Особенности безработицы и политики занятости в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 01:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется особенностями социально-экономических процессов в современном белорусском обществе, связанных с переходом Беларуси к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике. В связи с этим обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, а также появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением явной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 49.54 Кб (Скачать файл)

Курсовая  работа: Особенности  безработицы и  политики занятости  в Республике Беларусь

Название: Особенности безработицы и политики занятости в Республике Беларусь 
Раздел:
Рефераты по экономике 
Тип: курсовая работа Добавлен 02:31:40 12 апреля 2011
Похожие работы 
Просмотров: 1403 Комментариев: 0 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно    
Скачать
Введение

Актуальность темы исследования определяется особенностями  социально-экономических процессов  в современном белорусском обществе, связанных с переходом Беларуси к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике. В связи с этим обострились  существовавшие ранее проблемы занятости  населения, а также появились  новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением явной  и скрытой безработицы, отсутствием  надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем  рынка труда, усложняет возможности  эффективного противодействия росту  безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан.

Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. При осуществлении  политики занятости государству  приходится сегодня не столько управлять  социально-трудовыми отношениями, сколько  заниматься вопросами их урегулирования. В настоящее время в Беларуси наблюдается все больший перекос  в сторону регионального регулирования  занятости и безработицы, поскольку  этот уровень власти способен максимально  приблизить предпринимаемые меры по социальной защите безработных и  совершенствованию системы занятости  к особенностям того или иного  региона.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что показатели занятости населения и безработицы являются одними из ключевых показателей макроэкономики, которые служат для оценки эффективности и выявления основных тенденций функционирования и развития рыночных отношений в контексте общего состояния экономики страны.

Объектом исследования является Республика Беларусь.

Предметом исследования является рынок труда и занятость  населения.

Целью данной работы является изучение особенностей безработицы  и политики занятости в Республике Беларусь.

В соответствии с  поставленной целью в работе определены следующие задачи:

-  выявить причины безработицы

-  исследовать рынок труда

– оценить современное состояние безработицы в Республике Беларусь

Для написания  курсовой работы были использованы методы научного исследования, такие как  диалектический метод, исторический метод, метод сравнительного анализа и  группировки данных.

При написании  работы использовались нормативно-правовые документы, учебные пособия, статьи по исследуемой проблеме. 

1. Безработица  как социально-экономическое явление

1.1 Понятие безработицы,  ее формы и виды

  Безработица – сложное, многоаспектное социально-экономическое явление рыночной экономики.

  Безработица – такое состояние в экономике, когда способные и желающие работать по найму работники, не могут найти работу по специальности или вообще работу. Безработица определяется как наличие в обществе лиц определенного возраста (обычно старше 16 лет), не имеющих приносящей доход работы, пригодных к труду и занятых поиском работы.

  Безработным (по определению Международной организации труда) считается тот, кто в данный момент не имеет работы, но ищет ее, готов к ней преступить и не имеет других источников дохода, кроме зарплаты в сфере оплачиваемой занятости.     

    Для раскрытия экономического понятия безработицы важно найти ответы на вопросы: какие причины безработицы, в каких формах она существует, какое современное состояние безработицы? С позиций разных экономических школ по-разному трактуются причины безработицы. Исходя из имеющихся в экономической науке концепций занятости, можно выделить следующие подходы к объяснению причин безработицы:

1)  избыточное народонаселение (мальтузианство)

2)  рост органического строения капитала (марксизм)

3)  высокий уровень зарплаты (классики, неоклассики)

4)  недостаточность совокупного спроса (кейнсианство)

5)  негибкость рынка труда, неспособность его быстро реагировать на структурные сдвиги в экономике (монетаризм).

Некоторые исследователи  выделяют до 70 различных видов безработицы. Общепринятая (традиционная) классификация  безработицы может быть представлена следующим образом.

Безработица бывает в двух основных формах: естественная и истинная. Каждая из них имеет  свои виды.

Естественная  безработица – допустимый резерв рабочей силы, который способен быстро изменяться в зависимости от потребностей производства. Термин «естественная  безработица» ввел в 60-е гг. XX в. основоположник монетаризма М. Фридман. Поскольку естественная безработица зависит от многих факторов (минимума заработной платы, уровня пособий по безработице, количества бедных и их пособий, развитости профсоюзов и т.д.), то ее уровень различные авторы определяют по-разному. Фактически он повышается.

Фрикционная безработица  – временная незанятость, связанная  с поиском нового места работы. Фрикционная безработица связана  с динамичностью рынка труда, сохраняется при любом его  состоянии, в том числе и в  условиях его сбалансированности, скорее показывает эффективность работы рыночных механизмов, чем его сбои. Фрикционная  безработица охватывает довольно значительные слои населения, по времени непродолжительна (от 1 до 3 месяцев). Работники не теряют своих профессиональных навыков  и квалификации, они ищут более  выгодные условия применения своей  рабочей силы. Наличие фрикционной  безработицы позволяет работнику  более полно реализовать свои способности, а обществу иметь больше производительных работников. По этим причинам фрикционную безработицу  можно назвать добровольной.

