Основы инвестиционной политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:21, контрольная работа

Описание работы

При инвестировании “важна не столько эффективность использования инвестиций как ресурса, сколько эффективность производства инвестируемого объекта» . Поэтому каждый инвестор, прежде чем вложить свои деньги, в тот или иной проект, должен провести детальный анализ вложения инвестиций. Нельзя вкладываться в то, что не приносит прибыли, а может, и вовсе убыточно.
В работе будут использованы статьи профессоров, экономистов, докторов наук, таких как Э.В. Кожухар, К.Павлов, А.Дубровка, В. Крюков, Н. Петров и так далее. На основе этих статей, будут выявлены возможные дальнейшие пути развития экономики нашей страны.

Содержание работы

Введение
1.Инвестиции: сущность и виды
1.1 Понятие инвестиций
1.2 Виды и типы инвестиций
1.3 Инвестиционные риски
2. Инвестиционная политика в современной России
2.1 Инвестиции в Российское хозяйство
2.2 Инвестиции как источник экономического роста России
2.3 Роль иностранных инвестиций в развитии экономики России
3. Государственное регулирование инвестиционного процесса
3.1 Государственная инвестиционная политика
3.2 Государственное регулирование инвестиций
3.3 Формы и методы государственного регулирования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

к.р ОПД.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

 
2.3 Роль иностранных инвестиции в развитии экономики России. 
Для того чтобы Национальный рынок  России мог достойно существовать, нужны не только внутренние, но и внешние вложения. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране. Тем не менее, в Россию вкладываются, а значит, что и выгода определенная имеется. Ежегодный сборник «Россия в цифрах» в 2009 году опубликовал последние данные об объемах иностранных инвестиций в Российское хозяйство.

Это показывает нам, что иностранные инвесторы охотнее всего вкладывают свои средства в обрабатывающее производство. Далее стоит торговля. Если посмотреть на данные таблицы за 2008 год, то вложения в полезные ископаемые составили, лишь 12 %. Также совсем не вкладываются иностранные спонсоры в Российское образование. Хотя наши специалисты требуются спросом во всем мире, о чем свидетельствует колоссальная утечка кадров за рубеж. Вполне справедливым будет вопрос, откуда взяться инновационному развитию, если все ученые и специалисты уезжают из страны в поисках лучшей жизни?  
В целом вложения за 2008 год составили 103769 миллионов долларов США. С 2003 по 2007 год, мы видим рост вложений. Именно в  это время Россия начинает путь  «экономического просветления». Но если смотреть последние данные, (2007-2008 годы) мы наблюдаем картину явного регресса вложений в нашу страну. Из этого можно предположить, что в условиях кризиса многие инвесторы побоялись  доверить Российским предприятиям свои средства.  
Если же рассматривать вложения стран СНГ в экономику России, то судя по данным, все не так уж и плохо. В 2009 году сборник «Россия в цифрах» опубликовал данные по объемам инвестиций стран СНГ в экономику нашего государства (таблица 1).

 

 

 
 

 

 
2000

 
2005

 
2007

 
2008

 
Тыс. 
долл. 
США

 
В про- 
центах  
к итогу

 
Тыс. 
долл. 
США

 
В про- 
центах  
к итогу

 
Тыс. 
долл. 
США

 
В про- 
центах  
к итогу

 
Тыс. 
долл. 
США

 
В про- 
центах  
к итогу

 
Всего инвестиций

 
22375

 
100

 
1665257

 
100

 
4671350

 
100

 
4878611

 
100

 
       в том числе из стран:

