Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 16:23, реферат
Цель работы - рассмотреть, что представляют собой финансово-промышленные группы, выявить их значение и влияние на экономику страны. Также нужно подвергнуть анализу объективные условия, вызвавшие острую необходимость формирования финансово-промышленных групп в нашей стране. Необходимо также отразить их развитие в России, отметить существующие проблемы и показать перспективы. Особенно важно при этом руководствоваться опытом зарубежных стран, где сращивание финансового и промышленного капиталов происходит уже довольно длительное время.
Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение финансово-промышленной группы;
2. Показать становление финансово-промышленных групп; их особенности;
3. Объяснить, как происходит государственное регулирование деятельностью финансово-промышленных групп;
4.Изучить финансово-промышленные группы в российской экономике;
5. Выявить проблемы, плюсы формирования финансово-промышленных групп;
6.Рассмотреть мировой опыт деятельности финансово-промышленных групп.
ВВДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ФПГ
1.1. Причины возникновения ФПГ
1.2. Особенности ФПГ
1.3. Плюсы ФПГ
1.4. Направления и преимущества участников ФПГ
1.5. Классификация ФПГ
2. ФПГ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН. МОДЕЛИ ФПГ
2.1. Мировой опыт деятельности ФПГ
2.2. Структурные элементы формирующихся российских ФПГ
2.3.Проблемы развития ФПГ в РФ
2.4. ФПГ и государственная поддержка
2.5. Создание ФПГ в отраслях оборонной промышленности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вторая сфера быстрого накопления капитала - торговля. Высокая прибыльность торгового бизнеса в России связана с огромными различиями в структурах внутренних и мировых цен, сделавшими внешнюю торговлю сразу после отказа от государственной монополии на эту сферу весьма эффективной.
Во многих случаях торговые структуры появлялись раньше, чем финансовые, и выступали материнскими компаниями по отношению к последним. Однако с учетом прибыльности банковского бизнеса практически все заметные торговые компании не только открыли собственные банки, но и рассматривают собственную банковскую деятельность в качестве приоритетного направления развития.
В свою очередь, банки непосредственно внедряются на рынок торговых услуг, создавая дочерние компании. Банки также активно участвуют в приобретении акций крупнейших предприятий розничной торговли.
Таким образом, банки и торговые компании являются в сегодняшних условиях основными структурообразующими элементами ФПГ. Именно здесь основной источник доходов группы (которые могут частично перераспределяться в пользу других входящих в группу предприятий, в том числе на освоение новых рынков).
Кроме того, в современной структуре ФПГ, как правило, присутствуют еще два “типовых” элемента - страховая компания и чековый инвестиционный фонд. В условиях инфляции и при отсутствии в обществе традиций потребления страховых услуг развитие страхования сталкивается со спросовыми ограничениями. Однако в рамках более крупных структур страховые компании оказываются крайне полезными, в том числе для безналогового увеличения наличных выплат работающим в ФПГ (через страховые платежи) и организации легального вывоза капитала (через перестрахование за рубежом) [6, C. 35-42].
Инвестиционные фонды изначально использовались для аккумуляции приватизационных чеков (по данным Госкомимущества, на начало 1994 года фонды собрали около 30% всех выпущенных чеков в России), а впоследствии - для спекулятивной игры ваучерами. Особенность российского законодательства потребовала от банков создания дочерних структур для внедрения на этот новый ранок. Именно сегодня инвестиционные фонды играют основную роль в практическом осуществлении инвестиционной стратегии ФПГ в части приобретения пакетов акций и отдельных предприятий в ходе приватизации. Здесь надо учесть, что российское законодательство ограничивает прямые банковские инвестиции в небанковские предприятия. Способ обхода закона - учреждение дочерних компаний, в первую очередь инвестиционных компаний и фондов.
В меньшей степени в структуре современных ФПГ распространены такие преобразования, как, например, фирмы по работе с недвижимостью. Сравнительно новая тенденция, которая будет усиливаться, - формирование частных пенсионных фондов.
Что касается промышленных
предприятий, то фактически финансово-
1. уникальность предприятий, их монопольное положение на российском рынке;
2. продукция предприятия является основной для входящих в ФПГ торговых компаний;
3. вложения в сектора, дополняющие отраслевую структуру группы;
4. наличие личных связей в секторе, готовность руководителей предприятий к сотрудничеству с крупным банком;
5. крупная просроченная задолженность предприятий банку: в этом случае руководство ФПГ надеется совместными усилиями нормализовать обстановку, так как не видит другого способа вернуть выданные кредиты.
