Особенности австрийской школы маржинализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 19:37, реферат

Описание работы

Рассмотрим характерные черты, отличающие австрийскую школу в целом от других направлений маржинализма: лозаннской школы (Л. Вальрас, В. Парето), работ У. Ст. Джевонса и А. Маршалла, а также дадим индивидуальную характеристику каждому из трех ее основоположников.

Содержание работы

1 Введение……………………………………………………………...….....3
2 Особенности австрийской школы маржинализма…………………...….4
3 Основные элементы учения К. Менгера…………………………………7
3.1 Концепция экономического блага……………………………………...7
3.2 Концепция субъективной ценности ………………………….………..7
3.3 Концепция ценности производственных благ (средства производства) ……………………………………………………………….…..….8
3.4. Теория денег и способности к обмену …………………………….….9
4 Основные элементы учения О. фон Бем-Баверка…………………..….10
4.1. Теория рыночной цены блага……………………………………..….10
4.2. Концепция общей полезности блага……………………………....…10
4.3. Теория капитала и процента …………………………………………10
5 Основные элементы учения Ф. фон Визера………………………..…..12
5.1. Концепция общей полезности блага………………………….….…..12
5.2. Концепция ценности производственных благ …………………..….12
5.3. Теория вменения ………………………………………………...……12
6 Заключение……………………………………………………………….14
7 Список использованной литературы……………………………...…….15

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И

ПРАВА (г. Казань)

Экономический факультет

 

Кафедра «Бухгалтерский учет анализ и аудит»

 

 

 

Реферат

по дисциплине

«История экономических учений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка 1 курса

гр. Д-121у заочного отделения

с применением дистанционных

образовательных технологий

Попкова

Юлия Евгеньевна

Номер зачетной книжки

12-01-19

Преподаватель: Алексеева

Татьяна Ивановна

 

Казань – 2012

Содержание:

 

1 Введение……………………………………………………………...….....3

2 Особенности австрийской школы маржинализма…………………...….4

3 Основные элементы учения К. Менгера…………………………………7

3.1 Концепция экономического блага……………………………………...7

3.2 Концепция субъективной ценности ………………………….………..7

3.3 Концепция ценности производственных  благ (средства производства) ……………………………………………………………….…..….8

3.4. Теория денег и способности  к обмену …………………………….….9

4 Основные элементы учения О. фон Бем-Баверка…………………..….10

4.1. Теория рыночной цены блага……………………………………..….10

4.2. Концепция общей полезности блага……………………………....…10

4.3. Теория капитала и процента …………………………………………10

5 Основные элементы учения Ф. фон Визера………………………..…..12

5.1. Концепция общей полезности  блага………………………….….…..12

5.2. Концепция ценности производственных  благ …………………..….12

5.3. Теория вменения ………………………………………………...……12

6 Заключение……………………………………………………………….14

7 Список использованной литературы……………………………...…….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рассмотрим характерные черты, отличающие австрийскую школу в целом от других направлений маржинализма: лозаннской школы (Л. Вальрас, В. Парето), работ У. Ст. Джевонса и А. Маршалла, а также дадим индивидуальную характеристику каждому из трех ее основоположников.

Долгое время австрийская школа рассматривалась в западной экономической литературе лишь как одна из движущих сил маржиналистской революции, которая достигла меньших успехов, чем остальные, поскольку не владела математическим аппаратом. Такая оценка сложилась в середине 30-х годов XX в., когда различные направления маржинализма, казалось, навсегда слились в едином неоклассическом потоке и к тому же были отодвинуты на второй план в результате следующей революции в экономической науке − кейнсианской. Но в начале70-х годов в ходе ослабления кейнсианства и возрождения острого интереса к микроэкономическому анализу выяснилось, что могикане австрийской школы Л. Мизес и Ф. Хайек (последний получил в 1974 г.Нобелевскую премию) пронесли через все эти годы некоторые важнейшие особенности австрийской школы, не давшие ей слиться полностью с неоклассической парадигмой.

Таким образом, по сравнению с лозаннской и кембриджской (англо-американской) школами маржинализма австрийская школа оказалась наиболее четко очерченной и долговечной. Можно с большой степенью уверенности назвать известных экономистов, принадлежащих к разным поколениям австрийской школы, включая наших современников. Это ее основоположник К. Менгер, его ученики Е. Бем-Баверк и Ф. Визер (хотя слушать лекции К. Менгера в Венском университете им не довелось, оба окончили его незадолго до того, как автор «Оснований политэкономии» получил там профессорскую кафедру), ученики Е. Бем-Баверка Л. Мизес и Й.Шумпетер, ученик Л. Мизеса Ф. Хайек и его ровесники Г. Хаберлер, Ф.Махлуп, О. Моргенштерн (один из основателей теории игр), последователи Л. Мизеса и Ф.Хайека И. Кирцнер,     Л. Лахманн, Э.Штрайслер и др.

