Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 00:10, реферат
На протяжении последних полутора десятилетий в России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Такому развитию способствует предпринимательская деятельность. Фирма - главное звено рыночной экономики, потому что только с помощью фирм происходит интенсивное развитие и функционирование рыночных отношений. Поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для сотрудников фирмы и предпринимателя, но и для других групп субъектов. Необходимым условием для выработки экономическими агентами адекватных решений как на микроуровне , так и на макроуровне является изучение поведения фирмы. Фирма как экономическое явление организует и интегрирует экономику на микроуровне. Совокупность же фирм определяет эффективность региональной, национальной и мировой экономики в целом.
Введение
I. Понятие фирмы
II. Классификация предприятий
1. Классификация предприятий по организационно-правовым формам
2. Классификация предприятий по организационно-экономическим формам
3. Классификация предприятий по степени концентрации производства и капитала
4. Классификация фирм по принадлежности капитала и контролю. Понятие совместного предприятия (joint venture)
5. Классификация фирм по сфере деятельности
Синдикат - объединение предприятий,
когда они сохраняют
Синдикаты получили наибольшее распространение в начале 20 века, и чаще всего они создавались в отраслях добывающей промышленности во Франции, России и других странах. В дореволюционной России действовали такие синдикаты, как «Продуголь» и «Медь», которые концентрировали сбыт 90% продукции. По правовой форме синдикат представляет собой акционерное общество.
Трест - объединение предприятий,
когда предприятия-участники
Концерн - объединение предприятий, которое характерно единством собственности и контроля; предприятия, как в тресте, не имеют самостоятельности. Концерны стали создаваться в начале 20 века, и тогда в концерн объединялись предприятия одной отрасли промышленности.
В настоящее время под термином «концерн» понимается группа предприятий (дочерних фирм) вокруг крупного предприятия (материнской компании), которая держит акции этих предприятий; а по составу - это объединение предприятий (разных отраслей, но с четко выраженным отраслевым ядром), финансовых учреждений, транспортных и торговых компаний Хойер В., Как делать бизнес в Европе. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1991. С. 53. .
Самые типичные и современные концерны:
· в США - «General Motors» (ядро - автомобильная промышленность), «Дюпон» (ядро - химическая промышленность);
· в Европе - немецкий концерн «Фольксваген»; шведский концерн «Volvo»;
· в России - в феврале 1998 года завершилось создание открытого акционерного общества «Кондитерский концерн «Бабаевский», в состав которого вошли пять фабрик по производству конфет и шоколада («Рот-Фронт», Челябинская фабрика «Южуралкондитер», Сормовская кондитерская фабрика, Новосибирская шоколадная фабрика). Головное предприятие этого концерна - предприятие «Бабаевское».
Конгломерат представляет собой чаще всего объединение предприятий (фирм), которые не имеют производственной или функциональной общности и выпускают разнородную продукцию.
Особенность конгломератов заключается в том, что входящие в это объединение предприятия обладают широкой автономией и в штаб-квартире конгломерата содержится небольшой штат служащих по сравнению с концерном. Так, в конгломерате «Галф энд Уэстерн» всего занято 95 служащих, а в концернах число служащих часто составляет несколько сотен человек.
Другим отличием конгломератов
от концернов является то, что у
конгломератов нет четко
Холдинг - в мировой практике обычно не производственное объединение, а - финансовая компания (держатель компании), которая владеет контрольными пакетами других предприятий с целью контроля и управления их деятельностью.
Различают два типа холдингов:
· чистый - владеет и проводит операции с акциями;
· смешанный - занимается еще и определенной предпринимательской деятельностью (промышленной, торговой, транспортной и т.д.).
В последние годы холдинги
расширили свое финансовое участие
в других компаниях, т.к. покупают не
только контрольные, но и неконтрольные
пакеты акций. Это приводит к тому,
что холдинг может
Холдинги могут действовать обычно как акционерные общества.
У нас в стране в 1996 г. был
создан промышленный холдинг «Роспром»,который
управляет тремя десятками
3. Классификация
предприятий по степени
По этому признаку предприятия подразделяются на малые, средние и крупные.
Малые предприятия
Малые - самая многочисленная форма предприятий, и в большинстве стран они представляют собой фундамент, на котором вырастают потом другие предприятия. На малых предприятиях занята значительная часть трудоспособного населения.
В зарубежной системе хозяйства
малые предприятия часто
Доля мельчайшего и мелких фирм вместе по основным развитым странам составила: в Великобритании - 48,7%; в США - 54,5%; во Франции - 60,1; в Италии - 73,8; в Японии - 77,1%Юданов А.Ю. Фирма и рынок. М.: Знание, 1990. С. 5., (что объясняется способностью японских фирм быстро перестраивать производство).
