Основы государственного регулирования инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 23:52, реферат

Описание работы

Цель данной работы заключается в проведении теоретических и практических исследований и анализе государственного регулирования инновационной деятельности.
Данная работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
-теоретические изучение понятия и сущность государственной инновационной политики;
-исследование основных направлений государственной поддержки инноваций;
-изучение необходимости государственного регулирования инновационных процессов;
-изучение структуры и функций органов государственного регулирования инновационного процесса в РФ;
-анализ основных проблем развития инновационной политики РФ
-анализ государственной инновационной деятельности

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности 4
1.1 Понятие и сущность государственной инновационной политики 4
1.2 Основные направления государственной поддержки инноваций 5
1.3 Необходимость государственного регулирования инновационных процессов 7
1.4 Финансирование инновационной деятельности 9
2.Анализ государственного регулирования инновационной деятельности в РФ 12
2.1 Органы государственного регулирования инновационного процесса в РФ 12
2.2 Задачи и цели государственной инновационной политики 16
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

реферат по уиид.docx

— 49.21 Кб (Скачать файл)

5) адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку  как всей системы финансирования, так и ее отдельных элементов  на динамично изменяющиеся условия  внешней среды с целью поддержания  максимальной эффективности.

«В условиях регулируемых рыночных отношений система финансирования инновационной деятельности имеет свою специфику и выступает как составной элемент финансовой политики государства.» Эта система призвана обеспечивать решение следующих важнейших задач:

-создание необходимых  предпосылок для быстрого и  эффективного внедрения технических  новинок во всех звеньях хозяйственного  комплекса страны, обеспечение ее  структурно-технологической перестройки;

-сохранение и развитие  стратегического научно-технического  потенциала в приоритетных направлениях  развития;

-создание необходимых  материальных условий для сохранения  кадрового потенциала науки и  техники, предотвращения его утечки  за рубеж.

В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности, выступают:

-бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и  региональном уровнях;

-средства специальных  внебюджетных фондов финансирования  НИОКР, которые образуют ИП, выделяемые  предприятиями, региональными органами  управления;

-собственные средства  предприятий;

-финансовые ресурсы различных  типов коммерческих структур (инвестиционных  компаний, коммерческих банков, страховых  обществ, финансово-промышленных групп  и т. п.);

-кредитные ресурсы специально  уполномоченных правительством  инвестиционных банков;

-конверсионные кредиты  для научно-технических и производственных  предприятий оборонного комплекса;

-иностранные инвестиции  промышленных и коммерческих  фирм и компаний;

-средства национальных  и зарубежных научных фондов;

-частные накопления физических  лиц.

Суть стратегии активного вмешательства заключается в признании государством научной, научно-технической и инновационной деятельности как главной, определяющей экономический рост национального хозяйства. Государство берет на себя активную роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов, осуществление которых вносит весомый вклад в развитие национальной экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ государственного регулирования инновационной деятельности в РФ

 

2.1  Органы государственного регулирования инновационного процесса в РФ

 

В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным процессом: 1) высший государственный, федеральный; 2) средний государственный, отраслевой; 3) государственный региональный; 4) нижний государственный, институциональный.

По своему содержанию управление инновационным процессом, независимо от уровня управления, включает: а) организационную структуру управления - конкретные органы управления, распределение власти и ответственности между ними, соотношение прав и обязанностей; б) систему сбора, обработки и анализа необходимой информации; в) механизм принятия решений и контроль за их выполнением; г) систему подбора и расстановки кадров.

«Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций.12»

Субъектами инновационной политики выступают центральные и местные органы власти, предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.

Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие Отдел науки и образования Администрации Президента. При Президенте РФ создан Совет по научно-технической политике - консультативный орган. Основными задачами совета являются:

-информирование Президента  о процессах, происходящих в научно-технической  сфере в стране и за рубежом;

-разработка предложений  о стратегии научно-технической  политики и формировании приоритетных  направлений в ее реализации;

-анализ и экспертиза  поступающих на заключение Президента  проектов законодательных актов  по научно-техническим вопросам;

-подготовка предложений  о заключении межгосударственных  соглашений по научно-техническим  вопросам;

-участие в подготовке  официальных документов и материалов  по научно техническим вопросам  для Президента РФ.

Органы законодательной власти РФ - Государственная дума и Совет Федерации - имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты - Комитет Госдумы по образованию и науке и Комитет Совета Федерации по образованию, науке и культуре.

Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую возглавляет непосредственно Председатель Правительства.

Основными функциями комиссии являются обеспечение согласованной работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов РФ, Российской академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно-технической политики, стимулирование реализации в производстве научно-технических достижений, определение путей реформирования научно-технической сферы в условиях рыночной экономики. Аналогичная деятельность в оборонном секторе осуществляется Координационным межведомственным советом по военно-технической политике.

