отрасли, в которых  существует олигополия, включают в  себя нефтепереработку, выплавку стали  и производство пива.    Подытоживая, заметим, что олигополистические рынки  обладают следующими чертами:

1.Всего несколько фирм снабжают весь рынок. Продукт, который они поставляют, может быть как стандартизированным, так и дифференцированным.

2. По крайней  мере, некоторые фирмы в олигополистической  отрасли обладают  крупными рыночными  долями. Следовательно, некоторые  фирмы на рынке обладают способностью  влиять на цену товара, варьируя  его наличие на рынке.

3. Фирмы в  отрасли сознают свою взаимозависимость.  Продавцы всегда считаются   с реакцией своих конкурентов,  когда устанавливают цены, ориентиры  по объемам продаж,  размер  рекламных расходов или принимают  другие деловые меры.     Нет единой модели олигополии. Можно разработать ряд моделей,  объясняющих поведение фирм в  конкретных ситуациях, основываясь  на том, какие строят предположения  фирмы относительно реакции своих  соперников. Описываемые ниже модели  показывают, как при олигополии  проявляется тенденция к уменьшению  прибылей из-за конкуренции. Разрушительное действие олигополистического соперничества на цены толкает фирмы к сговору, чтобы уменьшить конкуренцию и увеличить прибыли.

1.5. Другие  формы несовершенной конкуренции

Монопсония

 Чистый  монопсонист - это единственная на рынке фирма, которая является покупателем ресурса или его услуг, предлагаемых на этом рынке, причем возможностей альтернативного сбыта либо мало, либо нет совсем. Монопсонист обладает властью, достаточной для влияния на цену услуг ресурса, которые закупает. Кривая предложения услуг ресурса монопсонисту имеет восходящий характер. Поэтому монопсонист может влиять на цену закупаемого ресурса путем изменения, приобретаемого его количества.

Чистая монопсония - такая же редкость, как и чистая монополия. Предположительно она может  существовать в небольших городах, в которых, например, единственная фирма  нанимает всех трудоспособных жителей. Единственная шахта, на которой работают все шахтеры, находящаяся в отдаленном приграничном городе, может служить  примером чистой монопсонии. Правительство  США как единственный покупатель многих материалов оборонного значения, таких, как ядерное оружие, является чистым монопсонистом для этих товаров. Оно закупает все их рыночное предложение, а продажа этих товаров другим покупателям запрещена.

 Несмотря  на редкую возможность существования  рынка единственного работодателя, часто бывает, что фирма закупает  очень значительную часть всего  доступного рыночного предложения  определенного ресурса. Например, предположим, что университет  обеспечивает рабочими местами  70 % рабочей силы в небольшом  городке. Если бы ему понадобилось  увеличить найм, скорее всего ему пришлось бы повысить заработную плату, чтобы привлечь работников из других городов или тех местных работников, которые в настоящее время не трудятся. Аналогично, если фирма-производитель самолетов приняла на работу 90% работников в городе, снижение её активности, сворачивание производства приведет к резкому понижению заработной платы в этой местности, так как в ней, в целом, понизится спрос на рабочую силу. Подобные фирмы должны считаться с тем, что уровень их спроса на труд прямо отражается на заработной плате, которую они должны устанавливать своим работникам.

  Олигопсония  - это такая структура рынка  факторов производства, когда небольшое  количество фирм закупает все  рыночное предложение определенного  ресурса. Професси­ональные спортивные лиги являются хорошим примером олигопсонии. Спортсмены могут продать свои услуги небольшому числу фирм. Так, в США обычно существует 20 или 30 профессиональных команд в каждом виде спорта. Большая часть профессиональных спортивных лиг имеет определенный согласованный механизм для понижения конкуренции между командами. Олигопсония сходна с олигополией в том, что конкурирующие фирмы сознают свою взаимозависимость. Для избежания отрицательных последствий ценовых войн, которые могли бы привести к росту оплаты спортсменов, такие команды обычно ищут способы обуздать ценовую конкуренцию. Результат похож на создание картеля. Группа фирм действует совместно, таким образом, как если бы они были одним покупателем. Правила найма обычно предполагают разрешение определенному спортсмену вести переговоры только с одной определенной фирмой (командой) в лиге. У каждой команды имеется своя "квота" игроков и система также предполагает отсутствие возможности найма одной фирмой всех лучших новых игроков.

  В США   арбитражем недавно было выявлено, что 26 собственников бейсбольных  команд высшей лиги действовали  в сговоре в качестве олигопсонии,  чтобы препятствовать повышению   оплаты профессиональных игроков,  которые нанимались по контрактам  в 1985 году. Когда фирмы объединяются  в олигопсонию, последующее снижение  конкуренции служит для оказания  понижающего воздействия на цены  найма услуг ресурса.

 

2. Модель  рынка доминирующего предприятия  с конкурентным окружением и  закрытым входом

Предпосылки модели:

1. Существует  одно предприятие, имеющее более  низкие затраты на производство  и больший размер, чем любое  другое предприятие отрасли;

2. Все предприятия, кроме доминирующего, являются ценополучателями и определяют свой выпуск, уравнивая свои предельные затраты и отраслевую цену;

3. Число предприятий  в отрасли фиксировано. Это  значит, что доминирующее предприятие  знает, что оно может повышать  отраслевую цену, не опасаясь  ни входа на рынок новичков, ни создания дополнительных мощностей  на действующих предприятиях  отрасли; 

4.Доминирующее предприятие знает кривую отраслевого спроса;

5.Доминирующее  предприятие знает кривую предложения  конкурентного окружения и, значит, может предвидеть его величину  при разном уровне цены.