Добровольная  безработица – та, при которой  есть люди, которые могут, но не хотят  работать по каким-то личным причинам. В принципе добровольная незанятость  не есть безработица. Сюда включаются различные категории лиц: богатые, не нуждающиеся в доходах от труда; получающие доходы от государства, находящиеся  на иждивении супругов; люди с низкой квалификацией, которые не могут  получить высокие зарплаты; те, кто  предпочитает бродяжничество как образ  жизни.

Институциональной безработицей считается такая, которая  обусловлена правовыми или иными  институциональными нормами. Например, слишком большие социальные выплаты  по безработице могут снизить  предложение труда и тем самым повысить уровень безработицы.

Истинная безработица  представлена следующими видами.

Структурная безработица  – это такая безработица, которая  возникает под воздействием крупномасштабных преобразований в той или иной отрасли, в экономике в целом. При этом в одних отраслях может  резко сворачиваться производство, а значит, и потребность в работниках, в других же, наоборот, расширяться. Структурная безработица отличается от фрикционной как более продолжительными сроками (6 мес. и более), так и характером. При фрикционной безработице работники имеют возможность осуществить выбор работы и реализуют эту возможность, а при структурной безработице рыночная экономическая система заставляет делать выбор. Если фрикционная безработица – продукт динамичности рынка труда, то структурная безработица – результат динамичности производства, неспособности рынка труда эффективно решать проблемы занятости.

Структурная безработица  является более сложной проблемой  для общества, так как структурная  безработица не только неизбежна, но и постоянно существует, достаточно продолжительная по срокам. В современном  обществе проблемы возникают из-за вынужденной безработицы, они создаются  безработными, которых уволили с  работы не по собственному желанию.

Технологическая безработица прямо связана с  научно-технической революцией и  означает сокращение работающих из-за внедрения новой техники и технологии.

Региональная безработица  – та, которая характерна по каким-то причинам (демографическим, этническим и др.) для отдельного региона.

Циклическая безработица  связана с экономическими циклами, с циклическими спадами производства и кризисами.

Циклическая безработица  – вынужденная безработица, возникающая  в условиях экономического спада, нехватки совокупного спроса, отсутствия достаточного количества рабочих мест для всех желающих работать. Иначе говоря, это  ситуация, когда работу одного работника  фактически выполняют два.

1.2 Количественная  характеристика безработицы

Измерение безработицы  достаточно непростая задача. Статистика безработицы весьма несовершенна. Есть трудности в определении численности  рабочей силы безработных, а также  занятых, поскольку к безработным  относятся желающие работать, а не зарегистрированные на бирже.

В экономической  теории принято все трудоспособное население классифицировать на занятых  и безработных – экономически активное население, и не входящих в состав рабочей силы – экономически неактивное население. К ним относятся те, кто хотел бы работать, но отчаялся найти работу и прекратил ее поиски, а также учащиеся очных форм обучения, пенсионеры, домохозяйки, бездомные, занятые на неоплачиваемой общественной работе, оказывающие добровольные, бесплатные услуги социально слабым слоям населения.

Количественную  характеристику безработицы дают два  основных показателя: уровень и продолжительность  безработицы.

Уровень безработицы  – отношение количества полностью  безработных, зарегистрированных официальными службами, к общему количеству экономически активного населения, выраженное в  процентах:             

 число зарегистрированных  безработных

U =_________________________________________х 100      

 численность  экономически активного населения 

где U – уровень  безработицы

Продолжительность безработицы измеряется средним  количеством времени (месяцев), в  течение которого незанятые остаются без работы. Если безработные находят быстро работу, то это не создает экономических проблем, социальной напряженности в обществе. Серьезные трудности у общества возникают при наличии длительной безработицы. Очевидно, более полное представление дает одновременный анализ того и другого показателей.

В отличие от метода прямого счета, ограничивающегося  данными о регистрации в службе занятости, есть балансовый метод. Он включает как использование возможностей статистики, так и социологических  методов обследования с учетом территориальных  особенностей, а также отраслевых и демографических [4].

1.3 Отраслевые аспекты  безработицы и занятости

Технологическая безработица проявляется в отрасли  материального производства. Данным видом безработицы охвачены работники  ручного труда, работающие с низкой квалификацией. Технологическая безработица  вызвана переходом к новым  поколениям техники и технологии, механизацией и автоматизацией ручного  труда, потребностью в работниках нового уровня квалификации и новых профессий. Для преодоления технологической  безработицы необходимо осуществить  переподготовку работников, использовать работников ручного труда в процессах, не требующих высокой квалификации, на основе диверсификации производства, способствовать развитию сферы услуг.

