Основные средства фискальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:52, реферат

Описание работы

На уровне физических и юридических лиц - на предприятиях и в домашних хозяйствах - образуются первичные финансы. Здесь собственники факторов производства применяют труд и его вещественные условия для получения изначальных доходов, в том числе денежных средств. Эта финансовая деятельность включает два момента: образование денежных средств и их расходование. На уровне низовых звеньев национального хозяйства доходы и расходы балансируются (уравновешиваются) следующим образом. На фирмах состояние финансов отражается в счете прибылей и убытков (затрат). В домашнем хозяйстве полученные доходы (от использования факторов производства) сопоставляются с расходами (затратами на текущие потребление и сбережения).

Содержание работы

1.Финансовое регулирование
а) Финансы и их роль
б) Фискальная политика
2. Государственный бюджет
а) Сущность и роль бюджета
б) Бюджетный дефицит
в) Российский бюджет
3. Издержки производства
а) Классификация издержек
б) Функция издержек

Файлы: 1 файл

Экономика- Реферат.doc

— 293.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 17.1

 

 

Изменения дефицита государственного бюджета в ряде крупных промышленно развитых стран

 

 

В Германии в 1974 г. государственный  долг перекрывался доходами.

 

Государственный долг представляет собой задолженность, которая накопилась у правительства в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов. В ряде слу­чаев эта величина достигает поистине астрономических размеров, которую невозможно погасить. Так, в 1994г. в США величина государственного долга составила примерно 3200 млрд долл., или свыше 50 тыс. долл. на каждую семью.

 

Не означает ли это, что  государство с бюджетным дефицитом  попадает в положение банкрота, не способного оплатить свои расходы? Нет, потому что оно имеет несколько источников для покрытия своего дефицита. К их числу относятся:

 

а) печатание новых  денег, что, разумеется, усиливает инфляцию;

 

б) неналоговые поступления, например, доходы от иностранного туризма (в мире в целом они составляют 6% ВНП, в России менее 1%);

 

в) внешний долг - международный  кредит, получивший в современных  условиях широкое развитие. Крупными должниками являются не только слаборазвитые, но и развитые страны. Так, в 80-е годы США повысили процентные ставки в  банках, чтобы привлечь иностранные инвестиции и за этот счет финансировать бюджетный дефицит;

 

г) внутренний долг - государственные  ценные бумаги, продаваемые фирмам и населению. К их числу относятся  государственные облигации (обязательство  выплатить владельцу заимствованную у него сумму денег в будущем) и казначейские обязательства (краткосрочные- до одного года- казначейские векселя). Они обычно продаются со скидкой по сравнению с номинальной (обозначенной на бумаге) ценой, что образует доход владельца векселя, когда государство выкупает его обратно.

 

Увеличение государственного долга имеет ряд отрицательных  последствий. Этот долг составляет возрастающую часть ВНП. что уменьшает долю дохода, идущую на потребление и  накопление. В бюджете выделяется все увеличивающаяся часть расходов для погашения процентов по внутреннему долгу (10-20% всех бюджетный затрат).

 

Широкая продажа государственных  ценных бумаг предприятиям и населению  неизбежно ведет к повышению  процентных ставок и к увеличению удельного веса государства на рынке  ссудных капиталов. В итоге возникает так называемый “эффект вытеснения”. С рынка ценных бумаг уходят иные продавцы, которые не могут дать покупателям ценных бумаг более надежные инвестиции.

 

Большие особенности  имела бюджетная политика в нашей  стране.

 

Российский бюджет

 

В условиях командно-административной системы управления в бывшем Советском  Союзе государственный бюджет представлял  собой основной финансовый план образования  и использования общего фонда  денежных средств. Эти средства расходовались  для выполнения директивного плана социально-экономического развития народного хозяйства. Бюджет и план составлялись и утверждались одновременно и во взаимной увязке.

 

Основными источниками  государственных финансов были платежи  предприятий в форме налога с  оборота (правительство устанавливало твердые ставки налога в ценах товаров, что обеспечивало надежное поступление денег в бюджет) и отчислений от прибылей (они доходили иногда до 70%). По­доходный налог с населения составлял менее 10% доходной части бюджета.

 

Финансирование народного хозяйства осуществлялось почти целиком за счет бюджета. Именно из него направлялись денежные средства на новое капитальное строительство, научно-технический прогресс и совершенствование пропорций воспроизводства. Государственные финансы расходовались на организацию здравоохранения, образование, подготовку кадров, жилищно-коммунальное строительство, социальное обеспечение и иные социально-культурные нужды.

