Основы бюджетного устройства и построение бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 14:08, контрольная работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики, когда товарно – денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Бюджетное устройство РФ. Основы бюджетного устройства…………….4
Построение бюджетной системы……………………………………………..6
Заключение……………………………………………………………………..10

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ.docx

— 76.41 Кб (Скачать файл)

Московская  Академия экономики и права

 

Тираспольский  филиал

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная  работа

 

 

 

 

по предмету «Бюджетная система Росийской федерации»

 

 

на  тему « основы  бюджетного  устройства и построение бюджетной системы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Содержание

 

 

 

  1.  Введение……………………………………………………………………….3
  2. Бюджетное устройство РФ. Основы бюджетного устройства…………….4
  3. Построение бюджетной системы……………………………………………..6
  4. Заключение……………………………………………………………………..10

 

 

 

  1. Введение.

 

В условиях рыночной экономики, когда товарно  – денежные отношения приобретают  всеохватывающий характер, финансы  представляют собой экономические  отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения  выражают финансовые отношения. Финансы  отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов. Финансы выражают экономические общественные отношения. Однако эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику в каждом звене финансовой системы. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции.

Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Бюджетное устройство РФ. Основы бюджетного устройства.

 

Бюджетное устройство в  РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и  самостоятельности всех бюджетов входящих в бюджетную систему РФ.

Основополагающие  принципы бюджетного устройства закреплены Конституцией, специальным бюджетным  законодательством и региональными  соглашениями. Бюджетная система  являет собой совокупность всех бюджетов РФ основанную на экономических отношениях и юридических нормах.

Бюджетное устройство признается важнейшим структуро-образующим элементом государственной власти. Через бюджетную систему государство перераспределяет финансовые ресурсы в целях выравнивания уровня социально-экономического развития регионов путем установления нормативов по регулирующим доходным источникам и оказания безвозмездной помощи в виде дотации из бюджета и субсидий (бюджетных ссуд). Это достигается в консолидированном бюджете.

Консолидированный бюджет это форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. В состав бюджета включаются доходы и расходы федерального бюджета РФ и местных бюджетов, т.е. бюджетов республик в составе РФ, краевых, областных,  окружных бюджетов автономных округов городских, районных  бюджетов, бюджетов поселков и сельских населенных пунктов. В условиях централизованной экономики Министерство финансов составляло государственный бюджет, а после утверждения его правительством и Верховным Советом он приобретал силу закона. В госбюджете жестко регламентировались доходные и расходные источники всей бюджетной системы снизу доверху. В настоящее время, когда значительная часть прав делегируется центром нижестоящими звеньями, в т.ч. по большинству финансово-бюджетных вопросов, бюджет не утверждается в законодательном порядке, а лишь составляется в целях анализа бюджетной системы в целом. Каждый из бюджетов, входящих в состав бюджета консолидированного, разрабатывается и утверждается соответствующим органом государственной власти и по законодательству является самостоятельным. Анализ бюджета консолидированного позволяет характеризовать состояние различных звеньев бюджетной системы, следить за основными направлениями расходов.

Исполнение  бюджета начинается после утверждения бюджета законодательными органами и подписи федерального бюджета Президентом РФ. Кабинет Министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организует порядок исполнения бюджета. Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расходной частей бюджетов.

При исполнении бюджета важное значение имеет правильное и экономически обоснованное распределение  всех видов платежей и ассигнований утвержденного федерального бюджета, осуществляемое по бюджетной росписи  доходов и расходов - основному  оперативному плану распределения  доходов - расходов по подразделениям бюджетной классификации (разделам, параграфам, главам, статьям), в котором  проставляются сроки поступления  налогов и других платежей и расходования бюджетных средств в течение  года. Бюджетная роспись федерального бюджета РФ утверждается Минфином РФ, в соответствии с которой потребители бюджетных средств - отраслевые министерства и ведомства (главные распорядители бюджетных средств) получают бюджетные ресурсы, т.е. средства, выделяемые из бюджета на цели, предусмотренные их сметами.

Организации исполнения бюджетов и внебюджетных фондов возложена на новую структуру  Минфина РФ - Федеральное казначейство РФ. Система органов Федерального казначейства состоит из Главного управления Федерального казначейства Минфина  РФ и подчиненных ему территориальных  органов на местах.

Наличие казначейской системы позволит на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально  проводить оптимизацию бюджетных  потоков, сделать процесс исполнения бюджета более плавным. Казначейская система, таким образом, обеспечит учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета, а не только объема бюджетных назначений и сумм платежей.

Бюджет  является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных  образований, самостоятельных в  бюджетном отношении государственных  учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном  устройстве и правовых нормах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Построение бюджетной системы.

 

Построение  бюджетной системы зависит от формы государственного устройства страны. По степени распределения  власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства  подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

 

Унитарное (единое) государство – это форма  государственного устройства, при которой  административно-территориальные образования  не имеют собственной государственности  или автономии. В стране действует  единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов

 

Федеративное (объединенное) государство – это  форма государственного устройства, при котором государственные  и административно-территориальные  образования, входящие в государство, имеют собственную государственность  и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов Федерации и местных бюджетов.

 

Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный  для достижения политических или  военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Основы  бюджетного устройства Российской Федерации  определяются Конституцией страны и  ее государственным устройством  как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и  Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная  система Российской Федерации состоит  из трех уровней:

- федерального  бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

- бюджетов  субъектов Российской Федерации  (региональных бюджетов) и бюджетов  территориальных государственных  внебюджетных фондов;

- местных  бюджетов.

 

Схема консолидированного бюджета Российской Федерации представлена на рис. 6.1.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему  Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. К основным принципам функционирования бюджетной системы Российской Федерации относятся:

  • единство бюджетной системы – означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации – означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств;

 

  • общее (совокупное) покрытие расходов бюджета – означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

 

  • самостоятельность бюджетов разных уровней – право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов; право органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств;

 

  • сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

 

 

Рисунок 6.1 – Схема консолидированного бюджета Российской Федерации

 

  • эффективность и экономичность использования бюджетных средств – означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

 

  • равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований –  означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными законодательством;

 

  • полнота отражения доходов и расходов бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов, означающая то, что все доходы и расходы бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджетах в полном объеме в обязательном порядке;

 

  • гласность – обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;

 

  • достоверность – означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

 

  • адресность и целевой характер бюджетных средств – означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

Федеративное  устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и  субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.

Информация о работе Основы бюджетного устройства и построение бюджетной системы