Структурная безработица  преобладает в таких отраслях как промышленность, строительство, транспорт и связь. Причинами  структурной безработицы является закрытие устаревших предприятий и  производств, сокращение продукции  ряда отраслей, несовпадение спроса и  предложения на рынке труда в  профессиональном и региональном разрезе. Решить проблему со структурной безработицей позволяют общегосударственные  и территориальные программы  помощи в перераспределении и  переподготовки кадров, выплаты пособий  на период переподготовки и трудоустройства, поддержка в формировании ресурсосберегающих производств.

Фрикционной безработицей подвержены все сферы занятости, так как желающие сменить место  работы по каким-либо причинам имеются  во всех отраслях рынка труда. Это  связано с тем, что рынок труда  не совершенен в техническом функционировании, отсутствует информация о наличии  рабочих мест, граждане стремятся  лучше применить свои способности. Уменьшить фрикционную безработицу  позволяет развитие служб занятости, создание разветвленной информационной системы служб занятости.

Сезонной безработицей охвачены работники сезонных производств. Причинами сезонной безработицы  являются сезонные колебания в объеме производства некоторых отраслей. Преодолеть сезонную безработицу позволяет  гибкое сочетание различных видов  труда (сельскохозяйственного, индустриального  и т.д.). Скрытая безработица проявляется  во всех сферах занятости. Причиной является наличие излишних рабочих мест на предприятиях и в организациях. Путь преодоления скрытой безработицы  – дифференцированная региональная политика: ускоренное развитие трудоемких производств товаров народного  потребления и услуг, социальной инфраструктуры, агропромышленно-строительной интеграции; создание сети мелких производств  с использованием надомного труда.

Региональная безработица  охватывает трудовые ресурсы трудоизбыточного региона. На сокращение региональной безработицы направлены общегосударственные целевые программы.

1.4 Регулирование  рынка труда

Методы регулирование  рынка труда следует подразделить на группы:

-  прогнозирование структуры занятости и рынка труда.

-  меры по регулированию занятости населения.

-  меры по социальной защите населения.

В экономической  литературе рассматриваются шесть  основных подходов к проблеме формирования прогнозов занятости. Согласно первому  из них, первичным в прогнозировании  является определение потребности народного хозяйства в рабочей силе. Такой подход не обеспечивает учета реального предложения рабочей силы.

Второй подход предполагает, что разработка народнохозяйственного  прогноза начинается с определения  синтетических показателей развития экономики.

Третий подход заключается в том, что одновременно решаются задачи удовлетворения производства в рабочей силе и населения  в работе. Подобный метод применяется  к трудовым ресурсам, которые нельзя изъять из сферы производства или  сразу увеличить их численность.

Четвертый подход предполагает разработку перспектив развития народного хозяйства, которая должна начинаться не с определения потребности  в рабочей силе, а с прогноза ее предложения.

Пятый подход исходит  из необходимости обеспечения определенным числом рабочих мест ежегодного естественного  прироста трудовых ресурсов и относительного избытка высвобожденной рабочей  силы.

Шестой подход связан с построением взаимосвязанных  прогнозов демографических процессов  и динамики воспроизводственной, отраслевой и территориальной структуры  экономики, уровня производительности труда, изменения доли участия в  общественно полезном труде женщин, пенсионеров и т.д.

Более подробно прогнозирование  структуры занятости и рынка  труда рассмотрим на примере отраслевой структуры занятости.

Прогнозирование отраслевой структуры занятости  в промышленности по республике в  целом и в разрезе ее областей (регионов) осуществляется по следующей  схеме:

1.  Определяется общая численность занятых в промышленности. Ее можно исчислить двумя способами: а) методом экстраполяции, используя данные демографического прогноза и проведенного ранее анализа динамики численности занятых за предшествующий период; б) путем расчета численности занятых в народном хозяйстве и в промышленности.

2.  Рассчитывается численность занятых в разрезе отдельных под отраслей и производств отрасли.

3.  Проверяется условие обеспечения балансового равенства между показателями общей занятости в отрасли и суммой занятого населения по ее отдельным под отраслям.

4.  Определяется численность занятых в отрасли, например в промышленности отдельных регионов республики.

5.  Проверяется условие обеспечения балансового равенства между показателем общей занятости, например в промышленности республики, и суммой занятого в промышленности населения по регионам.

6.  По каждому региону республики рассчитывается прогнозируемая отраслевая структура занятости в отраслях, например в промышленности, и проверяется условие обеспечения балансового равенства между показателем общей занятости в промышленности и суммой занятого населения по ее отдельным отраслям.

Анализ структуры  занятости позволяет определить тенденции динамики занятости в  отдельных укрупненных отраслях. Так, цепные, базисные и среднегодовые  темпы роста численности работников, фактическая доля занятых в той  или иной отрасли в течение  рассматриваемого периода, ее динамика и среднегодовой уровень дают возможность определить на прогнозируемый период тенденцию изменения численности  работающих в данной отрасли (рост, стабилизация или сокращение).

Группировка отраслей по темпам их развития и уровню высвобождения  работников в детализированном виде дает картину структурного изменения  промышленного производства и соответствующей  ему динамики занятости работающих [8].