Сильное влияние различные идеи австрийской школы оказали на англичан Л. Роббинса, Дж. Хикса и Дж.Шэкла, шведа К. Викселля, голландца Пирсона, итальянца М. Панталеони, американцев Р. Эли, С. Паттена и др. Разумеется, австрийская исследовательская традиция у различных ее представителей проявлялась в разных формах и в разной степени, но во всех случаях проследить ее влияние можно.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОСОБЕННОСТИ АВСТРИЙСКОЙ ШКОЛЫ МАРЖИНАЛИЗМА

 

Каковы же характерные особенности австрийской школы политэкономии? Прежде всего это последовательный монистический субъективизм: все категории экономической науки австрийцы стремятся вывести только из отношения к вещи экономического субъекта, его предпочтений, ожиданий, познаний. Как настойчиво подчеркивает Менгер, любые блага сами по себе, с точки зрения экономиста, лишены каких-либо объективных свойств, и прежде всего ценности. Эти свойства придает им лишь соответствующее отношение того или иного субъекта.

Так, сущность процента состоит у них в разной оценке субъектом настоящих и будущих благ, издержки производства - в упущенной пользе, которую, как ожидается, производительные блага могли бы принести, если бы были употреблены не так, как на самом деле, а иначе, и т. д. При этом субъект у австрийцев не гарантирован от ошибок (он может, к примеру, неверно оценить свои будущие потребности и средства их удовлетворения), и эти его ошибки не будут "отброшены" рынком, а сыграют свою роль, участвуя наравне с более правильными оценками, в определении цены данного блага.

Особый акцент, который австрийцы делают на неопределенности будущего и возможности ошибок, огромное значение, придаваемое ими, особенно Менгером, знаниям экономического субъекта, имеющейся в его распоряжении информации, резко выделяют их на фоне других маржиналистов и делают их теории особенно важными в наши дни, когда проблема поиска и обработки информации находится на переднем плане экономических исследований.

Можно смело утверждать, что степень рациональности, требуемая от хозяйственного субъекта, находится в теориях австрийцев на порядок ниже, чем в моделях Джевонса и Вальраса. Это проявляется, в частности, в другой особенности австрийской школы, а именно в том, что австрийцы не употребляют не только математические методы исследования, но даже геометрические иллюстрации своих теоретических положений (как Джевонс и Маршалл). Эта черта австрийской школы бросается в глаза каждому, кто перелистает эту книгу, - вы не найдете в ней не только дифференциальных уравнений, но и привычных диаграмм с кривыми спроса и предложения. Конечно, это можно объяснить и тем, что основоположники австрийской школы, получившие юридическое образование, просто не владели техникой математического анализа (хотя тот же К. Менгер при желании вполне мог бы приобрести нужные навыки у своего брата - выдающегося математика). Однако главная причина совершенно иная. Дело в том, что применение в теории ценности дифференциального исчисления требует, чтобы исследователь принял некоторые дополнительные допущения. Во-первых, оцениваемое благо должно быть бесконечно делимым, или, что то же самое, функция полезности должна быть непрерывной, а не дискретной. Эта функция должна быть, во-вторых, дифференцируемой, т. е. иметь касательную в каждой точке, и, в-третьих, выпуклой, для того чтобы производная в каждой точке была конечной

Все три дополнительных условия вводятся для удобства вычисления и сужают круг явлений, объясняемых маржиналистской теорией. Что же касается бесконечной делимости, то это свойство настолько нехарактерно для большинства благ, что Джевонсу и Маршаллу приходится делать оговорку, что функция полезности относится скорее ко всей их совокупности, а не к одному субъекту (например, к жителям Ливерпуля или Манчестера). Но ведь для совокупности потребителей теряют смысл субъективные оценки и предпочтения! Кроме того, математическая версия теории предельной полезности предполагает, что хозяйственный субъект безошибочно находит оптимальный для себя вариант, что противоречит упомянутым выше положениям австрийцев (прежде всего Менгера) о неопределенности и ошибках. Поскольку австрийцы избегают употребления математического анализа, это позволяет им не только охватить своей теорией более широкий круг явлений, но и сохранить ее непротиворечивость и остаться в рамках несколько более реалистичной модели человеческого поведения (по точному замечанию Э. Штрайслера, для австрийской школы (в отличие от математической) в словосочетании "предельная полезность "важнее существительное, чем прилагательное.