 

 

 

 

 

 

2.какова  эластичность спроса на земельные  участки в развитых промышленных  странах?

Спрос на землю  не является однородным. Он включает в  себя две основных составляющих:

1.      спрос сельскохозяйственных  потребителей;

2.      несельскохозяйственных  потребителей.

Прямая сельскохозяйственного  спроса на землю  будет иметь отрицательный  наклон. Это связано с тем, что  по мере вовлечения земли в оборот (при данном уровне развития техники  и технологий) мы должны будем переходить от лучших по плодородию земель к средним и даже худшим. В этом состоит закон уменьшения плодородия почвы (эти идеи выдвигались А. Тюрго, Д. Андерсоном, Д. Риккардо).

 

Прямая несельскохозяйственного спроса также имеет отрицательный наклон, что связано главным образом с местоположением. Например, для жилищного строительства и строительства офисов приходится приходиться использовать не только землю в центре, но в связи с ее ограниченностью и на окраинах тоже.

 

На сельскохозяйственный спрос  на землю оказывает серьезное  влияние и сокращение доли продовольствия в бюджете потребителя, что ведет  к уменьшению доли расходов на продукты питания. Поэтому доля сельского  хозяйства в национальном доходе сокращается. Если население, занятое  в аграрной сфере, не будет уменьшаться  теми же темпами, что и сокращение расходов на сельскохозяйственную продукцию, то доходы этой части населения будут  неуклонно понижаться. Это в конечном счете отражается на сельскохозяйственном спросе на землю и на ее предложении.

 

Сельскохозяйственный спрос в  условиях развитого рыночного хозяйства  является производным от спроса на продовольствие. Он складывается из спроса на продукцию  растениеводства, животноводства и так далее. Сельскохозяйственный спрос учитывает плодородие почвы  и ее местоположение.

 

Для производства продовольствия типична  ситуация близкая к совершенной  конкуренции, так как преобладают  семейные фермы, и спрос на продукты питания неэластичен, так как  люди не могут жить без пищи.

 

В отличие от сельскохозяйственного  спроса на землю несельскохозяйственный спрос имеет устойчивую тенденцию  к росту. Несельскохозяйственный спрос  на землю также объединяет разнообразные  виды спроса. Он состоит из спроса на землю для строительства жилья, объектов инфраструктуры, из промышленного  спроса и даже из инфляционного спроса на землю. В условиях высоких темпов инфляции борьба с обесцениванием денежного  богатства подталкивает спрос на недвижимость. И земля выступает  одной из гарантий сохранения и приумножения богатства.

 

Несельскохозяйственный спрос, как  правило, безразличен к уровню плодородия земли. Главное для него — местоположение земельных участков. Оно имеет  особое значение в крупных городах. В различных районах города цена земли неодинакова и обычно достигает  максимума в центре города.

Для несельскохозяйственных потребителей существует два основных фактора  формирования цены земли:

1.     подготовленность  земельного участка к использованию  (наличие электричества, газопровода,  телефона и т.п.);

2.      местоположение  земельного участка.

Соответственно, несельскохозяйственные потребители согласны приобретать  удачно расположенные земельные  участки с развитой инфраструктурой  за большие деньги, чем удаленные  земельные площади без дополнительных достоинств в виде телефонной линии  или близкой электростанции. Мы охотнее  приобретем квартиру в центре города, чем в деревне без горячей  воды, света и т.п.

Совокупный (общий) спрос на землю  определяется суммированием сельскохозяйственного  и несельскохозяйственного спроса.

Равновесие на рынке земли определяется в точке пересечения линий  спроса и предложения и равновесная  цена на землю зависит, прежде всего, от уровня спроса на землю.

Цена на землю тесно связана  с понятием ренты, которая определяет доход собственника данного фактора  производства и уровень платы  потребителя за его использование.

 

 

 

 

Литература

1.Косов Н.С. Экономическая теория. Микроэкономика: учебное пособие. - Тамбов: Издательство ИП Чеснокова А.В., 2011.

2.Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник для вузов. 6-е издание. Серия: Бакалавр. - М.: Издательство Юрайт, 2011.

3.Камаев В.Д. Экономическая теория: Краткий курс: Учебник - М.: Кнорус, 2008.

4.Земельные права в Российской Федерации: М. Ю. Тихомиров, Л. В. Тихомирова — Санкт-Петербург, Издание Тихомирова М. Ю., 2008 г.

5.Земельные участки. Основания и порядок приобретения: Л. В. Тихомирова, М. Ю. Тихомиров — Санкт-Петербург, Издание Тихомирова М. Ю., 2009 г.

6.Собственность и иные права на земельные участки в Российской Федерации: Л. В. Тихомирова, М. Ю. Тихомиров — Санкт-Петербург, Издание Тихомирова М. Ю., 2008 г.


Информация о работе Основные рыночные структуры и их характеристика