На основании всего выше сказанного можно сделать вывод, что участниками финансово-промышленной группы могут быть различные промышленные предприятия, финансово-кредитные учреждения и прочие юридические лица. Однако в настоящее время основными элементами ФПГ являются банки, поэтому необходимо подробнее отразить роль финансово-кредитных институтов в формировании и развитии финансово-промышленных групп [5,C.11-14].
2.3.Проблемы развития ФПГ в РФ
Можно назвать ряд факторов, сдерживающих развитие ФПГ. Среди них экономическая и политическая нестабильность, неблагоприятный инвестиционный климат, низкий жизненный уровень и покупательная способность населения, в общем, ничего нового. Но есть ещё один фактор - общая социальная ситуация в стране и соответствующим образом сформированное общественное мнение. Экономическая реформа проводится с колоссальными экономическими и социальными затратами, что порождает отношение к организациям типа ФПГ как к инструменту упрочения отечественными монополиями своего положения, блокирования рыночных преобразований и выколачивания льгот и бюджетных средств.
Конечно, формирование ФПГ ведёт к концентрации производства и капитала и в немалой степени содействует усилению монополизации рынков и экономики страны. Но может и не способствовать, ведь ФПГ вполне способны стать инструментом не ликвидации, а развития конкуренции и ограничения монополизма.
В нашей стране реальный уровень концентрации производства был в целом ниже, чем в развитых странах, а уровень монополизации значительно выше, так как конкуренции фактически не существовало. Отечественные монополии складывались не благодаря научно-техническому превосходству и победам в конкурентной борьбе, а в силу организуемого государством разделения труда. Монополистами могли стать даже самые захудалые, технически отсталые предприятия, если они работали на дефицитный рынок, где спрос намного превышал предложение. В результате искусственного монополизма ряд предприятий, с приходом рыночных отношений, «вылетели в трубу» [7,C. 15].
Теперь властные структуры государства тревожат вопросы: не усилят ли отечественные ФПГ позиции монополизма в российской экономике? Всё ещё не преодолено упрощённое представление о самой монополии, сводящее её к определённой концентрации производства. Между тем это определённое рыночное поведение, для которого высокая концентрация производства может служить (а может и не служить) лишь одной из предпосылок. Соответственно, антимонопольное законодательство должно быть направлено против монопольного поведения, а не против концентрации производства как таковой.
Стремление отожествить концентрацию производства и капитала с монополизацией, к сожалению, присуще специалистам, составляющим российские программы развития, что имеет явно пагубные последствия для отечественной экономики. В проекте среднесрочной программы развития российской экономики на 1997 - 2000 годы ФПГ ни разу не упоминаются в позитивном контексте, зато трижды - в плане борьбы против монополизма. Намечается дальнейшее противодействие созданию новых монопольных структур, в том числе при приватизации государственных предприятий и осуществлении имущественных сделок. Причём в целях профилактики возможных проявлений монополизма предусматривается осуществление соответствующими органами государственной власти предварительного контроля за ними в процессе слияния, присоединения коммерческих организаций, в том числе ФПГ.
2.4. Финансово-промышленные
группы и государственная
Многие авторы подчеркивают, что создание ФПГ отвечает, прежде всего, интересам государства. Последнее получает возможность обеспечить более высокий уровень эффективности, динамичности, сбалансированности и управляемости экономики. Но авторы также отмечают, что интересы участников ФПГ в свою очередь, как правило, совпадают с интересами государства.
В такой ситуации, очевидно, что в процессе создания ФПГ государство должно оказывать поддержку их становления и развития. При этом речь идет не только о предоставлении дотаций и субсидий.
Основной вопрос взаимодействия государства и ФПГ - определение и задействование конкретных мер государственной поддержки и стимулирования, обеспечивающих положительный эффект. В этой связи комплекс конкретных мер, могущих позитивно повлиять на организацию ФПГ, видится следующим образом:
1. Погашение задолженности федерального и региональных бюджетов перед участниками ФПГ в счет налогов, подлежащих ими к уплате в бюджеты.
2. Отмена для участников ФПГ авансовых платежей по налогу на прибыль.