Пример группировки  отраслей промышленности Республики Беларусь по уровню темпов роста объемов их производства приведен в таблице 1.

Таблица 1. Группировка  отраслей промышленности по темпам роста  объемов и производства в РБ

Наименование  группы отраслей Интервалы группировочного признака (динамика объема торговой продукции, %) Число отраслей и подотраслей Темпы роста (снижения) численности работающих, %
Отрасли, сворачивающие производство до 100 60 96,4
Отрасли, развивающиеся стабильно 100-110 123 100,5
Отрасли, значительно увеличивающие объем  производства 110-120 22 106,0
Отрасли, ускоренно развивающиеся (преимущественного  развития) 120 и выше 9 223,9
Итого по промышленности   214 98,1

 

Государственная политика занятости выражается в  широком наборе мер воздействия  на спрос и предложение труда, важнейшие из которых следующие:

-  помощь в трудоустройстве, организуемая через биржи труда (биржи труда не ограничиваются пассивной регистрацией безработных, а оказывают содействие людям в поиске работы в соответствии с квалификацией, способностями, здоровьем, помогают предприятиям в поиске рабочей силы);

-  программы по увеличению рабочих мест путем прямого создания их в государственном секторе и стимулирования найма новых работников в частном секторе посредством предоставления предпринимателям налоговых льгот, субсидий на зарплату нанимаемых работников (эти стимулы создаются главным образом предпринимателям, сохраняющим и создающим новые эффективные рабочие места);

-  система переподготовки кадров, разработка программ обучения безработных, работников, находящихся под угрозой безработицы;

-  специальные целевые программы трудоустройства молодежи, женщин, длительно неработающих, инвалидов;

-  поддержка малого и среднего бизнеса, самозанятости посредством предоставления льготных кредитов, а также субсидий безработным, желающим иметь собственное дело;

-  стимулирование территориальной мобильности рабочей силы;

-  организация общественных работ[4].

Методы и меры по регулированию занятости делятся  на две группы: активные и пассивные. Первые представляют собой совокупность методов и мер по созданию дополнительных сфер занятости путем устройства общественных работ, подготовки и переподготовки кадров, усиления мобильности рабочей  силы, субсидирования части затрат на заработную плату, мерами на региональном уровне. Ко вторым относятся ассигнования средств на частичное возмещение безработным их потерь в доходах.

В РБ выполняются  ежегодные республиканские программы  занятости, но в сфере занятости  сохраняются неблагоприятные тенденции: высокая продолжительность безработицы, распространена скрытая безработица, недоиспользуется рабочая сила на предприятиях, медленно создаются и обновляются  рабочие места, не сбалансированы спрос  и предложение рабочей силы. С  учетом этих проблем будут предопределяться в дальнейшем приоритеты государственной  политики занятости РБ, направления  ее совершенствования, изыскиваться возможности  решения самой настоятельной  для занятости в наших условиях проблемы – создание экономически эффективных рабочих мест [4].

Система социальной защиты предполагает совокупность мер  по регулированию доходов и уровня жизни населения. Она включает следующие компоненты:

1.  меры по регулированию уровня жизни (обеспечение минимальной оплаты труда; регулярный пересмотр доходов в связи с динамикой минимального потребительского бюджета; компенсация, адаптация и индексация доходов; обеспечение социальной помощи бедным; денежные выплаты из фондов общественного потребления – пенсии, пособия, стипендии; обеспечение льгот, связанных с условиями труда, жилье; возможности бесплатного образования, бесплатного медицинского обслуживания);

2.  меры по регулированию доходов (совершенствование оплаты труда; дифференцированное налогообложение предприятий и граждан). Мероприятия по соцзащите населения финансируются государством.

безработица труд рынок 

2. Особенности безработицы и политики занятости в Республике Беларусь

2.1 Безработица явная  и скрытая

Полной статистики рабочих мест в Беларуси нет. Но возможности  трудоустройства правомерно оценивать  по параметрам безработицы и количеству свободных рабочих мест и вакансий, заявленных в службу занятости. Безработица  официально была признана в стране в 1991 году, тогда же появились и  первые безработные. Согласно закону «О занятости населения Республики Беларусь» к ним относятся  трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые постоянно проживают  на территории Республики Беларусь, не имеют работы, не занимаются предпринимательской  деятельностью, не обучаются в дневных  учебных заведениях или не проходят военной службы и зарегистрированы в государственной службе занятости.

При анализе численности  безработных в Беларуси следует  учитывать три потока: численность  обратившихся в службу занятости  граждан, количество зарегистрированных в качестве безработных в течение  года и численность состоящих  на учете на конец отчетного периода. За 1991–2012 годы параметры этих потоков возросли, но в разной степени.

Официальная безработица  в Беларуси на начало января 2012 года составляла 0,6% — едва ли не самый  низкий показатель в Европе.