 

Но такое предельно  централизованное использование основной части денежных средств общества для выполнения директивных заданий плана имело те же непреодолимые недостатки, которые присущи командно-административной системе в целом. Следовательно, реформирование этого макрорегулятора одновременно предполагает преобразование государственного бюджета.

 

С самого начала реформирования государственных финансов возникли серьезные проблемы и противоречия в бюджетном регулировании макроэкономики.

 

В первую очередь они  коснулись организации бюджетной  работы. В 1992 и 1993 гг. федеральные бюджеты  были приняты не до наступления бюджетного года, а в момент его окончания - в декабре соответствующего года. Это произошло из-за запоздалой подготовки бюджетов, отсутствия научно поставленного прогнозирования (в особенности предвидения динамики инфляции) и других причин. О недоработанности бюджета свидетельствовало, в частности, то, что расходы в нем делились на “защищенные” (полностью обеспеченные ресурсами) и “незащищенные” (выполнение которых зависело от возможного поступления дополнительных доходов). Только бюджет на 1995 г. был принят в начале года на основе проекта Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

 

Серьезным противоречием  бюджетной политики является расхождение  между процессами стабилизации денежного  обращения и стабилизации всей макроэкономики.

 

Так, в Прогнозе социально-экономического развития страны на 1995 г. поставлена цель - сделать этот год годом стабилизации экономики. Но кризисный спад все  же прогнозировался и имел место  на деле. Главной же целью была избрана  стабилизация денежного обращения - снижение инфляции к концу года до 1-3%, а за год - до 15-20%. Однако, согласно кривой Филипса и по закону Оукена, одностороннее уменьшение темпов инфляции вызывает усиление иных видов дестабилизации макро­экономики - рост безработицы и падение производства, что и произошло в действительности. Продолжающийся кризис сделал цель снизить инфляцию до 1-3% в месяц нереальной.

 

К тому же важно заметить, что на практике принимались антиинфляционные меры, которые пригодны для борьбы с инфляцией спроса (при неудовлетворении покупательной потребности населения), в то время как в действительности главную угрозу представляет инфляция издержек.

 

В основу бюджетной политики на 1995-1997гг. было заложено глубокое и  неразрешимое противоречие. С одной  стороны, в соответствии с монетаристской концепцией ставилась цель снизить предложение денег и проводить по существу рестриктивиую (ограничительную) бюджетную политику. Эта политика сопровождалась жесткими кредитно-денежными мерами - прекратилось централизованное распределение кредитов, практика списания задолженности, не предоставлялись бюджетные ссуды отраслям хозяйства на льготных условиях и т. п. В этом случае, как известно, усиливается спад производства. С другой стороны, ставилась задача уже в 1996 г. добиться приостановки экономического кризиса. Однако, как мы знаем, в его основе лежал глубокий структурный кризис, который невозможно было преодолеть за короткий срок и для выхода из которого потребовались бы огромные затраты государственных денежных средств.

 

Очень острым явилось противоречие между экономическими и социальными целями бюджета. Ужесточение кредитно-денежной политики в соответствии с требованиями Международного валютного фонда (снижение темпов инфляции - условие предоставления кредитов этого фонда для сбалансирования бюджета) сопровождалось уменьшением социальной ориентации бюджета. В нем не предусматривались необходимые меры по улучшению материального положения основной части населения (не проводилась должная индексация заработной платы, пенсий “замораживалась” доля расходов на выплату заработной платы и пособия населению и т. п.). Не случайно размер реальной заработной платы в июле 1995 г. составлял 72% к уровню 1994 г.

 

Ежегодно составлялся  нереальный бюджет, что было видно  из итогов его выполнения. Так, в 1997 г. фактически было собрано доходов 74% у утвержденному бюджету, в том числе налоговые доходы составили лишь 65%. Фактические расходы составили 77% к утвержденному бюджету.

 

Как известно из темы 15, в  целях регулирования денежного  обращения и ликвидации бюджетного дефицита государство прибегает к выпуску государственных ценных бумаг. В 1994 г. дефицит консолидированного бюджета в нашей стране возрос до 10,7% к валовому внутреннему продукту. Под этим предлогом с 1994 г. Банк России и правительство наладили нарастающую эмиссию государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ): с 20,5 трлн руб. в 1994 г. до 605,5 трлн руб. в 1997 г. Для привлечения инвесторов аукционная доходность этих ценных бумаг в отдельные месяцы, например, в 1996 г. доходила до 120-200% годовых. Совершенно очевидно, что выпуск ГКО и ОФЗ использовался для спекулятивной наживы. Собранная выручка от продажи этих бумаг лишь в сравнительно небольшой части (от 5 до 60%) поступала в бюджет.

