Основные школы в макроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 17:18, доклад

Описание работы

В зависимости от понимания целей макроэкономики, их, путей и средств их достижения формируются современные школы макроэкономики.
1. Кейнсианцы, исходят из того, что рынок не обладает достаточной способностью к саморегулированию и не может обеспечить полную занятость. Решающее значение имеет совокупный спрос, государство, воздействуя на совокупный спрос, может обеспечить полную занятость, проводя антиинфляционную политику.

Файлы: 1 файл

Конспект лекции.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

Конспект лекции: Основные школы в макроэкономике

 

В зависимости  от понимания целей макроэкономики, их, путей и средств их достижения формируются современные школы макроэкономики.

1. Кейнсианцы, исходят  из того, что рынок не обладает  достаточной способностью к саморегулированию  и не может обеспечить полную  занятость. Решающее значение  имеет совокупный спрос, государство,  воздействуя на совокупный спрос,  может обеспечить полную занятость, проводя антиинфляционную политику.

2. Монетаристы  во главе с М. Фридменом решающее  значение в воздействии государства  на экономику отводят управлению  денежной массой, исходя из того, что предложение денег должно  быть равно спросу на них.  При устойчивости денежной системы рыночный экономический механизм обеспечит полное и эффективное использование ресурсов.

3. Теория экономики предложения  (Дж.Мут, А.Лаффер и др.) исходит  из того, что рост совокупного предложения вызывает рост доходов и совокупного спроса. Поэтому политика стимулирования спроса порождает инфляцию. Для стимулирования предложения главным образом необходимо снизить предельный уровень налоговой ставки (на производителя).

4. Теория рациональных  ожиданий (новая классическая школа) (Р.Лукас, Н. Уоллес и др.) рассматривает  как активный фактормакроэкономики ожидания агентов. Эти ожидания могут быть адаптивными, в соответствии с которыми, рыночные агенты опираются в своих решениях на события, имевшие место в прошлом, и рациональными. В соответствии с последними, рыночные агенты имеют возможность пользоваться всей доступной информацией, понимают как ведет себя экономическая система и способны принимать оптимальные решения. Они могут предвидеть последствия принимаемых правительством решений и нейтрализовать их, если эти решения противоречат их интересам. Предполагается, что если агенты и ошибаются, то они способны корректировать, с учетом опыта, свои оценки и поведение.

5. Новая институциональная  теория (Р.Коуз, Д.Норт, Дж.Бьюкенен, и др.) исходят из того, что индивидуальный выбор, как основа принятия решений на рынке совершается индивидами при неполной информации в рамках действующих институтов (правил, ограничивающих поведение экономических агентов). Совокупность основополагающих социальных, политических, юридических правил образуют институционную среду, которая определяет развитие экономики. Решающее значение имеют права собственности, транзакционные издержки. Четкое определение прав собственности и их защита обеспечивают эффективное распределение и использование ресурсов без вмешательства государства. Принимая политические решения, граждане совершают выбор, прежде всего относительно объема и структуры общественных благ. Чем значительнее их объем, тем больше налоговое бремя. В условиях преобладающей демократии у политиков имеются значительные возможности манипулировать мнением избирателей, используя группы давления, лоббизм, политическую ренту и др. Вывод: чем масштабнее вмешательство в экономику, тем выгоднее меньшинству; чем развитее рыночная конкуренция, тем выгоднее большинству избирателей.

6. Неолибералы (В.Ойкен)  выделяют два идеальных типа  хозяйства - централизованно управляемое и меновое. Централизованная экономика заведомо неэффективна, так как центральный регулирующий орган не располагает надежной информацией и инструментами для воздействия на экономику. Меновая (рыночная) экономика порождает монополию, чрезмерную дифференциацию доходов и др. Поэтому государство должно защищать конкуренцию проводя «политику конкурентного рыночного порядка». Применительно к странам с переходной экономикой это означает, что государство должно целенаправленно формировать конкурентную экономику, рыночную инфраструктуру, проводя в то же время действенную социальную политику.

 

 

 

Австрийская школа

Представители австрийской экономической школы, зародившейся в конце XIX века, подчеркивают роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма. Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным). При изучении макроэкономических проблем, включая изучение природы денежного цикла, австрийцы делают акцент на гетерогенность и временну́ю структуру капитала.

Основными представителями  австрийcкой школы считаются Карл Менгер, Ойген фон Бём-Баверк, Людвиг фон Мизес. В число известных экономистов XX века, относимых к австрийской школе, также входят Генри Хэзлитт, Мюррей Ротбард и нобелевский лауреат Фридрих фон Хайек.[8][9]

[править]Классическая школа

Основная  статья: Классическая политическая экономия

…Великая депрессияпошатнула веру в классическую, «автоматическую» экономику

Сторонников «автоматизированной  экономики» считают приверженцами классической или неоклассической[10]макроэкономической мысли. Данная школа была основана ещё в семнадцатом веке[11]. В конце XVIII века начинается некий второй этап развития классической экономической теории. Данный период ознаменован значительным влиянием Адама Смита и его «принципа невидимой руки»[11]. Появляются гипотезы о вечной стабильности экономики, зарождается теория «laissez-faire», которая гласит, что на всех рынках действует совершенная конкуренция, все цены регулярно изменяются в зависимости от состояний спроса и предложения, рынок способен самостоятельно прийти в равновесие[12]. В девятнадцатом веке приходят такие экономисты как Давид Рикардо и Томас Мальтус[11]. Именно в этот период было сформулировано предположение о том, что в макроэкономике не может быть дисбаланса совокупных спроса и предложения, поскольку последнее «само порождает совокупный спрос». Данное утверждение было сделано выдающимся французским экономистом Жаном Батистом Сэем и было названо Законом Сэя[13].

Для сторонников классической модели основной проблемой в экономике  является ограниченность ресурсов, для  них не существует разницы между  краткосрочным и долгосрочным экономическими периодами. Данная модель фактически перестала работать к началу XX века, когда во времена Второй мировой войны и Великой депрессии 1930-х годов, мировая экономика была не в состоянии оправиться самостоятельно. Основными представителями классической макроэкономической мысли также являются Альфред Маршалл, Артур Пигу, и другие[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные школы в макроэкономике