Основы предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 13:35, реферат

Описание работы

Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.
В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Файлы: 1 файл

Основы предпринимательства.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

      Каждый  предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность  на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных  ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать  эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.

      В рыночной  экономике предприниматели не  смогут добиться стабильного  успеха, если не будут четко  и эффективно планировать свою  деятельность, постоянно собирать  и аккумулировать информацию  как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

      Планирование  вообще как величайшее достижение человеческого разума является практически естественным и необходимым элементом поведения людей и в быту и на производстве. Труд человека всегда предполагает осознанную целенаправленную деятельность по достижению желаемого результата, образ (план, проект) которого он идеально имеет в самом начале работы, в том числе и в бизнесе. Поэтому планирование можно рассматривать как проектирование процесса создания из беспорядка порядка и повышение его степени, который уменьшает неопределённость или энтропию в данном случае системы предпринимательства. Планирование производственной и коммерческой деятельности не только возможно, но и жизненно необходимо для всех организационно-правовых форм предприятий. Всякий, кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо обдуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Наличие хорошо разработанного плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнёров и кредитные ресурсы. Он также даёт возможность:

  • определить пути и способы достижение поставленных целей;
  • максимально использовать конкурентные преимущества предприятия;
  • предотвратить ошибочные действия;
  • отследить новые тенденции в экономике, технике и технологи и использовать в своей         деятельности;
  • доказать и демонстрировать обоснованность, надёжность и реализуемость проекта;
  • смягчить влияние слабых сторон предприятия;
  • определить потребность в капитале и денежных средствах;
  • своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;
  • полнее использовать инновации в своей деятельности;
  • объективнее оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия;
  • обосновать экономическую целесообразность направления развития предприятия (стратегия проекта).

      Одновременно план является руководством к действию и исполнению. По мере реализации и изменения обстоятельств, план может уточняться путём корректировок соответствующих показателей. Постоянное приведение бизнес-плана в соответствие с новыми условиями даёт возможность использовать его в качестве оценки практических результатов работы предприятия. Разработка конкретного бизнес-плана в большинстве случаев процесс творческий, основанный на учёте не только общих закономерностей бизнеса, но и специфических условий, личного опыта и знаний предпринимателя. В зависимости от реальных обстоятельств подготовка бизнес-плана может быть организованна различным образом:

  • самим предпринимателем, имеющим соответствующий опыт;
  • командой предпринимателя, которая будет в дальнейшем реализовывать проект;
  • сторонней специализированной компанией за определённую плату.

      В каждом конкретном случае любой план имеет свою специфику как в предмете деятельности и порядке его осуществления, так и в качественном и особенно количественном отношении – ценах, нормах затрат ресурсов, рынках сбыта и других показателях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

 

Бизнес-план как основа предпринимательской деятельности.

 

      В самом  общем случае план – это образ чего-либо, модель желаемого будущего или система мер, направленная на достижение поставленных целей и задач. Бизнес-план, как один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:

1) рабочий инструмент  предпринимателя для организаций своей работы;

2) развёрнутую программу  осуществления бизнес - проекта,  который  предусматривает оценку расходов и доходов;

3) документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия;

4) результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определённом рынке.

      Предприятие может иметь одновременно несколько бизнес-планов, в которых степень детализации обоснований может быть различной. В малом предпринимательстве бизнес-план и план предприятия могут совпадать и по объёму и по содержанию. Любой бизнес-план должен давать убедительные ответы для самого предпринимателя и его возможных партнеров, по крайней мере, на пять основных вопросов.

    1. Функции и принципы планирования на предприятии.

      Бизнес - планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функции, среди которых наибольшее значение имеют следующие:

Инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок.

Прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учёта совокупности факторов.

Оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде.

Координация и интеграция - учёт взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компаний с ориентацией их на единый общий результат.

Безопасность управления – обеспечения информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий.

Упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственность. Контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявление ошибок и возможной его корректировки.

Воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках.

Документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.

      При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде: необходимость, непрерывность, эластичность и гибкость, единство и полнота (системность), точность и детализация, экономичность, оптимальность, связь уровней управления, участие, холизм (сочетание координации и интеграции).

    1. Этапы разработки бизнес - плана.

      Любой  вид предпринимательской деятельности и последующая разработка бизнес-плана задуманного проекта обычно начинается с новой идеи. Без хорошей идеи бизнес невозможен. Предпринимательские способности как важнейший фактор производства, выражаются, прежде всего, в умении генерировать, накапливать и разрабатывать новые идеи. В самом общем виде идея – форма отражения в мыслях явлений объективной действительности, которая включает в себя об общение опыта предшествующего развития и осознания цепи дальнейшего преобразования бизнеса. Предпринимательские, как и другие идеи являются продуктом мыслительной деятельности человека и определяются совокупностью внешних стимулов и внутренних побудительных сил – желаний, потребностей, интересов, установок, ценностных ориентации, мотивов, идеалов и эмоций.          Новые деловые идеи возникают в процессе выявления недостатков и ли возможностей улучшения удовлетворения существующих (явных) и ещё не осознанных потребностей различных слоёв населения и сфер деятельности. Они появляются в результате субъективного анализа предпринимателем объективного современного состояния рынка, уровня развития техники, технологии и организации производств а, сбыта, поведения потребителей и других элементов общества Потребность как нужда или нехватка материальных и духовных благ для существования личности, лежит в основе поведения человека и возникновения у него различных идей. Сначала потребности переходят во влечение (поиск недостающих благ), затем – в стимул (образ необходимого блага) и мотивы (внутреннюю побудительную силу, обоснование личного поведения), которые принимают форму установки (готовности к определённым действиям) и осознанных интересов (предвосхищения получения прибыли и других благ). Последние формируется у предпринимателя с учётом ценностей (представление о значимости различных явлений, о целях и средствах их достижения) и ценностных ориентаций (устойчивого отношения к системе материальных и духовны благ и идеалов, которых человек стремится достичь и служащих ему ориентиром в поведении и действиях).

      Деятельность предпринимателя по отбору и реализации бизнес идей технологически проходит в общем четыре укрупнённых фазы:

1. Поиск новой идеи и факторы ее возникновения

2. Анализ потенциальной и реальной ценности идеи.

3. Оценка риска Виды  рисков, источники их возникновения  и меры по минимизации риска  банкротства и финансовых потерь.

4. Разработка бизнес-плана проекта.

 1.3. Этапы формирования бизнес-плана.

      На первом этапе подготовки бизнес-плана определяется миссия, которая состоит из:

1. Этика фирмы 

2. Основополагающие принципы

3. Внешний образ фирмы 

4. Ценности организации 

5. Высшие цели и ограничения: тактические и оперативные цели

6. Авторитет предприятия 

7. Культура предприятия

8. Нормы поведения фирмы 

      Второй этап – определение целей разработки бизнес-плана. Цель – это будущее желаемое состояние предприятия. В системе бизнеса выполняет следующие пять функции:

1. Инициативы – сопоставление  существующего желаемого состояния фирмы, мотива действий.

2. Критерия принятия  решения - оценка информации и  выбора альтернатив, приоритетов в бизнесе.

3. Инструмента управления  – руководящие требования к  действиям, определение направлений  бизнеса.

4. Координация – обеспечение бесконфликтных отношений лиц, принимающих решения, согласование работ специализированных подразделений.

5. Контроля – сопоставление  оперативного состояния показателей  хозяйственной деятельности с  целевым их уровнем. В отличие  от миссии, цели выражают более конкретные направления деятельности предприятия.