3. Зачет убытков, понесенных
участниками ФПГ, при определении
налогооблагаемой прибыли
4. Разрешение продажи
участниками группы своей
5. Единовременное списание
затрат по закупке
6. Осуществление экспортно-
7. Наделение участников
ФПГ правом экспорта
8. Предоставление отсрочки
до завершения сделки по
9. Образование инвестиционных
и стратегических фондов ФПГ
с направлением в них части
отчислений в отраслевые
10. Создание фондов ФПГ (медстраха, соцстраха, занятости, НИОКР) с направлением в них обязательных отчислений.
11. Допущение отсрочки до конца текущего финансового года по уплате налога на прибыль в части, направляемой на инвестиции вb отечественную экономику и подлежащей налогообложению по действующему законодательству.
Если хотя бы некоторые
меры будут воплощены в жизнь,
это окажет стимулирующие
2.5. Создание финансово-
В результате резкого перехода на новые условия хозяйствования предприятия оборонного комплекса лишились жесткого государственного регулирования в сфере производства и обращения. Либерализация цен и, как следствие, все возрастающая инфляция подорвали инвестиционную активность предприятий. Также положение усугубляется обвальной конверсией и стихийностью приватизации на начальном этапе.
Средством для преодоления существующих проблем отраслей оборонной промышленности (ООП) является создание ФПГ. В настоящее время в ООП ведутся работы по созданию около 20 ФПГ, которые будут межотраслевыми объединениями финансовых, производственных, торговых структур, нацеленных на выпуск конкурентоспособной военной и гражданской продукции [8,C. 201].
Предполагается, что создание ФПГ на базе предприятий ООП:
1. повысит экономическую и финансовую устойчивость предприятий - членов ФПГ;
2. расширит самостоятельность предприятий ООП, они будут рассчитывать на свои силы и меньше опираться на поддержку государства;
3. будет способствовать модернизации производства ООП за счет привлечения банковского капитала;
4. снизит вероятность банкротства предприятий и способствует их выходу на прибыльную работу;
5. будет способствовать перераспределению управленческих функций. Часть функций Госкомоборонпрома РФ и Главных управлений способны взять на себя ФПГ;
6. будет способствовать структурной перестройке экономики ООП, развитию производственно-финансовых отношений;
7. предотвратит падение производства в ООП, приостановит разрушение крупных технологических комплексов.
При формировании ФПГ на базе предприятий ООП должны учитываться их особенности, включая необходимость сохранения научного, промышленного и кадрового потенциала, сохранения и развития мобилизационных мощностей и т.д.
В настоящее время уже созданы и функционируют ФПГ: “Уральские заводы”, “Сокол”, “Скоростной флот”, холдинговые компании - “Ленинец”, “Арсенал”, “Авиаприбор-холдинг” и корпорации - “Туполев”, “Ильюшин” и др. Активизировалась работа по проектированию ряда международных ФПГ.
Благодаря созданию ФПГ в ООП достигается ряд преимуществ, таких как:
1. сохранение технологических и производственных связей между предприятиями после приватизации и их научно-технического потенциала;
2. возможность привлечения внебюджетных источников финансирования для осуществления конверсии и диверсификации производства;
3. обеспечение привлечения необходимых финансовых и материальных ресурсов для налаживания выпуска сложной конкурентоспособной продукции;
4. решение проблемы взаимных неплатежей в рамках создания интегрированных групп;
5. обеспечение гарантий сохранения и поддержания мобилизационных мощностей.
Наибольшие трудности при формировании и функционировании ФПГ в ООП обычно связаны с привлечением заемных средств. Имеется два пути привлечения внебюджетных средств участниками ФПГ - через банки и через фондовый рынок. Однако четвертая часть российских банков убыточна, а фондовый рынок находится на стадии своего формирования. Для привлечения иностранных инвесторов не созданы льготные условия. В то же время за счет создания ФПГ в ООП может быть обеспечен подъем как в области промышленности, так и в области накопления капитала.
В настоящее время нужно решить возникающие проблемы и устранить влияние сдерживающих факторов, в частности, снять жесткие ограничения на образование ФПГ. Тогда можно ожидать повышения взаимной заинтересованности промышленного и финансового секторов в создании ФПГ, расширения приватизации банковской сферы, создания элементов правовой инфраструктуры. В результате может быть осуществлена серьезная структурная перестройка промышленности.
Информация о работе Особенности финансово-промышленных групп