В Беларуси безработным  считается только тот, кто становится на учет в службу занятости. Таковых  из года в год становится все меньше — прежде всего из-за крайне низкого  размера пособия по безработице. Так, например, в Минске средний размер такого пособия в декабре составлял 149,3 тысячи рублей при бюджете прожиточного минимума в 574 790 рублей. В регионах пособие еще более скудное.

По сравнению  с  концом 2010 и серединой 2011 года этот показатель снизился на 0,1%, несмотря на глубокий кризис, поразивший все  без исключения отрасли отечественной  экономики. В правительстве заявляют, что в 2012 году безработица не превысит прогнозного уровня — 1,5%. По альтернативным оценкам, ее уровень может достигнуть 20%

Кроме того, имея официальный статус безработного, человек  обязан участвовать в общественных работах, на которые его направляют в службе занятости. Это тоже не прибавляет желания становиться на учет.

Несмотря на мажорные публичные заявления, власти понимают, что официальные показатели безработицы далеки от реальности и  надо что-то предпринимать.

В декабре «палата  представителей» приняла в первом чтении поправки в закон «О занятости  населения». В частности, предполагается повышение размеров стипендий безработным, направляемым на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Предусмотрено также сохранить  дифференцированный подход к выплате  стипендий — от двух до восьми базовых  величин (базовая величина с апреля 100 тысяч рублей). При этом в максимальном размере стипендии будут выплачиваться  гражданам, уволенным в связи  с ликвидацией организации или  сокращением работников в ней.

Планируется также  ввести в круг обязанностей для безработных  самостоятельный поиск работы.

Предполагается, что органы занятости будут частично или полностью оплачивать расходы  нанимателей, которые направляют на профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения.

Однако все  эти меры, по мнению независимых  аналитиков, не принесут желаемого  эффекта.

В стране фактически отсутствует система государственной  социальной поддержки. Пособие по безработице, на которое при нынешних ценах  можно прожить всего несколько  дней, не является таковым по сути. По оценкам, уже в ближайшее время безработица в Беларуси может достигнуть 20%.

Эксперты указывают  на тревожную тенденцию — отток  высококвалифицированных кадров, преимущественно  молодых и перспективных, за границу. Эта проблема становится для белорусской  экономики и общества в целом  все более актуальной.

Результаты недавнего  исследования миграционных потоков, проведенного при поддержке Белорусского фонда  публичной политики (BPPF), свидетельствуют: страну покидают высококвалифицированные  кадры, в то же время приезжают  гораздо менее квалифицированные  трудовые мигранты. Наблюдается закономерный процесс: в борьбе за квалифицированных  работников выигрывают более богатые  страны,закрепить перспективные кадры можно только увеличением зарплаты.

Так, в 2011 г. на учет было поставлено 287,9 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 175,9 тыс. чел., или 61,1% от числа обратившихся. Трудоустроено в 2011 г. 175,3 тыс. чел., в том числе 115,6 тыс. безработных, или 65,9% от числа всех трудоустроенных

Вместе с тем  отдельные индикаторы белорусского рынка труда активно реагировали  на вызовы мирового кризиса. Это, прежде всего, касается политики сокращения продолжительности  рабочего времени и предоставления «административных» отпусков. В 2011 г. 141,3 тыс. работников предприятий, или 4,1% среднемесячной численности трудились в режиме вынужденной неполной занятости, тогда как в прошлом году –7,3%.

За этими показателями – скрытая безработица, уровень  которой можно определить только косвенными методами, при помощи экспертных оценок на основании данных официальной  статистики. Если учесть тех, кто обратился за статусом безработного, но не получил его, а также тех, кто работал неполное рабочее время (в эквиваленте ежедневного невыхода на работу в среднем за полугодие с корректировкой на среднюю продолжительность безработицы, то можно предположить, что скрытая безработица на рынке труда Беларуси в 2011 г. находилась в пределах 4%. Подобная оценка не претендует на точное отражение ситуации с безработицей, однако позволяет прогнозировать ситуацию в сфере занятости в случае реструктуризации предприятий и при возможном высвобождении работников.

В структуре  безработных увеличивалась доля граждан с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда. Это, прежде всего, женщины (53% в общем объеме безработных) и  молодежь в возрасте до 30 лет (42,4% о) – те социальные группы, которые  наиболее уязвимы в кризисных  ситуациях.

Экономическая ситуация на местах заставила нанимателей  обратить внимание на квалификацию и  эффективность своих работников, дать им не формальную, а реальную оценку. Для этого в настоящее время у руководителей предприятий появился важный инструмент – постановление Министерства труда и социальной защиты от 23.03.2009 №40, которым внесены изменения в Инструкцию о порядке применения Единой тарифной сетки, вступающее в силу с 1.09.2009 г. На основании этого документа появляется возможность для квалифицированных и ценных работников разработать программы мотивации, а зарплату «малоэффективных» придержать. 