      На третьем  этапе, после определения миссия, целей, стратегии предприятия, устанавливается общая структура самого бизнес-плана. На объём и структур у бизнес - плана влияют размеры предприятия и поставленные задачи. Примерная структура бизнес-плана должна состоять из: 1. Меморандум и конфидициаль ности 2. Резюме 3. Описание отрасли 4. Характеристика предприятия 5. Выбор деятельности 6. План маркетинга 7. Производственный план 8. Организационная структура предп риятия 9. Финансовый план и бюджет предприя тия 10. Анализ риско в 11. Организационный план 12. Приложения Конечно, применительно к конкретному проекту стру ктуру бизнес-плана можно уточнять – укрупнять разделы или, напротив, де тализировать. Четвёртый этап бизнес планиров ания состоит в сборе информации необходимой для разработки каждого раз дела плана. Последний пятый этап планирования – непосредственная разработка отдельных разделов и оформлен ие всего бизнес-плана в виде единого документа. 1.3. Процесс и организация пла нирования на предприятии. В практике планирование – это важнейшая функция управления. В технологическом отношении планирование, как процесс научной и практич еской деятельности, в виде последовательности взаимосвязанных действи й проходит в несколько этапов: Ш Определение целей планирования – желае мого состояния предприятия и его положения на рынке Ш Анализ проблем – фактического исходного положения дел и по окончании планово го периода Ш Поиск альтернатив – выявление возможных вариантов развития по различным сце нариям Ш Определение потребности в ресурсах и способов достижения поставленных целе й, объёмов производства и др. Ш Оценка – проведение оптимизационных расчётов и обоснование экономи ческих показателей Ш Оформление плана в виде единого документа При организации разработки биз нес-плана предварительно определяются: Ш Объекты планирования – предприятие в целом, структурные подразделения или отдельные направления деятельности, определение общих целей, потенциа ла, программ и действий. Ш Разработч иков плана – ответственные работники фирмы, специализированные функц иональные службы, внешние консультанты или определённая их комбинация. Ш Порядок составления планов: одновременная разработка всех частных планов в еди ной модели или последовательное согласование (координация) частных пла нов и их объединение в общий проект. Ш Методы планирования – обычные традиционные приёмы (таблицы, графики и т.п.) и совр еменные компьютерные специальные программы.

 