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
Азербайджан

 
831

 
3,7

 
54983

 
3,3

 
95165

 
2,0

 
116842

 
2,4

 
Армения

 
5

 
0,0

 
4541

 
0,3

 
24482

 
0,5

 
63897

 
1,3

 
Беларусь

 
1007

 
4,5

 
447135

 
26,9

 
955772

 
20,5

 
2141495

 
43,9

 
Грузия

 
207

 
0,9

 
7902

 
0,5

 
9275

 
0,2

 
11276

 
0,2

 
Казахстан

 
5632

 
25,2

 
732788

 
44,0

 
1468720

 
31,4

 
1258990

 
25,8

 
Киргизия

 
839

 
3,8

 
140168

 
8,4

 
534177

 
11,4

 
476025

 
9,8

 
Республика Молдова

 
1069

 
4,8

 
18100

 
1,1

 
21416

 
0,5

 
24590

 
0,5

 
Таджикистан

 
27

 
0,1

 
13843

 
0,8

 
30672

 
0,7

 
18727

 
0,4

 
Туркмения

 
1024

 
4,6

 
2288

 
0,1

 
2198

 
0,1

 
3344

 
0,1

 
Узбекистан

 
2738

 
12,2

 
10639

 
0,6

 
60498

 
1,3

 
73985

 
1,5

 
Украина

 
8996

 
40,2

 
232870

 
14,0

 
1468975

 
31,4

 
689440

 
14,1


 
Данная таблица наглядно показывает нам, что наиболее охотно в нашу экономику  вкладываются Беларусь и Казахстан. Беларусь в 2008 году, вложила в наше производство 2141495 миллионов долларов США, что составляет 43 процента по отношению  ко всем вложениям стран СНГ в наше хозяйство за 2008 год. Если сравнивать с предыдущими годами, то в целом, объем инвестиций растет.  
Исходя из содержания данной главы, можно сделать выводы, что за последние годы наметился весомый спад в области инвестиций, но, тем не менее, по прогнозам ведущих специалистов, в России ожидается существенный подъем. Также, выяснилось, что инвестиции являются одним самых важных двигателей экономического роста. Многие экономисты видят повышение экономического потенциала страны именно в инвестициях. И ускорить этот потенциал, помогут не просто инвестиции, а инвестиции в инновации и нанотехнологии.   Именно такие вложения помогут ускорить процесс экономического подъема.

 
3.Государственное регулирование инвестиционного процесса 
3.1 Государственная инвестиционная политика. 
Государственная инвестиционная политика – это комплексная система организационных, правовых и иных мер, осуществляемых органами государственной власти в целях стимулирования инвестиционной деятельности в стране, направленной на развитие ее экономики. Главные цели инвестиционной политики государства обусловлены решением стратегических задач развития Российской Федерации.  
Эффективная реализация инвестиционной политики способна заложить прочную материальную основу последовательного повышения благосостояния населения, его образовательного, научно-технического, культурного уровня. Основным приоритетом государственной инвестиционной политики является содействие выходу национального хозяйства на траекторию устойчивого экономического роста.  Построение инвестиционной политики. Ее реализация основаны на определенных принципах, к основным из них относятся : гласность в ее формировании и реализации; экономическая обоснованность программ и проектов; равный доступ инвесторов к получению государственной поддержки; приоритетность оказания государственной поддержки программам и проектам; стимулирование инвестиций посредством предоставления государственных гарантий налоговых и иных льгот.  
Основными задачами ГИП является формирование благоприятного инвестиционного климата в стране с тем, чтобы уже в настоящее время поддерживались условия для прироста инвестиций в реальный сектор экономики. Одним из важнейших условий при этом является экономическая заинтересованность участников инвестиционного процесса в конечных результатах их деятельности. Основным показателем эффективности проводимой государством инвестиционной политики является величина прироста инвестиций в основной капитал, их объем, соответствие спросу рынка инвестиционных ресурсов. 
 
3.2 Государственное регулирование инвестиций. 
Государство регулирует  инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной оживленной экономике. Осуществляется государственное регулирование инвестиционной деятельности органами государственной власти РФ в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями инвестиций в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности и законодательством Российской Федерации о страховании. Порядок принятия решений, касающихся государственных капитальных вложений, определяется также исходя из данного закона. 
Государственное регулирование включает в себя:  
1.     Косвенное регулирование (регулирование условий инвестиционной деятельности); 
2.     Прямое участие государства в инвестиционной деятельности. 
 
Задачей косвенного регулирования является создание благоприятных условий для реализации инвестиционной деятельности. Это регулирование помогло разработать различные методы воздействия, которые стимулируют развитие инвестиционной деятельности. 
  Проводится экспертиза для предотвращения нарушения прав физических и юридических лиц и интересов государства, а также для оценки эффективности капитальных вложений.

Методы воздействия включают  в  себя: защиту интересов инвесторов, амортизационную политику налоговую политику и другие меры воздействия. 
 
Благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности осуществляются путем: 
1) установления налоговых режимов, не носящих индивидуального характера; 
2) защиты интересов инвесторов; 
3) предоставления в пользование земли и природных ресурсов на льготных условиях; 
4) расширения строительства объектов социально-культурного назначения с большим использованием средств населения или других внебюджетных источников;

5) создания и развития информационно-аналитической сети, для проведения рейтингов; 
6) применения антимонопольной политики; 
7) расширения возможностей при осуществлении кредитования; 
8) развития в Российской Федерации финансового лизинга; 
9) проведения в соответствии с темпами инфляции переоценки основных фондов; 
10) помощи в создании собственных инвестиционных фондов. 
 