2.2 Создание рабочих  мест в малых городах

Одной из главнейших задач Государственной комплексной  программы развития регионов, малых  и средних городских поселений на 2007–2011 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь 7 июня 2007 г. №265 (далее – Государственная программа), является обеспечение занятости населения, проживающего в малых городах.

Поставленная  задача решается комплексно, через  реализацию мероприятий Государственной  программы, а также ежегодно разрабатываемой  Государственной программы содействия занятости населения. Так, в «Плане мероприятий на 2010 год по выполнению Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2010–2012 годы», утвержденными постановлением Совета Министров Республики №1509, которым внесены изменения в постановления от 30 октября 2008 года №1640 и от 25 января 2010 года №87 (далее – Программа), приоритетное внимание в которой уделено обеспечению занятости населения в малых и средних городских поселениях с уровнем безработицы, превышающем этот показатель в среднем по области и по республике.

В Программу  включен 21 малый город с наиболее сложной ситуацией на рынке труда. По каждому малому городу реализуются  меры, разработанные с учетом специфики  территорий, максимально детализированные и скоординированные с основными  показателями Государственной программы, и направленные на обеспечение занятости  населения и снижение уровня безработицы.

Основным аспектом в обеспечении занятости населения  является создание рабочих мест. Программой установлено задание по созданию 175,365 тыс. рабочих мест в целом  по республике, в том числе 19,8 тыс. – в малых городах.

За 2011 год в малых городах создано 14,7 тыс. рабочих мест, или 74,1% к заданию, в том числе 639 рабочих мест – нанимателями с выделением бюджетной ссуды из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.

Таблица 2. Количество созданных рабочих мест по областям

Область Количество  созданных рабочих мест
  в тыс. в%
Брестская 2,4 63
Витебская 2,5 83,1
Гомельская 1,8 62
Гродненская 3,2 79,6
Могилевская 2,5 70,3
Минская 2,4 89,3

 

В 21 малом городе с устойчиво высоким уровнем  безработицы, включенном в Программу, создано 2619 рабочих мест (70% к заданию), в том числе в Брестской  области – 679 рабочих мест или 65,4% к заданию, Витебской – 241 или 65,1%, Гомельской – 411 или 60,3%, Гродненской -716 или 85,4%, Минской – 279 или 57,5%, Могилевской  – 293 или 83,7%. Из общего количества рабочих  мест 113 создано нанимателями с использованием бюджетных ссуд.

Осуществляется  контроль за выполнением прогнозных показателей по численности занятых в экономике в малых городах.

По результатам  за 2011 год численность занятых в экономике в малых городах выросла по сравнению с 2010 годом на 4,5 тыс. человек и составила 823,7 тыс. человек. Наблюдается рост численности занятых в Брестской области – на 0,3 тыс. человек; в Витебской – на 0,7 тыс. человек; в Гомельской – на 0,7 тыс. человек; в Минской области – на 1,9 тыс. человек, в Могилевской – на 1,7 тыс. человек. Снижение отмечается в Гродненской области – на 0,7 тыс. человек.  

2.3 Влияние безработицы  на занятость в отраслевом  разрезе

В начале 90-х годов  при переходе от плановой к рыночной экономике структура трудовых ресурсов претерпела резкую и болезненную  ломку. В 1990 г. производство товаров составляло 68,9% в структуре ВВП, а в 2006 г. – всего 44,0%). Возник сильный структурный дисбаланс, одни категории работников стали не востребованы при одновременном недостатке других категорий. Значительная часть человеческого капитала вынуждена была пройти переподготовку, сменить профессию и перетекла из одного сектора занятости в другой.

Анализ распределения  занятого населения по отраслям экономики  Республики Беларусь свидетельствует  о положительных изменениях в  отраслевой структуре занятости  в ходе процессов перераспределения  рабочей силы по отраслям общественного  производства. Прежде всего, это касается соотношения численности работающих в производственной и непроизводственной сферах в сторону увеличения последней. Так, если в 1990 г. их соотношение составляло 61,5% и 38,5%, то в 2000 г. – 50,6%) и 49,4%, а в 2004 г. – 46,2% и 53,8% (табл. 3).

Таблица 3. Распределение  численности занятого населения  по отраслям экономики (тыс. чел.)

  1990 1995 2000 2005 2011
Всего занято в экономике 5150,8 4409,6 4442,0 4417,4 4339,3
Отрасли материального производства 3167,7 2390,0 2247,6 2151,3 2004,7
Промышленность 1592,9 1216,2 1231,0 1212,0 1158,5
Сельское  хозяйство 985,4 843,5 659,5 585,5 488,5
Лесное  хозяйство 21,8 26,0 29,7 33,9 32,9
Строительство 570,4 302,4 330,5 317,5 321,4
Непроизводственные  отрасли 1983,1 2019,6 2194,4 2266,1 2334,6
Транспорт 306,6 250,0 262,0 358,2 265,4
Связь 58,5 59,8 61,5 63,5 63,1
Торговля  и общественное          
питание, материально-техническое снабжение  и 381,9 472,1 493,3 538,1 589,0
сбыт, заготовки          
Жилищно-коммунальное          
хозяйство и непроизводственные виды бытового 151,5 175,6 202,5 211,3 231,2
обслуживания  населения          
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 268,3 287,1 322,4 327,4 325,2
Образование 433,9 417,5 460,6 472,1 462,0
Культура  и искусство 74,2 70,2 77,0 80,1 78,5
Наука и научное обслуживание 102,6 45,7 43,9 41,9 39,7
Финансы, кредит и страхование 28,7 46,4 55,7 59,5 58,0
Управление 73,9 100,4 118,2 137,6 136,4
Общественные  объединения 14,7 11,0 12,9 12,1 11,3
Прочие 87,5 83,8 80,0

