Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 23:52, реферат
Цель данной работы заключается в проведении теоретических и практических исследований и анализе государственного регулирования инновационной деятельности.
Данная работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
-теоретические изучение понятия и сущность государственной инновационной политики;
-исследование основных направлений государственной поддержки инноваций;
-изучение необходимости государственного регулирования инновационных процессов;
-изучение структуры и функций органов государственного регулирования инновационного процесса в РФ;
-анализ основных проблем развития инновационной политики РФ
-анализ государственной инновационной деятельности
Введение 3
1.Теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности 4
1.1 Понятие и сущность государственной инновационной политики 4
1.2 Основные направления государственной поддержки инноваций 5
1.3 Необходимость государственного регулирования инновационных процессов 7
1.4 Финансирование инновационной деятельности 9
2.Анализ государственного регулирования инновационной деятельности в РФ 12
2.1 Органы государственного регулирования инновационного процесса в РФ 12
2.2 Задачи и цели государственной инновационной политики 16
Заключение 20
Список использованной литературы 21
5) адаптивность и гибкость,
предполагающие постоянную
«В условиях регулируемых рыночных отношений система финансирования инновационной деятельности имеет свою специфику и выступает как составной элемент финансовой политики государства.» Эта система призвана обеспечивать решение следующих важнейших задач:
-создание необходимых
предпосылок для быстрого и
эффективного внедрения
-сохранение и развитие
стратегического научно-
-создание необходимых
материальных условий для
В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности, выступают:
-бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях;
-средства специальных
внебюджетных фондов
-собственные средства предприятий;
-финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, финансово-промышленных групп и т. п.);
-кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков;
-конверсионные кредиты
для научно-технических и
-иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний;
-средства национальных и зарубежных научных фондов;
-частные накопления
Суть стратегии активного вмешательства заключается в признании государством научной, научно-технической и инновационной деятельности как главной, определяющей экономический рост национального хозяйства. Государство берет на себя активную роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов, осуществление которых вносит весомый вклад в развитие национальной экономики
2. Анализ государственного регулирования инновационной деятельности в РФ
2.1 Органы государственного регулирования инновационного процесса в РФ
В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным процессом: 1) высший государственный, федеральный; 2) средний государственный, отраслевой; 3) государственный региональный; 4) нижний государственный, институциональный.
По своему содержанию управление инновационным процессом, независимо от уровня управления, включает: а) организационную структуру управления - конкретные органы управления, распределение власти и ответственности между ними, соотношение прав и обязанностей; б) систему сбора, обработки и анализа необходимой информации; в) механизм принятия решений и контроль за их выполнением; г) систему подбора и расстановки кадров.
«Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций.12»
Субъектами инновационной политики выступают центральные и местные органы власти, предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.
Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие Отдел науки и образования Администрации Президента. При Президенте РФ создан Совет по научно-технической политике - консультативный орган. Основными задачами совета являются:
-информирование Президента
о процессах, происходящих в научно-
-разработка предложений
о стратегии научно-
-анализ и экспертиза
поступающих на заключение
-подготовка предложений
о заключении
-участие в подготовке
официальных документов и
Органы законодательной власти РФ - Государственная дума и Совет Федерации - имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты - Комитет Госдумы по образованию и науке и Комитет Совета Федерации по образованию, науке и культуре.
Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую возглавляет непосредственно Председатель Правительства.
Основными функциями комиссии являются обеспечение согласованной работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов РФ, Российской академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно-технической политики, стимулирование реализации в производстве научно-технических достижений, определение путей реформирования научно-технической сферы в условиях рыночной экономики. Аналогичная деятельность в оборонном секторе осуществляется Координационным межведомственным советом по военно-технической политике.
Министерство образования и науки РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической политики в области образования и науки, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач министерства относятся:
-организация научно-
-выбор и оценка приоритетных
направлений развития
-разработка и применение
организационно-экономических
-создание государственных научно-технических программ и проектов;
-методическое руководство
подготовкой кадров
-финансирование гражданских
НИОКР общегосударственного
-создание и развитие
благоприятной среды для
-формирование соответствующих
систем экономического
-организация условий
для опережающего развития
-обеспечение формирования
государственной политики в
Министерство экономического развития и торговли РФ в рамках определения форм и методов государственного воздействия на экономику:
-непосредственно
-устанавливает приоритеты
в развитии народного
-определяет основные
направления инвестиционной
-организует разработку
федеральных целевых программ
но развитию приоритетных
Минфин РФ осуществляет бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов.
Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов показана на рисунке 1.
Рисунок 1- Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации
2.2 Задачи и цели государственной инновационной политики
В нашей стране все больше уделяется внимания созданию комплексных концепций научно-технического развития:
-ориентирование и поддержка научных исследований;
-регулирование направлений научно-технического развития;
-защита отечественной
промышленности, повышение ее
-совершенствование системы
стимулирования научно-
-лицензионно-патентное право (патентование, доступность патентной информации);
-поддержка регулирования (правовая, финансовая, техническая и т.п.);
-разработка критериев
оценки результатов
-совершенствование методов
управления научно-техническим
-выбор приоритетных
-формирование и реализация
федеральных научных и научно-
-финансирование научной
и научно-технической
-содействие развитию
научной, научно-технической и
-совершенствование управления государственными научными организациями федерального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
-реализация обязательств по научным и научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными договорами РФ;
-охрана прав интеллектуальной собственности;
-формирование единых систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управление ими;
-установление государственной системы аттестации научных и научно-технических работников.
Основными целями государственной инновационной политики Российской Федерации являются:
-создание экономических,
правовых и организационных
-повышение эффективности
производства и
-содействие активизации
инновационной деятельности, а также
развитию рыночных отношений
и предпринимательства в
-расширение государственной
поддержки инновационной
-содействие расширению
взаимодействия субъектов
-осуществление мер по
поддержке отечественной
Основными приоритетными направлениями инновационной политики, осуществляемой государством на современном этапе развития нашей страны, являются:
- работы по созданию, освоению и распространению техники и технологий, которые ведут к кардинальным изменениям в технологическом базисе страны. Эти работы носят, как правило, межотраслевой характер и не могут быть решены при существующем монопродуктовом (отраслевом) принципе организации и планировании производства;
- работы по крупным отраслевым научно-техническим проектам, требующие масштабной концентрации ресурсов, которые не под силу отдельным предприятиям;
- научно-техническое обеспечение мероприятий, направленных на реализацию социальных целей общества (через развитие здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей среды, инфраструктуры);
- направления НТП, связанные с международным разделением труда и внешнеэкономической деятельностью государства.
Результатами реализации новой инновационной политики должны являться:
-качественно новый уровень
ресурсосбережения, рост производительности
труда, фондоотдачи, снижение материалоемкости,
энергоемкости, капиталоемкости продукции,
достижение ее высокой
Информация о работе Основы государственного регулирования инновационной деятельности