Министерство образования и науки РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической политики в области образования и науки, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач министерства относятся:

-организация научно-технического  прогнозирования;

-выбор и оценка приоритетных  направлений развития образования, науки и техники;

-разработка и применение  организационно-экономических механизмов  реализации выбранных приоритетов;

-создание государственных  научно-технических программ и  проектов;

-методическое руководство  подготовкой кадров региональных  и межрегиональных научно-технических  программ;

-финансирование гражданских  НИОКР общегосударственного значения;

-создание и развитие  благоприятной среды для научной  и инновационной деятельности;

-формирование соответствующих  систем экономического стимулирования  и организационных структур;

-организация условий  для опережающего развития фундаментальных  научных исследований;

-обеспечение формирования  государственной политики в области  международных связей в сфере  образования, науки и техники  и др.

Министерство экономического развития и торговли РФ в рамках определения форм и методов государственного воздействия на экономику:

-непосредственно разрабатывает  государственную инновационную  политику;

-устанавливает приоритеты  в развитии народного хозяйства  страны и се регионов;

-определяет основные  направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию  инновационной активности;

-организует разработку  федеральных целевых программ  но развитию приоритетных отраслей  и сфер экономики, решению первоочередных  социально-экономических проблем.

Минфин РФ осуществляет бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов.

Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов показана на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1- Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации

2.2   Задачи и цели государственной инновационной политики

 

В нашей стране все больше уделяется внимания созданию комплексных концепций научно-технического развития:

-ориентирование и поддержка  научных исследований;

-регулирование направлений  научно-технического развития;

-защита отечественной  промышленности, повышение ее конкурентоспособности;

-совершенствование системы  стимулирования научно-технического  развития;

-лицензионно-патентное право (патентование, доступность патентной  информации);

-поддержка регулирования (правовая, финансовая, техническая  и т.п.);

-разработка критериев  оценки результатов инновационной  деятельности и ее оценка;

-совершенствование методов  управления научно-техническим развитием;

-выбор приоритетных направлений  развития науки и техники в  РФ;

-формирование и реализация  федеральных научных и научно-технических  программ и проектов, а также  определение федеральных органов  исполнительной власти, ответственных  за их исполнение;

-финансирование научной  и научно-технической деятельности  за счет средств федерального  бюджета;

-содействие развитию  научной, научно-технической и инновационной  деятельности субъектов РФ;

          -совершенствование управления государственными научными организациями федерального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;

          -реализация обязательств по научным и научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными договорами РФ;

-охрана прав интеллектуальной  собственности;

-формирование единых  систем стандартизации, обеспечения  единства измерений, сертификации, научно-технической информации, патентно-лицензионного  дела и управление ими;

-установление государственной  системы аттестации научных и  научно-технических работников.

Основными целями государственной инновационной политики Российской Федерации являются:

-создание экономических, правовых и организационных условий  для инновационной деятельности;

-повышение эффективности  производства и конкурентоспособности  продукции отечественных товаропроизводителей  на основе создания и распространения  базисных и улучшающих инноваций;

-содействие активизации  инновационной деятельности, а также  развитию рыночных отношений  и предпринимательства в инновационной  сфере;

-расширение государственной  поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования  государственных ресурсов, направляемых  на развитие инновационной деятельности;

-содействие расширению  взаимодействия субъектов Российской  Федерации при осуществлении  инновационной деятельности;

-осуществление мер по  поддержке отечественной инновационной  продукции на международном рынке  и по развитию экспортного  потенциала Российской Федерации.

Основными приоритетными направлениями инновационной политики, осуществляемой государством на современном этапе развития нашей страны, являются:

        - работы по созданию, освоению и распространению техники и технологий, которые ведут к кардинальным изменениям в технологическом базисе страны. Эти работы носят, как правило, межотраслевой характер и не могут быть решены при существующем монопродуктовом (отраслевом) принципе организации и планировании производства;

- работы по крупным отраслевым научно-техническим проектам, требующие масштабной концентрации ресурсов, которые не под силу отдельным предприятиям;

- научно-техническое обеспечение мероприятий, направленных на реализацию социальных целей общества (через развитие здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей среды, инфраструктуры);

- направления НТП, связанные с международным разделением труда и внешнеэкономической деятельностью государства.

Результатами реализации новой инновационной политики должны являться:

-качественно новый уровень  ресурсосбережения, рост производительности  труда, фондоотдачи, снижение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, достижение ее высокой конкурентоспособности  и, как следствие, коренное преобразование  структуры народного хозяйства  и внешней торговли в сторону  разгрузки сырьевого сектора  экономики и увеличение вклада  обрабатывающих отраслей;

Информация о работе Основы государственного регулирования инновационной деятельности