Глава 2 Методика составления разделов бизнес-плана При обосновании положении положений бизнес-плана целесообразно: 1) Акцентировать особое вним ание на вопросы, которые могут представлять интере с для тех, кому представляет интерес для тех, кому они адресованы – работ никам предприятия, партнером или другим внешним потребителям. 2) Представить сущность проекта в наиболее доступной форме в самом начале бизнес-пл ана. 3) Аргументиро вать все расчёты и показатели таким образом, что бы они были реальными и достоверными, без преувеличения и приукрашивания э кономических результатов реализации проекта. Бизнес план начинается с титульного листа, на котором о бычно указывают: Ш Наименование проекта, например, «бизнес-план создания пред приятия по производству обоев» Ш Метод подготовки плана Ш Авторы проекта, название и ад рес предприятия, телефоны Ш Имена и адреса учредителей Ш Назначение бизнес-плана и ег о пользоват еля После титульного листа следует оглавление – формулир овка разделов плана с указанием страниц и выделением наиболее важных пу нктов в соответствии с особенностями конкретного проекта. 2.1. Меморандум конфиден циальности, резюме, описание отрасли. Меморандум конфиденциал ьности составляется с целью предупреждения всех л иц о неразглашении содержащейся в плане информации и использование ее и сключительно в интересах фирм, представивший проект. Резюме - кра ткое изложение основных положений предполагаемого плана, включающий с ледующие принципиальные данные: 1. Идеи, цели и суть проекта 2. Особенности предполагаемых това ров (услуг, работ) и их преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов 3. Стратегии и тактика достижения по ставленных целей 4. Квалификация персонала и особенн о ведущих менеджеров 5. Прогноз спроса, объёмы продаж тов ара (услуг, работ) и суммы выручки в ближайший период (месяц, квартал, год и т .д.) 6. Планируемая себестоимость проду кции и потребность финансирования 7. Ожидаемая чистая прибыль, уровень доходности и срок окуп аемости затрат 8. Основные факторы успеха – описан ие способов действий и мероприятий. Описание отрасли – анализ текущего состояния и персп ектив развития избранной отрасли бизнеса, включая характеристику: - Её сырьевой базы - Сегмента (ниши) рынка и доли предпр иятия на нём - Потенциальных клиентов их возмож ности - Региональной структуры производ ства - Основных фондов и их структуры - Инвестиционных условий Анализ инвестиционный привлекательности сферы би знеса состоит из трёх этапов: - многофакторного анализа у ровня интенсивности отраслей конкурентности - Определение стадии развития избр анной отрасли - Непосредственный анализ инвести ционной привлекательности отрасли При выборе сферы бизнеса и отрасли полезными являются свед ения об их положении в мировом разделении труда и на международном рынке , экспортных возможностях, а так же производственно-технические связи с другими отраслями народного хозяйства, для которых может представлять интерес продукция этой отрасли (схема 2.1.) Схема 2.1. Основные фак торы выбора сферы предпринимательской деятельности. [источник №1 в списке литературы] В любой стране существуют запрещённые сферы бизнеса (контраба нда, порнография и др.), а также виды деятельности, которые являются предме том государственной монополии (оружие, ядохимикаты, наркотики и др.). Для многих предпринимателей возникают и экономические огра ничения на проникновение в ту или иную отрасль : 1. Высокий уровень начальног о капитала 2. Длительный срок окупаемости влож енных средств 3. Неопределённость в достижении пр ибыли (сфера образования и др.) Необходимо учитывать также сложившуюся конъюнктуру, т.к. пр едпринимательская деятельность подвержена цикличности: процветание, з астой, спад. Кроме того, экономические ситуации различаются не только во времени, но и в пространстве – по районам и регионам. В монополизированную отрасль внедриться труднее, чем в конкурентную. Выбор сферы деятельности предпр иниматель осуществляет из пяти основных видов деятельности (таблица 2.1.) Вид бизне са Основные функции Организационные формы Производственный Производство товаров, работ, ока зание услуг Коммерческие организации (предприятия, фирмы, компании) Коммерческий Купля-пр одажа товаров и услуг Торговые организации, товарные биржи Финансовый Купля-прод ажа валют, ценных бумаг, инвестирование Банки, фондовые биржи, финансов ые компании, трастовые и др. организации Посреднический Оказание услуг Коммерческие орг анизации Стр аховой Страхование и перестрахование Страховые компании В экономике любой страны можно выгодно обнаруживать и заполня ть тысячи и тысячи «ниш» даже на традиционных и давно поделенных рынках. Многие преуспевающие компании быстрым ростом обязаны не тому, что их рук оводство стремилось создать новый продукт, а потому, что оно внедрило на рынке ту же продукцию или услуги, что и другие фирмы той же отрасли, но сов ершенно иным способом 2.2. Характеристика и выбор деятельности предприятия. Полный перечень свед ений о компании кроме краткой экономико-географической и исторической справки (местонахождение, занимаемая площадь, дата образования и сведен ия о развитии за прошедший период), размера уставного капитала и распред еления капитала между учредителями включает в себя следующие данные: 1. Идентификационный номер, код ИНН 2. Полное и сокращенное наименовани е предприятия, код ОКПО 3. Дата регистрации предприятия, ном ер регистрационного свидетельства, наименование органа, зарегистриров авшего предприятие 4. Почтовый и юридический адрес пред приятия: индекс, республика, область, автономный округ и т.