Основные теории международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Основной целью работы является исследование понятия и сущности международной торговли с точки зрения различных экономических теорий. Данная цель достигается постановкой и реализацией следующих задач:
- дать определение понятию «международная торговля»;
- рассмотреть особенности развития международной торговли в современных условиях;
- исследовать основные теории международной торговли, а также определить их роль в международной экономике;

Содержание работы

Введение
1. Общие теоретические положения о международной торговле
1.1 Понятие и значение международной торговли для развития национальной экономики
1.2 Особенности развития международной торговли в современных условиях
2.Основные теории международной торговли
2.1 Характеристика международной торговли в работах меркантилистов
2.2 Теории международной торговли французских физиократов и английских классиков
2.3 Факторная теория международной торговли Хекшера-Олина. Парадокс В.Леонтьева
2.4 Теории распределения доходов от внешней торговли
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 52.10 Кб (Скачать файл)

 

Курсовая работа: международная торговля

Содержание

Введение

1. Общие теоретические  положения о международной торговле

1.1 Понятие и значение  международной торговли для развития  национальной экономики

1.2 Особенности развития  международной торговли в современных  условиях

2. Основные теории международной  торговли

2.1 Характеристика международной  торговли в работах меркантилистов

2.2 Теории международной  торговли французских физиократов  и английских классиков

2.3 Факторная теория международной  торговли Хекшера-Олина. Парадокс В.Леонтьева

2.4 Теории распределения  доходов от внешней торговли

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

 

Введение

Одним из важнейших средств развития международной экономики является международная торговля. С её помощью улучшается и повышается производительность труда, увеличивается объем производства.

Страны, которые экспортируют свои товары в другие государства, получают хорошую экономическую выгоду за счет развития производств, обладающих более высоким качеством и эффективностью. С другой стороны, свободный обмен товаров между государствами предоставляет потребителям возможность выбора, а также более широкого ассортимента товаров, произведенных в различных странах мира.

Принцип, лежащий в основе международной торговли, показывает, что объем выпускаемой продукции будет наибольшим, при условии, что товар, будет выпускаться с наименьшими издержками производства, по сравнению с тем государством, куда будет экспортироваться данный товар. И что естественно, наиболее выгодным будет приобретение товара другой страны, нежели организовывать собственное производство, которое потребует больших материальных затрат на аналогичную продукцию. Это приводит к необходимости разработки продуманной политики как в области национального производства, так и в сфере торговых отношений с другими странами.

Актуальность рассмотрения темы вытекает из всего сказанного выше и определяется двумя основными обстоятельствами. Во-первых, для большинства современных государств (в т.ч. и для России) характерно экономическое развитие, ориентированное на все более глубокую интеграцию в мировое хозяйство. Эта тенденция стала неотъемлемым элементом мировой экономики, международного рынка товаров, услуг, технологий и капиталов. Во-вторых, внешнеэкономические связи являют собой одну из наиболее сложных сфер экономики любой страны. Они представляют собой целый комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и инновационных ресурсов между странами. А поэтому международная торговля всегда требует самого пристального внимания со стороны экономической науки.

Степень разработанности темы. Проблемы, связанные с международной торговлей, актуальны для каждой страны, поэтому они достаточно глубоко рассмотрены как на теоретическом, так и на практическом уровне. Основы современной теории международной торговли были заложены в XIX в. классиками английской политической экономии А. Смитом и Д. Рикардо и впоследствии развиты Дж. С. Миллем, А. Маршаллом и др. Разработкой различных аспектов современных и новейших теорий международной торговли занимались Дж. Гроссман, Г. Джонсон, К. Ланкастер, Дж. Маркузен и др. Среди работ российских экономистов необходимо отметить труды А. Грязновой, В. Иноземцева, А. Киреева, В. Оболенского, В. Орешкина и др.

Объектом исследования данной работы является международная торговля как система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира. Предметом исследования служат теоретические взгляды экономистов на сущность и природу международной торговли.

