Особенности деятельности коммерческих банков в КР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 00:13, курсовая работа

Описание работы

В странах с развитой экономикой сектор домашних хозяйств является, как правило, поставщиком капитала для других секторов. Сектор деловых фирм в условиях нормальной экономической конъюнктуры испытывает дефицит денежных средств. Государственный сектор обычно дефицитен, поэтому государство выступает заемщиком на рынке ссудных капиталов. Заграничный сектор может иметь как дефицит, так и избыток средств в зависимости от состояния платежного баланса страны по текущим операциям и сальдо межстранового движения капитала.

Содержание работы

Введение ----------------------------------------------------------------------------------- 2
Глава I. Коммерческие банки
§1. Принципы деятельности коммерческого банка. 4
§2. Функции коммерческих банков.
Организационная и управленческая структура банка. 5

Глава II. Операции коммерческих банков
§1. Пассивные и активные операции банков. 9
§2. Активные операции. ---------------------------------------------------------13
§3. Финансовые услуги. ---------------------------------------------------------16

Глава III. Особенности деятельности коммерческих банков в КР
§1. Из закона Кыргызской республики “О банках и банковской деятельности в республике Кыргызстан ”от 29-го июля 1997 года. 20
§2. Классификация банков Кыргызстана. 22
§3 .Четыре экономических норматива,
установленные Национальным банком КР. 24
§4. Операции коммерческих банков Кыргызстана. 27

Заключение ----------------------------------------------------------------------------- 33
Аннотация -------------------------------------------------------------------------------- 36
Список литератур_________________________________

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 115.09 Кб (Скачать файл)

 Траст-отдел банка  предоставляет  многочисленные услуги и финансовые консультации индивидуальным распорядителям,  опекунам и администраторам, управляющим чужим имуществом на доверительной основе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Глава III.

 Особенности деятельности коммерческих банков в КР.

§1. Из закона Кыргызской республики “О банках и банковской детельности в республике Кыргызстан  ”от 29-го июля 1997 года.

 

Определение банка.

 

1. Банком  в Кыргызской Республике является  финансово-кредитное учреждение,  созданное для привлечения депозитов  юридических и физических лиц  и других денежных средств  и размещения их от своего  имени на условиях возвратности, платности, срочности, а также для  осуществления расчетов по поручениям  клиентов.

2. Банк  является юридическим лицом,  создаваемым в форме акционерного  общества и осуществляющим свою  деятельность в соответствии  с законодательством Кыргызской  Республики на основании лицензии, выданной Национальным (Центральным) банком Кыргызской Республики.

 

Банковская система Кыргызской Республики

 

1. Банковская  система Кыргызской Республики  состоит из Национального (Центрального) банка Кыргызской Республики (Банка  Кыргызстана) и коммерческих банков.

Задачи, принципы деятельности,  правовой статус и полномочия Банка Кыргызстана определяются Законом Кыргызской Республики "О  Национальном банке Кыргызской Республике". Положения настоящего Закона применяются к Банку Кыргызстана лишь в случаях, прямо предусмотренных этим Законом.

Деятельность банков регулируется настоящим Законом, Законом "О Национальном банке Кыргызской Республики", другими законодательными актами Кыргызской Республики, нормативными актами Банка Кыргызстана и уставом банка.

2. По  видам деятельности банк может  быть универсальным или специализированным.

Универсальный банк - это банк, осуществляющий все виды банковских операций, включая инвестирование.

Специализированный банк - это банк, осуществляющий ограниченный круг банковских операций. Деятельность специализированных банков осуществляется на основании настоящего Закона, а также отдельных законодательных актов, регулирующих их деятельность.

3. По  виду собственности банк может  быть государственным или частным.

Государственный банк создается на основании отдельного нормативного правового акта в форме почтового, инвестиционного, сберегательного и иного, по сути схожего с подобными банками.  Государственный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с банковским законодательством республики.

4. Межгосударственный  банк создается на основании  международного договора (соглашения) Кыргызской Республики, ратифицированного  в установленном порядке.

На него распространяются положения настоящего Закона с учетом особенностей, предусмотренных в международном договоре (соглашении) о его создании.

§2. Классификация банков Кыргызстана.

     На 1 сентября 1997 года в Кыргызстане действует 19 банков  и два небанковских специализированных кредитных  учреждения.  Много это или мало? На 4,6 млн. человек приходится 21  учреждение.

