Основные тенденции теории социальных благ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:35, творческая работа

Описание работы

Теория общественных благ
Общественные блага - блага, к которым имеют доступ все индивиды. К общественным благам относятся: оборона, бесплатное образование, общедоступное посещение парков, музеев и т.п.

Файлы: 1 файл

Основные тенденции теории социальных благ.pptx

— 135.58 Кб (Скачать файл)

Основные  тенденции теории социальных благ. 

Подготовили студенты II курса

Факультета  управления

Специальности «Социально-культурная деятельность»

Вятский Сергей и 

Паршинцева Екатерина 

Теория  общественных благ

    • Общественные  блага - блага, к которым имеют  доступ все индивиды. К общественным благам относятся: оборона, бесплатное образование, общедоступное посещение  парков, музеев и т.п.
Признаки Общественные 
блага
Частные блага
Исключаемость потребителя Трудно Легко
Совместность  потребления Высокая (невычитаемость) Низкая (вычитаемость)
Внешние эффекты, эффект бесплатного потребления Сильные Слабые
Возможность их контроля частным образом Слабая (государственная  власть замыкает на себя позитивные и  негативные последствия) Сильная
Соперничество в потреблении Нет Есть

Делимость на части Трудно Легко
Определение потребности, измерение качества и  количества Относительно  затруднено Относительно  не затруднено
Индивидуальный  выбор в отношении потребления, вида и качества благ Обычно  отсутствует Обычно  присутствует
Связь оплаты со спросом и потреблением Нет Есть
Решения Государство Рынок

   Неконкурентность

   Неисключаемость 

Общая отличительная особенность общественных  благ 

И

    • Производство общественных благ сопровождается внешними эффектами, которые заключаются в появлении издержек или выгод, не учтенных в ценах и выпадающих на долю третьих лиц.
    • Вайсброд отмечает, что в отношении общественных благ потребители часто обладают неодинаковой информацией - «покупатели, в силу различных предпочтений и уровней дохода, придают информации различное значение, а также видят разную эффективность потребления общественных благ».
      • Таким образом, отрицательные последствия информационной асимметрии препятствуют ведению предпринимательства в этой сфере.

Социальный  маркетинг 

    • Необходимым условием выпуска общественных благ, согласно Вайсброду, является использование социального (некоммерческого) маркетинга (вида маркетинга, направленного на формирование общественных ценностей). Применение некоммерческого маркетинга дает возможность производителям стимулировать потребление общественных благ у различных групп населения.

Фандрейзинг 

    • Фандрейзинг – направление менеджмента по привлечению и аккумулированию внешних источников финансирования, таких как благотворительные и спонсорские взносы, гранты, государственные субсидии и т.д.
    • Fundraising - от англ. «рост фондов». 

Добровольчество 

    • Ограниченность  ресурсов производителей общественных благ определяет специфику трудовых отношений  в этой области. Большое значение приобретает добровольчество, система  трудовых отношений, построенная на механизме нематериального стимулирования и преследующая социальные, благотворительные  и иные общественно-полезные цели

Концепция мериторных благ

 
 
    • Согласно  Масгрейву, к таким благам относятся товары и услуги, спрос на которые со стороны частных лиц отличается от нормативных установок общества.
    • Сам факт наличия нормативно «истинных» потребностей в отношении производства и/или потребления конкретного товара, отличающихся от индивидуальных предпочтений, превращает данный товар в мериторный.

Некоторые особенности, проявляющиеся в разных видах  мериторных благ, заставляют рассматривать каждый случай в отдельности: 
 

    • Во-первых, «патологический случай», когда налицо известные обстоятельства с «пониженным преференциальным» статусом детей или умственно неполноценных людей, а также ситуация неосведомленности населения – потенциальных потребителей тех или иных благ.
    • Во-вторых, случай «слабоволия Одиссея», достаточно часто встречающийся на практике. Речь идет не только о неготовности многих людей платить реальную цену за некоторые услуги (например ЖКХ) при одновременном согласии платить эту же цену через механизм налогообложения их доходов.
      • В-третьих, случай иррационального поведения индивидуумов, у которых для реализации нормативно «правильных» предпочтений нет достаточных ресурсов.

Мотивация общественной опеки 

    • В соответствии с данной концепцией в трех случаях  мотивацию опеки генерирует иррациональное поведение индивидуумов, обусловленное дефицитом информации, воли и ресурсов. В четвертом случае она связана со способностью некоторых благ удовлетворять коллективные потребности, не выявляемые в частных предпочтениях.

Специфические проблемы 

    • Собственно, главной проблемой мериторики и являются субсидии производителям «опекаемых благ». Это типичное для нее решение вызывает традиционную критику со стороны приверженцев неоклассической теории, вызванную следующими обстоятельствами.
    • Хронической проблемой мериторики, не имеющей однозначного решения, является и сама дефиниция мериторных товаров. В отличие от формальных характеристик общественных товаров принадлежность к мериторным благам имеет чисто ценностный характер, что обусловливает риск избыточно широкой трактовки данного вида «опекаемых благ». На это обращали внимание многие исследователи мериторики.

Концепция Экономической социодинамики

Опыт обсуждения данной концепции свидетельствует  об уместности нескольких специальных  замечаний. 

   имея

в виду категорию  несводимых интересов, отметим, что  речь идет о двух одновременно развивающихся  параллельных процессах, о рыночной и политической ветвях формирования общественных интересов

   сам факт существования интереса общества как  такового никак не означает подчинения ему интересов индивидуумов.

   в рамках используемой парадигмы комплементарность полезностей трансформируется в комплементарность субъектов рыночного обмена

Мажорирующее  свойство 

    • Для того, чтобы товар или услуга принадлежали к классу опекаемых благ, необходимо и достаточно, чтобы они обладали социальной полезностью. Учитывая, что социальная полезность служит маркером для любого вида товаров и услуг, находящихся под опекой общества, можно показать, что данное их свойство является универсальным признаком для всего класса опекаемых благ, и в этом смысле оно мажорирует все другие «локальные» признаки принадлежности к данному классу

Универсальный мотив  

    • Рубинштейн  отмечает, что в соответствии с неоклассической теорией мотивация государственной активности обусловлена не интересами общества как такового, а особыми функциями государства, выступающего в роли патронажной сестры подслеповатой руки провидения, нанятой для устранения «ошибок рынка».
    • Если нет соответствующих интересов общества, то нет и ошибок рынка и нет нужды в государственных структурах.

Информация о работе Основные тенденции теории социальных благ