Цель и задачи исследования. Основной целью работы является исследование понятия и сущности международной торговли с точки зрения различных экономических теорий. Данная цель достигается постановкой и реализацией следующих задач:

- дать определение понятию «международная  торговля»;

- рассмотреть особенности развития  международной торговли в современных  условиях;

- исследовать основные теории  международной торговли, а также  определить их роль в международной  экономике;

Гипотеза работы. Международная торговля играет важнейшую роль в развитии национальной экономики любого государства. Она сегодня по праву считается одним из самых мощных факторов экономического роста. В современных условиях ее воздействие сказывается, главным образом, в том, что возрастание конкуренции между национальным производителем и иностранными фирмами заставляет местные предприятия переходить к технологиям, обеспечивающим наименьшие издержки на производство определенного вида товаров. При этом освоение передовых технологий способствует использованию самых новейших достижений в науке и технике, что сказывается на повышении производительности и качества продукции, росте производительности труда, а также экономическом развитии государства в целом.

Теоретическую основу работы составили исследования, проводимые в трудах таких авторов как, Дж. Р. Хикс, Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, Р.П. Толмачева, А.И. Леусский, С. Фишер.

Методы исследования. В основу данной работы положен диалектико-материалистический подход к развитию социально-экономической жизни общества; методы научной абстракции, принципы системного анализа; методы сравнительного макроэкономического анализа и т.д.

Практическая значимость работы даёт возможность использовать основные положения исследования при изучении «Макроэкономики», «Международной торговли» и других дисциплин.

Структура работа построена с учетом основных целей и задач исследования. Она состоит из введения, двух глав («Общие теоретические положения о международной торговле», «Основные теории международной торговли»), заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.

 

1 Общие теоретические  положения о международной торговле

1.1 Понятие и значение  международной торговли для развития  национальной экономики

Международная торговля является одной из главных форм экономических отношений между странами. Внешний торговый обмен является следствием международного разделения труда. Этот обмен прошел огромный исторический путь от мелких сделок до крупномасштабного экономического сотрудничества.

Внешняя торговля занимает одно из первых мест в системе всемирных экономических отношений. В послевоенное время, объемы внешней торговли резко увеличились, в результате чего, международная торговля стала одним из мощнейших факторов экономического роста. Таким образом, зависимость стран от внешнего товарообмена резко увеличилась.

Для такого государства, как Россия, основной формой сотрудничества являются международные торговые операции. То есть привлекаются иностранные инвестиции, создаются совместные предприятия, развивается лицензионная торговля, международный лизинг, создаются свободные экономические зоны, развивается иностранный туризм и т.д.

Внешняя торговля- это главное звено в огромной системе экономических связей. Она объединяет все страны в одну единую экономическую систему.

Современная внешняя торговля- это торговые отношения между странами, предполагающие ввоз и вывоз товаров. В этих отношениях участвуют целые корпорации, государства. С помощью торговли все страны могут развивать свою специализацию, могут повышать производительность своих же ресурсов, а так же увеличить объем производства. Географические, аналитические и национальные факторы обуславливают экономические и политические риски во внешней торговле. Характер современной внешней торговли очень динамичен.

На устойчивый и стабильный рост внешней торговли вляние оказывает ряд факторов:

- стабильность межгосударственных  отношений в условиях мира;

- развитие МПТ, а так же капитала;

- обновление основного капитала (НТР);

- деятельность корпораций на  международной рынке;

- возникновение коммерческой реальности;

- принятие международных, торговых  соглашений;

- деятельность финансово- экономических организаций;

- стабильность Мирового Банка  в отношении международной экономики;

- свобода внешней торговли;

- получение политической независимости, ранее колониальными странами. [4, С. 105]

Доля Росси в международной торговле, в середине 90-х г.г., составила 1,5%.

С тех пор, как начались рыночные реформы, российская международная торговля имеет положительную динамику развития. В это время вывоз многих видов продукции стал менее прибыльным. Обуславливалось это несколькими факторами:

1) Выравнивание мировых и внутренних  российских цен. То есть часть  товаров стоит внутри страны  дороже, чем за её пределами.

2) Экспорт полностью терял свою  доходность, так как рубль по  отношению к доллару был дороже.

 

1.2 Особенности развития  международной торговли в современных  условиях

К главным формам международных экономических отношений относятся: международная торговля, внешнее движение капиталов, внешняя трудовая миграция, внешняя экономическая интеграция.