 

Позитивной тенденцией можно считать сокращение уровня занятости в промышленности, где  доля работающих снизилась с 30,9% в 1990 г. до 27,7% о в 2000 г. и до 26,7%>в 2004 г. В то же время многие наблюдаемые тенденции в этой отрасли имели регрессивный характер. Наибольшее сокращение работников произошло в обрабатывающих отраслях промышленности при росте их численности в добывающих. Так, численность работающих значительно уменьшилась в машиностроении и металлообработке, легкой промышленности, в то же время она возросла в электроэнергетике, нефтедобывающей и лесозаготовительной промышленности (табл. 3).

Кризисные явления  в экономике привели к резкому  сокращению объемов строительства  и соответственно уменьшению доли занятых  с 11,1%) в 1990 г. до 7,4% о в 2000 и 2004 гг. При этом значительная часть высвобождаемых работников из этой отрасли уходила в теневой сектор экономики. Ситуация стала улучшаться лишь с 1996 г., когда отток кадров сменился на приток работников в эту отрасль, и численность занятых здесь возросла до 321,4 тыс. человек (табл. 3).

В сельском хозяйстве  численность работников неуклонно  сокращалась, в результате доля занятых  здесь уменьшилась с 19,1% – в 1990 г. до 14,8% – в 1999 г. и до 11,3% – в 2008 г.

Тенденция снижения уровня занятости в этой отрасли  обусловлена как демографическими (исчерпанием трудовых ресурсов на селе в результате оттока молодых  людей трудоспособного возраста и старения сельского населения), так и социально-экономическими факторами. Кризис экономики привел к разрушению и без того отсталой производственной базы села, большинство сельскохозяйственных предприятий из-за слоившегося в последние годы диспаритета цен стали убыточными, многие из них приостановили свою деятельность, на селе практически было прекращено строительство жилья и социально-культурных объектов. Все эти Процессы не могли не сказаться на формировании трудовых ресурсов в сельской местности. Поэтому одной из основных задач социальной политики занятости является стабилизация ее уровня на селе, а в ряде трудонедостаточных районов – привлечение работников в сельскую местность (табл. 3).

Доля занятых  в непроизводственной сфере (относительно всех занятых в экономике) составляла в 1990 г. – 38,5%), в 1995 г. – 45,8%, в 2000 г. – 49,4% о, в 2004 г. -51,3%, а в 2008 – 53,8%. Наиболее высокие темпы роста наблюдались в таких отраслях, как управление, кредитование и страхование. Рост занятости в аппарате органов управления (до 1990 г. численность работающих здесь ежегодно сокращалась) во многом был обусловлен процессом суверенизации страны. Рост численности работников наблюдался также в жилищно-коммунальном хозяйстве и здравоохранении.

Из непроизводственных отраслей в торговле и общественном питании численность работников увеличилась с 7 4% в 1990 г. до 11,1% в 2000 г. и до 13,6% – в 2008 г. Рост численности занятых в этой отрасли был во многом связан с формированием рыночной системы торговли, резким увеличением числа занятых индивидуальной трудовой деятельностью по купле-продаже товаров народного потребления. Этот вид деятельности появился в 1993 г. и в настоящее время охватывает более 1/5 всех занятых в торговле (табл. 3).

Несмотря на рост занятости в непроизводственной сфере в целом, темпы прироста здесь не превышали 1% в год, а в  отдельные годы наблюдалось даже сокращение численности работающих.

Перераспределение высвобождаемых работников из отраслей материального производства проходит медленно и не выглядит значительным. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, наблюдалось сокращение расходов госбюджета на развитие социальной сферы экономики. Кроме того, вследствие растущей инфляции и спада производства многие предприятия не имели средств для финансирования своей непроизводственной инфраструктуры. Во-вторых, приватизация ряда предприятий сферы услуг в условиях резкого сокращения платежеспособности и уровня доходов населения зачастую вела не к росту, а к уменьшению числа рабочих мест. В-третьих, приток работников в эту сферу экономики сдерживался более низким уровнем оплаты труда по сравнению с производственными отраслями. Наблюдаемые тенденции расширения занятости в непроизводственной сфере во многом обусловлены несовершенством политики в области цен, налогов и кредита, направленной на достижение финансовой стабилизации в республике и одновременно ведущей к стагнации некоторых отраслей сферы обслуживания населения.