д., код ОКАТО 5. Подчиненность предприятия – выш естоящий орган, код ОКОГУ 6. Вид деятельности (основной), код О КОНХ 7. Организационно-правовая форма пр едприятия, код ОКОПФ 8. Форма собственности, код ОКФС: - доля государства (субъекта Федерации) в капитале, % 9. Включено или нет в государ ственный реестр РФ предприятий-монополистов: - республиканский - региональный 10. Банковские реквизиты 11. Адрес налоговой инспекции, контр олирующей предприятие 12. Организационная структура предп риятия, дочерние компании 13. Фамилия, имя, отчество, телефоны, ф аксы администрации предприятия 14. Характеристика менеджеров, отвеч ающих за результаты работы предприятия: - возраст - образование - квалификация - предыдущие три должности - срок работы на предприятие Любой предпринимательский проект начинается с формировани я идеи продукта, товара или услуги. Задача состоит в том, чтобы достаточно полно представить в бизнес-плане важнейшие характеристики предлагаемо го на рынок товара (услуги). Прежде всего, необходимо дать четкое описание полезного эффекта, ради к оторого потребители будут приобретать этот товар: новые или уникальные свойства, сфера удовлетворяемых потребностей отлична от предлагающихс я на рынке аналогов, в том числе: Ш Какую именно потребность он удовлетворяет Ш Как реализуется этот товар ил и оказывается услуга Ш Уровень цены и группа покупат елей, которой он доступен Ш Характеристика спроса на пред лагаемый товар Ш Каким образом товар продаётся Ш Слабые стороны товара Ш Каковы постоянные издержки, с вязанные с производством товара Ш Кто должен освоить производст во данного товара Ш Перспектива смены данного тов ара другим Другим важным обстояте льством, влияющим на разработку стратегии производства и реализации пр одукции, а, следовательно, и расчётов в этом разделе бизнес-плана, являетс я определение жизненного цикла предполагаемого товара. Заранее определенное и просчитанное движение товара по стадиям или фа зам жизненного цикла позволит предпринимателю своевременно принять те меры, которые соответствуют переживаемой продуктом стадии. Инструмент ы, которыми предприниматель должен владеть для своевременного упрежде ния и преодоления падения спроса на товар, многообразны: цены, методы рас пространения товара, его реклама, маневрирование объектами производст ва и продвижение товаров на рынке, что влияет на уровень и объём продаж, а следовательно, и финансовые итоги реализации предпринимательского про екта. Заключение Реформы в экономике не разрывно связаны с изменением стереотипов управления, методов и подход ов в планировании и осуществлении преобразований. Сущность этих преобр азований заключается в быстром и фундаментальном изменении действующ их процедур. В истории человеческого общества не было такой экономической системы, развитие которой совершалось бы без всякого воздействия со стороны заи нтересованных субъектов или определённых структур управления. В значи тельной степени успех или неуспех предпринятых усилий зависит от совер шенствования организации управления и его важнейшей функции – бизнес планирования . В современно й быстроменяющийся экономической ситуации невозможно добиться положи тельных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя послед ствий. Бизнес планирование – это определённые цели развития управляемого объекта, мет одов, способов и средств её достижения, разработка программы, плана дейс твия различной степени детализации на ближайшую и более отдалённую пер спективу. Бизнес планирование – одна и з важнейших предпосылок оптимального управления производством. Бизнес планирование необходи мо любой организации, которая намеревается предпринимать какие-то дейс твия в будущем. Процесс планирование позволяет увидеть весь комплекс будущих операц ий предпринимательской деятельности и предвосхитить то, что может случ иться. Особенно важно планирование в коммерческой деятельности, где тре буется предвидение в долгосрочной перспективе и предварительные разра ботки, предшествующие первым шагам предприятия. Составление и реализац ия плана – непрерывный процесс. Работа без плана является реакцией на совершающиеся события, деятельн ость на основе плана – реакция на предвиденные и запланированные явлен ия. Современная экономическая ситуация, связанная с активным развитием р ыночных отношений, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменно му планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования , которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых реше ний. Оптимальным вариантом достижения таких решений является новая прогре ссивная форма плана – бизнес-план. Успех в мире бизнеса реш ающим образом зависит от трёх элементов:

Информация о работе Основы предпринимательской деятельности