Решающая роль в развитии экономических отношений между странами принадлежит международной торговле.

Рост внешней торговли по сравнению с ростом производства имеет несколько закономерностей: рост торговли услугами опережает темп роста международной торговли. Например, для того, чтобы увеличить объем торговли услугами в два раза, требуется меньше восьми лет, то для такого же роста международной торговли потребуется около 15 лет. Это происходит потому, что в данное время доминирует форма международного разделения труда. К примеру, в 90- х г.г., 60% всеобщей мировой торговли машинами приходилось на комплектующие изделия и детали.

В международной торговле, доля взаимной торговли развитых стран составляет 70 %. Экспорт развитых стран мира увеличивался. Эти закономерности длились очень долгое время, порой они становились более ослабленными. В 70-80-е г.г. во внешней торговле усиливается тенденция к новым формам протекционизма. Постепенно роль международной торговли в национальном воспроизводстве растет.

Положительная динамика современной международной торговли, прослеживается на примере России, начиная с 1994 года по 2002 год, экспорт товаров оставался приблизительно на одном уровне, затем уверенными темпами шкала экспорта возрастает. Те же изменения прослеживаются и при импорте товаров, что в целом ведет к благоприятной экономической стабильности государства. (см. приложение В).

Увеличиваются объемы международного оборота, расширяются его номенклатуры, благодаря готовым изделиям и услугам возникает экономия материальных, финансовых и других ресурсов.

Все это благоприятно влияет на качество товаров и услуг, а так же формируется новый фактор экономического роста.

Торговля услугами на международном рынке. Рост международной торговли в сфере услуг обусловлен крупным разделением труда, высоким уровнем жизни в самых развитых странах мира, возрастает уровень потребностей, усиливается миграция капитала и другое.

Международная торговля услугами по сравнению с внешней торговлей товарами имеет ряд отличий особенностей. К ним можно отнести и наличие прямой связи между потребителем и производителем, более хорошая и надежная защита от конкуренции. Основные виды услуг в международной торговле это предоставление лизинговых операций, банковские расчеты и т.д. Но наиболее значимая услуга- это морской транспорт. Самые большие торговые флоты принадлежат Японии, Англии, Германии. В настоящее время самым значимым конкурентом морскому транспорту является воздушный транспорт.

Государственное регулирование внешней торговли. Основной целью государственного регулирования международной торговля является создание благоприятных условий для развития производства внутри государства. В этом случае возникает противоречие между протекционизмом и либерализмом. При протекционизме устанавливаются высокие таможенные пошлины, вводятся всевозможные ограничения и устанавливаются строгие требования к стандартам.

Государственное регулирование внешней торговли дополняется негосударственным. К нему относится организация ВТД, основной ее задачей является обеспечение полной свободы торговых отношений, путем предоставления различных возможностей проводить протекционистскую политику, а так же сводный импорт других товаров. ВТД стала независимой организацией, которая получила статус юридического лица.

Основной ее функцией является контроль выполнения обязательств, которые приняли на себя страны- участницы.

 

2 Основные теории международной  торговли

2.1 Основные характеристики  международной торговли в работах  меркантилистов

В Европе, в XVI-XVII вв., происходит значительный рост внутренней и внешней торговли. Постепенно обмен товаров стал выгодным делом не только для купцов, но и для целых наций (например: Италии, Испании, Голландии, Англии). Первые сочинения экономического характера появляются именно в это время, их основной и главной темой являются вопросы международной торговли. Именно меркантилисты стали авторами этих сочинений, спустя время их идеология стала экономической политикой многих стран Европы. Данная политика проводилась практически до середины XVIII века.

Слово меркантилизм произошло от итальянского mercante, что означает торговец, купец. Меркантилизм является первой школой политической экономии, которая выражала интересы деятелей государства, а так же деятелей в сфере финансовых и торговых кругов. Меркантилизм возник как обоснование экономической политики, которая отстаивалась людьми, которые открыли серебряные и золотые прииски Америки, и которые увидели, что путем накопления и хранения драгоценного металла, можно получить основу богатства страны.

Информация о работе Основные теории международной торговли