Несмотря на расширение занятости в сфере услуг, Беларусь по этому показателю существенно  отстает от других стран. Можно говорить о конкурентоспособности ресурсов труда, если соотношение занятых в сфере услуг и производственном секторе экономики сохраняется, как минимум, на уровне 60:40. В Беларуси оно составляет 52:48 (по данным 2008 г.). Достижение международного стандарта потребует перемещения из производственной сферы в сектор услуг, по расчетам, более 80% (330 тыс. человек) из которых должны будут пройти профессиональную подготовку. Именно переподготовка и переобучение – области, в которые необходимо направить государственное финансирование. Отметим, что процессы высвобождения и перераспределения рабочей силы не являются непосредственным результатом рыночных преобразований, а скорее вызваны унаследованными деформациями в экономике, углубленными кризисной ситуацией 1991–1995 гг. 

Заключение

Категории занятости  и безработицы занимают одно из важнейших  мест в анализе рынка труда.

Безработица –  вынужденная незанятость экономически активного населения. Безработный  не любой неработающий, а лишь тот, кто способен и желает работать, ищет работу. Безработица проявляется  в разных формах, основные формы  безработицы – фрикционная, структурная, циклическая. В современной рыночной экономике преобладает структурная  безработица, сопутствующая НТП, безработица  в большей мере вынужденная. Добровольная безработица включает незанятых  трудоспособных людей, которые не желают работать, и тех, кто добровольно  становится безработным из-за поиска работы с лучшими условиями и  более высокой оплатой труда. Структурная безработица вместе с фрикционной образуют понятие  естественной безработицы.

В Беларуси основными  типами безработицы являются структурная, скрытая и женская. Уровень безработицы в последнее время неуклонно растет. Так, в 2010 г. на учет было поставлено 287,9 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 175,9 тыс. чел., или 61,1% от числа обратившихся. Трудоустроено в 2010 г. 175,3 тыс. чел., в том числе 115,6 тыс. безработных, или 65,9% от числа всех трудоустроенных

Норма безработицы  рассчитывается как отношение числа  безработных к численности рабочей  силы (занятые работники в сумме  с безработными), выраженное в процентах.

Занятость – многоаспектное понятие. Занятость как экономическая категория раскрывается в экономических отношениях, посредством которых население привлекается к труду. В масштабах занятости и ее формах отражаются закономерности социально-экономической системы, состояние макроэкономики. В прежней экономической системе обнаружилась проблема неэффективности «сверхзанятости». В рыночной экономической системе возникает другая проблема: как эффективность занятости согласовать с полной занятостью.

Занятость населения  определяет уровень и качество жизни, как отдельных граждан, так и  общества в целом.

Анализ распределения  занятого населения по отраслям экономики  Республики Беларусь свидетельствует  о положительных изменениях в  отраслевой структуре занятости  в ходе процессов перераспределения  рабочей силы по отраслям общественного  производства.

Позитивной тенденцией можно считать сокращение уровня занятости в промышленности, где  доля работающих снизилась до 26,7% в 2008 г.

Кризисные явления  в экономике привели к резкому  сокращению объемов строительства  и соответственно уменьшению доли занятых  до 7,4% в 2000 и 2008 гг.

Доля занятых  в непроизводственной сфере (относительно всех занятых в экономике) составляла в 2008 г. -53,8%. Наиболее высокие темпы роста наблюдались в таких отраслях, как управление, кредитование и страхование.

Несмотря на рост занятости в непроизводственной сфере в целом, темпы прироста здесь не превышали 1% в год.

Перераспределение высвобождаемых работников из отраслей материального производства проходит медленно и не выглядит значительным.

Несмотря на расширение занятости в сфере услуг, Беларусь по этому показателю существенно  отстает от других стран. 

Список  литературы

1. Закон Республики  Беларусь от 30 мая 1991 г. №828-XII «О занятости населения Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями.

2. Постановление  Совета Министров Республики  Беларусь от 30 октября 2008 г. №1640 «О Государственной программе содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009–2010 годы».

3. Кузнецов Б.  Макроэкономика. – Минск, 2009.

4. Лутохина Э.А., Макроэкономика: социально-ориентированный подход. – Минск, 2005.

5. Лемещенко П.С., Лукина С.В., Экономика. Университетский курс. – М., 2007.

6. Соколова Г.Н., Рынок труда Республики Беларусь: экономические вызовы и социальные ответы. – Минск, 2006.

7. Юрьева Т.В., Марыганова Е.А., Макроэкономика. – М., 2008.

8. Статистический  справочник «Беларусь в цифрах».  – Минск, 2008.

9. «Экономическая  газета», 25.08.2009, №64

10. «Белорусский  экономический журнал», 2010. – №1



Информация о работе Особенности безработицы и политики занятости в Республике Беларусь