 В  Кыргызстане  работают    государственные    Расчётно-сберегательная компания, а также Кыргызская  сельскохозяйственная  корпорация  и  Финансовая  компания  по  поддержке  и    развитию  кредитных  союзов,  имеющие  соответствующие  лицензии.  Основной функцией первой является привлечение свободных  денежных  средств населения и вложение их в государственные ценные бумаги (векселя) или на межбанковском кредитным рынке под залог  векселей.  Вторая занимается кредитованием частных  сельских  товаропроизводителей. Основной  причиной  создания  этих  организаций    является    то обстоятельство,  что  после  закрытия   двух    больших    банков ("Агропромбанка"  и  "Элбанка")  сельское  население   республики осталось практически без банковского обслуживания.  Чуть  позднее была создана компания по поддержке  кредитных  союзов.  Её  целью является организационная и  финансовая  помощь  при  формировании совершенно нового для республики финансово-кредитного института - кредитных союзов.

Все  коммерческие  банки  страны  расположены  в  столице  - г. Бишкек. Кроме этого, в самой столице и провинции  насчитывается 125 банковских филиалов  и  отделений.  Конечно,  размеры  банков республики невелики по меркам развитых стран Запада.

 По количеству  филиалов банки Кыргызстана можно  разделить на:

  _ крупные - более 20 филиалов;

  _ средние - 10-20 филиалов;

  _ мелкие - до 10 филиалов;

  _ банки, не имеющие филиалов.

     В республике имеется 3 крупных банка  по  данному  критерию:

АКБ  "Кыргызстан"  -  22  филиала,  "Кыргызпромстройбанк"  -   25 филиалов, РСК - 49 филиалов. На эти 3 банка приходится 78 %  всех филиалов банков в стране. Средних банков в республике пока нет. 9 банков - мелкие, с количеством филиалов  от  1  до  6.  Остальные банки не имеют филиалов.

  Однако  это  не  означает,  что  количество  филиалов  прямо пропорционально  размерам активов банка.

  По объёму  активов банки можно разделить  на:

  _ крупные - свыше 200 млн. сом;

  _ средние - 100-200 млн.  сом;

  _ мелкие - до 100 млн. сом.

 По  размеру уставного капитала банки  можно  разделить  на  3 группы:

    1 - группа - свыше 30 млн. сом;

    2 -  группа  -  20-30 млн. сом;

    3 - группа - до 20 млн. сом.

Исходя  из  объёма  выполняемых   функций,    банки    могут специализироваться  на  одном  или  немногих  видах    банковской деятельности.

По своему наименованию к специальным банкам  можно  было  бы отнести  инвестиционные   банки    "Иссык-Куль",    "Акылинвест", городской банк "Бишкек". Также, в  принципе,  специализированными банками можно  считать:  "Кыргызэнергобанк"  и  "Кыргызавтобанк", которые имеют свою отраслевую специфику.  Первый  обслуживает,  в основном, предприятия электроэнергетики, а второй -  транспортные предприятия республики.

 

§3.Четыре экономических норматива,

установленные Национальным банком КР.

 

С  переходом  нашей  республики  от  плановой  экономики   к рыночной особую  важность  приобретает  обеспечение  устойчивости коммерческих  банков,  других  финансовых   учреждений    и    их регулирование  посредством  банковского  надзора.  В   частности, проведение анализа деятельности банков осуществляется для раннего обнаружения и предупреждения проблем, которые могут возникнуть  в банках, а также для своевременного применения превентивных мер по их устранению.

Национальный банк (в лице Управления банковского надзора) на основе такого анализа, проводимого как по отдельным банкам, так и в целом по системе коммерческих банков, может изучать ситуацию на финансовом рынке, контролировать выполнение банками установленных экономических  нормативов,  оценивать  эффективность   проводимой денежно-кредитной политики и при необходимости контролировать её.

Одной из важнейших составляющих банковского надзора является разработка  и  установление    экономических    нормативов    для коммерческих банков и других финансовых учреждений.

1. Максимальный размер риска  на  одного  заемщика  -  (К1). Смысл данного  норматива  заключается  в  ограничении  кредитного риска коммерческих банков в отношении одного заемщика или  группы лиц,  связанных  между  собой  через  права  владения,   филиалы, перекрестные гарантии и т.д. Кредитом считается любая прямая  или косвенная выдача банком  средств,  основанная  на  обязательствах лица-получателя (заемщика) по возврату  этих  средств.  Кредитный риск - это риск потерь доходов и капитала  банка,  возникающий  в ситуации, при которой заемщик или  деловой  партнер  не  способен выполнить  свои  обязательства  перед  банком  и  по  своей  сути является частным случаем риска концентрации.  Проще  говоря,  этот норматив является отражением  известной  поговорки:  "Никогда  не держи все яйца в одной корзине".

Допустимый  максимальный  размер  кредита  и    забалансовых обязательств, которые  могут  быть  выданы  одному  заемщику  или группе связанных лиц, определяется по формуле:

                         К1 = МК / СК,  где

  МК - максимальный размер совокупной задолженности  по  ссудам одного заемщика (группе связанных лиц), сумма  всех  забалансовых обязательств  (гарантий,  поручительств,  аккредитивов  и  других аналогичных обязательств), выданных банком за этого заемщика;

СК - суммарный капитал банка.

