Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 16:09, курсовая работа
Для сохранения и дальнейшего развития экономических связей бывшие республики СССР (кроме стран Балтии) создали Содружество Независимых Государств (СНГ, 1991). В силу объективных, и субъективных причин сотрудничество в этой организации затруднено. Подписано соглашение о свободной торговле, но оно не ратифицировано половиной подписавших его стран. Для углубления интеграции Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан создают Таможенный союз. Развитие сотрудничества между странами СНГ может способствовать их экономическому росту, повышению эффективности производства и повышению роли в мировом хозяйстве.
1.Мировое хозяйство
1.1 Становление мирового хозяйства
1.2 Этапы развития мирового хозяйства
1.3 Основные тенденции развития мирового хозяйства на рубеже XX-XXI веков.
2. Глобализация
2.1 Предпосылки глобализации
МВФ и Всемирный банк, как подчеркивает Дж. Стиглиц, «были в центре принятия решений по главным экономическим проблемам последних двух десятилетий, включая финансовые кризисы и переход бывших коммунистических стран к рыночной экономике» [. Такими они остаются и сегодня, хотя их деятельность и вызывает целый ряд нареканий в силу того, что выполнение рецептов, даваемых их экспертами национальным правительствам, зачастую приводят не к оздоровлению ситуации в той или иной стране, а к углублению и росту масштаба стагнационных процессов в различных сферах общественной жизни, прежде всего в экономике.
Четвертой предпосылкой возникновения глобализация стало возникновение в последние десятилетия мощных транснациональных корпораций, которые сегодня являются главными действующими лицами не только на мировой экономической, но и политической сцене. ТНК, среди которых, прежде всего, следует назвать такие компании, как Мобил, Майкрософт, Бритиш Петролеум, Де Бирс, Мицуи, Хитачи, Фиат, Филипп Моррис, Фольксваген, Дженерал Электрик, Шеврон, Даймлер-Крайслер, Сони, Нестле и другие, реально контролируют сейчас не только отдельные отрасли, но целые сектора экономики в различных странах. Используя самые разнообразные средства экономического и политического давления, они вынуждают национальные правительства принимать устраивающие их решения, связанные с инвестициями, налогами, государственными заказами, приватизацией и т. д.
Согласно подсчетам экспертов
ООН сегодня в мире насчитывается
около 40 тысяч ТНК (в 1939 г. их было около
30), определяющих не только «правила игры»
на мировом рынке товаров и
услуг, но и оказывающих огромное
влияние на процессы, протекающие
в области международных
О мощи ТНК и той роли, которую они играют в мировой экономике можно судить также по следующим фактам. Если выделить 100 крупнейших экономических образований, то 51% из них в настоящее время составляют ТНК и только 49% – экономики высокоразвитых стран западного мира. Экономический потенциал ТНК «Мицубиси» превышает экономический потенциал Индонезии. ТНК «Дженерал Моторс» по ежегодному объему продаж производимой ею техники обгоняла в 1990-е гг. 104 страны мира из 120 государств-членов ООН. Как подчеркивают независимые эксперты, сегодня ТНК-лидеры контролируют более 90% прямых зарубежных капиталовложений в станах Запада и практически 100% инвестиций в экономику стран так называемого «третьего мира». На предприятиях ТНК в различных странах трудится сегодня свыше 150 млн. человек. Если же говорить о высокоразвитых странах западного полушария, то здесь с ТНК связан трудовыми отношениями каждый пятый наемный работник.
Транснациональные корпорации объективно заинтересованы в расширении сферы своего влияния, в снятии любых барьеров на пути передвижения капиталов, товаров и рабочей силы, в формировании мира, где роль каждого субъекта международных отношений четко определена, и где на основе рационального использования наличных ресурсов можно получить максимальную прибыль.
Пятой предпосылкой возникновения глобализации стал крах проекта модерна (убеждения в том, социальная жизнь может и должна рассматриваться по существу во внутренней перспективе гражданского общества), сформулированного еще теми, кто идейно готовил Великую французскую буржуазную революцию. Французские просветители и их английские, немецкие единомышленники исходили из того, что принципы справедливости, свободы, равенства, братства являются принципами регуляции взаимоотношений в новом – гражданском – обществе не только отдельных индивидов, но и стран, народов, государств. Данные идеи просветителей глубоко проникли в структуры массового сознания европейцев, как и идеи демократии и прав человека. На эти идеи ориентировались в своей практике большинство политических партий и общественных организаций вплоть до Первой мировой войны, одной из причин которой, как писал президент США Вудро Вильсон, была необходимость утверждения демократии, прежде всего в Германии, которая воспринималась в начале XX века как рассадник милитаризма и авторитаризма, и в других странах Европы, не изживших еще наследие феодализма .