Здесь мы подходим к следующей отличительной черте австрийской школы - методологическому индивидуализму. Все экономические проблемы австрийцы рассматривают и решают на микроуровне, на уровне индивида. Они не учитывают, что целое, т. е. общество, всегда больше суммы своих частей, не признают специфических макроэкономических явлений, несводимых к простой равнодействующей индивидуальных предпочтений и решений. С нашей точки зрения, это объясняется стремлением австрийцев к вскрытию сущности явлений, причинно-следственных связей и их недоверию к функциональным зависимостям. В этом смысле австрийцы ближе к К. Марксу, чем к большинству экономистов-математиков, которые придерживались позитивистских взглядов.

В связи с методологическим индивидуализмом находится и примечательное отсутствие в произведениях австрийских маржиналистов развитых идей равновесия. Понятно, что вальрасовская концепция общего равновесия была для австрийцев слишком надындивидуальной, требующей чрезмерной рациональности и оптимальности решений. Гораздо интереснее то, что в теорию Менгера не встроились и концепции частичного равновесия, единственной равновесной цены.

Важную роль в австрийской теории занимает фактор времени. Меньше всех других маржиналистов австрийцы заслужили упрек в чисто статической точке зрения. Они не забывали подчеркивать, что ценностные суждения людей непосредственно зависят от того, на какой период времени они могут рассчитать удовлетворение своих потребностей ("период предусмотрительности"). Именно фактор времени и связанная с ним неопределенность приводят к ошибкам участников обмена и не дают установиться общему равновесию, присущему вневременной системе Вальраса, где все цены и количества благ определяются одновременно.

Далее рассмотрим основных представителей австрийской школы маржинализма: Карл Менгер (1840-1921), Ойген фон Бем-Баверк (1851-1914), Фридрих фон Визер (1851-1926)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕНИЯ К.МЕНГЕРА

 

Основная работа: «Основания народнохозяйственного учения» (1871)

После издания в 1871 году книги с указанным выше названием, Менгер, наряду с У.С. Джевонсом и Л. Вальрасом, считается «творцом» маржиналистской революции. Также можно утверждать, что именно К. Менгер заложил основы самой австрийской школы.

 

3.1 Концепция экономического блага

Исходным пунктом экономического анализа К. Менгера является исследование соотношений между человеческими потребностями и способностями вещей удовлетворять эти потребности. К.Менгер выделяет ряд условий превращения вещи в благо:

а) существование некоей человеческой потребности;

б) наличие у данной вещи потенциальных свойств, позволяющих ей удовлетворить эту потребность;

в) знание человеком указанных потенциальных свойств вещи;

г) обладание вещью, позволяющее использовать вышеперечисленные свойства.

При этом если количество единиц данной вещи безгранично, то такая вещь является свободным благом. В противном случае - когда вещь является редкой - она представляет собой экономическое благо. При этом благо и товар - разные категории. «Товар - это экономическое благо, предназначенное для продажи»

Учение К. Менгера об (экономическом) благе лежит в основе современной микроэкономической теории.

 

3.2 Концепция субъективной ценности

Субъективная ценность - это значение, которое имеет для индивида данное благо. Чрезвычайно важно то, что ценность не является объективным свойством вещи. Ценность - это суждение индивида о благе. Поэтому одно и то же благо может обладать разной ценностью для разных индивидов.

Необходимыми условиями для обладания благом ценности являются следующие:

а) его полезность для данного индивида;

б) редкость.

Субъективная ценность блага определяется полезностью последней единицы потребляемого блага. К. Менгер иллюстрирует этот тезис на условном примере с десятью разными благами (см. табл. 1).

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Б л а г а

Акты потребления

(потребляемые единицы)

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

Первый

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Второй

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

Третий

8

7

6

5

4

3

2

1

0

 

Четвертый

7

6

5

4

3

2

1

0

   

Пятый

6

5

4

3

2

1

0

     

Шестой

5

4

3

2

1

0

       

Седьмой

4

3

2

1

0

         

Восьмой

3

2

1

0

           

Девятый

2

1

0

             

Десятый

1

0

               

Одиннадцатый

0

                 

Информация о работе Особенности австрийской школы маржинализма