Максимально допустимое значение норматива К1  для  заемщика, не связанного с банком, установлено в размере не  более  0.25,  а для заемщика, связанного с банком (акционера, члена Правления или сотрудника банка) - не более 0.15.

2. Коэффициенты  адекватности  (достаточности)  капитала - (К2.1, К2.2). Смысл этого норматива заключается в обеспечении для вкладчиков и кредиторов гарантии того, что банк сумеет  выполнить все свои обязательства перед ними и  определяется  как  отношение капитала к активам, взвешенным по степени кредитного риска.

Суммарный капитал банка условно подразделяется на: первый  и второй  уровни.  Капитал  первого  уровня    содержит    средства акционеров банка, по которым нет никаких обязательств по возврату и выплате  любых  платежей  (простые  акции  или  паи,  некоторые привилегированные акции, нераспределенная прибыль прошлых лет  за вычетом  убытков  текущего  года).  В  капитал  второго    уровня включаются  средства  акционеров,  по   которым    ещё    имеются обязательства по их возврату и выплате платежей (прибыль текущего года, некоторые  привилегированные  акции),  субординированные  и облигации со сроком погашения более 5  лет,  "общие"  резервы  на неклассифицированные  кредиты  и  активы,  а  также  в  некоторых случаях - переоценка основных средств.

Норматив адекватности  капитала  для  надежной  деятельности банка определяется по двум коэффициентам:

К2.1 - коэффициент адекватности суммарного капитала (капитал первого уровня плюс капитал второго уровня).

К2.2 - коэффициент адекватности капитала первого уровня.

Коэффициент адекватности суммарного капитала определяется по следующей формуле:

                        К2.1 = СК / СРА • 100% ,  где

СК - суммарный капитал;

     СРА - суммарные  рисковзвешенные    активы.    Их    значение определяется по специальной инструкции НБКР.

К2. 1 должен быть не менее 8 процентов.

Коэффициент    адекватности    капитала  первого    уровня определяется по формуле:

              К2.2 = КПУ / СРА • 100% ,  где

КПУ - капитал первого уровня.

      К2.2 должен быть не менее 4 процентов.

      3. В  целях  ограничения  риска  ликвидности,   Национальным банком был разработан и введен норматив ликвидности  -  К3.  Риск ликвидности - это риск потерь доходов и капитала,  возникающий  в ситуации,  при  которой  банк  не  в  состоянии  исполнить   свои обязательства перед вкладчиками  (возврат  депозитов,  выполнение обязательств по полученным кредитам и т.д.) Норматив  ликвидности определяется по формуле:

                         К3 = ЛА / ОБ ,  где

ЛА - ликвидные активы банка;

     ОБ - краткосрочные обязательства банка.

      В настоящее время К3 установлен в размере 0.3. Это означает, что банки обязаны держать долю своих  средств  в  виде  ликвидных активов (наличность,  ГКВ  и  другие  высоколиквидные  активы)  в размере не менее 30% от своих краткосрочных обязательств.

      4. В целях ограничения размеров курсового (валютного)  риска для коммерческих банков НБКР  был  установлен  норматив  открытой валютной позиции. Валютная позиция - это несоответствие активов и обязательств в разрезе отдельных валют на  определенную  дату.  В случае, когда активы и обязательства в иностранной  валюте  равны (закрытая  валютная  позиция)  изменение  курсов    инвалют    на финансовое состояние ни коим образом не влияет.  Когда  активы  и обязательства в инвалюте не равны между собою (открытая  валютная позиция), тогда  существует  риск  потерь.  Он  появляется  из-за изменений курсов валют - переоцененные активы и  обязательства  в инвалюте дают  различные  результаты,  которые  прямо  влияют  на финансовое  состояние  коммерческого  банка.  Открытая   валютная позиция может быть  длинной  (в  случае  превышения  активов  над обязательствами) и короткой (в случае превышения обязательств над активами).

Размер  открытой  валютной  позиции  (как  длинной,  так   и короткой) по первой группе валют ("твердые") не должен  превышать 20% от суммарного капитала.

Лимит  открытой  валютной  позиции  (как  длинной,  так    и короткой) по второй группе валют ("мягкие") не  должен  превышать 15% от суммарного капитала.

Данная  методика  проведения  анализа  предполагает   расчет различных оценочных показателей, которые наиболее  полно  и  ясно характеризуют основные аспекты деятельности коммерческих  банков. Для  расчета  большинства  коэффициентов   используются    данные периодического регулятивного  банковского  отчета  (а  не  данные баланса), что намного облегчает процесс вычисления.  Конечно  же, сотрудники коммерческих банков, занимающиеся анализом  финансовой деятельности,  а  также  любые  заинтересованные    лица    могут дополнительно использовать и другие коэффициенты.

Информация о работе Особенности деятельности коммерческих банков в КР