Особенности малых предприятий заключается в следующем:
· обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие разных предприятий и сфер деятельности;
· имеют прямой контакт с потребителями и быстрее, чем крупные, улавливают изменение спроса и частные потребности;
· быстрее могут обновить выпуск продукции;
· способствуют созданию конкуренции на рынке;
· обычно более низкие издержки производства, чем у крупных;
· часто работают по заказам крупных фирм, что позволяет выжить в условиях рынка.
По сфере деятельности у нас больше малых предприятий занято в торговле (46,8%) и меньше - в производственной сфере (только 14,2%).
Основная проблема малого предпринимательства - это отсутствие инвестиций.
Типичные факторы, которые сдерживают становление и развитие малого предпринимательства в России:
· высокие налоговые ставки и значительное число мелких налогов;
· сложность бухгалтерской отчетности;
· излишнее государственное регулирование (часто это связано с коррупцией чиновников);
· недостаток собственных средств;
· неплатежеспособность партнеров
· рэкет и т.д.
Для поддержки малого предпринимательства
14 мая 1998г. на заседании правительства
была утверждена Федеральная программа,
которая предусматривала не только
выделение в том году 70 млн. рублей
на эти цели, но и целый ряд
организационных мероприятий. Например,
упрощение регистрации и
Средние предприятия
Средние предприятия, занимая промежуточное положение между малыми и крупными, имеют следующие характерные признаки:
· численность персонала от 100 до 500 человек;
· узкая специализация, т.е.
выпуск от 1 до 3 товаров. Эта узкая
специализация позволяет
Кроме этого, рынок, на котором
работает специализированное предприятие,
менее поврежден различным
Однако деятельность средних фирм связана с опасностью, обусловленной изменениями спроса. Если фирма выпускает только один товар, а на рынке появился товар-заменитель, то спрос на товар средней фирмы упадет и ее ждет банкротство. Поэтому очень важно найти на рынке ту нишу рынка, где будет существовать длительный спрос, а еще лучше выпускать два или три товара.
Крупные предприятия
Основные характерные признаки крупного предприятия (корпорации):
· численность работников обычно больше 500 человек, достигая часто с помощью отечественных и зарубежных филиалов численности несколько сотен тысяч работников. (Например, в корпорации ИБМ трудятся 400 тысяч работников);
· обеспечивают крупносерийный и массовый выпуск стандартных товаров (например, бытовой техники);
· массовый выпуск позволяет использовать «эффект масштаба» и держать на низком уровне издержки производства;
· выпуск стандартных товаров упрощает контроль за качеством и облегчает автоматизацию;
· наличие значительных финансовых ресурсов позволяет приводить масштабные научные исследования и активную маркетинговую политику, в том числе тактику низких цен при большом объеме продукции;
· широкое использование внутрифирменного планирования, что особенно эффективно не для создания новой продукции (это быстрее делают малые фирмы), а для выпуска разных модификаций товара ив осуществлении его технической доводки.
В зависимости от степени динамичности крупные предприятия подразделяются на три группы:
· продолжающие динамично развиваться. Например, японская фирма «Sony»;
· утратившие динамизм развития, но сохраняющие стабильное положение. Это обеспечивается значительными объемами производства, диверсификацией производства и наличием значительного числа международных филиалов;
· утратившие и динамизм
и снижение темпов развития и стабильность
прибыли, что чаще всего вызывается:
чрезвычайно широким
Вышеприведенная система
классификации применяется в
мировой хозяйственной
· численность работающих;
· стоимостный объем выпуска продукции;
· стоимость основных производственных фондов.
4. Классификация
фирм по принадлежности
По принадлежности капитала и контролю фирмы можно разделить на национальные, иностранные, смешанные.
Национальными называются фирмы, капитал которых принадлежит предпринимателям одной страны.
У иностранных фирм капитал полностью является собственностью иностранных предпринимателей.
В смешанных фирмах капитал принадлежит предпринимателям двух или нескольких стран. Фирмы со смешанным капиталом называют совместными (joint venture), если целью их создания является осуществление совместной деятельности.
Смешанные фирмы, капитал
которых принадлежит
5.Классификация фирм по сфере деятельности.
По сфере деятельности фирмы можно разделить на международные, филиалы, дочерние фирмы и транснациональные корпорации. Международными фирмами признаются предприятия, сфера коммерческой и производственной деятельности которых распространяется на зарубежные страны. По принадлежности капитала и контролю большинство из них национальные.
Филиал не может вести дела от своего имени, т.к. он не имеет юридической самостоятельности. В обязанности заграничного производственного филиала входит: выпуск продукции, в которой заинтересована материнская фирма; реализация продукции на рынке, определенном материнской фирмой.
Дочерние фирмы выступают на рынке от своего имени и за свой счет. Материнская компания не несет никакой ответственности за работу и обязательства дочерней. Материнской выгодно дробление капитала и создание заграничных дочерних фирм в тех странах, где льготное налогообложение.
Если фирма имеет
Информация о работе Основные виды фирм и концепции их поведения