 

Вместе с тем объем государственного внутреннего долга по ГКО и ОФЗ возрос с 10,6 трлн руб. в 1994г. до 237,1 трлн руб. в 1996 г. Стала действовать так называемая “финансовая пирамида”. В ней выплаты больших процентов по ценным бумагам осуществлялись за счет все большего привлечения инвесторов - как отечественных, так и иностранных.

 

В итоге все более  усиливался угрожающий противоестественный  процесс: эмиссия ГКО-ОФЗ не только не помогла укрепить денежное обращение  и уменьшить бюджетный дефицит, но, напротив, сама потребовала расходования быстро возрастающей доли бюджета для погашения государственного долга по ценным бумагам. И наконец, разразился огромной силы финансовый кризис. Он подорвал бюджет страны, всеобщее доверие к государственным ценным бумагам, породил кризис банковской системы и вызвал многократное обесценение рубля.

 

Сегодня общепризнанно, что требуется последовательно  провести бюджетно-налоговую реформу. Это позволит существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджета, создать механизмы действенного контроля за использованием финансовых ресурсов государства. Предстоит усовершенствовать налоговую систему и повысить эффективность ее функционирования. Одновременно важно осуществить комплекс мер, улучшающих финансовые отношения нашей страны с другими государствами

 

Рассмотренная ранее  производственная функция устанавливает  натурально-вещественную (технологическую) связь между использованием (затратами) факторов производства и объемом  выпускаемой продукции. В данном вопросе речь пойдет о стоимостной зависимости между объемом произведенной продукции и затраченными факторами производства.

 

Издержки производства (С) – это стоимость использованных факторов производства. Величина издержек зависит от объема затраченных ресурсов и их цены. Однако поскольку ресурсы ограничены, то их использование для производства данного продукта означает отказ от производства других, альтернативных продуктов. Отсюда: все издержки производства по природе своей альтернативны, т.е. они связаны с упускаемыми возможностями применения ресурсов в другом производстве.

 

Сталь, использованная при  производстве автомобилей, окажется потерянной для производства станков, инструментов и т.п. Если слесарь занят в  производстве того же автомобиля, издержки, связанные с использованием труда этого слесаря на автомобильном заводе, равны тому вкладу, который он мог бы сделать в производство холодильников.

 

Различают внешние и  внутренние издержки производства.

 

Внешние (денежные, явные) издержки – альтернативные издержки, принимающие форму денежных платежей, сделанных фирмой поставщикам факторов производства (заработная плата рабочих и служащих, расходы на сырье и материалы, арендная плата и т.п.). Это выплаты, осуществляемые с целью привлечения ограниченных ресурсов именно в данное производство и приводящие тем самым к отвлечению этих ресурсов от других альтернативных вариантов их применения.

 

Внутренние (неявные, имплицитные) издержки – это денежные доходы, которыми жертвует фирма, самостоятельно используя принадлежащие ей ресурсы, т.е. это доходы, которые могли бы быть получены фирмой за самостоятельно используемые ресурсы (денежные средства, помещения, оборудование и т.п.) при наилучшем из возможных способов их применения.

 

Например, если фирма  располагается в помещении, принадлежащем владельцу фирмы, то тем самым упускается возможность сдать это помещение в аренду и получать арендную плату. Хотя внутренние издержки носят неявный, скрытый характер и не отражаются в бухгалтерской отчетности, они всегда должны учитываться при принятии экономических решений, т.е. упущенная (неполученная) в данном примере арендная плата является частью экономических издержек производства.

 

Внутренние издержки включают в себя также так называемую нормальную прибыль. Нормальная прибыль представляет собой минимальную плату, которой должны вознаграждаться предпринимательские способности, чтобы стимулировать их применение на данной фирме, т.е. это минимальный доход, который должен получать предприниматель, чтобы оставаться в данном бизнесе. Этот доход должен быть не меньше прибыли, которую предприниматель мог бы иметь в другой, наиболее выгодной для себя сфере деятельности, но «упускается» им. Практически нормальная прибыль определяется самим предпринимателем как оценка альтернативных возможностей приложения своей предприимчивости.

 

Таким образом, экономические  издержки включают в себя как внешние, так и внутренние (в том числе  нормальную прибыль) издержки, а бухгалтерские  издержки – только внешние.

 

Поскольку величина бухгалтерских и экономических издержек производства не совпадает, постольку существуют и различия в величине бухгалтерской и экономической прибыли.

Информация о работе Основные средства фискальной политики