Как известно в результате поражения Германии и ее союзников в Первой мировой войне пали Германская, Австро-Венгерская, Османская, Российская империи. Демократия с помощью Антанты пришла не только в Германию, но и в Австрию, Венгрию, Турцию и Болгарию. В те годы, как отмечают многие исследователи, «…ничто не казалось столь непререкаемым, как победа демократической идеи. Она возвышалась, бесспорно, и неопровержимо над народами как объединяющий принцип эпохи».
Однако скоро стало ясно, что смена авторитарных политических режимов демократическими режимами не привело к ожидаемому результату. Большинство европейских стран, переживших падение самодержавных монархий и утверждение буржуазных республик, через непродолжительное время оказалось в ситуации глубоко экономического, политического и духовного кризиса, что привело уже в конце 1920-х начале 1930-х гг. к становлению автократических или откровенно фашистских режимов в большинстве стран Европы, в том числе в Германии, Австрии, Италии, Португалии, Греции, Болгарии, Венгрии, Югославии, Албании, Румынии, Латвии, Литве, Эстонии, Польше, Испании. Типичным примером мутации буржуазной демократии является судьба так называемой Веймарской республики, история существования которой завершилась победой на выборах 1933 национал-социалистов и приходом к власти легитимным путем Адольфа Гитлера .
К началу Второй мировой войны структуры гражданского общества сохранялись лишь в 13 европейских странах: во Франции, Англии, Бельгии, Голландии, Люксембурге, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндия, Чехословакии, Швейцарии, Ирландии, Исландии. После краха фашистской Германии и разгрома ее союзников была сделана новая попытка создания мироустройства, базирующегося на принципах, сформулированных мыслителями Просвещения. Создание в 1945 г. ООН, подписание ряда международных соглашений, определяющих систему взаимоотношений стран в послевоенном мире, в частности Потсдамских, Хельсинских и др., будто бы закрепили незыблемость принципов равенства стран как субъектов международных отношений, суверенитета, невмешательства в дела других государств как базовых принципов существования государств и народов.
Однако уже в середине 1960-х гг. стало ясно, эти принципы утратили свою регулятивную силу, что в сообществе наций есть «первые среди равных», что реальное неравенство стран не только не снижается по мере движения по оси истории, а наоборот углубляется, причем все возрастающим темпами. Сегодня, после варварских бомбардировок Югославии, после оккупации Ирака, после провозглашения ряда стран «изгоями», после выдвижения США и их союзниками тезиса об их намерении преследовать международных террористов в любой точки земного шара вне зависимости от того будет ли при этом нарушаться суверенитет того или иного государства, является очевидным, что базовые принципы мироустройства, сформулированные создателями проекта модерна пересматриваются другим порядком. События последних лет убедительно свидетельствуют, что принцип равенства наций фактически отброшен, что ассиметричный мир, где есть группа стран, пользующаяся всеми благами цивилизации, и есть группа стран, являющихся источниками сырья, дешевой рабочей силы и идей для первых, воспринимается как данность. Очевидно, что если бы не было столь разительных перемен в ментальных структурах европейского человека, глобализация, в ходе, которой закрепляется деление мира на богатый Север и бедный Юг, а также ставится под сомнение право того или иного государства распоряжаться собственными ресурсами, территорией, природными ископаемыми, и т. д., не приобрела бы того размаха и глубины, которые фиксируются всеми исследователям данного феномена.
Следует подчеркнуть, что крах проекта модерна есть одновременно и крах либеральной идеи. Сегодня практически никто не оспаривает тот факт, что представление о гражданском обществе как высшем типе общества, о представительской демократии как высшем типе политического устройства и правом государстве как высшем типе государства не выдержали проверку временем. Столь же очевидным является и то, что принцип эффективности производства ныне находится в явном противоречии с принципом свободного и гармоничного развития человека, что демократические механизмы не позволяют оперативно реагировать на изменения, происходящие в обществе и находить оптимальные решения сложных проблем, что восприятие прав человека как высшей ценности ведет к снижению значимости общественных интересов, что реализация права нацией на самоопределение и их стремление к обретению собственной государственности сплошь и рядом ведет к этническим конфликтам огромной разрушительной силы .
Шестой предпосылкой превращения глобализации в ведущий фактор экономического и политического развития стал развал СССР и переход ряда государств Восточной Европы на капиталистический путь развития. В результате прихода к власти в России, а также в бывших советских республиках и странах социалистического содружества представителей политической элиты, уверовавших в догматы неолиберализма, были открыты границы для продукции западных товаропроизводителей, которые за весьма короткий срок захватили внутренние рынки данных стран, практически полностью вытеснив товары, производимые в государственном и частном секторах национальных экономик. Проводившаяся в 2000-2002 гг. в России приватизация, тактика и стратегия которой разрабатывалась западными советниками национальных правительств (в нашей стране, по данным зарубежной печати в эти годы действовало более 100 тысяч зарубежных экспертов и консультантов, мнение которых было определяющим при принятии решений на всех структурных уровнях власти) привела к тому, что значительная часть национальной экономики оказалась под контролем ТНК.
Информация о работе Основные тенденции развития мирового хозяйства начало 21 века