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности оказывает помощь при осуществлении капитальных вложений за счет средств федерального бюджета. 
Формами прямого участия являются: 
1) разработка и финансирование проектов, осуществляемых РФ, а также финансируемых за счет федерального бюджета; 
2) составление сметы технического перевооружения объектов, финансируемых за счет федерального бюджета; 
3) предоставление государственных гарантий за счет бюджетов субъектов РФ; 
4) размещение средств на условиях платности, срочности и возвратности; 
5) закрепление части акций в государственной собственности, реализация которых через рынок ценных бумаг возможна лишь через определенный срок; 
6) проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ; 
7) защита российского рынка от поставок устаревших энергоемких и ненадежных материалов; 
8) разработка норм и правил и осуществление контроля за их соблюдением; 
9) выпуск облигационных займов; 
10) вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных строек и объектов, находящихся в государственной собственности; 
11) предоставление средств по итогам аукционов российским и иностранным инвесторам. 
     В федеральном бюджете Российской Федерации предусмотрены расходы на финансирование государственных капитальных вложений. Они должны являться частью расходов на реализацию федеральных и региональных целевых программ. Счетная палата Российской Федерации проводит контроль за эффективным использованием средств. 
Все инвестиционные проекты подлежат экспертизе до их утверждения. Это проводится независимо от источников финансирования и форм собственности объекта.

 
3.3 Формы и  методы государственного регулирования. 
Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности на практике регламентируются различными нормативно законодательными актами Российской Федерации. 
Согласно законодательным нормам в России существуют следующие формы регулирования инвестиционной деятельности: 
- государственные инвестиционные программы (инвестирование государством средств в отрасли промышленности, науки, образования и т.д.); 
- прямое управление государственными инвестициями; 
- введение системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот; 
- предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств; 
- проведение финансовой и кредитной политики, политики ценообразования, амортизационной политики; 
- контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил и обязательной сертификации; 
- антимонопольные меры, приватизация объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства; 
- экспертиза инвестиционных проектов.

 
Различают также активные и пассивные  методы государственного воздействия на инвестиционный процесс. 
  Активные методы регулирования инвестициями предполагают прямое участие государства в экономических процессах.

К таким методам относятся: 
- создание благоприятных условий для деятельности частных предпринимателей. Механизмом реализации таких методов является, например, амортизационная политика или политика налоговых преференций; выработка и реализация мер по защите внутреннего и внешнего инвестора; 
- участие государства в создании инфраструктурных объектов как основы эффективного частного предпринимательства; 
- прямое участие государства в эффективных и значимых для страны проектах путем инвестирования государственных средств в форме долгосрочных и краткосрочных финансовых инвестиционных вложений на возвратной или безвозмездной основе; 
- разработка «бюджета развития» как части федерального бюджета страны или иных приравненных по значению механизмов использования государственных активов на инвестиционные цели. Например, средства, поступающие от приватизации государственной собственности, доходы от приватизации и управления государственной собственностью, включая операции с зарубежной собственностью, передача государственной собственности в доверительное управление, стимулирование экспорта за счет прямых бюджетных дотаций. 
Пассивные методы государственного регулирования в сфере инвестиций сводятся к мероприятиям органов власти, направленным на информационно-аналитическое обеспечение инвестиционной деятельности, мониторинг эффективности, продвижение инвестиционных возможностей на целевые рынки капитала и т.д. К таким методам, в частности, относятся развитие системы информационного и консультативного обеспечения, маркетинга инвестиционных программ и проектов, развитие в зарубежных странах сети инвестиционных бюро, оказывающих услуги потенциальным инвесторам для вхождения на российский рынок, формирование банка данных по инвестиционным проектам и подготовка справочных материалов об условиях инвестирования для зарубежных инвесторов. Производится выпуск специальных информационных изданий проведение в регионах конференций, с участием широкого круга российских и зарубежных предпринимателей Кроме того, такие метода выражаются в развитии форм организационно – правовых структур привлечения иностранных инвестиций: международных консорциумов, международных венчурных фондов, международных лизинговых компаний и других.  
Пассивные методы государственного регулирования инвестиций не оказывают прямого воздействия на инвестиционную деятельность, однако их вклад в достижение цели инвестиционной политики может иметь даже больший эффект, в сравнении с эффектом от использования прямых методов государственного регулирования 
  Государство во многом определяет инвестиционную политику в нашей стране. Для ее регулирования разработаны специальные законы и законодательные акты. Регулирование инвестиционной деятельности осуществляется как активными, так и пассивными методами. Основной приоритет государственной инвестиционной политики – содействие выходу национального хозяйства на траекторию устойчивого экономического роста. 
 

 

 

 
Заключение. 
Инвестиции это многосторонний и многоуровневый процесс. Существует множество определений данного понятия и ни одно, из нами рассмотренных, не является общепринятым. Одними из наиважнейших типов инвестиций являются портфельные и реальные инвестиции.   

  Инвестиции не могут осуществляться не обдуманно, прежде чем вложить свои средства, нужно учитывать множество факторов, особенно важно учитывать риски, которые угрожают при инвестировании. Выделяют систематические и несистематические риски. 
  Исходя из содержания второй главы, можно сделать выводы, что за последние годы наметился весомый спад в области инвестиций, но, тем не менее, по прогнозам ведущих специалистов, в России ожидается существенный подъем. Также, выяснилось, что инвестиции являются одним самых важных двигателей экономического роста. Многие экономисты видят повышение экономического потенциала страны именно в инвестициях. И ускорить этот потенциал, помогут не просто инвестиции, а инвестиции в инновации и наннотехнологии. Именно такие вложения помогут ускорить процесс экономического подъема.  
  Что же касается государства, то оно во многом определяет инвестиционную политику в нашей стране. Для ее регулирования разработаны специальные законы и законодательные акты. Регулирование инвестиционной деятельности осуществляется как активными, так и пассивными методами. Основной приоритет государственной инвестиционной политики – содействие выходу национального хозяйства на траекторию устойчивого экономического роста. 
Инновации  в основном это не новые разработки, а техника, технологии и материалы уже давно, использующиеся в других странах. Конечно, такие инновации – тоже прогресс в нашей экономике, но одновременно и запрограммированное отставание.  
  Очень часто, высказывается мнение, что достойных отечественных разработок, например в автомобилестроении, не существует. Однако концепция и первый опытный образец гибридного символьного агрегата для автомобиля был создан именно в России. И таких примеров немало. Поэтому не менее актуальна задача эффективного инвестирования именно в передовые, и особенно в собственные высокотехнологичные разработки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы: 
1.Анализ эффективности инновационной и инвестиционной деятельности предприятия: учебное пособие / М.: Финансы и статистика. 2003. 
2.Балахина Н. В. Государственное регулирование инвестиций: учебное пособие / М.: Издательство РГТЭУ. 2003. 
3.Дасковский В.,  Киселев В. Совершенствование оценки эффективности инвестиций //Экономист 2009. № 1 с. 54-59 
4.Дубровка А.  Проблема инвестирования передовых производств // Экономист.  2008. № 10 с. 65-66 
5.Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: Макроэкономическая модель:  пер. с англ. В. Лукашевича и др./под общей редакцией Б. Лисовика и В. Лукашевича – 1992. СПб 
6.Ендовицкий Д. А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности / Финансы и статистика.  2001. 
7.Кожухар Э.  Проблемы управления инвестиционными проектами / /Экономист 2008. № 2 с. 67-72 
8.Кочетков И. О государственной поддержке инвестиционной деятельности//Экономист 2009. № 12 с. 123-125 
9.Крюков В.,  Петров Н.  Государственное регулирование инвестиционных процессов//Экономист.  2008. № 5 с.75-79 
10.Кузнецова Н. Н., Алексеев А. В. Современные инвестиционные приоритеты в российской промышленности//Эко. 2009 № 4 с. 2-17 
11.Лапочкина С. В., Чувашова М. В. Управление инвестициями: учебное пособие / Ульяновск. 2006. 
12.Матвеев О. Проблемы перехода к инновационному типу экономического развития //Экономист 2009. № 8 с. 92-96.  
13.Павлов К.  Инвестиции инновационного типа // Экономист. 2008.  
№ 12 с. 24-28. 
14.Российский статистический ежегодник – 2009. Стат. Сб. – М.: Росстат.2009 
15.Российский статистический ежегодник – 2008. Стат. Сб. – М.: Росстат 2008 
16.Старовойотов М. К., Медведева Л.Н., Александров А. В. Городская инвестиционная политика//Эко. 2009. № 8 с. 172-174. 

Информация о работе Основы инвестиционной политики в России